sotrud.ru   1 ... 25 26 27 28





СЕМАФОР                                                                                                     Номер 1 (4)   Август 2002 г.
НОВЫЙ СТАРЫЙ МУЗЕЙ
В августе 2001 года в Санкт Петербурге открылся новый
обоих музеев, которая неизвестно когда бы состоялась при
музей, а правильнее сказать — новая экспозиция старого
«обычной» жизни. К сожалению и минусов тоже немало: тес
музея. На Варшавском вокзале, переставшем выполнять свои
ное расположение техники на путях; высокие платформы,
основные функции, на 4 путях разместили железнодорож
не позволяющие разглядеть подвижной состав во всех под
ную технику, принадлежащую центральному музею Октябрь
робностях; не совсем качественная или правильная рестав
ской дороги (ЦМОЖД) и центральному музею железнодо
рация некоторых экспонатов; отсутствие каких либо сувени
рожного транспорта (ЦМЖТ).
ров в кассе музея вообще (в декабре 2001 года кроме
Вся экспозиция формально называется музеем железно
входных билетов на память о музее ничего нельзя было ку
дорожной техники ЦМОЖД, т.е., опять таки формально, на
пить). Хочется пожелать музею долгой и насыщенной жизни
Варшавский вокзал переехал музей из Шушар. Техника от
и исправления всех упомянутых минусов.
ЦМЖТ выставлена «факультативно». Из несомненных плю
Почтовый адрес музея: 198147, Санкт Петербург, набе
сов новой экспозиции можно отметить следующее: располо
режная Обводного канала, 118. Телефон: 168 2063.
жение почти в центре города (станция метро «Балтийская»);
С ноября по апрель музей открыт ежедневно с 11:00 до
полноценно охраняемая территория (за забором действую
17:00 кроме понедельника и вторника. С мая по октябрь
щее депо); доступность интересных экспонатов ЦМЖТ (ра
музей работает без выходных.

нее находившехся в Лебяжьем); связанная с официозностью

открытия музея тотальная реставрация многих экспонатов
А. Кондаков
Представитель пассажирских электровозов серии «ЧС1»
Тепловоз ТЭ5, «переехавший» из Шушар
Электровоз «Ф» французского производства
Электропоезд «См» раньше находился в Лебяжьем
— 37 —



СЕМАФОР                                                                                                     Номер 1 (4)   Август 2002 г.
ИЗ АРХИВОВ
РАСПИСАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОКЗАЛА 1959 Г
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Расписание из коллекции Игоря Лапшова
Фотография «Прибыл поезд Ленинград —Москва» из коллекции Александра Кондакова
— 38 —






СЕМАФОР                                                                                                     Номер 1 (4)   Август 2002 г.
ЮМОР
КУРЫ НА ЕЛКАХ
Это случилось во время Великой Отечественной войны на Ок
На разъезд были сброшены авиационные бомбы. Часть
тябрьской железной дороге около разъезда Дремуха. Он нахо
ящиков с курами была уничтожена, другая взрывной волной
дится на участке Сонково—Бологое, недалеко от станции Удомля.
разрушена. Уцелевшие куры и петухи в панике, теряя перья,
Места эти, даже судя по названию разъезда, довольно глу
разлетелись по деревьям.
хие, кругом дремучие еловые леса, болота.
Что было делать? Докладывать начальству, что собранная пти
Мой дедушка работал тогда заведующим заготовительной
ца уничтожена? Это означало, что сорвано снабжение войск.
конторой. В августе 1941 года он получил задание собрать из
Но часть птицы скрывалась в лесу, сидит на елках и ее можно

колхозных птичников, где в основном содержались куры, всю

поймать.
живность, поместить ее решетчатые ящики и снабжать воинские
Одному человеку с этим не справиться. Заведующий загот
эшелоны, проходившие по железной дороге. Дедушка с трудом
конторой пошел пошел по окрестным деревням просить помо
нашел пожилого плотника инвалида — все мужчины были моби
щи. И помощь была оказана. Деревенские ребятишки от 6 до
лизованы в армию, а молодежь и подростки направлены на ра
12 лет несколько дней ловили в лесу кур и петухов. Детям прихо
боты по строительству оборонительных сооружений.
дилось пробираться сквозь колючие еловые заросли, лазить по
Плотник сколачивал из реек и досок длинные ящики. Эти ящи
высоким елкам и ловить одичавшую от страха и голода птицу.
ки с курами свозились к разъезду Дремуха и размещались око
А ранним утром окрестности разъезда оглашались осипши
ло железной дороги в лему. Немецкая авиация в то время начи
ми криками петухов. Наконец, все куры были снова в ящиках и
нала интенсивно бомбить крупный железнодорожный узел
отправлены  по назначению.
Бологое, станции Медведево, Удомля. В перерывах между нале
На разъезде долго не забывали петушиное кукареканье, раз
тами разведывательные самолеты противника наблюдали за пе
дававшееся из дремучего леса, да еще дети вспоминали как они
ремещениями по желзной дороге. Длинные деревянные ящики
собирали на елках «стратегический груз» во время войны.
привлекли внимание фашистов. Но с воздуха было невозможно
определить, что за груз находится около разъезда, а по внешне
А. Мицкевич
му виду он напоминал армейские ящики с боеприпасами.
«Буратино». Автор   Алексей Юшенков
Каждому свое метро! Автор Metrodriver
Вагончик тронулся? Или крыша поехала? Ав
http://metrosoft.narod.ru
тор Микола Воронцов http://www.rimet.spb.ru
ВОКЗАЛ
ФОТОГРАФИЙ
На этом сайте Вы найдете обшир

