sotrud.ru 1

 

Мальцева Т.И., учитель химии, 
СОШ № 36, г. Норильск 
 
 

ХИМИЧЕСКИЙ КВН 
В 10 КЛАССЕ 
 

 
Коллектив учителей нашей школы работает над созданием модели школы духовно-нравственного роста учени-
ков.  Основная  цель  деятельности  коллектива – сформировать  личностно  ориентированное  отношение  учащихся  к 
школьным предметам. 
Одна из форм такой работы – КВН. Считаю организацию внеклассной работы по предмету очень важной, по-
скольку  она  способствует  формированию  интереса  к  химии,  развивает  творческие  способности  учащихся  и  создает 
условия для самовыражения.  
КВН – внеклассное мероприятие, выглядит зрелищным, динамичным. Он увлекает и захватывает не только уче-
ников, участвующих в КВН, но и зрителей. 
Программа заседания клуба 
•  Приветствие команд: «Визитная карточка» (в виде стихов, песен). 
•  Экспериментальная пауза.
 Демонстрация опыта: «Волшебный дождь». 
•  Разминка команд: «Перестрелка» (Быстрый тур). 
•  Игра «Скоростные химические дорожки». 
•  Конкурс капитанов. 
•  Экспериментальная пауза. Демонстрация опыта «Приготовление напитков». 
•  Музыкальный конкурс  «Песни на химический лад». 
•  Экспериментальная пауза. Демонстрация опыта: «Геенна огненная». 
•  Задания командам. 
•  Экспериментальная пауза. Демонстрация опыта «Ежик в стакане». 
•  Домашнее задание. (Варианты задания: сценки «Школьная жизнь на уроке химии», «Там, на химических 
дорожках»; рассказ-загадка; химические сказки; реклама какого-нибудь химического препарата – духов, лаков, шам-
пуней и другие задания).  
•  Конкурс болельщиков.  

•  Объявление победителей и вручение призов. 

•  Прощание команд (в стихах). 
Оформление зала и сцены 
Над сценой – гирлянды разноцветных шаров, плакат с названием вечера: «Химия – наука чудес и превращений». 
На задней стене сцены – три буквы: КВН, а вокруг них – «мордашки» веселых и находчивых; на стене зала – газеты на 
химическую тему. 
Игра проводится среди учеников 9-х классов. В команде по 12 человек (можно больше). 
Команда 9 «А» класса «Химики». 
Команда 9 «Б» класса «Атомы».  
Жюри – 5 человек, максимальная оценка 7 баллов. В перерывах между конкурсами – подведение результатов   
и занимательные опыты. Вечер ведут юноша и девушка (учащиеся 11-х кл.). 
Обязательно музыкальное сопровождение вечера. («Мы начинаем КВН... » и др.) 
Участники КВН одеты в костюмы, соответствующие названию команд. 
 
Приветствие команд «Визитная карточка» 
 
Команда «Химики»  
Девиз:
 Химичить всегда, химичить везде, 
Химичить с водою, химичить в воде. 
Поют: 
91
 


Где-то на белом свете, 
Вместе мы их смешали 
Там, где всегда мороз, 
И получили взрыв. 
Жил водород в пробирке 
Ля-ля-ля-ля-ля, 
И синий кислород. 
Разлетелась пробирка вся. 
Жили они не тужили, 
Ля-ля-ля-ля-ля 
Но вдруг появились мы. 
И получилась вода. 
 
Приветствие соперникам 
 
Команде «Атомы» – наш привет! 
Мы вам желаем в этой встрече 
Пусть бой наш будет самым мирным в мире, 
Активными как натрий быть, 
И победившим станет тот, 
Своими шутками и речью 
Кто будет самым остроумным 
Присутствующих рассмешить. 
И без потерь до финиша дойдет. 
 
 
Поют: 

Главное, ребята, с юмором дружить, 
А ты, наш соперник, решенье жюри 
Ведь тогда победу вы сможете добыть. 

