sotrud.ru 1 2 ... 20 21


Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Институт филологии и языковой коммуникации

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института
филологии и языковой
коммуникации

Куликова Л.В./________/

«_____» _________2010 г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина Введение в общее языкознание
Укрупненная группа 030000 «Гуманитарные науки»

Направление 031000.62 «Филология»
Институт филологии и языковой коммуникации
Кафедра общего языкознания и риторики

Красноярск 2010

Учебная программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе

030000 «Гуманитарные науки»

Направления 031000.062 - Филология

Программу составила доцент кафедры общего языкознания и риторики, канд. филол. наук Бернацкая А.А.

Заведующий кафедрой Копнина Г.А.

(фамилия, и. о., подпись)

«_____»_______________2010г.
Учебная программа обсуждена на заседании кафедры общего языкознания и риторики «______» _________________ 2010 г. протокол № _____________

Заведующий кафедрой Копнина Г.А.
Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ филологии и языковой коммуникации

«______» __________________ 200___ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ Анисимов К.В.
Дополнения и изменения в учебной программе на 200 9/2010 учебный год.

В учебную программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 2010 г. протокол № ________

Заведующий кафедрой Копнина Г.А.
Внесенные изменения утверждаю:

Директор Института филологии и

языковой коммуникации Л.В. Куликова

Пояснительная записка

«Введение в языкознание» на первом курсе – начальная фаза «общего языкознания» как базовой методологической дисциплины лингвистического компонента филологического образования. Значимость курса тем более велика, что курсы общего языкознания и истории лингвистических учений в соответствии с существующим учебным планом отнесены к предпоследнему семестру (IX) (было бы рациональнее передвинуть их на VII – VIII семестры).

Цель курса – дать начинающим филологам представление о естественном языке как общечеловеческом феномене, - его происхождении, устройстве и основных принципах функционирования, о соотношении языка как знаковой системы и его реализации в устной и письменной формах речевой деятельности, о соотношении универсального и идиоэтнического в конкретном этническом языке. Частично опережающий характер курса по отношению к аспектным дисциплинам частного языкознания, в данном случае, прежде всего, русистике, но также и изучаемым иностранным языкам имеет принципиальное значение, т.к. позволяет сформировать у студентов умение видеть в конкретном языке и его частных явлениях, фактах проявление вариаций общего, инвариантного. Задачи курса – заложить основы теории языка / речи / речевой деятельности, лингвистического кругозора и лингвистического мышления.

Объем курса ограничен учебным планом, рассчитанным на 50 лекционных часов и 33 семинарских. Теоретико-методологический характер курса делает его объективно наиболее сложным для усвоения начинающими филологами. Одним из условий преодоления объективных трудностей освоения курса является оптимальное соотношение между аудиторно-коллективными и индивидуальными видами учебных поручений. Индивидуальный подход в учебном процессе реализуется путем создания рабочей атмосферы на лекционных и семинарских занятиях с реализацией механизма обратной связи, элементов диалогизации, побуждающих студентов к активному участию, к формированию, высказыванию и обоснованию собственной позиции (с пресуппозицией права на ошибку); путем разработки системы групповых и индивидуальных заданий творческого характера; путем организации внеаудиторных занятий для обсуждения обязательных первоисточников; путем подготовки студентами, как правило, по желанию мини-рефератов, сообщений с их последующим обсуждением.

Структура учебно-методического комплекса


  1. Пояснительная записка

  2. Часть I: Лекционный курс. Предлагаются в большей или меньшей мере развернутые конспекты лекций; мера полноты зависит от степени дискуссионности излагаемых проблем, от степени и качества освещения темы в доступных студентам учебных материалах.

  3. Часть II: Семинарские занятия. Предлагаются вопросы, а во многих случаях и задания как группового, так и индивидуального характера. Дается список рекомендуемой литературы. Ввиду ограниченного объема учебных часов довольно часто тематика лекционных и семинарских занятий находится в отношении принципа дополнительности: не всегда есть возможность закрепить лекционную тему на семинарском занятии.

  4. Список вопросов к зачету и экзамену.

  5. Список основной и справочной литературы по курсу.

  6. Список обязательных первоисточников. В первом семестре это монографии Ф. де Соссюра, В.М. Солнцева, Н.С. Трубецкого, И.Е. Гельба, Й. Фридриха, В.А. Истрина. Во втором семестре это монографии Л. Блумфилда и Ж. Вандриеса. Форма контроля: обсуждение на внеаудиторных занятиях. Проверяется также качество оформления конспектов, выходных данных. На экзамене по курсу студенты предъявляют все конспекты и обязательно используют их материалы в ответах по экзаменационному билету. В противном случае преподаватель задает вопросы по первоисточнику.

Во втором семестре каждый студент должен подобрать в общественно-политических или научно-популярных источниках как минимум три статьи по проблемам языка, языкознания. Цель: привить студентам навык отслеживать отношение общества к проблемам языка, речи. Способ контроля: реферативно-оценочное изложение содержания статей.
  1. Приложение I: мини-тексты научно-популярного характера по тематике курса. Это тексты из «Энциклопедии для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., 1998». Многие тексты автор-составитель УМК дополнил заданиями.


