sotrud.ru 1

МО «Выборгский район» Ленинградской области 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 
«Средняя общеобразовательная школа № 37 
 с углубленным изучением отдельных предметов»  
 
 
 
 
 

Рассмотрена и принята 

“Утверждаю” 

Педагогическим советом  
Директор МБОУ «СОШ №37» 
МБОУ «СОШ № 37» 
______________ Данилова Н. Н. 
протокол № 1 

пр. № 272.1-о 

от «31» августа 2012 г.
 от «30» августа 2012 г 
 
 
 
 
 
 
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 
детского объединения 
«Народное искусство» 
 
Автор  
педагог дополнительного образования 
Федорова Галина Федоровна 
предназначена для обучающихся   
5-х классов 
рассчитана на 1 год обучения 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Выборг 
 
2012 
 
 


Пояснительная записка 
 
Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана 
в  соответствии  с  концепцией  модернизации  российского  образования,  в 
соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании». 
По  своему  происхождению  декоративно-прикладное  искусство  -  один  из 
самых  важных  и  древнейших  видов  искусства.  Произведения  декоративно-
прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея 
практическое назначение в быту и труде. 
Школьник  становится  участником  увлекательного  процесса  создания 
полезных  и  красивых  изделий.  Декоративно-прикладное  искусство,  как  никакой 

другой  вид  учебно-творческой  работы  школьников,  позволяет  одновременно  с 

раскрытием  огромной  духовной  ценности  изделий  народных  мастеров, 
формированием  эстетического  вкуса  вооружать  учащихся  техническими 
знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и 
практическую  подготовку  к  труду,  к  выбору  профессии.  На  занятиях  учащиеся 
пользуются  основами  многих  наук,  в  процессе  создания  декоративных  изделий 
дети  на  практике  применяют  знания  по  изобразительному  искусству,  черчению, 
труду и другим предметам, преподаваемых в школе. 
Изделия  декоративно-прикладного  искусства  органически  сочетают  в  себе 
эстетически  выразительные  и  утилитарные  моменты.  В  них  сосредоточено 
единство  творчества  и  труда,  они  составляют  предметную  среду,  окружающую 
человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями 
уходит  в  народное  творчество.  Издавна  традиции  народных  мастеров 
передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка 
дети впитывали с ранних лет. 
 
 
Режим занятий 
Программа  кружка  «Народное  искусство»  предназначена  для  учащихся  5-6  
классов и рассчитана на 2 года обучения, для мальчиков и  девочек. Отводится  2 
часа в неделю (72 часов в год).  
 
Основные цели программы: 
 

 
Организация досуговой деятельности детей.  
 
развитие  способности  к  эмоционально-ценностному  восприятию 
произведений  декоративно-прикладного  искусства,  выражению  в  творческих 
работах  своего  отношения  к  окружающему  миру,  к  народным  обычаям  и 
традициям;  
 
овладение  элементарными  трудовыми    навыками;  способами 
художественной деятельности; 
 
воспитание  эмоциональной  отзывчивости  и  культуры  восприятия 
произведений 
декоративно-прикладного 
 
искусства; 
нравственных 

и 

эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение 
к  ее  традициям;  коммуникативных  способностей,  формирующих  умение 
свободно общаться в типовых ситуациях повседневности. 


 
 
Первый год обучения – ознакомительный. 
 Раннее  обучение  младших  школьников  предполагает  простую  степень 
сложности.  
Основная задача:  
 
помочь  ребѐнку  преодолеть  чувство  страха  перед  новым, 
неизведанным;  
 
дать  возможность  поверить  в  успех  и  свои  творческие 
способности;  
 
научить вести себя в коллективе;  
 
развивать мелкую моторику рук, глазомер; 
 
освоить приѐмы владения простейшими инструментами; 
 
прививать культуру труда.  
Работы выполняются по образцу.  
 
Второй год обучения – элементарная грамотность. 
 Основные задачи: 
 
расширить  представление  о  возможностях  предлагаемых  видов 
изобразительной  деятельности,  продолжить  развитие  навыков  владения 
инструментами и материалами; 
 
освоить  простые  изобразительные  техники  и  приѐмы, 
стимулировать самостоятельное творческое мышление. 
 
