sotrud.ru 1

Открытое занятие


По авторскому курсу «Этика саморазвития»

на тему:

«Введение в курс этики саморазвития»
План-конспект занятия
«Возьмите чашу терпения.

Налейте туда полное сердце любви.

Бросьте две пригоршни щедрости.

Плесните туда же юмора.

Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры

и всё это хорошо перемешайте.

Потом намажьте на кусок отпущенной Вам жизни

и предлагайте всем, кого встретите на своём пути».
Бабушкин рецепт счастья.




Цель занятия.

Учебно-наглядный комплекс.




Цель занятия:

Знакомство учащихся с новым предметом. Осознание необходимости самопознания.
Учебно-наглядный комплекс: проектор, аудиоколонки, ноутбук, в качестве демонстрационных объектов используются веник и компьютер.


Методы, методические приёмы
Презентация, слайд 1


Презентация, слайд 2


Презентация, слайд 3

Демонстрационный объект №1

Демонстрационный объект №2

Демонстрационный объект №3

Презентация, слайд 4.

Просмотр видеофрагмента,

Презентация, слайд 5

Презентация, слайд 6

Презентация, слайд 7,

Звуковое сопровождение «Природа»

Презентация, слайд 8

Презентация, слайд 9

Презентация, слайд 10

Презентация, слайд 11

Просмотр видеофрагмента,

Презентация, слайд 12
Презентация, слайд 13


Этапы занятия:

  1. Организационный этап.





  1. Актуализация знаний.


Сегодня мы начинаем изучение нового курса. Он совершенно не похож на привычные школьные предметы. Нет учебника, домашние задания выполняются по желанию и, самое, главное – отсутствуют оценки. Потому что по этому предмету их ставит не учитель. Эти оценки выставит Вам сама жизнь.

Что же мы будем делать? Разговаривать. Разговаривать на равных, поэтому я буду ждать от вас аргументированных мнений.

Что же мы будем обсуждать? Для выяснения этого прошу Вас ответить на несколько простых вопросов. Я сейчас покажу вам три неких устройства, а вы ответите на вопросы, которые вы видите на слайде. Посмотрите, пожалуйста, на это знакомое всем устройство (на первый стул кладется веник). Насколько сложно оно устроено? (Учащиеся отвечают обычно так: не сложно, просто устроено, это только скрепленные между собой прутья). Как долго нужно учиться, чтобы правильно им пользоваться, хорошо овладеть приемами использования этого устройства? (Ответ: достаточно быстро)).

Да, длительного времени, и особых навыков тут не требуется. Можно ли научиться им пользоваться самому и без посторонней помощи? (Да, конечно, что тут сложного). Тогда такой вопрос: а насколько ЭТО устройство сложнее устроено, чем предыдущее (на втором стуле - компьютер). (Ответы: сложнее, намного сложнее). Как много времени нужно, чтобы научиться пользоваться этим устройством? (Если для веника минуты, то тут недели, месяцы, а то и больше!). Велика ли вероятность, что Вы испортите устройство в процессе обучения, особенно, если обучение идет без посторонней помощи? (Да, тут даже включать и выключать надо уметь, а потерять нужную информацию, не умея – запросто!). Сделаем вывод: чем устройство сложнее, тем легче его повредить при неправильной эксплуатации. И самый главный вопрос: а сможем ли мы самостоятельно освоить все потенциальные возможности использования данного устройства? Не только печатать текст и смотреть кино – а полные его возможности? (Ответ: нет, конечно! Самостоятельно – невозможно, нужен преподаватель-специалист). Хорошо. Тогда я помещаю перед вами еще одно устройство. (Преподаватель садится на третий стул). Скажите, пожалуйста, из трех устройств – какое самое сложное? (Ответы: это Вы; это человек сложнее всех). Да, правильно, человек – это самое сложное из всех ныне известных нам устройств во Вселенной. А где инструкция? Правда, в одной группе подсказали, где искать инструкцию. Инструкцию от Производителя. Это Библия. Но вот боюсь, что мало кто из вас может сказать: да, я живу по Библии, я живу по Евангелию. Или хотя бы просто признаю эту инструкцию для руководства своей жизни. А тем временем повредить самое сложное устройство во Вселенной – Человека – оказывается очень даже просто.


