sotrud.ru 1

 

 
РУССКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ТУРЦИИ 
 
Текст № 1 
 
Памяти галлиполийцев 
 
Уровень: 
В1 

 
Объём текста:          374 словa 
 
 
Куликово  поле,  Бородинское  поле…  Было  ещё  немало  других    безымянных    полей  и  
курганов, покрытых славой русских воинов. И вот Голое поле  – Галлиполи – рыбацкий 
городок,  расположенный  на  европейском  берегу  Дарданельского  пролива.  Здесь  тоже 
была  одержана  одна  из  самых  отчаянных  побед  русского,  нет,  не  оружия,  –  воинского 
духа. 
 
 
Никогда они и мысли не допускали,  
что попрощались с Родиной навсегда. 
 

 
Две  революции  в  разгар  Первой  мировой  войны,  а  также  последовавшая  за  ними 
жестокая Гражданская война повлекли за собой невиданную гуманитарную катастрофу в 
России.  
 
Начиная с 1920 года, Стамбул (в то время Константинополь под оккупацией Антанты) и 
турецкие  берега  стали  свидетелями  бесчисленных  страданий  русских,  которые 
вынуждены были покинуть Отчизну и превратившихся поневоле в  белых эмигрантов. 
 
Высадившийся  на  каменистом  безжизненном  морском  побережье  Первый  армейский 
корпус генерала Кутепова, смог не только выжить, но и сохранить силу духа.  Более 30 
тысяч  русских  людей  –  военных  и  гражданских,  женщин  и  детей  -  оказались  в  очень 
тяжелом  положении,  разместившись  в  старых  полуразрушенных  бараках  и  обычных 
палатках, которые должны были служить убежищем в зимнюю пору. 
 
 Начались  массовые  заболевания.  Не  хватало  медикаментов,  еды.    В  этих  тяжёлых 
условиях, умирая от ран, голода и болезней, русские офицеры и солдаты сумели сделать 
то,  что  казалось  невозможным  –  создать  сплоченную  военную  организацию,  «русское 

государство» на берегу Дарданелл, то, что потом назовут «галлиполийским феноменом». 

 
 
 
 
 
 
  
 




 
 
 
 
 
 
 
Галлиполийский рацион 

 
 
 
В  Галлиполи  действовало  шесть  военных  училищ,  две  офицерские  школы,  несколько 
офицерских  курсов.  Но  вместе  с  тем  в  корпусе  была  активная  культурная  жизнь. 
Издавались машинописные журналы с массой стихов и рисунков. 
 
 С февраля 1921 года начала работать корпусная фотография. Устраивались концерты, на 
которых  часто  выступала  выдающаяся  русская  певица  Надежда  Плевицкая,  жена 
командира Корниловского полка генерала Скоблина. И в городе, и летом в лагерях был 
свой  театр.  Для  большой  аудитории  устраивалась  радиогазета.  Часто  проходили 
спортивные  состязания,  футбольные  матчи,  была  проведена  олимпиада.  Особенной 
заботой командования и всего взрослого населения русской общины были детский сад и 
гимназия. 
 
Ещё  один  трудовой  подвиг  галлиполийцев  –  постройка  железной    дороги.    Линию, 
необходимую  для  снабжения  большого  лагеря  продовольствием  и  жизненно  важными 
материалами,  построили  практически  "голыми  руками  из  хлама".  Был  восстановлен 
водопровод,  открыты  пляжи.  Постепенно  маленький  городок  превращался  в настоящий 
европейский центр, привнося высокую университетскую культуру Москвы и Петербурга. 
То,  о чём  в Галлиполи  из поколения  в поколение  до сих  пор  рассказывают  в каждом 
доме, в каждой семье.  
 
 
 
 
 
                                        Галлиполийский памятник 
 
Покидая  Турцию  в  1921  году,  офицеры  и солдаты  бывшей  императорской    армии 
в память  о своих  погибших  товарищах  поставят  здесь  памятник.  Его  разрушит  время 

и землетрясение.  Но  спустя  почти  столетие  памятник  на месте  русского  кладбища 

с плитами, где имена  342 погибших в Галлиполи товарищей восстановят. Его открытие 
станет  уникальным событием связи времен, поколений и судеб. Как  символ рассеянной 
по всему миру, но не сломленной армии. Символ победы русского духа. 
 