  2. Приложение II: задачи, задания и упражнения по тематике курса. Источники: Энциклопедия для детей; Л.Р. Зиндер. Введение в языкознание. Сборник задач. М., 1998; задачи и упражнения из учебного пособия Б.Ю. Норманн «Теория языка. Вводный курс». М., 2004. Лингвистические задачи как правило снабжены ответами.


Автор-составитель счел необязательным наличие раздела «Терминологический минимум по курсу»: ключевые понятия и термины графически выделены в лекционном курсе; студенты должны наращивать опыт работы со справочной литературой (ЛЭС, ЭРЯ); в 2003г. вышло пособие К.В. Вархапович «Лингвистика в таблицах и схемах»; в 2005г. – «Учебный словарь лингвистических терминов» Л.А. Брусенской, Г.Ф. Гавриловой, Н.В. Малышевой.

Часть I: Лекционный курс.

Лекция 1-ая (2 часа)

Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
Языкознание = наука о языке = языковедение = лингвистика. Когда возникла наука о языке? Два варианта ответа: а) когда стали возникать вопросы о том, что такое язык, понимание и непонимание? (1-е тыс. до н.э.); б) область знаний может считаться автономной, если она соответствует трем условиям: 1) имеет объект исследования; 2) имеет предмет исследования; 3) имеет метод, специализированный на исследовании единиц данной области. (1-ая четверть XIX в.).

В 1-й четверти XIX века языкознание стало соответствовать этим условиям, так как появился метод – сравнительно-исторический. Это связано с работами Франца Боппа (1816 г. «О спряжении в санскрите в сопоставлении с таковым греческого, латинского, персидского и германского языков»).

Объект – это компонент реальной действительности, который заинтересовал исследователя. Предмет – та часть, сторона объекта, связи элементов этого объекта с внешним миром, которые исследуют. Ученые сами формируют предмет. Объект языкознания – речевой поток и письменный текст, а не язык. Язык вообще? Язык индивида? Язык страны? Эти вопросы требуют различения наблюдаемого эмпирического аспекта от ненаблюдаемого, скрытого. Но абстрактное – тоже реальность, реализуемая в звуке. Наблюдаемое и ненаблюдаемое – два уровня познания. Первый – это явление, а второе – это суть, скрытая от нас.


Предмет языкознания – общие законы организации, динамики и функционирования любых языков.

Проблемы языкознания: природа языка; строение языка; связи и отношения; функции языка; факторы и причины языковой динамики; классификация языков; соотношение между языком и мышлением; связь языка и общества; проблема языковых универсалий; методы исследования.

Все это – содержание курса лингвистики. Центральное понятие – это язык.

Проблема определения языка.

Язык – разноаспектное явление, прежде всего, средство общения. 1969 г. – А. Якоби: «Сто точек зрения на язык».

Все многообразие определений языка можно свести к двум типам: онтологический (сущностный) и гносеологический (для чего служит).

В.М. Солнцев дает классификацию определений языка по основаниям:


  1. С точки зрения функции языка: язык – средство формирования, выражения и сообщения мысли.

  2. С точки зрения устройства, механизма языка: язык – набор некоторых единиц и правил использования, т.е. комбинирования этих единиц (фонема, морфема, лексема, синтаксема).

  3. С точки зрения существования языка: язык – результат социального, коллективного навыка «делания» единиц из звуковой материи путем соотнесения некоторых звуков с некоторым смыслом

  4. С семиотической точки зрения: язык – это система знаков, т.е. материальных предметов (звуков, наделенных свойством обозначать что-то, существующее вне их самих).

  5. С точки зрения информации: язык – это код, с помощью которого кодируется семантическая информация.

Одна из причин сложности определения языка – его многоаспектная природа.

Аспекты природы языка

  1. Физический (акустический) – звуки, звуковой поток.
  2. Биологический – речевой аппарат, мышление и управление языком, овладение языком. Нельзя сказать, что это главный аспект природы языка, так как все биологическое передается по наследству, а язык не передается; врожденной является языковая способность, т.е. способность овладевать речью.


  3. Индивидуальный и социальный – чтобы овладеть языком, необходимы контакты с людьми («эффект Маугли», эффект «Камалы»).

  4. Психический – мозг контролирует речевую деятельность, в том числе речевого аппарата.

Типология языкознания

1. Общее и частное (проблема устройства, функционирования конкретного языка).

2. Синхроническое (исследование языков на одном временном срезе) и диахроническое (исследование языков в аспекте изменений в течение длительного периода).

3. Внешняя (макро-, проблемы соотношения языка с экстралингвистическим миром) и внутренняя (микро-, собственно-, проблемы самого языка) лингвистика.

4. Лингвистика языка (язык как социальный продукт с общими закономерностями) и лингвистика речи (исследование и моделирование речевой деятельности, функциональных разновидностей речи).

