sotrud.ru 1 2 3

Пояснительная записка

Стрессовая ситуация начала обучения в школе является для ученика серьезным фактором ухудшения здоровья и потери интереса к учебе. Эмоциональная незрелость, несформированные трудовые навыки 6 – 7 летних детей часто становятся причиной того, что их успеваемость в школе бывает ниже той, которая соответствует их способностям. Адаптация ребенка – процесс очень сложный. Как организовать жизнь маленького ученика, найти людей, которые помогут ему ориентироваться в сложном водовороте школьной жизни?

С увеличением спектра внешних и внутренних факторов неблагополучия ребенка актуализировало внедрение в практику социально-педагогической работы в школе программ совместной деятельности родителей, педагогов и психологов.

Современная школа ставит своей целью обеспечить: доступность, эффективность, качество образования, развитие гармонической, разносторонне развитой личности, способной к самореализации, сотрудничеству с людьми разных мировоззренческих взглядов.

Исходя из этого, можно спроецировать прогностическую модель личности выпускника, которая позволит существенно повысить научную аргументированность решения самых разнообразных вопросов; прежде всего, вопросов преемственности воспитания между семьей и школой с целью эффективного развития и образования учащихся.

//МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА//

Творчески развитая, социально-ориентированная личность, способная к самореализации
Знания и умения

Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения образования

Целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне

Грамотное и свободное владение устной и письменной речью

Экологическая грамотность, понимание взаимосвязи человека с природой

Знание основных достижений культуры

Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию
Здоровье

Здоровый образ жизни

Осознанное отношение к здоровью и физической культуре


Овладение антистрессовой защитой

Умение применять простейшие способы оказания первой помощи, способность действовать в чрезвычайных ситуациях
Познавательная деятельность

Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования

Осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их

Способность использовать знания на практике

Рациональная организация труда, самообразования, научно-исследовательской работы

Умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем
Культура личности, жизненная и нравственная позиция

Гуманистическое мировоззрение

Культура самоопределения личности, стремление к самосовершенствованию

Правовая культура

Коммуникативность, культура общения

Духовная культура, бережное отношение к общечеловеческим ценностям

Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения

Оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей

Адекватная самооценка
Педагогический родительский всеобуч будет способствовать практической реализации данной модели личности выпускника, будет вооружать родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей, обеспечивать единство воспитательных воздействий школы и семьи, обобщать и распространять положительный опыт воспитания, предупреждать родителей от наиболее распространенных ошибок, привлекать их к активному участию в воспитательной работе. С учетом этих позиций разработаны вариативные программы всеобуча родителей. В форме вариативных программ представлена работа:

«Родительского Университета»;

«Родительского лектория»;

«Семейного клуба»;

«Школы «Учимся вместе»;

«Материнской школы»;

«Клуба молодой семьи»;

«Семейной гостиной»;

«Школы семейной духовной культуры»;


«Консультационной службы образовательного учреждения»;

«Телефонной службы «Учитель-родитель. Родитель-Школа».

Назначение вариативных программ взаимодействия семьи и школы в том, чтобы создать такую воспитательно-образовательную среду, где высокое качество воспитания и обучения сочетается с педагогически грамотным учетом возможностей каждого школьника и его семьи, его индивидуальных особенностей, где обеспечиваются условия для раскрытия способностей каждого ученика, его социальной адаптации к условиям сегодняшней реальности.

Создание вариативных программ и модели взаимодействия общеобразовательной школы и семьи:

Максимально отвечает своеобразию и условиям жизни в каждом конкретном регионе, районе, округе, муниципалитете и т.д.

Обеспечивает гибкое удовлетворение образовательных и воспитательных запросов и потребностей обучающихся и их родителей.

Обеспечивает реализацию идей, как базового образования, так и образования по возможностям, способностям, интересам обучающихся.

Создает психологическую, комфортную воспитательно-образовательную среду для общего, интеллектуального, нравственного развития личности, для самостоятельного, осознанного выбора в школе, в семье, в социуме в целом.

Учителя и родители учащихся средней общеобразовательной школы являются непосредственными субъектами образовательного процесса, а родители, кроме того, – еще и одним из заказчиков образовательных услуг.