Ассоциация русской культуры в Анкаре 
 
 


Текст №2 

 
Молокане  

 

 
Уровень: 
В1 

 
Объём текста:          467 слов 
 

Текст посвящён истории молокан, которые являются одновременно этнической группой 
и  духовным  течением  внутри  православия,  в  Турции.  В  тексте  рассматривается 
современное положение молокан в Турции и влияние, оказанное ими на турецкий язык и 
культуру. 
КТО ТАКИЕ МОЛОКАНЕ? 
Молокане —  это  одновременно  и  народ,  и  группа  внутри  христиан.  В Российской 
империи 
молокане  преследовались  вплоть  до  1805  года.  От  православных  молокане 
отличаются  тем,  что  не  признают  икон  и святых,  не  едят  свинину,  не  употребляют 
спиртное, не курят. 
Впервые  термин  «молокане»  был  использован  в  конце  XVIII  века  в  отношении  людей, 
которые  отвергли  православный  культ.  Всего  существует  несколько  теорий 

происхождения  названия  «молокане».  Согласно  одной  из  них,  молокане  пили молоко в 

постные  дни,  когда  приём  «скоромной»  пищи  запрещён,  за  что  их  и  прозвали 
молоканами.  
Основатели  молоканства  остались  неизвестны.  Распространителем  молоканства 
стал бродячий  портной  Семён  Уклеин  из  Тамбовской  губернии.  Оттуда  молоканство 
быстро  распространилось  в Саратовскую, Воронежскую,  Астраханскую и  другие 
губернии. 
В настоящее время молокане живут на территории России, Украины, Турции, Армении и 
Азербайджана, США, Мексики и других государств.   
Согласно  архивным  документам    молокане  вели  себя  трезво,  скромно,  миролюбиво 
между собою, а главы семейств заботились о благосостоянии своих жён и детей. Между 
собою были очень доверчивы, но к другим жителям были  весьма скрытны. 
В 1830-х годах по декрету Николая I  молокане переселяются в закавказские провинции.  

Также  большое  количество  молоканских  семей  были  отосланы  в  украинские  степи,  а 

именно в Запорожскую область, где молокане проживают по сей день. 
В конце XIX века число молокан в России превышало 500 тысяч  человек. Большинство 
из  них  жили  в Закавказье (в  том  числе  с  1878  года  в Карсской  области,  впоследствии 
отошедшей к Турции), и на Северном Кавказе. 
Тысячи  молокан  Закавказья  были  вынуждены  искать  себе  новое  место  жительства  в 
результате войн начала XX века и после передачи Турции территории Карсской области. 
Остававшиеся  в  Турции  молокане  были  репатриированы  в  Россию  (в  разные  районы 
Ставропольского края) в 1961 году. 
Общая  численность  молокан  на  конец  XX  века  составляет  около  300  тысяч  человек, 
рассеянных  по  всему  миру,  в  основном  в  России  (Ставропольский  и  Краснодарский 
край), США (Калифорния), Австралии, Мексике, Армении, Турции. 
 


МОЛОКАНЕ В ТУРЦИИ 
 
Несколько  десятков  молокан,  не  переселившихся  в  другие  страны  мира,  ещё  живут  в 
Турции, но всё больше в городах. 
На  востоке  Турции молокане  занимаются  пчеловодством  и  садоводством,  производят 
сыр  грюйер  („карс  гравьери“).  Известна  также  порода  лошадей  „молоканский 
тяжеловоз“. 
 Интерес к молоканскому наследию в последнее время неожиданно возрос. 

В  2007  году  был  снят документальный  фильм о  молоканах  Карса.  Другой    фильм   — 

„Исчезающий  цвет  Карса:  молокане“  (Kars’ın  Solan  Rengi:  Malakanlar)  —  занял  первое 
место  на  фестивале  документальных  фильмов  „Altın  Safran“.  Фильм  включает  в  себя 
кадры ставропольских молокан, которые еще не забыли турецкий язык. 
В 2009  году в  Турции  вышел  на  экраны  художественный  фильм  режиссёра Мурата 
Сарачоглу 
«Не  сходи  с  ума»  (Deli  Deli  Olma)  о  жизни  молокан  и  турок  на  востоке 
Турции. 
Молоканский говор оказал влияние на развитие карсского наречия турецкого языка. Так, 
например,  в  повседневной  жизни  турки  Карса  употребляют  такие  слова,  как  истол, 
истакан, печка и другие.  
В  1993  году  молоканин  Ефим Иванович Финогенов  написал  стихотворение  «Моя 
родословная»  о  молоканах,  их  традициях  и  обычаях,  а  в  1997  году    стихотворение  о 
жизни  и  обычаях  молокан  села  Хильмилли  (Азербайжан)  с  царских  до  перестроечных 
времен.*** 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Ассоциация русской культуры в Анкаре 
 
 
 
 


***Приложение  к тексту № 2 
МОЯ РОДОСЛОВНАЯ 
Е.И. Финогенов, 1993 
 
В селе, на улице Тамбовской, 
Отец же здесь уже родился, 
Жил прадед, дедушка, отец 
В родном отстроенном селе, 
Все из династии поповской 
Здесь вырос он, окреп, женился 
И каждый, кажется, мудрец 
И стал кормильцем на земле. 
 