В результате обучения школьники должны знать: 
- виды декоративно – прикладного творчества;  
-  народные художественные промыслы России и их историю; 
- названия и назначение инструментов; 
-  названия  и  назначение  материалов,  их  элементарные  свойства, 
использование, применение и доступные способы обработки
- правила организации рабочего места; 
-  правила  безопасности  труда  и  личной  гигиены  при  работе  с  различными 
материалами. 
Должны уметь
- правильно организовать рабочее место; 
-  пользоваться  инструментами  ручного  труда,  применяя  приобретѐнные 
навыки на практике

-  соблюдать  правила  безопасности  труда  и  личной  гигиены    при  работе  с 

различными  материалами и инструментами; 
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии; 
-  сотрудничать  со  своими  сверстниками,  оказывать  товарищескую  помощь, 
проявлять самостоятельность. 
 
 
Приѐмы и методы организации занятий кружка. 
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:  
игра, труд, учение, общение, творчество.  


При этом соблюдаются следующие правила: 
 
виды  деятельности  должны  быть  разнообразными,  социально 
значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы; 
 
деятельность должна соответствовать возможностям отдельных 
личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьѐ влияние 
благотворно; 
 
необходимо  учитывать    основные  черты  коллективной 
деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и 
педагога. 
При 
определении 
содержания 
деятельности 
учитываются 
следующие принципы: 
 
воспитывающего характера труда; 
 
научности 
(соблюдение 
строгой 
технической 
терминологии, символики и др.) 
 
связи теории с практикой  
 
систематичности и последовательности; 
 
учѐт  возрастных  и  индивидуальных  особенностей 
личности; 
 
доступности и посильности; 
 
творческой  самостоятельности  ребѐнка  при  руководящей 
роли учителя; 
 
наглядности; 
 
прочности  овладения  знаниями  и  умениями  (достигается 
реализацией всех вышеперечисленных принципов). 
В  процессе  обучения  в  кружке  у  детей  формируются  три  основные 
группы практических умений и навыков: 
1) 
политехнические: 
измерительные, 
вычислительные, 
графические, технологические; 
2) 

общетрудовые: организаторские, конструкторские; 

3) 
специальные:  обработка  бумаги,  картона  и  других  материалов; 
овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью. 
 
Формы  организации  учебной  деятельности:  
индивидуальная,  групповая, 
выставка, экскурсия, творческий конкурс. 
Основной вид занятий – практический. 
Используются 
следующие 
методы 
обучения
объяснительно-
иллюстративный,  репродуктивный,  проблемный,  частично  поисковый  или 
эвристический, исследовательский. 
 
 
Педагогические приѐмы

 
формирования  взглядов  (убеждение,  пример,  разъяснение, 
дискуссия); 
 
организации  деятельности  (приучение,  упражнение,  показ, 
подражание, требование); 
 
стимулирования  и  коррекции  (поощрение,      похвала, 
соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.); 


 
сотрудничества,  позволяющие  педагогу  и  воспитаннику  быть 
партнѐрами в увлекательном процессе образования
 
свободного выбора. 
Дидактическое и техническое  оснащение занятий. 
Большая  часть  дидактического  материала  изготавливается  самим 
педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого 
ученика (трафареты, шаблоны и пр.); 
 таблицы-памятки,  схемы,  технологические  карты,  информационные 
бюллетени;  
альбомы с образцами, фотографиями. 
Материалы, инструменты, приспособления:  
рамки  разных  размеров,  ножницы,  клей  ПВА,  «Момент»,    цветная, 
альбомная  бумага  и  картон,  бархатная  бумага,  кисточки,    лак,    губка 
флористическая, цветы искусственные, циркули, линейки, простые  и цветные 
карандаши, фломастеры, маркеры, цветные гелевые ручки, акварельные краски, 
гуашь, стеклянные бутылки, вата, фольга, медная проволока, яичная скорлупа, 

опилки, пуговицы, пластилин. 