Поэтому все же вернемся к заданному вопросу: где инструкция? Где и как мы учимся этим сложнейшим устройством пользоваться? В момент рождения каждый из нас получает в подарок абсолютно бесплатно самого себя. И что дальше? Конечно, мама ребеночка непременно прочитает, как правильно пеленать, мыть, кормить, но ведь для того, чтобы существо в пеленках стало Человеком этого явно недостаточно! И вот сначала родители, а потом и подрастающий ребенок сами, без всякой посторонней помощи, пытаются осуществить этот сложнейший процесс: становление Человека. А как мы уже говорили раньше, встают две главные проблемы: первая – если делаешь это сам, весьма велика опасность повредить и испортить; и – вторая: для такого сложного устройства самому постигнуть потенциально заложенные в него возможности очень и очень сложно. Вы скажете: но тысячи лет люди это делали, что же изменилось сейчас? А сейчас, к сожалению, во-первых, в большинстве семей оказались утраченными традиции народной педагогики, передававшиеся от поколения к поколению; во-вторых, сегодняшний мир крайне информационно насыщен, и эта информация не всегда оказывается полезной для формирующегося человека. Скорее наоборот: наша школа жизни все чаще и чаще становится похожей на одну школу… Я вам сейчас ее покажу.
Демонстрируется фрагмент мультфильма «Чертенок №13».

Знаете, когда снимался этот мультик, авторы такую школу воспринимали как прикол. А сейчас как мы воспринимаем этот девиз - «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех»? Как вполне подходящий для реальной жизни! А когда большинство людей начинают следовать этому девизу, жизнь всех и каждого и правда превращается в филиал ада… К тому же в таком обществе непременно находится хитрый и опытный манипулятор, умело использующий людей для достижения собственных корыстных целей. И, наделав множество непоправимых ошибок, человек в отчаянии восклицает: «Ну почему я не знал этого раньше?» И это справедливо: человек, имея свободу выбирать свой жизненный путь, должен все же знать все последствия того или иного выбора. И поэтому возникает необходимость изучать, постигать всю сложную структуру этого необыкновенного создания – Человека.



  1. Этап закрепления знаний.


А что такое - человек?

Многие мыслители пытались дать определение понятия «человек». История древнегреческой философии сохранила предание о споре двух знаменитых философов. Как-то мудрый Платон предложил определять человека как «животное о двух ногах и лишённое перьев». Эта формула своей краткостью и оригинальностью привела почитателей и учеников Платона в восторг. Те признаки, которые указал Платон, и в самом деле являются общими для большинства людей. На следующий день вечный оппонент Платона философ Диоген из Синопы принес в рощу Академа, где собирались ученики Платона, ощипанного петуха и объявил: «Вот человек Платона!» В ответ на это Платон добавил к своему определению еще один признак: «и с широкими когтями».

Почему же определение Платона, сформулированное по правилам логики, всё же выглядит столь несерьёзно? Более того – даже если мы дадим научное определение всех внешних видовых признаков человека – будет ли это определением понятия «человек»?

Ещё наши доисторические предки сделали в себе удивительное открытие, что человек – не только тело, но ещё и нечто трудноуловимое, без чего тело не может ни чувствовать, ни двигаться, ни жить. Это нечто впоследствии получило название души. «С философской точки зрения Вселенная состоит из Природы и Души»,- писал учёный Ралф Эмерсон.

Природу мы так или иначе изучаем благодаря предметам школьного курса. А как же вторая составляющая Вселенной? Не потому ли, что она незаслуженно забыта, мы так редко понимаем друг друга?… Чтобы понять Вселенную, человек должен понять прежде всего себя.

Но это-то как раз и есть самое трудное!

Вспомните эпизод из сказки «Золушка». Мачеха, уезжая на бал, придумывает для Золушки самые невыполнимые задания: это перебрать, это вымыть… Но потом, засомневавшись (вдруг успеет выполнить?) – завершает задание так: «Да: и познай себя!!!»

Так как же познать себя? Может быть, изучить анатомию, выяснить, как правильно питаться, как модно одеваться – и необходимые знания получены?


Человеку недостаточно быть сытым и обогретым; ему необходимо удовлетворять разнообразные потребности, которые называются духовными. Это чисто человеческие потребности. Одной из важнейших духовных потребностей является стремление к самопознанию: пониманию себя, своих отношений с окружающим миром, своего места в мире.

Способен ли человек ответить на волнующие его вопросы, прибегая только к своему личному опыту? Конечно, нет — ведь эти вопросы невероятно сложны, да и опыт одного человека очень ограничен. Удовлетворить потребность в самопознании можно, лишь используя накопленный веками опыт.