Роли родителей в семье по отношению к детям-ученикам различны: для родителей начальной школы больше свойственна роль попечителя и руководителя, а для старшей школы более характерна роль товарища – помощника. Родители учеников, обучающихся в основной школе, часто совмещают обе эти роли. Сами родители зачастую заинтересованы в установлении тесного контакта со школой, так как прекрасно понимают трудности воспитательного процесса, связанные чаще всего со сложностями переходного возраста (возрастов), которые на различных этапах переживают их дети.


В последнее время обострилась проблема взаимоотношений родителей и общеобразовательного учреждения (школы), это является, по мнению многих ученых-исследователей и педагогов-практиков, проявлением взаимодействия-конфликта между профессиональной (учителя, администратора) и непрофессиональной (родителей) частью педагогического сообщества. Различия во взаимодействии этих двух групп по отношению к воспитательному процессу определены и по характеру построения и отношения контроля и ответственности. Так, например, педагоги отчитываются перед государством, и, фактически, перед родителями, а родители, по существу, свободны от юридической и административной ответственности перед школой. Еще одно отличие проявляется в том, как эти группы относятся к построению и результатам образовательного процесса: педагогический коллектив школы, в первую очередь, заинтересован в успешности данного образовательного процесса в целом, в рамках класса и школы, а родители заинтересованы в успешности, в первую очередь, своих собственных детей.

Отбор материала для всех предлагаемых программ родительского всеобуча подчинен ряду принципов:

1) родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, знание которых является несомненной ценностью для образования родителей;

2) материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей;

3) учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач;

4) программы родительского всеобуча предполагают вариативность использования.

Вариативность реализуется за счет:

- права выбора руководителем общеобразовательного учреждения той или иной вариативной программы (ряда программ) и технологии социально-педагогического сопровождения семей в вопросах воспитания;


- возможности создания собственной авторской программы занятий с родителями каждым педагогом, специалистом, предполагающим осуществлять ту или иную форму родительского всеобуча, исходя из потребностей и задач конкретного образовательного учреждения;

- содержания процесса повышения социально-педагогической компетентности родителей учащихся разных возрастных групп;

- построения программы каждой формы родительского всеобуча таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемый учебный материал;

- использования различных форм образования родителей в условиях общеобразовательного учреждения;

- методики проведения учебных занятий родительского всеобуча, в зависимости от профиля и квалификации специалиста, проводящего занятия, и принципов, положенных им в основу цикла или отдельной встречи с родителями;

- возможности сокращения времени аудиторного изучения представленного в программах материала – при наличии минимального количества аудиторного времени для занятий родительского всеобуча; в случае же наличия достаточного количества часов для аудиторных занятий – возможности расширения содержания изучаемого материала за счет введения семинарских и практических занятий.

Для реализации разработанных программ обоснованы следующие технологии организации родительского всеобуча:

– непрерывное психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания на разных стадиях развития семьи и ребенка;

– привлечение, по возможности, всех членов семьи к участию в занятиях и клубной деятельности с использованием методик интерактивного включения родителей в решение учебных и жизненных задач;

– привлечение родителей к активной деятельности в рамках школьного самоуправления;

– активизация участия детско-родительской общественности в муниципальных и региональных интегральных просветительских и досуговых программах.

Интересна программа «Семья и школа вместе», разработанная в 1988 г. доктором Линн Макдональд из семейной службы в г.Медисоне штата Висконсин (США). Эта программа положительно зарекомендовала себя в США, Канаде, ряде европейских стран и Австралии. Она создана для эмоциональной поддержки семей, помощи дисфункциональным семьям в оптимизации отношений внутри семьи и построения сети поддержки по месту жительства и учебы. Данная программа направлена на объединение специалистов и учителей, обучение родителей и усиление их родительской позиции, чтобы они могли стать первичными источниками профилактики для своих собственных детей.


Целью программы «Семья и школа вместе» является создание условий для успешной адаптации ребенка в семье, школе и в обществе через усиление центрального защитного фактора – сплоченности семьи. Сплоченность семьи достигается через пять промежуточных целей, направленных на уменьшение факторов риска и усиление ее защитных факторов.

Эмоциональная поддержка родителей.

Развитие системы взаимодействия родителей:

в семье.