ную коллекцию фотографий экспо

натов МЖТ им. В.В.Чубарова,
ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ ОТ МОСКВЫ ДО ВЛАДИВОСТОКА
а также множество других интерес
Персональный сайт Сергея Сигачёва 
ных фотографий!
Ваш самый полный источник информации о Транссибе!
http://vokzal.ivk.ru
http://www.transsib.ru
— 39 —


СЕМАФОР                                                                                                     Номер 1 (4)   Август 2002 г.
НА ДОСУГЕ
КРОССВОРД «С ДЕФЕКТАМИ»
29. Закрытая станция в Крыму на косе
Арабатская стрелка. 31. Конструктор ар
тиллерийского железнодорожного ору
дия. 34. Венгерские железные дороги.
35. Станция в республике Коми. 37. На
звание фирменного поезда Москва Мур
манск. 39. Станция и город на Украине
неподалёку от Чернобыля. 41. Крупный
ж.д. узел и город в Ульяновской области.
42. Одна из операций при строительстве
железных дорог. 44. Разъезд на Сахали
не, возмоная станция примыкания новой
ж.д. через Татарский пролив. 46. Прозви
ще одного из паровозов. 47. Старинное
написание названия станционного зда
ния. 48. Героиня романа Л. Толстого, бро
сившаяся под поезд. 49. Станция и город
в ближнем Подмосковье.
По вертикали:
1. Одна из самых крупных рек, кото
рые пересекает Турксиб. 2. Вторая дви
жущия сила паровоза. 3. Жидкое топли
во. 4. Железнодорожная станция в
г. Буинск. 5. Серия узкоколейных паро
возов. 6. Подразделение снабжения на
ж.д. 14. Средство связи. 8. Устройство сиг
нализации. 10. Ремонтное предприятие.
11. Крупная ж.д. станция в Татарстане.
13. Крупный ж.д. узел и город в Централь
ной России. 50. Ныне закрытая узкоко
лейная станция на севере Украины.
15. Тупиковая станция и город в Тверс
кой области. 16. Тупиковая станция и го
род на Сахалине. 18. Массивный попе
речный деревянный или железобетонный
По горизонтали:

брус, на котором закрепляются рельсы. 19. Один или несколько

3. Мера длины. 5. Ось с колёсами. 7. Станция в Казахстане.
изолированных проводов, употребляемых для передачи электри
9. Поезд из романа Б. Тараканова «Кольцо времени». 12. Украин
ческой энергии или сигналов. 45. Жаргонное название ящика для
ские железные дороги. 13. Название фирменного поезда Влади
инструментов у осмотрщиков вагонов. 28. Прозвище паровоза ТЭ.
восток—Хабаровск. 17. Станция приписки паровозика из извест
30. Станция в Иркутской области. 32. Часть названия города и ку
ного мультфильма. 20. Серия трофейных немецких паровозов.
рорта с собственным «метрополитеном» в Абхазии. 33. Серия элек
21. Конструкция для закатывания автомобилей на платформы.
тровозов. 38. Регион России, в котором нет железных дорог.
22. Одна из движущих сил паровоза. 23. Серия паровозов.
40. Деталь двигателя. 43. Крупнейшая река при следовании из Цен
24. Станция Туркменских ж.д., расположенная на территории Ира
тральной России на Северный Кавказ.
на. 25. Старинная мера длины. 26. Американская фирма произ
водитель тепловозов. 27. Станция и город в Калужской области.
Составил Д. Зиновьев
Ответы на кроссворд «Вагончик», опубликованный в предыдущем номере журнала:
По горизонтали: 1. Спица. 4. «Боинг». 7. «Крупп». 8. Автосцепка. 9. Дерпт. 11. Букса. 13. ДНЦО. 15. Тариф. 17. Орша. 18. Тур.
19. ПТЭ. 20. «Заяц». 21. Миасс. 22. Метро. 23. Литр. 24. «Выло». 26. Толь. 27. Арка. 29. Юный. 30. Шлам. 31. Мары.
По вертикали: 2. Пап. 3. Цна. 5. Ока. 6. НОД. 7. Королев. 10. Троцкий. 11. БАМ. 12. АТС. 13. Дрель. 14. Опора. 15. ТЭМ. 16. ФЗО.
25. Ояш. 26. ТЧМ. 28. АРМ. 29. Юсы.
— 40 —