Ещё древний философ Сократ учил, что познание себя неотделимо от познания других. Ну например, для того чтобы вы могли изучить свой темперамент, в вашу голову должно попасть как общее понятие о темпераменте, так и понятия о различных типах темперамента (сангвиник, холерик и т.д). Не зная о том, как ведут себя добрые, злые, хитрые, умные, глупые или смелые люди, вы не сможете ничего подобного сказать и о себе.

На пороге третьего тысячелетия люди начали понимать это и ощутили острую потребность не только в познании самого себя, но и в понимании других. Искусство жить в нашем сложном и динамичном мире требует от нас духовной гармонии. Но, чтобы создавать гармонию внутри себя, нужно сначала изучить, из чего состоит этот внутренний мир, что из себя представляет человеческая личность.

На занятиях в рамках данного курса учащиеся пытаются найти ответы на вопросы: Что такое – человеческая личность? Чем руководствуется человек в своих поступках? Как понять другого человека? Как понять себя?

И здесь возникает закономерный вопрос: каким же образом можно измерить в себе то или иное психологическое качество? Ведь количество добра в душе не поддаётся измерению как, скажем, количество эритроцитов в крови? Для этого существует специально составленная система заданий – тест – которая и позволит измерить уровень развития какого-либо качества личности.



  1. Практическая работа по закреплению знаний


Ну, например, давайте протестируем: насколько вы довольны своей жизнью?

На вопросы нужно отвечать «да» или «нет»

1. Другие одеваются лучше, чем вы?

2. Вы хотите жить в другом доме?

3. Хотели бы вы иметь другую работу (учиться в другой школе и т.д.)?

4. Хотелось ли вам хоть раз выдать себя за кого-то другого?

5. Гордитесь ли вы тем, что сделали в своей жизни?

6. Умеете ли ладить с близким человеком?

7. У вас всегда хорошие отношения с друзьями?

8. Находите ли общий язык со своими родственниками?

9. Вы удовлетворены своими отношениями с противоположным полом?

10. Вам нравится ваша внешность?

11. Хорошо ли вы спите?

12. Часто ли бываете разочарованы и озлоблены?

13. Нравится ли вам быть активным?

14. Вы легко расслабляетесь?

15. Думаете ли вы, что судьба к вам несправедлива?
Обработка и интерпретация данных

Подсчитайте очки: в вопросах 1—4, 12 и 15 отрицательный ответ приносит вам 1 балл, а в вопросах 5—11, 13 и 14 — наоборот: 1 балл дает ответ «да».
9 баллов или больше. Вы очень довольны своей жизнью. Вполне естественно, что существуют некоторые вещи, которые хотелось бы изменить, но в общем вы счастливы и удовлетворены тем, что имеете.

От 4 до 8 баллов. Вы в основном довольны, хотя существует многое, что хотелось бы по возможности изменить.

3 балла или меньше. Вы, несомненно, недовольны. Существует множество вещей, которые вы хотели бы изменить. Полное удовлетворение вызывают лишь некоторые аспекты вашего образа жизни.

На наших занятиях мы достаточно часто будем прибегать к различным тестам, чтобы лучше понять себя и других. Ну вот сейчас мы попробуем определить: что каждый думает о себе.

Фамилию указывать не нужно. Вы видите на листочке двенадцать «Я». А теперь рядом с каждым «Я» припишите первое, что Вам пришло в голову о себе, когда Вы мысленно прочитали «Я». Сдайте листочки.


Этот тест поможет нам в самопознании на следующих занятиях и позволит познакомиться с таким важнейшим понятием как «самоидентификация», то есть, кем мы себя осознаем в этом мире. Человек, не сумевший правильно самоидентифицироваться, оказывается не способен самостоятельно принимать самые главные решения в своей жизни. И в итоге за него решает кто-то другой. Значит, человек проживает свою единственную жизнь вовсе не сам.


  1. Подведение итогов занятия


И, в заключение сейчас мы с вами посмотрим видеоклип на песню-притчу Светланы Копыловой «Мудрец». Это очень красивая и мудрая притча, и она поможет нам подвести итог сегодняшнего занятия.

Наша жизнь как эта прекрасная бабочка в наших руках. И только от нас зависит, отправим ли мы себя в чудесный полет, или уничтожим в угоду мелким, сиюминутным, корыстным интересам.
Занятие окончено. Всем спасибо!