между семьями,

между семьями и социальными институтами.

Снижение фактора риска повседневного стресса.

Снижение фактора риска употребления ПАВ и алкоголя в семье.

Снижение факторов риска хронического конфликта в семье (1).
Коррекция взаимоотношений в семье, социальная адаптация семьи в обществе. формирование у родителей доверия к школе, профилактика употребления ПАВ и алкоголя – вот те задачи. которые ставит программа «Семья и школа вместе»., которая реализуется в рамках родительского клуба «Семья и школа вместе» Работа родительского клуба позволяет родителям получить практические советы. Касающиеся поведенческих, учебных и эмоциональных проблем. Родители могутприменят полученные знания, умения и навыки при конфликтах. Возникающих в ходе нормальной семейной жизни. На занятиях клуба родители получают информацию о том, как спокойно и эффективно. Без криков и шлепков решать проблемы воспитания. Цель работы родительского клуба – помочь мамам и папам стать «дисциплинированными родителями», способными контролировать себя в тех ситуациях, когда дети выходят из-под контроля.

Если родители понимают, что их уклад жизни в корне отличается от детского, что способности детей к обучению индивидуальны, то они способны построить семейные отношения на уровне доверия, уважения, участия и любви.

Для успешного решения проблемы детского поведения родители должны сами стать более дисциплинированными. Поведение родителей должно измениться прежде, чем изменится поведение ребенка. Родители должны стать дисциплинированными прежде, чем такими станут их дети!



Совместные занятия родителей, педагогов школы и сотрудников центра психолого-медико-педагогического сопровождения, позволят школьникам, участникам проекта, подружиться с разными педагогами школы, почувствовать себя в школе более спокойно и уверенно.
Программа родительского клуба «Семья и школа вместе»

Цель:

Повышение психологической атмосферы в семье, способствующей оптимизации детско-родительских отношений.

Создание положительной психологической атмосферы в семье.
Задачи:

Дать элементарные психологические знания родителям.

Научить навыкам конструктивного взаимодействия общения.

Помочь родителям и детям полюбить друг друга.

Научить принимать, понимать и доверять друг другу.

Помочь родителям найти среди членов клуба единомышленников.

Осознание родителями важности родиельского внимания и воспитания.
Методы:

Лекционный метод передачи знаний.

Психодиагностические методы исследования личности.

Экспрессивные методы творческого самовыражения в движениях. В рисунках, в письменных и творческих работах.

Методы социально-педагогического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем; метод анализа конкретных ситуаций; игровое моделирование; игры и упражнения разной направленности; психологические этюды.
Схема занятий.

Формулирование темы занятий, основных целей.

Психологическая разминка, позволяющая задать темп занятия и являющаяся прелюдией основной части.

Основная часть.

Отработка полученных навыков через упражнения.

Лекция.

Активная беседа.

Система упражнений.

заключительная часть.

Домашнее задание.

Возможны варианты или другая комбинация в, в зависимости от темы занятия.
Условия проведения программы

Ведущий группы должен иметь: психологическое образование; опыт работы в психологических группах в качестве участника, опыт проведения тренинговых групп.


Занятия по форме напоминают групповой тренинг. Количество членов группы 10-12 человек.

Продолжительность каждого занятия – 2 часа.

занятия проводятся по кругу.
Подготовка к реализации программы.
Выбирается определенный класс (например, 2 «Б»); родителям раздаются пригласительные билеты примерно такого содержания: Уважаемые родители! Высоко квалифицированные педагоги нашей школы приглашают вас в КЛУБ заботливых и умных родителей «Семья и школа вместе».

Вместе мы:

разрешим проблемы;

справимся с возникшими трудностями и конфликтными ситуациями;

сделаем свою семью более любящей и счастливой;

научимся эффективному и творческому общению с детьми;

разработаем и реализуем свою личную стратегию успеха;

позаботимся о личностном росте ваших детей.
Темы занятий:
Моя семья.

Как на самом деле любить ребенка?

Мое здоровье в моих руках.

Формирование у детей ответственности.

Наши трудные дети.

Все начинается с любви.

Отцы и дети.

Проблемы подросткового возраста.

Общение родителей и подростков.

Воспитание мальчика и девочки.

Детская агрессивность.

