sotrud.ru 1 2 ... 8 9

ПРОГРАММА


ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК

НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

У СТАРШЕКЛАССНИКОВ (8-11-е классы)

«ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР»
При составлении программы использовались материалы С.Г. Косарецкого, А.З. Пиллиповского, Н.А. Сироты, О.И. Соколовой, А.В. Соловова, О.А. Тихомандрицкой, Б.П. Целинского, В.М. Ялтонского.
Общая редакция – зав. кафедрой коррекционной педагогики и здоровьесберегающих технологий ВГИПКРО, к.п.н., доцент Науменко Ю.В.
Программа рассмотрена на заседании Ученого совета ВГИПКРО и рекомендована к внедрению в учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях (протокол №6 от 26.06.2006).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В утвержденной Правительством РФ Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации в переходный период реформирования экономики и социальной сферы одной из приоритетных задач определено изменение поведения населения. Это связано не только с заболеваниями, которые приводят к преждевременной смерти взрослых людей, но и с ростом социально обусловленных заболеваний у подростков. По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, связанного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет. Поэтому в Концепции большое значение придается усилению межсекторального сотрудничества, в первую очередь – учреждений здравоохранения с учреждениями образования.

Масштабы и темпы приобщения подростков и молодежи к наркотическим средствам сегодня таковы, что это угрожает национальной безопасности страны. По данным Госкомстата (2002), с той или иной частотой их потребляют 13,1% россиян в возрасте 11-24 лет. Это примерно 4 миллиона человек. Среди них от 900 тысяч до 1 миллиона являются наркозависимыми. В последние годы выросло и число заболеваний, передающихся половым путем, в т.ч. ВИЧ/СПИД. К концу 2004 г. в России официально зарегистрировано 299 226 случаев заражения ВИЧ, из них 28 319 человек заразились за 6 месяцев 2004 г. По экспертным оценкам зарубежных специалистов, в России проживает более 1400 000 ВИЧ-позитивных людей. Не вызывает сомнения, что наиболее эффективным способом профилактики в этом направлении является формирование у молодого поколения безопасного поведения, основанного на системе ценностных ориентации в пользу здоровья.


Предлагаемая программа «Правильный выбор» служит решению задачи профилактики употребления старшими подростками и молодыми людьми психоактивных веществ, а также рискованного сексуального поведения, приводящего к распространению заболеваний, передающихся половым путем.

Поскольку для педагогов важно не просто сформировать у учащихся убеждения в правильности определенных действий, но и перевести их в область поведения, в основу программы положена работа по развитию у школьников социальных установок, как основных личностных образований, связанных с намерениями человека поступать определенным образом.

Работа по программе способствует овладению подростками представлениями:


  • о понятиях «здоровье», «здоровый жизненный стиль» и возможностях человека, зависящих от его здоровья;

  • о референтном окружении и о том влиянии, которое оно может оказывать на формирование индивидуальной позиции в отношении здоровья;

  • о механизмах принятия решений и способах отстаивания права на их осуществление;

  • об этике и безопасности сексуальных отношений;

  • о ВИЧ/СПИДе и путях его передачи;

  • о механизмах формирования зависимостей;

  • о последствиях употребления психоактивных веществ и наркотиков;

  • об административной и уголовной ответственности за поведение, связанное с распространением наркотических веществ, заражением ВИЧ-инфекцией.

Рассматривая тему «ВИЧ/СПИД», мы не могли обойти вниманием вопросы, касающиеся отношения в обществе к тем, кто живет с этим заболеванием или имеет ВИЧ-инфицированных близких. В ходе занятий школьники получат возможность лучше понять обусловленные наличием вируса проблемы этих людей, увидят, как можно помочь в их решении.

Программа привлекает подростков к активному участию в моделировании жизненных ситуаций, что способствует выработке у них адекватных приемов поведения в обстоятельствах, связанных с риском потери здоровья.


Реализация программы сопряжена со значительным повышением требований к образовательному уровню ведущих (классного руководителя, педагога-психолога или социального педагога). В связи с этим к каждой теме прилагается информационный материал, который призван помочь педагогу в проведении занятий. Важно уметь правильно преподнести рассматриваемые вопросы, учитывая возраст учащихся и определенную «специфичность» восприятия подростками ряда тем, подчеркнуть серьезность обсуждаемых проблем, показать, что они касаются каждого. Занятия тем 3,4,5,6,7,9,10,11 проводят специалисты органов здравоохранения.

Большое значение имеет стиль общения ведущего и подростков. Позиция сотрудничества, равноправия, уважительное отношение к школьникам и их мнениям являются основными условиями работы по программе. На занятиях недопустимы авторитарный тон, требования подчинения педагогу и безоговорочного принятия его суждений. Ведущий выступает равноправным партнером в обсуждении поднимаемых проблем, но при этом остается взрослым, который акцентирует важные для подростков стороны жизни.

В ходе каждого занятия решаются три основные задачи: в области представлений, отношений и поведенческих интенций, что согласуется с законами социальной психологии о механизмах формирования социальных установок. Рекомендуемая продолжительность занятия 45 минут.

Представленное в программе содержание 12 тем, связанных с профилактикой заболеваний, передающихся половым путем, и употребления ПАВ, не является строго обязательным для воспроизведения, а служит лишь ориентиром для достижения генеральной цели программы – формирования у учащихся позитивной социальной установки на здоровый образ жизни. Предлагаемый материал может дополняться и видоизменяться ведущим в соответствии с особенностями знаний и возможностями его усвоения конкретной аудиторией, а также национально-культурными традициями окружающего социума. В конце каждой темы приводится справочный материал, его главное предназначение – обеспечить ведущего знаниями, необходимыми для компетентного диалога с подростками.


По окончании изучения всего курса подростки должны знать:


  • что представляет собой здоровье (его основные аспекты и компоненты), факторы риска, здоровый жизненный стиль;

  • о референтных группах, социальных влияниях, оказываемых на человека различными агентами влияния;

  • способы бесконфликтного отстаивания собственной позиции, необходимые личностные ресурсы;

  • психосексуальные особенности юношей и девушек в период становления репродуктивной функции, зависимости репродуктивного здоровья от поведения, об этике и безопасности сексуальных отношений;

  • о средствах контрацепции, способах предупреждения ИППП, нежелательной беременности;

  • о ВИЧ-инфекции и путях ее передачи; обусловленных наличием вируса проблемах ВИЧ-инфицированных, их родных и близких, путях помощи этим людям;

  • о психоактивных веществах, последствиях их употребления и злоупотребления,

  • об административной и уголовной ответственности за поведение, связанное с распространением наркотических веществ, заражением ВИЧ-инфекцией.

Учащиеся должны уметь:

  • отстаивать собственный выбор в вопросах поддержания здорового жизненного стиля;

  • строить сексуальные отношения в соответствии с представлениями о здоровом жизненном стиле, собственной безопасности;

  • использовать средства защиты от ИППП, ВИЧ при сексуальных контактах;

  • корректно вести себя при контактах с ВИЧ-позитивными людьми, их родными и близкими;

  • критически воспринимать рекламу, пропагандирующую алкоголь, табак, и людей, предлагающих наркотики.



следующая страница >>