В сердце своем сохрани 

В дальний путь собрались мы, 
Лишь за точный ответ,  
А в том краю далеком 
Лишь за шутки твои 
 
Только со смекалкой можно победить. 
Команда получит очки.  
2 раза 
 
 
Приветствие жюри 
Здравствуйте, наше многоуважаемое жюри. 
Мы собрались сегодня в этом зале 
Чтоб вы, жюри, нейтральны были, 
И говорим с волненьем в этот час: 
Могли по праву рассудить, 
«Жюри, жюри – оно одно у нас, 
Все споры двух команд решить 
Мы любим вас. 
И приз сильнейшим присудить, 
Любовь еще, быть может, 
Дарим вам нейтральную среду: 
В душе угасла не совсем, 
Щелочь и кислоту! 
Но пусть ничто вас не тревожит, 
 
Прибавьте балл командам всем». 
 
Приветствие болельщикам 
А вы, болельщики, крепитесь, 
Где нужно, поддержите нас! 
И наша в КВН победа 
Пусть будет радостью для вас! 
Мы ждем от вас аплодисментов, 
Мы верим в вас, 
Мы верим вам, 
Так не жалейте вы ладоней 
И хлопайте скорее нам. 
 
Команда «Атомы» 
Девиз:
 Мы как кремень крепки, не разбить, не разлить нас водой. 
Поют: 
Долго химию  учили, 
А-а, дружба атомов – такой вышины, 
Долго мы ее зубрили, 
А-а, таблица Менделеева – такой ширины, 
Долго голову ломали, 
А-а, молекулы, кислоты, 
Над задачею сидя. 
А-а, серы, водороды, 
А теперь на этой сцене 
А-а, и, конечно, атомы, 
Мы играем в КВНе. 
А- а, и, конечно атомы...  
КВН сейчас поможет 
 
Время провести не зря. 
 
 
 

 
92


Приветствие жюри 
 
Из-за химии сегодня состоится КВН. 
Вы, жюри мое родное, оцените нас скорей. 
Поют: 
Мы пришли к вам сюда, чтоб сразиться здесь. 
Давайте, судьи, болейте за нас, 
Но противник силен, надо нам учесть, 

Иначе горе пошлет Бог на вас. 

Но противник силен, что ни говори 
Если б я был жюри и судить бы мог, 
Вся надежда на вас, милое жюри! 
Уверяю, друзья, был бы я не строг. 
 
Но, с другой стороны, что ни говори, 
Вся надежда на вас, милое жюри! 
 
Приветствие болельщикам 
 
Дорогой наш болельщик, 
Мы попросим тебя –  
Поболей хоть немножко  
За нас и за себя. 
Поболей, поболей, поболей ты за нас!  
 
Не оставь, не оставь, не оставь в трудный час!          Все вместе 
 
Приветствие соперникам 
 
А ты, соперник, не грусти, не надо! 
9 «Б» по школе пробегает, 
И нос вам вешать нынче ни к чему. 
Соперники они, но все-таки друзья,  
На КВНе всем смеяться надо, 
Они не лучше нас, но, не хуже тоже, 
Кто не смеется – проигрыш тому! (Хором.) 
И вы поймите нас, ведь это же игра. 
 
Поют: 
Давайте навсегда помиримся, навсегда, навсегда, 
Пусть выигрыш только мерещится, не беда, не беда. 
Не будем мы с вами ссориться, никогда, никогда! 
 
Экспериментальная пауза. Демонстрация опыта «Волшебный дождь» 
Взять марганцово-кислый калий, растолочь его в порошок. К полученному порошку добавить древесного угля, 
немного железных опилок и все перемешать. Смесь высыпать в колпачок спиртовки и, закрепив на проволочке, по-
держать над пламенем. Когда колпачок разогреется, его содержимое начнет разбрызгиваться в виде красивого искря-
щегося дождя, не опасного для окружающих. 
Жюри оценивает конкурс «Визитная карточка». 
 