и многое другое, интересующее вас.

Запись в клуб на родительском собрании или по телефону.

На родительском собрании желающие участвовать в программе семьи договариваются о времени встреч, финансировании чаепитий, подарков. Определяется место в школе для проведения занятий, подготавливаются все необходимые канцелярские товары.

Дежурная семья заранее подготавливает помещение для проведения программы, накрывает столы с угощением.

На первых занятиях устанавливается контакт с родителями, снимается напряжение, обговариваются правила поведения. В любых ситуациях ведущими мотивами взаимоотношений становятся поощрение и похвала.

Исследования обнаруживают, что на протяжении всего раннего и дошкольного детства главным фактором формирования личности ребенка продолжает оставаться взрослый человек, поддержка которого составляют необходимое условие «уравновешенности» ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия. Стремление к одобрению взрослых, особенно родителей, является в этом возрасте настолько сильным, что именно оно побуждает ребенка к такому поведению, в котором он не испытывает непосредственной потребности. Следовательно, « санкции» взрослых являются важнейшими регуляторами поведения ребенка» (2, с. 143 – 206). Такой способ общения развивает в маленьком ученике начальной школы сочувствие к окружающим, терпимость и доброжелательность. Немотивированные запреты вызывают протестные действия, т.е. противоположные тем, которые ожидаются. Поэтому необходимо поддерживать инициативу и индивидуальность ребенка. При проведении программы взрослые участники пользуются правилами четырех «НЕ»:


Не направляйте,

Не учите,

Не критикуйте,

Не оценивайте.


Начало занятий.
Занятие 1.
Тема: « Моя семья»

Цель: знакомство. Выяснение ожиданий родителей. Определение основных целей занятий. Определение собственной проблематики. Постановка целей на ближайший цикл занятий. Выработка правил работы в группе.
Ход занятия. Разминка. «Букет»

Цель – введение в атмосферу тренинга.

Ведущий: поздравляет всех с началом работы родительского клуба. Затем предлагает каждому участнику поставить в воображаемый вазон цветок. Воображаемая ваза стоит в центре круга. Участники тренинга по кругу ставят в вазу цветы со словами: «Я хочу поставить в эту вазу». Названия цветов не должно повторяться.

Упражнение. «Моя семья»
Каждая семья изготавливает семейный флажок – символ семьи. В его изготовлении и презентации участвует вся семья.

Ведущий: Продолжите фразу: «Моя семья». Охарактеризовать свою семью одним словом; при этом, не давая оценок, а выражая свои эмоции. Например: «Моя семья радостная», или «грустная», или «незабываемая» и т.д. Не принимаются фразы типа «Моя семья хорошая» или «плохая» и т.д.

Каждая семья четко и громко представляется и рассказывает об особенностях своего флажка.
2. Чаепитие.

В традиции народов России – хлебосольство и гостеприимство. Дежурная семья готовила угощение и накрывала стол. У детей развивается привычка ухаживать и угощать своих близких и любимых пап и мам.
Упражнение «Мое имя и как я к нему отношусь»

Цель: установить контакт между участниками группы, создать атмосферу свободы и открытости.

Ведущий: Каждый участник группы называет свое имя и рассказывает о своем отношении к нему. Возможно, вы сами вспомните какие-то интересные истории или невероятные события своей жизни, связанные с вашим именем или прозвищем. Расскажите. Нам это интересно.

После того, как задание представлено, необходимо дать время на обдумывание. Упражнение требует определенного времени, спешка или строгий регламент здесь неуместны. Затем один из желающих начинает рассказ. Иногда Ведущий может взять инициативу на себя – рассказать свою историю. Этот прием полезен для группы, и для самого ведущего, так как, во первых, дает возможность участникам сориентироваться в упражнении, а во вторых, помогает ведущему эмоционально вовлечься в процесс работы. После того как все выскажутся, проводится опрос самочувствия и степени удовлетворенности работой каждого члена группы. Этот момент очень важен для всей дальнейшей работы, так как именно в этот момент родители учатся выражать свои мысли, говорить о своих ощущениях, впечатлениях.

Упражнение «Ожидание членов группы»

Каждый высказывается по очереди, сообщая, чего он ожидает от этих занятий.



следующая страница >>