sotrud.ru 1 2 ... 200 201

ББК 83.011.7 

Печатается по решению  
З-17 
РИС НовГУ 
 
 
 
 
Рецензенты: 
доктор филологических наук, профессор О. В. Лещак 
Института славянской филологии Свентокшиской Академии им. 
Яна Кохановского в г. Кельце (Польша) 
 
доктор филологических наук, доцент В. Г. Дидковская  
кафедры русского языка Новгородского государственного универси-
тета им. Ярослава Мудрого  
 
Заика В. И. 

З-17  Очерки  по  теории  художественной  речи:  Монография / 
В. И. Заика;  НовГУ  им.  Ярослава  Мудрого. – Великий  Новгород,  
2006. – 407 с. 
  
В очерках рассматриваются вопросы эстетической реализации (эс-
тетической  функции)  языка.  Книга  является  опытом  создания  теории 
художественной  речи  на  функционально-прагматических  методологи-
ческих  основаниях.  С  позиций  антропоцентризма,  реляционизма  и 
прагматической  телеологии  рассмотрены  основные  понятия,  состав-
ляющие  инструментарий  исследователя  художественной  речи:  рефе-
ренты художественной речи, остраннение, план выражения, знак, план 
содержания,  образ,  смысл,  художественная  модель,  референтное 
пространство  и  др.  Телеологическая  ориентация  реализованного 
функционального видения литературно-художественной языковой дея-
тельности  обусловлена  потребностями  упорядочения  методологиче-
ских  установок,  понятийного  аппарата  и  методических  процедур  лин-
гвистического  анализа  художественного  текста  в  вузе.  Предлагаемая 
система представлений об эстетической реализации языка рассмотре-
на на материале русской художественной литературы.   
Очерки  адресованы  лингвистам,  преподавателям  русского  языка, 
студентам-филологам, аспирантам, учителям а также тем, кто интере-
суется проблемами художественной речи.  
 

ББК 83.011.7 

 
©Новгородский 
государственный 
университет, 2006 
© В. И. Заика, 2006 


 

ВВЕДЕНИЕ 

 
В работе рассматривается ряд вопросов, связанных с изучением 
эстетической реализации (эстетической функции) языка. 
Наука о словесной эстетической деятельности в ее современном 
состоянии    необычайно    разнообразна.  Всесторонне  изучаются  ин-
дивидуальные  стили:  например,  на  основе  анализа  всего  корпуса 
текстов  исследовано  миросозерцание  А.  Платонова    в  виде  набора 
концептов,  объяснены  механизмы  порождения  платоновского  ху-
дожественного мира (М. А. Дмитровская), а также  вырабатываются 
подходы  к  созданию  словаря  и  тезауруса  платоновского  языка 
(М. Ю. Михеев).  Изучаются  идиостили  в  целом  и  отдельные  эле-
менты идиостилей: многоаспектное рассмотрение формул в словес-
ности  М. Цветаевой  позволило  представить  особенности  миросо-
зерцания, эстетики поэта, устройство текстов (С. Ю. Лаврова).  
Исследуются  различные механизмы выразительности: приемы, 
их взаимодействие, которое необходимо для воплощения художест-
венного замысла и которое обеспечивает эстетическое воздействие 
(Е. В. Маркасова,  А. А. Липгарт,  И. В. Труфанова,  С. Г. Николаев  и 
др.). 
В  обобщающих  работах  устанавливаются  тенденции  поэтиче-
ской  реализации  языка  [Фатеева 2001].  Своего  рода  обобщением 
является  и  лексикографическое  описание  словесной  эстетики,  на-
пример,  в  продолжающемся  объемном  издании  «Словаря  языка 
русской поэзии XX века» или в компактном тематически организо-
ванном представлении образного арсенала поэзии [Иванова 2004]. 
Теоретическое  осмысление  эстетики  художественной  речи  ка-
сается 
как 
частных 
вопросов, 
например 
образности 

(Н. В. Халикова),  так  и  общих,  например  установления  собственно 

специфики  художественности  (эстетичности).  В  обзоре  попыток 
определения художественности, сделанном Н. Л. Галеевой, обнару-
жена чрезвычайная сложность этой проблемы [Галеева 1999]. Пока-
зателем  сложности  теоретического  осмысления  художественности 
является представление эстетического кода в  иерархической систе-
ме  уровней  информации  модели  как  самого  верхнего  «слоя» [Бо-
лотнова 2002: 139].  Высота  эстетического,  которое  оказывается 



следующая страница >>