Разминка команд «Перестрелка» (Быстрый тур) 
Вопросы команде «Атомы» 
•  Наименьшая химически неделимая частица. (Атом.
•  Распад электролита на ионы. (Диссоциация.
•  Явление, сопровождающееся выделением теплоты. (Горение.

•  Раствор, в котором нет ни кислоты, ни щелочи. (Нейтральный.

•  Химические уравнения, в которых указывается тепловой эффект. (Термохимические уравнения.) 
•  Связь атомов посредством общих электронных пар. (Ковалентная.
•  Свойства атомов данного элемента оттягивать на себя электроны от атомов других элементов. (Электроот-
рицательность.) 
•  Какое химическое соединение преобладает в человеческом теле? (H2O.)  
•  Название какого элемента такое же, как название планеты? (Уран.
 
Вопросы команде «Химики» 
•  Положительно или отрицательно заряженная частица. (Ион.
•  Процесс отдачи электронов веществом. (Окисление.
•  Цифра, которую ставят перед химической формулой в уравнении.  (Коэффициент.
•  Состояние системы, при котором Vпр = Vобр реакции.  (Химическое равновесие.
•  Вещества, проводящие электрический ток.  (Электролиты.
93
 


•  Свойство химического элемента образовывать несколько простых веществ.  (Аллотропия.
•  Реакции, протекающие с поглощением энергии.  (Эндотермические.
•  Какая кислота содержится в желудке человека и животных?  (HCl.
•  Какой элемент может быть твердым, как алмаз, и мягким, как сажа?  (Углерод.)  
 
Игра «Скоростные дорожки» 
(По одному участнику от каждой команды) 
Задание.
 Под шаг говорить названия химических веществ. Кто назовет больше слов за 1 минуту, тот и побеждает. 
Жюри оценивает конкурс «Перестрелка». 
 
Конкурс капитанов 
I.  Химические загадки капитану команды «Химики» 
1. Гость из космоса пришел – в воде приют себе нашел. (Водород.
2. Ослепительным пламенем ярким,  
    Как звездочка, вспыхнув, горит. 
    Металл тот и белый, и легкий 
    В двенадцатой клетке стоит. (Магний.

3. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот.

    Химические загадки капитану команды «Атомы» 
1. По прозванию – инвалид, но крепок в деле и на вид. (Хром.
2. Металл в солях – опора многих,  
    А нас без него не носили бы ноги. (Кальций.
3. Этот чудо-минерал в море вице-адмирал, 
    Главный повар в ресторане и палач на свежей ране. (Поваренная соль.
II. Конкурс «Кто сообразительней?» 
Составить название элементов из букв: «с», «р», «д», «н», «в», «з», «т», «л». Гласные буквы можно добавлять любые. 
Время – 2 минуты. (Сера, азот, селен, водород, радон, золото
III. Конкурс «Танцующие реакции» 
Помощники  ведущего  под  музыку  изображают  попарно  химические  реакции.  Капитаны  должны  определить 
тип реакции, назвать ее и записать на своем листе ответы. У танцующих на груди висят плакаты с формулами. 
Первая пара: H2 + CI2  
Вторая пара: Zn + H2SO4  
Третья пара: KOH + HCI 
Четвертый уч-ся: H2CO3 → 
 
Экспериментальная пауза Демонстрация опыта «Приготовление напитков» 
1. Красное вино. К воде в стакане добавить по нескольку капель растворов щелочи и фенолфталеина. (Малино-
во-красное окрашивание раствора.
2. Превращение красного вина в белое. К содержимому первого стакана прилить раствор любой кислоты до ис-
чезновения малинового цвета. 
3. Получение  молока. Смешать растворы хлорида бария и сульфата натрия. (Белый осадок во всем объеме жид-
кости.
4. Получение лимонада. Смешать растворы соды и кислоты. (Вспенивание.
Жюри оценивает конкурс капитанов. 
 