Основные составляющие занятий: 
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет) 
2) организация рабочего места 
3) повторение пройденного материала 
4)  организация  и  проведение  занятия  (включает  следующие  структурные 
элементы: 
 
инструктажи: 
вводный 
– 
проводится 
перед 
началом 
практической  работы,  текущий  –  во  время  выполнения  практической 
работы, заключительный  
 
практическая работа  
 
физкультминутки 
 
подведение итогов, анализ, оценка работ 
 
приведение в порядок рабочего места. 
Перечисленные  элементы  не  обязательно  использовать  на  каждом  занятии. 
Дополнительное образование  позволяет  преподавателю  быть  более  свободным  в 
выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы 
труд  становился  для  детей  источником  радости,  доставлял  им  удовольствие  и 
моральное удовлетворение. 
 
 
Актуальность программы
 обусловлена тем, что происходит сближение 
содержания программы с требованиями жизни. 
     Ожидаемые результаты освоения программы: 
     Главным  результатом  реализации  программы  является  создание  каждым 
ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ученика 
является  не  столько  его  талантливость,  сколько  его  способность  трудиться, 
способность  упорно  добиваться  достижения  нужного  результата,  ведь  овладеть  
всеми  секретами  декоративно-прикладного    искусства  может  каждый,  по  - 
настоящему желающий этого ребенок. 


     Дети,  в  процессе  усвоения  программных  требований,  получают 
допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в 
специальных профессиональных учебных заведениях.  
1 год обучения  (72 часов) 
1. Вводное занятие - 1ч 

2. Декоративно – прикладное искусство – 6 ч 

 3. Народный орнамент - 13ч 
4. Лепка - 2ч 
5.  Композиция - 5ч  
6.  Аппликация - 15ч 
7. Художественные работы из природного материала – 5ч 
8. Художественные работы из нетрадиционных материалов (тесто, ракушки, 
стекло, соль и др.) – 7ч 
9.  Рисование без кисточки (палочкой, пальчиком, аэрография) - 5ч   
10. Оформительская работа – 13ч  
 
2 год обучения (72 часов) 
1. Вводное занятие – 1ч 
2. Народный орнамент – 8ч 
3. Композиция – 5ч 
4. Лепка – 2ч 
5. Рисование без кисточки – 5ч 
6. Художественные работы из природного материала – 5ч 
7. Художественные работы из  нетрадиционных материалов – 5ч 
8. Художественные работы из разных материалов – 3ч 
9. Аппликация – 6ч 
10. Работа с бумагой и картоном – 8ч 
11. Оформительская работа – 24ч 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Первый год обучения 
 
Тео
Прак

 
 
Тема и содержание темы 
 
Теория
рия
 
Практика 
 
тика 
Материалы, 
Художественны
инструменты.  е 
Техника 
упражнения 

Вводное занятие 

0,1 
0,9 
безопасности 
акварелью, 
на 
занятиях  гуашью 
кружка  
Значение 
и  Выполнение 
происхождени акварелью 
и 
е 
гуашью 
декоративно-
простейших 
прикладного 
узоров  в  полосе, 
Декоративно-прикладное 
искусства. 
круге,  квадрате, 
искусство.  
Сюжетное 
прямоугольнике 
Изобразительные виды 
2-5 
изображение.  из декоративных 
декора.

0,5 
3,5 
 
Орнамент. 
цветов, 
ягод, 
 Виды орнаментов. 
Декоративный  листьев
Создание орнамента.
 
 

элемент. 

Замкнутый, 
ленточный, 
сетчатый 
орнаменты. 
Характерные 
Упражнения  в 
декоративные  выполнении 
элементы 
отдельных 
Народный орнамент. 
хохломской, 
элементов 
Хохломская роспись. 
городецкой, 
народных 
Городецкая роспись. 


