sotrud.ru 1 2 ... 85 86

В форуме «Позиция антрополога при исследовании 

проблем ксенофобии» приняли участие:
Ольга Ансберг (Благотворительный фонд спасения Петербурга–
Ленинграда, Санкт-Петербург)
Мария Ахметова (Журнал «Живая старина», Москва)
Йован Байфорд (Jovan Byford) (Открытый университет, Великобрита-
ния)
Елена Березович (Уральский государственный университет
им. А.М. Горького, Екатеринбург)
Валентин Выдрин (Музей антропологии и этнографии им. Петра 
Великого /Кунсткамера/ РАН, Санкт-Петербург)
Альбина Гарифзянова (Елабужский государственный педагогический 
университет / НИЦ «Регион», Ульяновск)
Рождер Гриффин (Roger Griffin) (Университет Оксфорд Брукс, Вели-
кобритания)
Себастьян Джоб (Sebastian Job) (Университет Сиднея, Австралия)
Пол Маннинг (Paul Manning) (Трентский Университет, Питерборо, 
Канада)
Елена Обрадович  (Jelena Obradovic’) (Университет Бирмингема, 
Великобритания)
Елена Омельченко (НИЦ «Регион», Ульяновск)
Александр Осипов (Центр независимых социологических исследований
Санкт-Петербург / Правозащитный центр «Мемориал», Москва)
Александр Панченко (Институт русской литературы /Пушкинский дом/ 
РАН, Санкт-Петербург)
Хилари Пилкингтон  (Hilary Pilkington) (Университет Ворвика, Велико-
британия)
Давид Раскин (Российский государственный исторический архив, Санкт-
Петербург / Санкт-Петербургский союз ученых)
Сергей Соколовский (Институт этнологии и антропологии РАН, Москва)
Детелина Тошева  (Detelina Tocheva) (Институт Макса Планка по 
социальной антропологии, Галле, Германия)
Валентина Узунова (Музей антропологии и этнографии им. Петра 
Великого /Кунсткамера/ РАН, Санкт-Петербург)
Андреас Умланд (Andreas Umland) (Киевский национальный универси-
тет им. Тараса Шевченко)

Дуглас Р. Холмс  (Douglas R. Holmes) (Университет Бингэмтона, США)

Юрий Шабаев (Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 
Сыктывкар)
Элеонора Шафранская (Московский гуманитарный педагогический 
институт)
Нона Шахназарян (Кубанский социально-экономический институт / 
Центр кавказско-понтийских исследований, Краснодар)
Стивен Шенфилд  (Stephen Shenfield) (Институт международных 
исследований Уотсона, Провиденс, США)
Виктор Шнирельман (Институт этнологии и антропологии РАН, Москва)


7
Ф
О
Р
У
М
Позиция антрополога при исследовании
проблем ксенофобии

ВОПРОСЫ РЕДКОЛЛЕГИИ
В исследовательском поле социальных наук 
существуют «горячие зоны», изучение ко-
торых имеет свою специфику. К их числу 
относятся проблемы ксенофобии, национа-
лизма, современных религиозных движе-
ний и др. Изучение таких тем, находящих-
ся в фокусе внимания различных слоев 
общества, заставляет исследователя вести 
подчас весьма напряженный диалог не толь-
ко с научными оппонентами, но и с теми
чьи взгляды и действия являются предметом 
его изучения. Более того, можно сказать, 
что сама проблематика «выталкивает» ан-
трополога (социолога, психолога и др.) из 
научной ниши в публичное поле, в котором 
кипят страсти вокруг этих проблем. В этой 
связи редколлегия журнала обратилась к 
участникам дискуссии с просьбой ответить 
на несколько вопросов.
1
Совместима ли беспристрастная позиция на-
блюдателя с изучением таких острых про-
блем, как ксенофобия или религиозная нетер-
пимость? Стоит ли исследователю вклю-
чаться в публичную дискуссию (например, 
излагать и отстаивать свои взгляды в 
СМИ)?


А Н Т Р О П О Л О Г И Ч Е С К И Й   ФОРУМ   №8
8
2

Были ли в вашей практике ситуации, когда научная позиция (на-

пример, соблюдение полевой этики) входила в противоречие с 
вашей гражданской или просто человеческой позицией? Если да, 
то каким образом вы разрешали создавшиеся коллизии?

3
Какие стратегии поведения вы считаете оптимальными в вы-
страивании своих отношений с представителями изучаемых со-
обществ, если их деятельность связана, например, с пропагандой 
насилия, национальной розни, религиозной нетерпимости?

4
Приходилось ли вам сталкиваться с обвинениями в ангажиро-
ванности со стороны своих коллег по научному цеху? Как вы 
относитесь к тем случаям, когда представители научного сооб-
щества сами демонстрируют ксенофобию, либо (что чаще) пред-
почитают не замечать ее проявлений?



следующая страница >>