Музыкальный конкурс «Песни на химический лад» 
Команда «Химики »  
 
 
 
 
Команда «Атомы» 
 
94


Если взяться нам упорно  

Жил да был на реке Н2О, 
И учить все очень долго, 
И все люди любили его. 
Тогда химию родную 
Да и как нам его не любить, 
Будем знать мы наизусть. 
Если нам без него не прожить.  
 
Говорят, не повезет,  
А-а-а, химия родная,  
Если вся вода от нас сейчас уйдет,  
А-а-а, химия такая, 
А пока наоборот, 
А-а-а, чудо-химия. 
Все как раз наоборот. 
 
Только чистенькой водичке не везет. 
Если «атом из молекул», 
Целый день на реке суета, 
Вы нам скажете сегодня, 
Набросали  вы в воду стекла,  
Мы ответим вам: «Ну, что вы!» 
А потом разговоры о том, 
 
Как купаться в воде со стеклом? 
А-а-а, элементы и валентность, 
Говорят, не повезет, 
А-а-а, углерод и кислород, 
Если вся вода от нас сейчас уйдет, 
А-а-а, и молекулярный вес. 
А пока наоборот, 
 
А пока наоборот, 
Мы ведь химиками станем, 
Только чистенькой водичке не везет. 
Когда только подрастем, 
Не везет Н2О оттого, 
И таблицу элементов 
Что загрязняют люди его. 
Не забыть нам нипочем. 
А без него нам и дня не прожить. 
 
Так давайте с водою дружить. 
А-а-а, это сложная система, 
А-а-а, элементы стали в ряд, 
А-а-а, формул много надо знать. 
 
Экспериментальная пауза. Демонстрация опыта «Геенна огненная» 
В фарфоровую ступку насыпать речной песок. Смочить его спиртом. В центре проделать лунку и поместить в 
нее смесь сахарной пудры с питьевой содой в соотношении 12 г пудры на 2 г соды. Спирт поджечь. Из пламени будет 
вылезать масса пепла, похожая на многоглавого змея. 
Жюри оценивает музыкальный конкурс. 
 
Задание командам 
1. Каждому члену команды дается карточка с химическими элементами 2 и 3 периодов. Члены команды долж-

ны встать в том порядке, в котором эти элементы расположены во 2 и 3 периодах в таблице Д.И. Менделеева. 

 
«Атомы» – 3-й период 
«Химики» – 2-й период 
 
 
Na; AI; SI; P; S; SI; Ar. 
 Li; Be; B; C; N; O; F; Ne. 
 
2. Конкурс «Что это?» 
Под каждой формулой стоит номер, на столах лежат карточки с номерами от 1 до 9. Выбрав правильный ответ 
на вопрос, поднять карточку с его номером. За каждый правильный ответ – 1 балл. 
 
H2SO4 NH3 HCI CO2  H2S HNO3 MgO H2CO3 NH4OH 
1 2 3 4 5 6 7  8  9 
Вопросы  
1. Какую «пищу» из воздуха получают растения? (4) 
6. Какое соединение было названо Д.Н. Прянишниковым «аль-
2. В чистом виде этот газ убивает человека мгновен-
фой и омегой» обмена азотистых веществ в организме?(2)  
но, он известен прежде всего запахом тухлых яиц. (5)
7.  Эта  кислота  расходуется  при  выработке  взрывчатых  в-в, 
3. Ее называют горькой землей или магнезией. (7) 
органических красителей и пластических масс. (6)  
4. Эту кислоту называют кровью химии. (1) 
8. Водный р-р аммиака в быту называют нашатырным спир-
5. При повышенной концентрации этой кислоты в 
том, в технике – аммиачной водой. (9) 
желудке ощущается  изжога. (3) 
9. Углекислый газ, растворенный в воде, образует кислоту. (8) 
 
3. Конкурс «Театр-мим» 
Учащихся,  обладающих  чувством  юмора,  артистическими  данными,  приглашают  принять  участие  в  конкурсе. 
Они должны изобразить, что произойдет, если неправильно обращаться со спиртовкой. Максимальная оценка – 3 балла. 
 
