sotrud.ru 1 2 ... 32 33

ПЕРЕМЕНА

ПЕРЕМЕНА Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо
Том 3 (4), 2002
ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ
Инна Валькова
Содержание
Ольга Варшавер
Дайва Пенкаускене
Венди  Сол
Письмо редакторa
3
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Анна Гладкова
Венди Сол
РОССИя
Гульсанам Каримова
ЦЕНТРАЛЬНАя АЗИя
Катерина Кубешова
Что нового
4
ЦЕНТРАЛЬНАя ЕВРОПА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Бардыл Мусай
Международное сотрудничество,
БАЛКАНЫ
конференции, премии
Паата Папава
ЗАКАВКАЗЬЕ
Айя Туна
БАЛТИя, УКРАИНА
Ракурсы
6
ГЛАВНЫЙ ХУДОЖНИК
Как сделать, чтобы ученики читали больше?
Уильям Саккалоски
Ответы из Албании, России, Румынии и США
ХУДОЖНИК
Альвидас Ладига
Обзор страниц в Интернете
45
ПЕРЕВОДЧИКИ
Ефим Дубровский
www.eschoolnet.org
Наталья Калошина
Холли Бак и Бриджитт Парри
Адрес редакции:
Международная ассоциация
чтения (IRA)
Объявления
47
800 Barksdale Road, PO Box 8139
Newark, DE  19714-8139
Гранты и конференции
USA
© Международная ассоциация
чтения, 2002
ISSN 1392-9496 Издательство
GARNELIS, Klaipлdos g. 6, LT-2600
Vilnius, Lithuania
Отпечатано в VILSPA AB,
Virрuliрkiш skg. 80, LT-2056
Vilnius, Lithuania


ПЕРЕМЕНА
ПЕРЕМЕНА Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо
МИССИЯ ЖУРНАЛА
Статьи
Журнал “Перемена” – международный
печатный орган для обмена идеями и
опытом между учителями, преподавате-
лями университетов и всеми, кто заин-
тересован в демократизации образова-
Размышления
ния. Издание призвано способствовать
профессиональному росту педагогов,
“Идеальное” обучение письму
8
поощрять их к размышлениям и ис-
и педагогическая иерархия
следованиям. Предпочтение отдается

рукописям, посвященным вопросам

Зои Рэндалл
гуманистического образования, разви-
тию критического и творческого мыш-
ления, интерактивным и групповым ме-
Нечего читать
15
тодикам и решению проблем, а также
Тинатин Валиева
деятельности организаций, поддержи-
вающих подобную образовательную
практику.
Издательское дело в Боснии и Герцеговине
16
Журнал “Перемена” основан в 2000
Мухамед Сарайлиц
году как издание проекта “Развитие
критического мышления через чтение и
письмо” Института “Открытое общество”
Поликультурность и политкорректность
19
С 2002 года журнал “Перемена”
в детских книгах: взгляд из Индии
издается Международной ассоциацией
Сандиа Рао
чтения (IRA)
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ОТДЕЛ IRA
Джоан Ирвин
Уроки
директор по издательской деятельности
Кейт Тайлер Уолл
От музыки к культуре: технология развития
23
главный редактор, журналы
критического мышления на занятиях
Синтия Соуэйя
по предмету “Музыкальное искусство”
ответственный редактор, журналы
Беверли Майклс
Галина Муромцева
старший редактор, журналы
Джанет Паррак
Использование коммерческой рекламы
27
редактор по правам
для обучения критическому мышлению
Хайди Б. Барнет
Сьюзен Дж. Беренс и Лесли Левин
директор Отдела маркетинга
Скотт Уолтер
директор Отдела международного
развития
Образовательная политика
Международная ассоциация чтения (IRA)
Инновационные технологии
33
800 Barksdale Road, PO Box 8139
преподавания-учения в высшей школе:
Newark, DE  19714-8139
USA
осторожные, но решительные шаги
Сергей Заир-Бек
Дизайн обложки
West & Assoc., McLean, VA USA
Фото: PhotoDisc, Inc.
Новые программы требуют
41
критического мышления
Ивон Поллок



Письмо редактора

Журнал “Перемена” – меж- кой группы, но и как граждан мира. стран, она напоминает нам, что те-

