sotrud.ru 1 2 ... 33 34


Предисловие
Одним из направлений модернизации современного
образования является переход к профильному обучению в
старшей школе. Необходимым условием для этого явля-
ется введение предпрофильной подготовки, которая за-
ключается в проведении курсов по выбору, т. е. электив-
ных курсов.
Работу по созданию условий для самоопределения
подростка в отношении собственной образовательной
перспективы следует вести не только в 9 классе. Хотя пси-
хологи отмечают значительное снижение интереса к изу-
чению учебных дисциплин у школьников 7—8 классов,
но именно в это время у них появляются потребности в
новых видах самостоятельной познавательной деятель-
ности. Введение в учебный план основной школы элек-
тивных курсов становится поэтому особенно актуальным.
Совершенствовать предпрофильную подготовку не-
возможно без активного участия учителей-практиков, без
опоры на их опыт и творческую инициативу.
В настоящем сборнике представлено шестнадцать
программ элективных курсов по химии для учащихся
8—9 классов, большая часть которых составлена учителя-
ми. Курсы прошли апробацию в средних общеобразова-
тельных учреждениях. Из них три программы предназна-
чены для учащихся 8 классов, а тринадцать программ —
для 9 классов.
Программы, предназначенные для учащихся 8 класса,
ориентированы на развитие любознательности, расшире-
ние кругозора, формирование положительной мотивации
к изучению химии. На занятиях школьники знакомятся с
историей химии, совершенствуют практические умения в
проведении химического эксперимента.
В 9 классе изучаются отдельные разделы школьного
курса химии. При этом учащиеся, с одной стороны, уг-
лубляют свои знания по определенной теме, а с другой —
расширяют представления о химии сведениями, важны-
ми в общеобразовательном отношении.

Все программы построены по общей схеме и содержат

пояснительную записку, характеризующую особенности
3


курса, цели и задачи курса; примерное распределение  на-
грузки по темам; список рекомендуемой литературы;
приложение (демонстрационный эксперимент или прак-
тическая работа, темы итоговых работ или конспект про-
ведения урока).
Предлагаемые программы следует рассматривать как
ориентировочные. Учитель может по своему усмотрению
изменять последовательность изучения тем, количество
часов, отведенных на их изучение. Они ориентированы на
развитие любознательности, формирование положитель-
ной мотивации к изучению химии. Большое внимание
уделено проведению ученического эксперимента.
Представленные программы призваны заинтересовать
и расширить кругозор школьников, помочь им выбрать
профиль обучения в 10—11 классах.
4

Программа элективного курса
«Алхимия: мифы и реальность»
Г. В. Шевякова
Пояснительная записка
Элективный курс рассчитан на 17 часов, рекомендован
для учащихся 8 классов в целях организации предпро-
фильной подготовки.
Данный курс направлен на развитие общей культуры
учащихся, расширение и углубление предметных знаний
по химии, развитие общих приемов интеллектуальной де-
ятельности и познавательной активности; предназначен
для ознакомления учащихся с дополнительными знания-
ми по истории химии.
На занятиях курса рассматриваются вопросы возникно-
вения алхимии, развития алхимии арабов, Древнего мира и
Средних веков, становления учения о флогистоне, кисло-
родной теории и атомистических представлений. Препода-
ватель опирается на знания и умения, полученные учащи-
мися при изучении базового курса химии. В процессе за-
нятий предполагается приобретение учащимися опыта по-
иска информации, совершенствование умений подготовки
сообщений, рефератов по предлагаемым проблемам.

На занятиях выполняется ряд практических работ, на-

правленных на развитие познавательного интереса у уча-
щихся к предмету химия.
Цели курса:
развитие общекультурной компетентности учащихся,
формирование представлений об основных этапах станов-
ления химии как естественной науки, развитие представ-
лений учащихся о роли естественнонаучных (химических)
знаний в становлении цивилизации, расширение и углуб-
ление предметных знаний по химии; развитие общих
приемов интеллектуальной и практической деятельности,
развитие познавательной активности и самостоятельнос-
ти, положительной мотивации к обучению, развитие опы-
та самореализации, коллективного взаимодействия.
5



следующая страница >>