sotrud.ru 1

Программа «Обрядовая кухня» в 5-8 классах.


Бутрякова Н.П., учитель технологии ГБОУ СОШ № 930 город Москва.

Пояснительная записка

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем, относится к старинным праздникам, традициям, обычаям и обрядам нашего народа.

Школа является центром формирования национального самосознания, сегодня она призвана заложить основы для развития научного, нравственного и духовного опыта подрастающего поколения.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития творческих способностей, формированию эстетического вкуса, нравственных и патриотических качеств личности.

Задачи программы:


  • Совершенствование практических навыков в экономике ведения домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов;

  • Ознакомление с календарем народных и православных праздников;

  • Знакомство с обычаями, традициями, обрядами и обрядовой кухней;

  • Воспитание гармонично развитой личности, уважающей свою национальную историю и культуру;

  • Развитие понимания национальных особенностей русской культуры в целом, обогащение современных представлений о своеобразии её традиций;

Появление данной программы вызвано нарастающими процессами становления национального самосознания, потребностью восстановления историко-культурной памяти русского народа.

Органической частью бытовой отечественной культуры является обрядовая кухня. Русская кухня – это огромный пласт общероссийской культуры, это национальное достояние нашего народа, составляющее его гордость и славу.

Все без исключения религии придают особое символическое значение трапезе – пище и напиткам, употребляемым человеком. Еда входит в самые почитаемые ритуалы и обряды. В связи с тем, что по православным обрядам более половины дней в году (от 192 до 216) должны были быть постными, полностью запрещавшими есть мясо, рождалось огромное количество грибных и рыбных блюд, постных изделий из муки, круп и овощей.


У русских, как и у других православных народов, каждый большой церковный праздник отличался не только религиозными обрядами, но и блюдами домашней кулинарии, которые готовились и подавались только именно в этот день, к этому праздничному столу.

Программа знакомит учащихся с традиционными рецептами русской кухни, с правилами приема пищи, историей появления различных продуктов в русской кухни, которая удивительно разумная, полезная и безусловно отвечающая современным научным взглядам на рациональное питание.
Для выполнения практических, самостоятельных и творческих работ предполагается использовать 70-80 % учебного времени. Рецепты блюд для выполнения несложных практических работ, приготовление их из доступных продуктов и с наименьшими затратами времени.

С целью повышения эффективности учебного процесса программой предусмотрено использование на уроках информационно коммуникативных технологий (ИКТ), что способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, память, восприятие.

Формы и место использования ИКТ зависят от содержания урока, цели и задач, которую ставит преподаватель и методов обучения. Например, объяснительно-иллюстративный метод при использовании мультимедийных презентаций или DVD фильмов заметно повысит познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности.

В программе предлагается использование кулинарно-анимационного мультсериала, в котором можно найти рецепт на любую тему. Они делают уроки яркими, привлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Эти короткие, красочные, музыкальные фильмы на 3-4 минуты не только создают у учащихся хорошее настроение, но и предлагают доступные рецепты, новые и уместные кулинарные советы; предлагают оригинальное и красивое оформление блюда; дают уроки правильного питания, украшения и сервировки стола; привлекают детей к творчеству. Применение мультимедийных технологий оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным.


К каждой теме в программе предлагается для самостоятельной работы учащихся темы сообщений, докладов, творческих проектов. В работе над творческим проектом так же могут быть использованы ИКТ: для сбора информации с помощью сети Интернет, выполнение проекта в текстовых и графических редакторах, защита проекта с использование мультимедийных презентаций.

С помощью компьютерной программы «Калькулятор», разработанной учащимися школы, составляется меню, осуществляется расчет продуктов, калорийность и стоимость блюд.

Особое внимание необходимо уделять соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами.

При разработке данной программы «Обрядовая кухня» ставилась цель осуществить её преемственность с ныне девствующей программой «Трудовое обучение» раздела «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» автор Кожина О.А. Министерство образования РФ, 1996 год. Это позволило в максимальной степени использовать имеющийся опыт преподавания

и материальную базу кабинета.

Более глубокому освоению содержания программы будут способствовать праздники, конкурсы, мастер-классы, внеклассные мероприятия, а также участие в предметных олимпиадах.