дымковской, 
орнаментов. 
6-15 
Дымковская роспись.
10 
 
 
 
жостовской, 
Роспись  посуды, 
Жостовская роспись. 
гжельской 
разделочных 
Гжельская роспись. 
росписей 
досок,  игрушек 
узорами 
народных 
орнаментов 
Простейшие 
Лепка 
приѐмы  лепки  дымковских 
(скатывание, 
игрушек 
раскатывание, 
Лепка 
сплющивание, 
16-17 

0,1 
1,9 
 
оттягивание, 
вдавливание, 
заглаживание, 
прищипывани
е) 


Технология 
Упражнения  в 
выполнения 
вырезании 
Аппликация 
аппликации. 
деталей 
Выбор натуры, сюжета, 
Эскиз. 
различных 
узора 
Монохромны
геометрических 
Составления эскиза к 
е 
форм. 
аппликации. 
(одноцветные)  Вырезание 
18-26  Подбор материалов. 



и 
листьев  простой 
Вырезание деталей 
полихромные   и 
сложной 
изображения. 
(многоцветны формы,  прямых 
Вырезание изображений 
е) 
и 
изогнутых 
симметричного строения. 
аппликации. 
веток, ваз разной 
Декоративная аппликация. 
Стилизация. 
формы 
Симметрия. 
 
Понятие 
Иллюстрирован
«композиция» ие 
русских 
Композиция 

народных сказок 
27-28  Тематическая композиция 

0,1 
1,9 
Пространство. 
«Любимая сказка» 
Перспектива. 
Пропорции.  
История 
Роспись 
появления 

матрѐшек 

матрѐшки. 
Процесс 
Народный орнамент 
изготовления 
29-31  Матрѐшки Семѐнова и 

0,25 
2,75  матрѐшек. 
Полхов-Майдана 
Характерные 
элементы 
росписи 
матрѐшек 
Оформительские работы
 
Украшение 
 
32-35 
новогоднего 
В мастерской Деда Мороза



 
зала 
Технология 
Рисование 
выполнения 
композиций  на 
Рисование без кисточки 
работ 
тему 
«На 
36-37  Рисование палочкой

0,1 
1,9 
морском 
пальчиком 
берегу», 
«Зимний лес» 
Заготовка 
Составление 
Художественные работы 
природного 
миниатюр 
из 
из природного материала 
материала. 
частей  растений. 
Аппликации из засушенных 
38-42 
Технология 
Аппликации 
растений.



 
засушивания 
(«Ромашка», 
Аппликация из тополиного 
растений. 
«Розы»)
пуха (из стручков акации)
 
 
Фон, 


оборудование 
и 
клеящие 
составы 
 
Композиции  на 
тему: 
Композиция. 
«Красавица 
43-45  Составление коллективных 



зима»,  «Пейзаж 
композиций. 
с  радугой»,  «В 
цирке» (выбор) 
 
Выполнение 
Оформительская работа. 
художественных 
46-48  Наши лучшие работы.



 
работ 
для 
выставки 
Рецепт 
Декоративные 
солѐного 
панно 
из 
теста. 
нетрадиционных 
Художественные работы 
Подготовка 
материалов
из нетрадиционных 
 
материалов 
материалов: 
для 
работ. 
49-53  солѐного теста, с 



Технология 
использованием ракушек,  

выполнения 

соли, яичной скорлупы, 
худ.  работ  из 
нитей, мятой бумаги 
нетрадиционн
ых 
материалов 
Понятие 
Упражнения. 
«аэрография». Поздравительна
Рисование без кисточки.
 
 
54-56 
Технология 
я открытка.
Аэрография

0,25 
2,75 
 
 
выполнения 
работ. 
Декоративная  Оформление 
Аппликация 
аппликация. 
аппликацией 
Предметная аппликация. 
Мозаика. 
календарных 
57-62  Декоративная аппликация.

1,5 
4,5 
 
 
праздничных 
 
Национальны
дней 
е орнаменты. 
 
Художественны
Оформительские работы 
е  работы    по 
63-72  Оформление к праздникам
10 

10 
 
задан.  учителя, 
по выбору уч-ся   
 
 
 
 
 
 
 


Второй год обучения 
 
Тео
Прак

 
 
 
Тема  занятия 
 
Теория
рия
 
Практика 
 
тика 
Материалы, 
Рисование 
инструменты. 
Страны 
Техника 
Мастеров. 

