sotrud.ru 1

40

Пленарное заседание «ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ»
полученный в булочной, как удержаться, что-
Единственное, что приходит в голову —
бы не съесть, хотя бы довесок. Все чаще го-
она есть божественное начало, которое дано
лод побеждал, Юра мучился и клялся себе,
человеку. Она как бы представитель Бога, его
зарекаясь, чтобы назавтра не повторилось.
судия, его надзор, то, что дается человеку свы-
Голод его грыз, и совесть грызла. Шла смер-
ше, что может взрасти, а может и погибнуть.
тельная непримиримая борьба, кто из них
Она не ошибается.
сильнее. Голод растет, совесть изнемогает.
У нее нет проблемы выбора.
И так день за днем. Голод, понятно, на чем
Она не взвешивает, не рассчитывает, не
же держалась совесть, откуда она берет силы,
заботится о выгоде.
что заставляет ее твердить вновь и вновь —
Может, только согласие с совестью дает
нельзя, остановись?..
удовлетворение в итоге этой жизни.
М. Б. ПИОТРОВСКИЙ,
председатель Конгресса петербургской интеллигенции,
директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент
Российской Академии наук, доктор исторических наук
ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ
Дорогие коллеги, для меня большая честь
носит), мог бы правильно построенный диа-
сегодня выступать на этом заседании и на-
лог культур, потому что таким образом за-
чинать разговор о диалоге культур, посколь-
щищаются особенности культур и появляет-
ку это такая большая тема, завещанная Дмит-
ся возможность уравновешивания, гармони-
рием Сергеевичем. Это продолжение уже со-
зации.
вершенно в новых условиях того, что делал
Думаю, что диалог этот уже прошел не-
Дмитрий Сергеевич. Думаю, моя задача сего-
сколько разных стадий, причем параллельно
дня — кратко коснуться некоторых вопро-
диалогу культур идет диалог религий, и об-

сов и, может быть, произнести несколько про-

наруживается очень много схожих особенно-
вокационных тезисов, связанных с проблемой
стей. Прошел этап, когда казалось, что все
диалога культур.
легко — есть некий набор общих ценностей,
По роду своей деятельности я как бы с
который мы все разделяем, и нужно лишь
двух сторон участвую в диалоге культур: с од-
пообщаться, чтобы договориться, и тогда мы
ной стороны, я востоковед-арабист, а с дру-
будем думать и говорить примерно одно и то
гой — руководитель такого универсального
же, и всем будет хорошо… Но так не будет
музея, как Эрмитаж, который является цен-
никогда.
тром настоящего диалога культур. По сути,
Сегодняшний диалог в разных своих фор-
это главная задача подобных культурных
мах строится на четком понимании, что есть
учреждений.
вещи, которые разные культуры никогда не
О диалоге культур говорят много, у нас
согласятся воспринять, а есть вещи, которые
проходит много конференций, посвященных
можно принимать или соглашаться с ними,
данной проблеме, и сам термин у всех на
или хотя бы терпеть, потому что всем нужно
слуху. Казалось бы, уже достаточно… Но на
жить вместе, мирно.
самом деле нужно еще больше и больше гово-
Параллельно в разных сферах — и в куль-
рить об этом, потому что диалог культур —
турной, и в религиозной, и в других — идет
очень важная часть нашей сегодняшней
процесс воспитания людей: культурно-рели-
жизни и некая возможность компенсации
гиозные институты во многом сейчас выпол-
многих худых вещей, происходящих в ней.
няют одну и ту же цель воспитания народов
Так, например, главная проблема современ-
и заложения общих основ для будущих по-
ности — глобализация во многих своих ас-
колений. Становится понятно, что от догма-
пектах (политических, экономических, куль-
тов никуда отходить нельзя, но нужно четко

турных и др.) — связана с неумением нала-

и ясно говорить о том, в чем мы различны.
дить диалог культур.
Думаю, что достигнутое недавно по очень
 Это то, что весь мир проклинает. Изме-
принципиальным позициям соглашение меж-
нить и компенсировать тот вред, который
ду Русской православной церковью и Русской
наносит глобализация (она, конечно, его на-
православной церковью за рубежом — при-


