sotrud.ru 1 2 ... 790 791

Матаков К.А. 

 
Православие и протестантизм: сравнительный анализ доктрин 
 
Апокалиписис протестантского разума 
 
 
Брянск 
«ЛадомирР»    
2011 
 
УДК 281.9+284 
ББК 86.372+86.376 
   М - 22 
 
  Матаков К.А. Православие и протестантизм: сравнительный анализ доктрин (Апокалипсис про-
тестантского разума). - Брянск, 2011.  -  538с. 
 
В этой работе проводится сравнительный анализ православия и протестантизма. Работа предна-
значена для всех, кто интересуется религиозными проблемами, сравнительным богословием. 
 
Рецензенты: 
-  кандидат  философских  наук,  доцент  БФ  Всероссийского  заочного  финансово-
экономического института  Глебов В.В. 
-  кандидат  философских  наук,  старший  преподаватель  Брянского  государственного  уни-
верситета  Золотарев А.В. 
 
Обращаться к автору можно по телефону:  8 (4832) 573784 Константин Анатольевич Матаков 
 
Православие и протестантизм: сравнительный анализ доктрин 
 
Подписано в печать 14.06.11. Формат 60х84/16. 
Бумага офсетная. Усл. п.л. 40. Тираж 500экз. 
Заказ №228 
 
 
Отпечатано в типографии «Ладомир», г. Брянск, 
ул. Калинина  81, тел. 8(4832)744786. 
 
 
Матаков К.А.,  2011. 
 
ООО «Ладомир», 2011. 
 


Содержание 
 
Предисловие 
Православие и баптизм 
Православие и пятидесятничество 
Заметки о протестантизме 
Духовный путь у св. Иоанна Лествичника и Джона Буньяна 
Православие и протестантский мир 
Тезисы о протестантизме 
Православие и адвентизм 
Книга несогласия (православие и лютеранство) 
О богословии Цвингли 
Еще раз о предопределении 
Лютеране и другие 
Размышления о «теологии чтения» 
Бизнес в религии американского протестантизма 
Лабиринты протестантизма 
Примечания 
 
 

 

Предисловие 
 
Соломон, повернувшись затем к советницам мнимой этой королевы, снял у них маски и 
сказал: «Вижу, что на месте справедливости господствует несправедливость, а на месте свя-
тости  кощунство.  Бдительность  ваша  -  подсматривание,  осторожность  ваша  -  хитрость, 
приветливость - лесть, правда ваша - притворство, усердие ваше - бешенство, храбрость - дер-
зость,  ваше  благодеяние  -  произвол,  трудолюбие  ваше  -  рабство,  глубокомыслие  -  догадка, 
набожность - лицемерие и т.д. Вам ли управлять светом вместо всемогущего Бога?! Приведет 
Бог на суд всевозможные дела и каждую скрытую вещь, будь она добрая или злая. Я пойду и дам 
знать всему свету, чтобы не давали сбивать себя с пути и обманывать». 

       Ян Амос  Коменский. Лабиринт света и рай сердца. 
 
«Кока-кола» полностью, окончательно и необратимо вытеснила «Пепси-колу».  Это было 
связано с деятельностью религиозных правых, которые очень сильны в США. Они не признают 
эволюции; «Кока-кола» лучше вписывается в их картину мира, потому что пьющая ее обезьяна 
так и остается обезьяной». 

                          Виктор Пелевин. Generation «П». 
 
Эта работа представляет собой попытку автора осветить некоторые вопросы, возникающие у проте-
стантов к православным и у православных к протестантам. Под «протестантами» в этой работе подразумева-
ются не только лютеране и кальвинисты, но и представители «второй волны» реформации, неопротестанты, - 
баптисты и пятидесятники. Данная книга открывается диалогами с представителями этих неопротестантских 
исповеданий. Такой выбор связан с тем, что именно эти конфессии активно присутствуют в России, а также и 
во всем мире, где рост пятидесятничества, например, весьма силен. 
В современную эпоху лидерство в протестантском мире от лютеран и реформатов перешло к бапти-

стам и пятидесятникам: если в 16 веке протестантизм для всего мира говорил на немецком языке и латыни, то 

теперь это английский. Да, у них нет своего Карла Барта или Пауля Тиллиха, мы не знаем их выдающихся 
богословов (по причине отсутствия), но именно они определяют лицо нынешнего протестантизма, который 
из европейского становится американским. Как показывает практика, именно американский тип протестан-
тизма оказывается наиболее устойчивым и динамичным. По баптистам и, особенно, по пятидесятникам мы 
видим, каким будет «дух» протестантизма в ближайшем будущем. Православным необходимо быть готовы-
ми к встрече с этим миром, уметь говорить с ним на понятном ему языке.   
При этом необходимо по возможности объективно изложить обе точки зрения, поскольку в противном 
случае одна из сторон заявит, что еѐ позиция искажена. Например, православные считают, что основа их ве-



следующая страница >>