sotrud.ru 1 2 ... 5 6

Психологический практикум


по формированию готовности к толерантному общению у младших школьников

Составитель: кандидат психологических наук,

доцент кафедры социальной психологии РГУ,

Рюмшина Л.И.

Необходимость толерантности в межличностном общении появляется тогда, когда «сталкиваются» собственное Я с Я другого человека. Однако это столкновение может не только не преодолеваться, но даже и не замечаться, если разнообразие людей с детства воспринимается как норма человеческого общежития. Младший школьный возраст – один из самых сензитивных периодов для приобретения социальных знаний и навыков. Дети в это время еще не обременены жесткими коммуникативными стереотипами. Представления, сложившиеся в семье, сравниваются с оценкой людей, даваемых учителем, еще одним появившимся значимым взрослым, могут корректироваться, изменяться. Это удачное время для развития установок к толерантному общению, но для осуществления этого как никогда необходимо объединение, координация, согласование действий всех взрослых, участвующих в образовательном процессе (родителей, учителей, школьных психологов).

В психологическом практикуме представлены упражнения, способствующие развитию лишь некоторых, но базовых основ толерантности: креативности и плюралистичности мышления; самоконтроля и саморегуляции аффективного состояния; позитивного отношения к общению; поиска взаимопонимания и ненасильственного решения конфликтов. Иными словами, для того, чтобы быть готовыми к толерантному общению детям необходимо, прежде всего, избавиться от страха перед другими людьми и необходимостью вступать во взаимодействие; осознать собственную точку зрения и научиться соотносить ее с другими; научиться контролировать свои аффективные проявления, не отказываться от них (иначе это будет насилие над собой), а переводить их в конструктивное русло, не причиняя вреда другим. Это позволит детям приобрести способность разрешать конфликты ненасильственным путем, итогом чего станет взаимопонимание, как осознание и понимание уникальности собственного Я, признание и понимание уникальности Я другого и адекватное понимание ситуации. Все это возможно при условии позитивного отношения к общению, творческого, плюралистичного мышления, умения видеть коммуникативную ситуацию в целом и самостоятельно принимать адекватные решения.


Упражнения могут выполняться под руководством любого из окружающих ребенка взрослых (в школе, дома и т.п.), что обеспечивает преемственность и создает психологические условия для более успешного усвоения заданий.

В представленном варианте психологического практикума по формированию готовности к толерантному общению у младших школьников ведущим выступает учитель.

Практикум состоит из трех частей. В него включены как хорошо, так и малоизвестные игры (например, интеллектуальные). С целью развития доверия к себе и другим в практикум не включены соревновательные игры, задающие конкуренцию между детьми. Исключение могут составлять несколько психогимнастических упражнений на снятие агрессии, но они имеют позитивное окончание (к примеру, дети благодарят друг друга за игру).

Цель психологического практикума –формирование готовности к толерантному общения у младших школьников

Задачи:

- развитие креативности, плюралистичности мышления

- снятие агрессивности и страхов в общении

- преодоление психологических барьеров, мешающих толерантному общению

- развитие позитивного отношения к общению

- актуализация внутренних ресурсов толерантности

- развитие сензитивности, наблюдательности, эмпатии

Методические приемы: интеллектуальные игры, психогимнастика, ролевые игры, групповая дискуссия

Условия формирования.


Из предлагаемых упражнений может быть создана психокоррекционная программа, проведение которой желательно с группой 12-15 человек по 30-40 минут каждую неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня развития участников и темпа их продвижения в выполнении занятий. Упражнения могут проводиться и ситуативно со всем классом (например, в качестве 5-10 минутной психологической разминки в начале урока, в его процессе, или после окончания).

Техно-методическое оснащение: листы бумаги, карандаши (или ручки). Необходимость других материалов и особых физических условий оговариваются при описании конкретных игр. Если создать такие условия нет возможности, можно использовать модификации игр, приводимые в практикуме.


Демонтративно-иллюстративный материал: «Памятка ведущему» (см. приложение1).
1. Комплекс интеллектуальных игр

Назначение:

- развитие креативности, плюралистичности мышления

- развитие способности к осознанию собственных способов мышления и контроля за ними

- развитие позитивности и самостоятельности мышления

- формирование установки на всесторонний анализ коммуникативной ситуации

Понимание другого человека и самой коммуникативной задачи – результат мыслительной деятельности. Мышление, как известно, представляет собой познавательную деятельность, в ходе которой выявляются некоторые неизвестные ранее стороны, свойства предметов и явлений, и субъект получает новые знания о них. Чем более творчески ребенок будет подходить к решению коммуникативных задач, как некой целостности, чем плюралистичней его мышление, тем больше вероятность, что в реальной ситуации общения он сможет отличить свою точку зрения от других и самостоятельно выберет правильный способ взаимодействия с другими людьми. Однако, для того, чтобы общение было толерантным, необходимо, чтобы мышление ребенка было еще и позитивным: он должен научиться видеть позитивные стороны общения, положительные свойства предметов и явлений.

Ведущий постоянно, особенно вначале, стимулирует мыслительную активность учащихся, всячески их подбадривает, постоянно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного единственного решения, хороши любые ответы и правильными могут быть разные решения, часто совсем не похожие друг на друга. Поощряются оригинальные, творческие ответы, отражающие позитивность человеческих отношений.

Упражнения желательно проводить в комплексе, после полного освоения одного задания, переходя к другой серии интеллектуальных игр. Выполнение заданий - коллективное, так как при коллективном творчестве дети учатся отличать свое понимание явления или применения предмета от понимания других, соотносить свою точку зрения с точкой зрения одноклассников.

Составлений предложений.

Цель - развитие способности устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между фрагментами толерантного общения, научиться творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозренных элементов.

Ведущий берет наугад три слова, не связанных по смыслу, например, «мальчик», «лес» и «дождь». Детям надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Могут быть следующие ответы: «Мальчик ходил в лес и промок под дождем», «Мальчик взял карандаш и нарисовал дождливый день в лесу» и др. Когда детям становится понятен алгоритм выполнения упражнения, ведущий предлагает им из этих слов составить предложения, отражающие форму толерантного общения (например, «В дождливый день мальчик пошел в лес, чтобы собрать ягод для болеющей сестренки» и т.п.). Время выполнения 10-15 минут.



следующая страница >>