sotrud.ru 1 2 ... 21 22

Глава XXIV



Предметная программа по иностранным языкам

1.
Общая часть
а
) Вступление


Грузия, как страна - член Евросоюза, вошла в многообразное пространство в языковом и культурном плане. Без знаний иностранных языков невозможно интегрироваться в этом пространстве и реализовать в полной мере свои личностные возможности. Поэтому, национальный учебный план общеобразовательной школы предусматривает изучение двух или трех иностранных языков.

Чтобы способствовать получению международных дипломов, подтверждающих знания иностранного языка, в учебном плане определено соответствие школьного стандарта с утвержденными Евросоюзом уровнями и указано, какая ступень обучения соответствует тому или иному уровню Евростандарта.

б
) Цели и задачи обучения иностранному языку

Иностранный язык, как неотделимая часть национального учебного плана, служит осуществлению главной государственной цели школьного образования, в частности,- воспитанию свободной личности, разделяющей национальные и общечеловеческие ценности, которая сможет внести свой вклад в формирование и развитие гражданского общества.

Приоритетными целями изучения иностранных языков являются:


  • развитие у учащегося плюрилингвистической компетенции;

  • развитие у него речевых навыков (слушания, чтения, письма, говорения) на двух иностранных языках;

  • выработка навыков успешной коммуникации с представителями другой культуры;

  • формирование положительного отношения к языковому и культурному многообразию и осознание его как частного проявления разнообразия вселенной;

  • развитие понимания отличающихся культурных контекстов и текстов;

  • подготовка к совместной деятельности с представителями разных языковых и культурных идентичностей;
  • формирование и совершенствование навыка эффективного изучения языков.



Исходя из этих образовательных целей, обучение иностранным языкам в школе предусматривает решение конкретных задач. Эти задачи делятся на три категории:
Приобретение различных видов знаний:

  • грамматического, лексического знания;

  • знания базисных норм правописания и правильной речи;

  • знакомства с культурой иноязычных стран;

  • знания видов текста и их характеристик;

  • знания письма, слушания, чтения и говорения.


Развитие разных навыков и умений:


Формирование отношений:

  • умения ценить и уважать индивидуальное многообразие;

  • чувства языковой и культурной принадлежности;

  • умения ценить и уважать самобытность культурной среды, ее неповторимость;

  • позитивного отношения, как культурному, так и индивидуальному многообразию и его восприятия, как частного проявления разнообразия мира;

  • интереса к чужому миру;

  • желания изучать иностранные языки.


в
) Характеристика ступеней обучения иностранным языкам
Обучение иностранному языку на разных ступенях школы имеет различные воспитательные и образовательные цели.
Преподавание
иностранного языка на начальной ступени
Воспитательной целью обучения иностранному языку на начальной ступени является подготовка подростка для успешного обучения на последующей – базовой ступени. Для этого оно должно обеспечить:

  • задействование и развитие умственного и психо-эмоционального потенциала подростка (память, фантазия, воображение, многообразное мышление и др.);


  • формирование положительных отношений к самому себе, другим, учебе, предмету, незнакомому миру;

  • развитие жизненных навыков и умений, из которых на данном этапе обучения приоритетными являются сила воли, мобилизация внимания, соблюдение и уважение правил, упорядочение учебных принадлежностей, деятельности, сотрудничество (работа в парах, группах, взаимопомощь), творческая деятельность.

Что касается образовательной цели обучения иностранным языкам, на этом этапе приоритетное место принадлежит устной речи на иностранном языке (слушание-говорение) и открытию отличительной языкового и культурного мира.

Главной задачей преподавания на начальной ступени является стимулирование интереса учащегося, усиление его мотивации: подростки должны полюбить процесс изучения иностранного языка и сам иностранный язык и культуру. Чтобы исключить у учащихся чувтво неудачи в процессе обучения, методика обучения должна предусмотреть особенности психического развития учащихся и применить соответствующие приемы обучения.

Преподавание иностранного языка на базовой ступени

Базовая ступень является завершающим циклом обязательного обучения: после окончания базовой ступени часть учащихся покидает школу и начинает активную жизнь. На этой ступени основной воспитательной целью обучения иностранному языку является развитие у учащихся гражданского сознания и творческих навыков и умений (толерантность, личная и общественная ответственность, самостоятельность, саморазвитие, критическое мышление, самовыражение. . .).

Образовательной целью иностранного языка является оснащение учащегося базовыми знаниями, которые помогут ему найти собственный путь в современной жизни. В частности, в конце этого цикла учащийся должен суметь:


  • вести устную и письменную коммуникацию на двух иностранных языках в

повседневных бытовых ситуациях;
  • использовать стратегии чтения, слушания, говорения и письма;


  • самостоятельно повышать уровень знаний по тому или иному направлению

(слушание, говорение, чтение, письмо, культура);

  • вести интеракцию в различающихся культурных или социокультурных контекстах.



Главной задачей преподавания на базовой ступени является подготовка учащегося к принятию такого важного решения, как выбор дальнейшей деятельности (участие в активной жизни, получение профессионального образования, продолжения учебы в школе). Для обеспечения этого в методику преподавания должны быть внесены такие стратегии, которые выявят особенности потенциала учащегося (многообразное оценивание).