дународный,  и  это  об-
Как  соотносится  критическое
матика  и  форма  куда  важнее,  чем
стоятельство заставляет
мышление с идеей национального
конкретные слова или детали. Так же
нас постоянно соотносить себя с ми-
самосознания? Те, кто полагают, что
и с нашим журналом: авторы пишут
ром. Благодаря материалам этого но-
предметом национальной гордости
о конкретных учебных ситуациях,
мера вы сможете сравнить пробле-
является  генофонд, состоящий  из
связанных с реалиями националь-
мы книгоиздателей своей страны с
“генов высшей пробы”, боятся  кри-
ных систем образования, а мы, через
проблемами их коллег  в  Боснии и
тического мышления как огня. Они
частное усматривая общее, узнаем
Герцеговине (с. 16). Вы задумаетесь
видят смысл обучения в навязыва-
много нового о природе обучения в
над тем, одинаков ли механизм рек-
нии некой доктрины и не ценят до-
целом. Впрочем, различия тоже важ-
ламы в разных концах планеты и как
казательное, основанное на фактах,
ны, и  нигде мы не ощущаем их так
возбуждают “азарт  покупателя”
рассуждение.  Ведь  при  обучении
явственно, как в деталях, описанных
привычные глазу рекламные клише
критическому мышлению учащим-
нашими авторами. Когда Сергей За-
(с. 27)? А как дети разных стран вос-
ся предлагают “спуститься со своей
ир-Бек пишет об университетском
принимают  сказки  (с.  19)?  Наши
колокольни”, разобраться, кто выиг-
семинаре, я как редактор стараюсь
публикации позволяют осуществить
рает от принятия тех или иных ре-
разобраться, одинаково ли мы пони-
кросскультурный  обмен,  который
шений, и взвесить каждую идею в
маем этот термин. Что ожидается на
возможен лишь на основе серьезных,
соответствии с ее реальными досто-
подобном занятии от студентов? А

вдумчивых ответов на эти и многие

инствами, недостатками, риском…
какова  здесь  роль  преподавателя?
другие вопросы. Такие сравнения да-
Но существуют люди, которые ве-
Кто он: “вратарь” или “тренер”?
ют  пищу  для  наших  собственных
рят, что национальная гордость со-
Как ни странно, чем больше мы
критических размышлений.
стоит в радостной возможности по-
узнаем об иных культурах, тем глуб-
Впрочем,  оценить  достоинства
делиться  всем,  что  накоплено  их
же познаем себя. Благодаря лучшим
иной культуры или образа жизни не
нацией, относясь при этом с уваже-
статьям этого журнала мы присут-
всегда легко. В странах, где в опреде-
нием и интересом к тому, что отли-
ствуем на ваших уроках и вникаем в
ленный период происходил отход от
чает представителей других наций.
проблемы, которые вы обсуждаете с
национальных традиций и ценно-
Для таких людей критическое мыш-
коллегами за чашкой чая, когда сти-
стей, сейчас основной упор делается
ление – мощный инструмент позна-
хает в школе ребячий гомон. И как
на восстановление утраченного на-
ния, способ понять чужие поступки
же счастливы мы, редакторы, если,
ционального самосознания. Поэто-
или чужое творчество в контексте
получив новую статью, нам хочется
му “иное” воспринимается как угро-
иной культуры. Учащиеся рассмат-
воскликнуть: “О,  я  отлично пони-
за, а порой даже как оскорбление. В
ривают варианты, причинно-след-
маю, что имеет в виду автор!” или на-
такие исторические моменты учеб-
ственные связи, действия и резуль-
оборот “Как интересно, я никогда не
ные планы обычно подчинены од-
тат этих действий. Цель подобного
думала об этом под таким углом!”
ной единственной цели: вырастить
обучения – создать более разумный
Рассказы об учениках и учителях, о
поколение граждан, которым будут

мир,  в  котором можно  беседовать

студентах и преподавателях, расска-
дороги  национальные  интересы  и
просто и честно, мир, где умеют не
зы уважительные и содержательные
позитивный  имидж  их  родины.
только говорить, но и слушать.
– залог успеха нашего международ-
Однако следует помнить, что воспи-
Я не устаю удивляться, как же не-
ного журнала.
тание и обучение способны помочь
легко порой людям понять друг дру-
детям осознать себя не только как
га.  Однако,  когда  Сандиа  Рао  из
представителей нации или этничес-
Индии  пишет  о  сказках  разных
Венди Сол
 ПЕРЕМЕНА Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо   3



следующая страница >>