М. Б. Пиотровский
41
мер несомненного успеха в таком религиоз-
ли Аль-Каида суннитской или шиитской
ном диалоге.
организацией. Ну, зато теперь уже все зна-
Глобализм имеет целый ряд символов
ют, что есть такие сунниты и шииты. Прав-
или примет, наиболее известный и самый
да, не все знают, что никакой Аль-Каиды нет,
яркий, наверное, — это «Макдоналдс». По-
но это уже другой разговор.
этому так называемые антиглобалисты раз-
Кроме того, необычайно важны качествен-
рушают и даже взрывают эти кафе быстрого
ные, адекватные переводы важных культур-
питания по всему миру. Еще один хорошо
ных терминов, разделяющих цивилизации.
знакомый символ глобализма — суши-бары,
Так, всем известен знаменитый термин «джи-
которые также возникают по всему миру. Это
хад» в его, так сказать, военном варианте, но
также ответ-вторжение другой цивилизации,
его общекультурный смысл остался неизве-
противопоставляющей свою культуру ос-
стным большинству европейцев. Поэтому
тальным, и прежде всего западной. Однако
сегодня слово «джихад» ассоциируется лишь
ни у кого не вызывает никаких возражений
с «крестовым походом» за веру, а не в его
и протестов подобное распространение вос-
самом широком употреблении — как борь-
точной культуры и образа жизни. Интерес-
ба за доброе дело ради своих идеалов. Если
но, почему? Есть разные ответы на эти воп-
сопоставить данные определения, то стано-

росы, и было бы интересно поговорить об

вится ясно, что и при различиях разным
этом.
культурам есть о чем говорить.
Мне кажется, сейчас пришло то время,
Я постоянно пытаюсь проповедовать, хотя
когда необходимо говорить о диалогах куль-
многие с этим не согласятся, что слово «ис-
тур применительно, в первую очередь, к Рос-
лам» нужно переводить словом «смирение»,
сии. Потому что есть сложившаяся россий-
и с этой позиции, даже при большой разни-
ская традиция, российский рецепт мирного
це христианства и ислама, в них можно най-
сосуществования различных культур в одной
ти схожие вещи.
многонациональной стране, который может
Русский рецепт подобных сложных вза-
быть полезен всему миру.
имоотношений, мне кажется, достаточно хо-
Культурный диалог — это прежде всего
рошо проявился именно на мусульманско-
сохранение культурного наследия, и русская
православных отношениях в России. Тут
традиция может подсказать, на чем должно
можно много говорить и о периоде существо-
строиться единство и разнообразие стран мира
вания Золотой Орды, когда рядом с этой
и что должно быть стимулом для развития
великой тогда державой существовали мел-
поколений.
кие, обособленные русские княжества, кото-
Известно, что протестантская этика —
рые в военном и невоенном общении с ней
основа развития капитализма, который без
выросли в огромное, единое русское государ-
нее нигде не развивается, а поскольку ее нет
ство, в которое потом влилась и сама Золо-
в большей части света, то и, так сказать, не-
тая Орда.
удачи капиталистического развития там оче-
В Российской империи есть разные при-
видны. Думаю, что вместо протестантской
меры культурно-религиозных взаимоотно-
этики таким стимулом развития может слу-
шений. Когда отмечалось тысячелетие Ка-
жить, во всяком случае в России, наше куль-

зани, наш Санкт-Петербург хотел подарить

турное наследие, которое вполне способно
этому городу памятник Петру I, а наши ка-
стать основой воспитания людей с помощью
занские друзья сказали: «Знаете, нам памят-
культуры и некоторого улучшения нашего
ник Петру I не хочется. Вот Екатерине — да!
общества.
А Петра I мы не хотим, потому что он за-
Даже враждебный культурный диалог
ставлял людей обращаться в православие».
может быть полезен. Коснемся, например,
Надо сказать, мы тогда очень обиделись
близкой мне и многим здесь присутству-
и, открывая филиал Эрмитажа в Казани, па-
ющим темы так называемого исламского фак-
мятник Петру I как основателю нашего го-
тора. Не секрет, что это весьма болезненная
рода там все же поставили. Но если внима-
для нас тема, однако насколько теперь мир
тельно посмотреть документы Петровской
стал больше знать об исламе в результате
эпохи и сравнить их с теми, которые описы-
все этих ужасов и разговоров об исламской
вают то, происходило при Екатерине, то дей-
угрозе…
ствительно можно заметить большую разни-
Совсем недавно, еще до того как он был
цу. Так, при Петре запрещали строить мече-
выбран президентом, Николя Саркози упре-
ти, заставляли принимать христианство по-
кали в том, что он в каком-то интервью запу-
мещиков-мусульман, у которых к тому же
тался и не мог ответить на вопрос, является
были крепостными христиане, православные.