5. Фундаментальная лингвистика (теория) и прикладная (решение неязыковых проблем с помощью языковедов – хранение, кодирование и передача информации).

6. Собственно лингвистика/металингвистика (язык о языке).

7. Области языкознания, связанные с изучением единиц, понятий и категорий разных ярусов системы языка (фонетика, морфемика, лексикология, синтаксис).

8. Собственно (узко-) лингвистические/пограничные дисциплины. Преимущество пограничных (психолингвистика, социолингвистика, лингвокриминалистика и др.). – использование новых методов

9. Условно – как обозначение круга проблем языка посредством использования определенного метода или приема (дескриптивная, трансформационная, гендерлингвистика).

Герман Пауль (младограмматическая школа): «Языков столько, сколько индивидов». А. Мейе: «Лингвистик столько, сколько лингвистов»,
Лекции 2, 3

Ф. де Соссюр – основоположник современного общего теоретического языкознания. Основные положения концепции языка Соссюра. Определение знака, семиотики и лингвосемиотики. Языковой знак и его свойства в концепции Соссюра. Дискуссионные аспекты знака.


1816 г. – появление первого метода в языкознании – сравнительно-исторического. Становление языкознания как автономной науки. Появление собственного объекта, предмета и метода изучения. 1816 г. – эпохальная дата; одновременно первый метод отвлек лингвистов от проблем сущности языка, обусловив господство диахронического аспекта изучения языка. Это период активной лингвистической деятельности Вильгельма фон Гумбольдта (1767 – 1835), общепризнанного основоположника общего теоретического языкознания. Мысли Гумбольдта о языке, его природе, функциях настолько глубоки и разнообразны, что нашли мало откликов у современников, но сейчас дают импульс появлению в языкознании новых идей, теорий, школ. 1996 г. – на конференции, посвященной задачам языкознания, прозвучал лозунг: «Итак, вперед к Гумбольдту!» Альберт Сэше и Шарль Балли издали «Курс общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра (1857 – 1913). «Пройти мимо Соссюра, значит пройти мимо лингвистики вообще». «Нельзя найти лингвиста, который чем-то не обязан Соссюру». Соссюр наиболее читаемый, но и наиболее критикуемый автор. Соссюр создал цельную теорию языка. «Соссюру первому удалось представить совокупность базовых понятий лингвистики как цельную многоаспектную концепцию языка и языкознания». (А.А. Холодович).

Основные положения концепции языка Соссюра


  1. Принцип знаковости языка.

  2. Принцип системности языка.

  3. Дихотомия языка и речи.

  4. Дихотомия синхронии и диахронии.

  5. Дихотомия внутренней и внешней лингвистики.

  6. Принцип формальности языка как предмета. («Язык есть форма, а не субстанция».)

Самая краткая научная онтологическая дефиниция языка: «язык - это знаковая система».

Соссюр начинает свои суждения о языке с сетования о том, что не существует некой социальной науки о знаках вообще, потому что язык – разновидность знаковых систем. Это самая показательная, разнообразная, сложная система. Еще не существующую науку о знаках он назвал семиологией.


1690 г. – Джон Локк использовал термин «семиотика».

Соссюр - основоположник теории знаков наряду с Чарльзом Пирсом. Соссюр разработал часть науки о знаках – лингвосемиологию. В настоящее время термины «семиотика» и «семиология» – синонимы. Но в начале они расходились: у Соссюра семиология – содержательная наука о знаках языка, у Пирса семиотика – общая, логико-математическая теория знаков, это наука о типах, классификации, использовании и функционировании знаков.

Понятие знака в семиотике

Семиотика – это наука о знаках вообще. Предметом в современной семиотике является коммуникация, осуществляемая любыми средствами. А предмет лингвистики – коммуникация, осуществляемая посредством человеческого языка. В семиотике знак – это любой предмет, доступный чувственному восприятию, выступающий в процессе познания другого предмета и используемый для получения, преобразования и хранения информации об этом предмете, причем знак не обусловлен природными свойствами этого предмета.

=> свойства знака в семиотике:


  1. Условность (конвенциональность) знака: один предмет – представитель другого в силу того, что человек наделил его такой функцией.

  2. Материальность знака.

  3. Информативность знака.

О1 R О2

Отношение замещения между Объектом 1 и Объектом 2 называется семическим или семиологическим, а процесс, в котором одному предмету приписывается функция быть представителем другого предмета, называется семиозисом.

Большой вклад в развитие теории знака внес Чарльз Моррис. Он обосновал три аспекта знака.

Знак

Предмет Интерпретатор

Знак: знак = синтактика

Знак: предмет = семантика

Знак: интерпретатор = прагматика




Существует понятие семантического треугольника:

Знак (например, фонетическое слово)
Предмет = Референт Смысл = Сигнификат = Понятие
1923г. – К. 0гден, А. Ричардс:
Знак, символ, фонетическое слово



Предмет Смысл, Понятие
=>Связь слова с предметом только через понятие.

Категория знака – одна из важнейших в человеческой цивилизации.


следующая страница >>