Вводное занятие 

0,1 
0,9 
безопасности  на 
занятиях 
кружка  
Правила 
Художественн
заготовки 
ые 
Работа с природным 
природного 
работы 
из 
материалом. 
материала, 
природного 
2-3 
«В чудесном лесу».
 
0,1 
1,9 
 
засушивания. 
материала. 
 
Фон.  Клеящие 
составы. 
Флористика. 
Техника 
Оригами; 
безопасности 
вырезание 
и 
труда.    Беседа  плетение 
из 
«Как  появилась  бумаги;  
бумага?».  Виды  объѐмные 
Работа с бумагой и 
бумаги. 
Виды  поделки 
из 
4-6 
картоном. 

0,25 

2,75 
бумажного 
картона. 
«Бумажный город». 
клея, 
его 
назначение.  
Технология 
плетения 
из 
бумаги. 
Оригами. 
Техника 
Рисунки; 
безопасности. 
поздравительн
ые  открытки; 
Оформительская работа. 
вырезание 
7-8 
Оформление зала к Дню 

0,1 
1,9 
декоративных 
Учителя. 
садовых 
и 
полевых 
цветов. 
Повторение 
Лепка 
простейших 
объѐмных 
приѐмов    лепки  поделок; 
Лепка. 
(скатывание, 
рельефные 
9-10 
«Пластилиновая гора». 

0,1 
1,9 
раскатывание, 
композиции. 
 
сплющивание, 
оттягивание, 
вдавливание, 


заглаживание, 
прищипывание). 
Понятие 
Иллюстрирова
«композиция». 
ние 
русских 
Рабочий эскиз.   народных 
Пространство. 
сказок.
Композиция.
 
 
Перспектива. 
11-13  «Любимая сказка». 

0,25 
2,75 
Пропорции. 
 
Основные    и 
составные 
цвета.  Тѐплые  и 
холодные цвета. 
История 
Роспись  
появления 
картонных 
народного 
подносов. 
Народный орнамент. 
промысла. 
«Жостовское чудо». 
Процесс 
14-15 

0,1 
1,9 
 
изготовления.  
 
Характерные 
элементы 
росписи. 
Стилизация. 
Технология 
Рисование 
выполнения 
композиций  на 
Рисование без кисточки 
работ. 
тему  «Золотая 
16-17  Рисование палочкой

0,1 
1,9 
осень», 
пальчиком. 
«Морской 
пейзаж». 
Тѐплые  краски.  Вырезание 
Контраст. 
осенних 
Композиция.
листьев 
Оформительская работа.
 
 
Декоративные 
простой 
и 

Украшение зала к 

18-19 
элементы 
для  сложной 
празднику «Золотая 

0,1 
1,9 
орнамента 
на  формы. 
осень».
 
 
осеннюю тему. 
Декоративное 
панно  «Дары 
осени». 
Заготовка 
Составление 
природного 
миниатюр  из 
материала. 
частей 
Художественные работы 
Технология 
растений. 
из природного материала 
20-22 
засушивания 
Аппликации 
Аппликации из 

0,25 
2,75 
растений.  Фон,  на  свободную 
засушенных растений. 
оборудование  и  тему. 
клеящие 
составы.  


Техника 
Отбор 
и 
Оформительская работа. 
безопасности. 
выполнение 
23-24  Выставка  лучших работ.

0,1 
1,9 
 
худ.  работ  для 
выставки. 
Линейная 
и  Композиции 
Композиция. 
воздушная 
на 
тему: 
25-26  Коллективные 

0,1 
1,9 
перспектива.  
«Красавица 
композиции. 
Зима»,    «В 
деревне». 
Правила 
Поделки 
из  
техники 
солѐного теста, 
Художественные работы 
безопасности. 
фантиков, 
из нетрадиционных 
Рецепт солѐного  проволоки, 
материалов. 
27-31 
теста. 
фольги, 
«Остров ненужных 



Технология 
пуговиц, 
вещей». 
выполнения 
опилок, 
 
работ. 
яичной 
скорлупы. 
Оформительская  работа.
 