Преподавание иностранного языка на средней ступени
На этой ступени главной воспитательной целью иностранного языка остается формирование у учащегося гражданского сознания и формирование творческих навыков и умений.

Учащемуся, какую бы сферу профессиональной деятельности он не выбрал, иностранный язык пригодится, как средство обогащения знаний и обмена опытом. Таким образом, образовательной задачей преподавания иностранного языка на средней ступени является обеспечить учащегося такими знаниями, чтобы он на одном или двух иностранных языках сумел:

  • понять, проанализировать и разработать разного рода устные или письменные тексты (репортаж, деловое письмо, интервью, реферат, биографию, публицистическое письмо, познавательный текст и др.) с целью последующего использования в учебной деятельности;

  • выразить и обосновать устное или письменное объяснение, собственное мнение, отношение;

  • составить дружеские или деловые письма, представить устные доклады/проекты на актуальные темы и др.



г) Организация преподавания иностранного языка

Распределение иностранных языков по ступеням. По Национальному учебному плану обязательным является обучение двум иностранным языкам. Таким образом, первый и второй иностранные языки относятся к числу обязательных предметов.


Возможно обучение третьего иностранного языка на средней ступени в виде выборного предмета (см. НУП, Перечень выборочных предметов).

Национальный учебный план на начальной ступени предусматривает обучение только одному иностранному языку, на базовой и средней ступенях - двум.

Первый иностранный язык – С первого класса обязательным является обучение английскому языку. Исключение допускается в случае согласования данного вопроса с Министерством. В случае исключения школа имеет право преподавать с первого класса другой иностранный язык, хотя в таких случаях школа обязана вторым иностранным языком учащемуся предложить английский.

Второй иностранный язык - На базовой и средней ступени начинается обучение второму иностранному языку. Вторым иностранным языком может быть любой иностранный язык, который школа с учетом своих ресурсов и интересов родителей и учащихся предложит учащимся. Исключением является вышеназванный случай.

Если школа имеет соответствующие человеческие и финансовые ресурсы, она может разным группам класса предложить различные языки с учетом интересов родителей и учащихся.

Третий иностранный язык - В качестве выборным предмета школа может предложить учащимся третий иностранный язык. Третим иностранным языком может быть любой язык, который с учетом своих ресурсов и интересов родителей и учащихся школа может предложить учащимся.

Преподавание английского языка с 2011-2012 учебного года - Если в школе до 2011-2012 учебного года не преподавался английский язык, с 2011-1012 учебного года она имеет право заменить английским языком на любой ступени первый или второй иностранный язык. Для учащихся начальной ступени будет подобран соответствующие уровню их знания языка определенные для начальной ступени уровни (d I – d IV), а для учащихся базово-средней ступени - соответствующие уровню их знания языка определенные для базово-средней ступени уровни (S I – S VIII). Учащиеся будут оценены соответственно с требованиями конкретного уровня, который они изучают. Например, учащийся X класса, который учится по требованиям S V уровня стандарта, будет оценен согласно требованиям V уровня стандарта, а учащийся X класса, который учится по требованиям S I уровня стандарта, будет оценен согласно требованиям S I уровня стандарта.


Предметная программа по иностранному языку - Предметная программа по иностранному языку состоит из трех компонентов: вступление, стандарт и содержание программы.

Стандарт иностранного языка. Стандарт является общим для любого иностранного языка, который может преподаваться в школе. Он определяет ожидаемые результаты преподавания иностранного языка для каждой ступени обучения.

Стандарт иностранного языка разделен не по классам, а по уровням владения языком. Соответственно, и учебники будут написаны по уровням стандарта.

Содержание программы. Третья часть предметной программы является содержание программы, которое является рекомендательным. Содержание программы представляет собой перечень того языкового материала и социокультурной тематики, с помощью которого можно развить определенные стандартом навыки и умения.

В рамках Национального учебного плана содержание программы определено для четырех иностранных языков (французский, немецкий, русский и английский). Школы, которые запланировали обучение другому иностранному языку, будут руководствоваться стандартом.

Уровни стандарта начальной и базово-средней ступеней. Уровни стандарта начальной ступени/, а также составленные на их основе учебники по содержанию и в педагогическом плане соответствуют особенностям психического развития учащихся этого возраста. Таким образом, уровни начальной ступени и составленные по ним учебники не годятся для учащихся базовой и средней ступеней и, наоборот, уровни стандарта базовой и средней ступени и составленные по ним учебники не пригодны для учащихся начальной ступени.

Для разделения уровней, с одной стороны начальной и, с другой стороны базово-средней ступеней, в стандарте употреблены отличительные индексы - буква «d» указывает на определенные для начальных классов уровни, а на определенный для базово-средней - буква «S»:


Для начальной ступени выделены шесть уровней, а базово-средней ступени - восемь:



Уровни начальной ступени

d 01

d 02

d I

d II

d III

d IV







Уровни базово-средней ступени

S I

S II

S III

S IV

S V

S VI

S VII

S VIII



следующая страница >>