НА НАШЕЙ ОБЛОЖКЕ
АМУРСКОЕ ЧУДО ХХ ВЕКА
«Амурское чудо ХХ века» — именно так назвали желез
Иллюстрации:
нодорожный мост через реку Амур, построенный около
г. Хабаровска в 1916 г. его современники. Тогда он был са

1. 2 стр. обложки — новый мост через Амур на за

мым длинным мостом (2600 м.) в Старом Свете.
кате в 2001 году (фото С. Сигачева)
В первом году 3 го тысячелетия Амурский мост «отмеча
2. 4 стр. обложки —  старый мост в 1992 году (из аль
ет» сразу два юбилея — 85 лет работы и 10 лет с начала
бома «Дальневосточная железная дорога — 100 лет»)
реконструкции. Судьба этого величественного сооружения
3. 4 стр. обложки — новый мост в 1999 году (фото
напоминает жизнь человека труженника, пережившего и
В. Волошенко)
моменты триумфа и периоды лихолетья. Его строительство
совпало по времени с Первой мировой войной, в Гражданс
ПОСЕТИТЕ
кую войну мост был взорван, а годы реконструкции пришлись
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЬЦО (ЖДК)
(БЫВШЕЕ "СТАЛЬНОЕ КОЛЬЦО РОССИИ")
на время экономических реформ и кризиса в России.
Это самый крупный каталог
Но, видимо, грандиозные проекты тем и хороши, что об
ресурсов сети Интернет,
стоятельства не властны над ними. В наше время Амурский
посвящённых железным дорогам,
красавец переживает второе рождение. В 1999 г. законче
метрополитенам и трамваям
на 1 я очередь его реконструкции. Вместо гирдянды полу
бывшего СССР. По состоянию на
круглых ферм появился прямой как стрела новый мост, кото
начало 2002 г. в каталоге
рому стоять положено 100 лет.
находится свыше 350 ресурсов,
сгруппированные в 16 категорий.
Ссылка на каждый ресурс
Валерия Буркова,
снабжена подробной аннотацией.
хранитель фондов музея истории ДВЖД, Хабаровск
http://www.parovoz.com/rrr/
БЕСПЛАТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Бесплатные объявления принимаются по электронной почте по адресу news@turksib.com. Максимальный
объём 250 печатных знаков. Редакция не несёт ответственности за содержание размещённых объявле
ний. Редакция оставляет за собой право отказать в размещении объявления в журнале.
*

 Ищу информацию о Детских железных дорогах для развития

Смоленской и Московской областях.
сайта http://railways.id.ru.
Адрес: 410031 г.Саратов, а/я 397 Зимину Василию.
Адрес: 249034, г.Обнинск, ул. Гагарина, 51, кв.53, Сутягину Дмит
E mail: ruzgd@ruzgd.ru
рию Вячеславовичу. Тел. (08439) 38205, 33390 (с 12 до 24 МСК).
ICQ: 25927180. E mail: railways@postman.ru
*
Ищу любую информацию, публикации прессы и фотографии
по участкам Московской железной дороги: от ст. Москва Павелецкая
*
Ищу эскизы тепловозов ТУ2, ТУ3, ТУ4, ТУ6А, ТУ7, ТУ7А, а
до ст. Павелец (через Ожерелье), от ст. Смоленск до ст. Волово (через
также их технические описания.
Сухиничи, Козельск, Горбачево).
Адрес: 249034, г.Обнинск, ул. Гагарина, 51, кв.53, Сутягину Дмит
Адрес: 410031 г.Саратов, а/я 397 Зимину Василию.
рию Вячеславовичу. Тел. (08439) 38205, 33390 (с 12 до 24 МСК).
E mail: ruzgd@ruzgd.ru
ICQ: 25927180. E mail: railways@postman.ru
*
Ищу информацию, связанную с дорогой Бологое Полоцкое —
*
Ищу любую информацию о Рязано Уральской дороге и лю
Невель — Полоцк (служебные расписания, книги, фотографии и т.п. ).
бые фотографии, газетные публикации связанные с работой дороги до
Адрес: 109004, Москва, ул. Б. Коммунистическая, 27, «Спирит»,
1953 года. Ищу информацию по постройке и эксплуатации Волжской
Кондакову А. А. E mail: alexander@kondakov.ru
рокады (участок от Иловли до Сызрани).
Адрес: 410031 г.Саратов, а/я 397 Зимину Василию.
*
Ищу информацию, связанную с дорогой Крулевщизна — Лын
E mail: ruzgd@ruzgd.ru
тупы (Беларусь) (служебные расписания, книги, фотографии и т.п. ).
Адрес: 109004, Москва, ул. Б. Коммунистическая, 27, «Спирит»,
*
Ищу людей увлекающихся историей железных дорог прожи
Кондакову А.А. E mail: alexander@kondakov.ru
вающих в Астраханской, Саратовской, Волгоградской, Тамбовской,



НА НАШЕЙ ОБЛОЖКЕ
Р
О
Ф
ЕМАС Российский журнал для энтузиастов рельсового транспортаС



<< предыдущая страница