Украшения 
 
для 
32-33  «Новогодняя сказка». 



Новогоднего 
 
зала. 
Понятие 
Упражнения. 
«аэрография».
Поздравитель
Рисование без кисточки.
 
 
34-36 
Технология 
ная открытка. 
Аэрография

0,25 
2,75 
 
 

выполнения 

 
работ. 
Эскиз 
к  Оформление 
аппликации. 
аппликацией 
Декоративная 
календарных 
Аппликация 
аппликация 
с  праздничных 
Предметная аппликация. 
подклеиванием  дней. 
37-39  Декоративная аппликация.

0,25 
2,75 
 
канта. Мозаика. 
Сюжетная аппликация. 
 Национальные 
орнаменты 
в 
декоративной 
аппликации 
 
Художественн
Оформительские работы 
ые  работы    по 
Оформление к праздникам 
заданиям  
40-43  (День защитника 



учителя, 
по 
Отечества, 8 Марта) 
выбору 
учащихся.   
Элементы 
Роспись 
Народный орнамент. 
декоративной 
бутылок. 
44-46  « Народные мастера».

0,25 
2,75 
 
росписи 
Хохломы, 


Гжели. 
Техника 
Оригами; 
безопасности. 
силуэты; 
Работа с бумагой и 
Силуэт. 
вырезание 
47-51  картоном. 



Изображения 
симметричных 
«Бумажный город». 
симметричного  фигур; 
строения. 
игрушки 
из 
конусов. 
Техника 
Коллективные 
Художественные работы 
безопасности 
работы 
на 
52-54  из разных материалов. 

0,25 
2,75 
труда.  Мозаика. фантастическу
«Волшебная страна».
 
 
ю тему. 
Композиция. 
Аппликации 
Аппликация. 
Технология 
из ваты. 
55-57  «Лебединое озеро».

0,25 
2,75 
 
выполнения 
поделок. 
Характерные 
Роспись 
элементы 
матрѐшек. 
росписи 
Народный орнамент. 
семѐновских, 
58-60  «Русская красавица».

0,25 
2,75 
 
загорских, 
полхов-
майданских 
матрѐшек. 
 
Выполнение 

Оформительская работа. 

худ.  работ  по 
61-72  По плану школы, района.
12 

12 
 
изученным 
темам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
Литература

 
1. 
Абрамова  А.С.  Из  цветной  бумаги.  Альбом  самоделок.  –  Калинин, 
1990 
2. 
Бардина  Р.А.  Изделия  народных  художественных  промыслов  и 
сувениры. – М., 1990 
3. 
Горнова  Л.  В.  Студия  декоративно-прикладного  творчества.  - 
Волгоград. 2008г. 
4. 
Гусакова М. А. Аппликация. – М., «Просвещение», 1992 
         Программы общеобразовательных учреждений. -  М., «Дрофа», 2010. 
5. 
Костерин Н. П. Учебное рисование. – М., «Просвещение»,  1987. 
6. 
Мосин  И.Г.  Рисование  для  обучения  детей  в  семье,  детском    саду  и 
далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998 
7. 
Чарнецкий  Я.  Я.  Изобразительное  искусство  в  школе  продлѐнного 
дня. – М., «Просвещение», 1995. 
8. 
Ханашевич Д.Р. Волшебные квадратики. М.: Малыш, 1993 
9. 
Мастерилка. «Игрушки из природного материала»  - Карапуз, 1997 
10. 
Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000 
11. 
Бобина М. "Рукоделие", Харьков, 1998. 
12. 
Донцова Т. "Какие бывают букеты", Москва, 1991. 
13. 
Нагибина  М.И.  Чудиса  из  ткани-Ярославль  «Академия  развития»-
1998г. 
14. 
Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2006г. 
15. 
Хафизова Н.А. Поделки из природного материала. Издательство АСТ 
Москва. 2008г.