95
 


Экспериментальная пауза. Демонстрация опыта «Ежик» в стакане 
В 5 %-ный р-р хлорида олова (II), подкисленного соляной кислотой, опускают овальную фигурку, вырезанную 

из цинковой пластинки. Через некоторое время фигурка покрывается блестящими чешуйками, принимает округлую 

форму и становится похожей на ежика. 
Жюри оценивает этот конкурс. 
 
Домашнее задание 
 
Команда «Атомы».  Сказка «Как волк лишился жизни» 
Ведущий. Однажды шел Волк по дороге важный-преважный и помахивал своим длинным пушистым хвостом. 
Встретилась ему Лиса с большой связкой рыбы. Волк ее окликнул. 
Волк. Ой, милая кумушка, где ты раздобыла такую отличную связку пескариков? 
Лиса. Как же! Сегодня маленько Бог дал, наловила. 
Волк. Где? 
Лиса. Поймала рыбу в речке, мой миленький куманек. 
Волк. А как? 
Ведущий. Лиса села на бревнышко и говорит. 
Лиса. Это, куманек, нехитрое дело. Слушай! Как зайдет солнышко, ступай на речку, опусти хвост в воду, такие 
рыбины прицепятся, что любо-дорого смотреть! Чем дольше посидишь, тем больше наловишь, только не дергай ско-
ро. А если клевать не будет, то заговор читай: «Рыбе – аш-два-о, а зверю – лес, степь, горы». Заговор читай три раза, 
куманек. Сиди до зари, вот и выловишь целую кучу рыбы.  
Ведущий. Вечером отправился Волк на рыбную ловлю. Погода была холодная. Пришел Волк на речку, выбрал 
местечко получше, уселся на корточки. В речку, как удочку, закинул свой хвост. Волки, как известно, в рыбе знают 
толк. Сидит Волк, а клева нет. Сидит, как воды в рот набрал, а надо быть поактивней, как кислород. Сидит и никак не 
может вспомнить заговор. Чтобы не замерзнуть, начал он приговаривать.  
Волк. Ловись рыбка большая и маленькая.  
Ведущий.  Вдруг  Волк  почувствовал:  кажется,  клюет.  Потянул  хвост,  что-то  хрустнуло,  потянул  еще,  где  же 
хвост? Глядит Волк, а на речке чудо! Лед! Во льду пучок – не то шерсть, не то травка, не то хвост, не то кочка. У Вол-
ка хвост примерз ко льду. (Волк убегает с реки.) 
Волк. Ой-ой-ой, где же хвост? 

Ведущий. Волк, запыхавшись, пьет из ведра H2SO4 вместо H2O. Падает и умирает. Вот так Волк лишился жизни. 

Но не только в сказке так бывает. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Тот остается на бобах, кто 
физические и химические свойства веществ не знает, кто  формул химии не учит, кто толком химии не знает. 
 
 
Команда «Химики». Рассказ-загадка 
Эту  минеральную  кислоту  Х  производят  десятками  миллионов  тонн.  По  уровню  потребления  она  уступает 
только  серной  кислоте.  Процесс  современного  получения  Х  в  промышленности  состоит  из  двух  основных  стадий. 
Первая стадия – окисление водородного соединения элемента, определяющее название кислоты, до монооксида. Вто-
рая стадия – окисление монооксида до диоксида и растворение последнего в воде. 
Схемы реакций: 
                         О2                                                                     О2                                                                                      О2 
                 ЭН3 → ЭО + Н2О,                      ЭО → ЭО2,                             ЭО2 + Н2О → НаЭОb.  
                                                                                                                                                          кислота 
Вещество Х используется для получения удобрений, солей, красителей, волокон и пластмасс. Что представляет 
собой кислота Х? (Азотная кислота.) 
 