42
Пленарное заседание «ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ»
При Екатерине же возникла та система управ-
много разногласий. Это хороший пример
ления, которая просуществовала почти до сего-
компромисса в диалоге культур.
дняшнего дня: целая система разных юриди-
Например, православному ребенку не обя-
ческих актов, которые позволяли сосущество-
зательно знать основы шариата, а ребенку из

вать — хотя и не идеально, но довольно снос-

мусульманской или атеистической семьи не
но — в рамках единой культуры в России
нужно, наверное, знать основы православия.
разным конфессиям, в данном случае — ис-
Но и тем, и другим обязательно нужно изу-
ламу и христианству.
чать основные вехи исторического, и в том
Есть еще один очень, мне кажется, важ-
числе религиозного, развития разных наро-
ный пример, который мы не должны забы-
дов. Так, каждый должен знать, что такое
вать, — это наше отечественное востокове-
Халкидонский или Стоглавый соборы, кто
дение. В России почти всегда было как бы
такой Мухаммед и Иисус Христос и т. д. Есть
три категории людей, занимающихся восточ-
целый ряд важнейших событий в истории
ными исследованиями. Одни из них были
всех религий, которые мы должны знать, если
практики, которые занимались своей науч-
живем в стране, где эти религии существу-
ной деятельностью исходя из интересов Ми-
ют. Думаю, что такой взгляд на проблему
нистерства иностранных дел и драгоман-
был бы очень полезен.
ства, если говорить языком XIX века. Было
Наверное, главный критик ислама сегод-
в России и востоковедное миссионерство. Так,
ня — Папа Бенедикт XVI. Но недавно я про-
в Казани существовала целая школа таких
читал замечательную статью в журнале «Нью-
миссионеров, где издавалось большое коли-
Йоркер», где при разборе его выступлений
чество книг, посвященных анализу ислама.
говорится, что на самом деле Папа Бенедикт
Подчеркнуто пропагандистские, они в значи-
хочет не с исламом бороться, а чтобы като-
тельной мере были направлены против исла-
личество имело такую же силу, как ислам, и
ма. Надо сказать, что в целом это были инте-
было бы организовано так же. И действитель-
ресные книги. Только что вышел целый том
но, весь пафос его жизни — это задача под-

разных подборок таких исследований — «Ис-

чинения светского государства религиозным
лам в трудах русских богословов», хотя на
идеям и восстановление, по сути, средне-
самом деле это работы в большей степени
векового института папства.
не богословов, а пропагандистов.
В этом смысле очень часто восточная
И третья часть — это академическое вос-
культура с ее набором ценностей, где рели-
токоведение. Это наши замечательные петер-
гия играет большую роль, подсознательно
бургские востоковеды и академики, которые
воспринимается многими на Западе идеалом
не жалели сил на то, чтобы рецензиями от-
того, что должно бы на самом деле быть, что-
кликаться на все слишком пропагандистские
бы всем было хорошо.
и научно необоснованные материалы об ис-
Еще один важный аспект диалога куль-
ламе; они же, впрочем, порой писали рабо-
тур — это то, как разные цивилизации смот-
ты, направленные против ислама, причем в
рят друг на друга, какие эмоциональные мо-
очень резкой форме, которая казалась уди-
тивы при этом движут людьми. Есть два при-
вительной для таких людей, как Бартольд,
мера, два человека, олицетворяющих два
Розен и Крачковский. Все это — тоже очень
взгляда — Запада на Восток и Востока на
важная традиция, которую мы не забываем:
Запад. У нас — это некая система разбитых
у нас по-прежнему существуют три сферы раз-
и кривых зеркал, в которых кто-то кого-то
вития востоковедения.
как-то видит. Но есть две знаковые в этом
Еще один важный вопрос, связанный с
смысле фигуры нашего времени, написавшие
диалогом культур, — это все расширяюще-
книги по данной проблеме. Одна из них —
еся преподавание религиозных предметов в
Ариана Фаллачи, знаменитая журналистка,
школе. Об этом до сих пор ведется много раз-
когда-то левого толка, которая перед своей
ных споров. Я помню, несколько лет назад

смертью издала три грозные книги против

Католикос всех армян, когда он был в Петер-
арабов и ислама, рассказывающие о том, как
бурге, рассказал с радостью, что в армянских
Европа превращается в Еврабию, какой это
школах ввели новый предмет. Именно —
ужас и как с этим надо бороться, причем с
историю.
оружием в руках. Противоположна ей не
Так вот мне кажется, что большая поло-
менее знаменитая и очень интеллигентная
вина споров на эту тему — из-за терминов,
книга «Востоковедение» Эдварда Саида —
но не о том, надо ли преподавать историю.
палестинца, который критически изучал во-
Можно все преподавать, введя в название
стоковедение; в ней изложены взгляды Запа-
предмета слово «история», которое снимает
да на Восток, которые автор критикует за


А. А. Кокошин
43
то, что они очень искажены, неправильны
ции, которая немногое способна сделать в
и т. п. Однако и в той, и в другой позиции
мире, но вполне в силах подобными «подли-
существует указание на страх. Так, Эдвард
ваниями масла в огонь» превращать неболь-
Саид, объясняя, почему все востоковеды За-
шие конфликты в глобальные, как это много
пада искажают суть культуры Востока, го-
раз уже случалось в нашей истории.
ворит: «А потому, что они очень боятся —
Нам всем надо научиться жить без стра-
все время боялись и боятся того, что мусуль-
ха и провокаций и для этого создать систе-
манский Восток придет в Европу. Из этого
му диалога культур, которая поможет людям
страха рождается противодействие». Прак-
будущего жить дальше — вместе и мирно.
тически та же мысль присутствует и у Ариа-
Я очень надеюсь, что наши непрекраща-
ны Фаллачи.
ющиеся разговоры и попытки рассматри-
На самом деле совершенно ясно, хотя
вать, чем отличаются и чем сродни друг
разъяснять, наверное, все-таки надо, что ни-

другу разные культуры, — очень полезное

каких серьезных оснований для страхов нет.
дело, работающее на будущие поколения.
То есть они ничуть не больше, чем были, ког-
Восточная  поговорка «Сколько ни говори
да турки подходили к Вене. Надо с этими
“халва”, во рту слаще не станет», на мой
ложными страхами что-то делать, ибо все
взгляд, неправильна. Я убежден, что приме-
идеологии и споры должны строиться не на
нительно к диалогу культур и цивилизаций,
страхе, а на истине. Бояться нечего — Бог
если много и долго говорить «халва», то «во
разберется, кто победит в драках, а челове-
рту мира» когда-нибудь да станет сладко.
ческие отношения должны основываться на
Таким образом, только от нас самих в зна-
чем угодно, только не на страхе.
чительной мере зависит, станет ли наша
И еще одно важно: диалог культур не
жизнь сладкой или горькой в мире, где су-
должен основываться на провокациях и на
ществуют разные культуры, претендующие
раздувании подобных страхов. В какой-то
на избранность или, как минимум, на пре-
мере это можно назвать грехом интеллиген-
восходство.
А. А. КОКОШИН,
председатель Комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ
по делам СНГ и связям с соотечественниками, декан факультета
мировой политики Московского государственного университета
им. М. В. Ломоносова, академик Российской Академии наук
КУЛЬТУРА И НАЦИОНАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
СОВРЕМЕННОЙ ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ
Обращаясь к этой теме, я выступаю не как
Разумеется, прежде всего это относится к
искусствовед и не как культуролог, а скорее
многообразным и многоплановым трудам
как историк и политолог. Поэтому заранее
Дмитрия Сергеевича Лихачева. Я сразу хо-
прошу снисходительно отнестись к моим не-
тел бы отметить, что эти труды являются не
профессиональным заметкам, суждениям от-
только научным и эстетическим, но и нрав-

носительно искусства, художественной куль-

ственным, идейным наследием. Мы должны
туры и культуры вообще. Я не раз перечиты-
об этом помнить, ибо в сегодняшнем мире
вал работу Дмитрия Сергеевича Лихачева «Не-
очень жесткой конкуренции, доминирования
профессионально об искусстве» и не скрою, что
экономического интереса (что проявляется во
она во многом меня вдохновила на освещение
всех сферах нашей жизни, в том числе в
комплекса вопросов по данной проблеме.
мировой политике) ценность нравственных,
Признаюсь, в своих суждениях, оценках,
идейных установок исключительно велика,
в подборе тех или иных имен в российской
и они, к сожалению, являются редким фено-
художественной культуре я руководствовал-
меном.
ся во многом личным восприятием того или
Невозможно быть современной великой
иного писателя, художника, опираясь, разуме-
державой, не обладая четкой культурно-
ется, на целый ряд трудов наших авторитет-
цивилизационной идентичностью. Но сего-
ных ученых, специалистов, чьи оценки, в об-
дня ясно выраженная культурно-цивилиза-
щем, корреспондируют с моими.
ционная идентичность государства, нации