Конкурс болельщиков 
1. Необходимо пройти от стартовой лини, нужно дойти до своей команды и принести победное очко. Но, чтобы 
сделать шаг вперед, надо назвать фамилию известного химика. 
2. Конкурс  «Узнаете ли  вы меня?» 
Ведущий читает фразу об элементе, а ребята должны назвать этот элемент. 
1) Этот элемент проживает на втором этаже. Он очень деятельный, активный и без него трудно обойтись. 
(Кислород.) 

2) Этот элемент проживает тоже на втором этаже. У него много друзей – соединений. Да и сам он очень пе-

ременчивый – то весь сверкающий, то серый, невзрачный, то чернее тучи. (Углерод.
3) Этот элемент поселился на третьем этаже. Он очень энергичный и деловой металл. Если попадет в воду, 
то будет очень бурно с ней взаимодействовать. (Натрий.) 
4) Этот элемент проживает в одноэтажном доме. Он образует легкий и веселый газ, который очень любят 
 
96







ребята. (Водород.) 
3. Какие пословицы и поговорки о золоте вам известны? (Кто больше назовет.) 
Например: 1) Слово – серебро, а молчание – золото. 
2) Не все золото, что блестит. 
3) Время дороже золота. 
4) На вес золота. 
5) Добро – серебро, а золото лучше. 

Жюри оценивает домашнее задание и конкурс болельщиков. 
 
Подведение итогов 
Жюри подсчитывает общее число баллов, заработанных каждой командой, и объявляет победителя, которому 
вручают приз. 
 
Прощание команд 
Команда «Химики» 
Команда «Атомы» 
Вот химический пирог, в нем начинка – углерод, 
Ну, а мы вам преподносим аппетитную еду. 
Кислород, азот, белки, все гидриды и жиры. 
Не еда, а объеденье, всю команду мы накормим, 
Та начинка – химикат, приготовлена на новый лад: 
Не останемся в долгу. 
Взяли медное ведро, подключили ток в него. 
И запить мы приготовим газированной воды 
А потом туда бросали чьи-то старые сандалии, 
Для очистки всех желудков и для бодрости души. 
И картошечки немного, шелухи четыре ложки, 
А рецепт воды такой: кислота плюс сахар, сода –  
Сахар тоже прибавлялся – он свинцовым назывался. 
Все разбавлено водой, и напиток вам готов. 
Потом залили все водой и азотной кислотой. 

Но какую кислоту буду лить я в воду ту? 

Фильтровали восемь раз, угощайтесь, просим вас. 
Тот ответ будет резонным, кто назвал ее лимонной. 
 
(Подносят пирог с надписью HNO3.) (Подносят  пирог  с  надписью  NaOH  и  бутылку  с 
 

 
 
приготовленной водой.) 
 
После прощания обе команды поют «Гимн химиков» 
 (На мотив песни «Все выше, и выше, и выше») 
 
Нам суждено пролить все то, что льется, 
Нам не чета филологи-пижоны, 
Просыпать то, чего нельзя пролить. 
Историков за пояс мы заткнем, 
Наш кабинет химическим зовется. 
И по халатам рваным и прожженным 
Мы рождены, чтоб химию любить! 
Мы химиков повсюду узнаем. 
 
Припев: 
Припев:  
Все выше, и выше, и выше 
Все выше, и выше, и выше 
К вершинам наук мы идем. 
К вершинам наук мы идем. 
И кто этим бромом подышит, 
И если с пути не собьемся, 
Тот рыжим становится сам. 
Достигнем всего мы умом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
97