 
Семен Ефимыч из Тамбова 

Пахал и сеял, и молился, 

Пришёл уж взрослым в Хильмилли 
Косил, возил и молотил, 
Принёс он праведное слово 
И ни когда не суетился 
И дух покинутой земли 
И торопиться не любил. 
 
 
Хранитель веры молоканской
И пел. Певец он был отменный 
Он для людей творил и жил 
И вдохновенно пел псалмы, 
И, не страшася власти царской, 
Красиво выводя колена… 
Тому же сына научил. 
Так петь уж не умеем мы. 
 
 
И Алексей Семёныч тоже 
И дядя Павел, брат отцовов – 
С отцом приехал в край чужой, 
Какие были голоса – 
Он был мальчишкою, похоже, 
Их слушать были мы готовы
А может, парень молодой. 
Их слушала община вся. 
 
 
Они людей добру учили, 
Их нет давно – они почили, 
Пример показывая им, 
Покинув с миром Землю-Мать. 
Средь них и славу заслужили: 
Но нам, чему они учили, 
Был каждый искренне любим. 
Не стоит, братья, забывать. 
 
СЕЛО ХИЛЬМИЛЛИ 
Е. И. Финогенов, 1997 
Далеко отсюда, за Кавказом,  
Были и колодцы, и канавы,  
И они как птицы вдаль летели  
Чай, на самом краешке земли,  
Провели затем водопровод,  
И взвивались аж под облака 
Есть село, для нас ценней алмазов,   Дом культуры сдали для забавы,  
 
С тамошним названьем 
Чтобы веселее жил народ.  
Хоронили гласно, многолюдно,  
"ХИЛЬМИЛЛИ".  
 
Памятно, обрядно и тепло.  
 
А сельчане доблестные были,  
 А сегодня там - угрюмо, скудно,  
И село большое-пребольшое,  
За себя умели постоять  
 Всё бесследно в прошлое ушло.  
Средь пологих невысоких гор, 
"Дикую дивизию" отбили,  
 
Трудовое, знаете, такое  
Прохожая жить и поживать.  
Эх, ты время, время золотое!  
 С основанья до недавних пор,  
 
А куда же запропало ты?!  
 
Приняли как надо власть Советов  

Всё от нас отринулось святое,  

Кто сейчас о нём не вспоминает?  
И в боях, в трудах её блюли.  
Нам осталось горечь пустоты,  
Кто бы не хотел в селе побыть?  
Два Героя выросли не где-то,  
И теперь там сникло всё, заглохло  
Каждый наш сельчанин верит, 
А у нас, в селенье ХИЛЬМИЛЛИ.   Словно поросло чертополохом.  
знает,  
 
 
Что труднее без него нам жить.  
А какие свадьбы мы справляли!  
Далеко отсюда, за Кавказом,  
 
Не найти подобного нигде -  
Чай, на самом краешке Земли,  
Улиц, переулков и площадок  
Всю неделю пили и гуляли.  
 Есть село, для нас ценней алмаза  
В нём немало, все не перечесть. 
Знали толк в веселье и в еде.  
С тамошним названьем 
Жили по советским мы обрядам,  
 
ХИЛЬМИЛЛИ!  
 Но и старым отдавали честь,  
Праздники достойно отмечали - 
 
 
Май, Октябрь, Пасху, Рождество...   И что б с ним затем не 
Был колхоз солидный и богатый,  
Так же ликовали, пировали -  
приключилось,  
И менялась жизнь в селе сама:  
Мировое было торжество!  
Нам его, родного, не забыть:  
В одночасье все исчезли хаты,  
 
В нас оно глубинно отложилось,..  
Им на смену выросли дома,  
А трудились?! А еще как пели?!  
Значит, братья, так тому и быть. 
 
Над селом гремели "песняка", 



 
 

Текст № 3 
 
Русский художник в Турции 
 
 
Уровень: 
В2 
 
Объём текста:          581 словo  
 
 
Море  всегда  имело  огромную  притягательную  силу  для  художников.  Нет  ни  одного 
русского  живописца,  который,  побывав  у  моря,  не  пытался  бы  изобразить  его.  Среди 
художников  русской  школы  только  Иван    Айвазовский  целиком  отдал  свой  большой 
талант маринистической живописи. 
 
 

 Айвазовский  хорошо  известен  не  только  в  России,  но  и  в  Турции.  Его  знакомство  с 

Османской  империей  (в  то  время  ныняшняя  территория  Турции),  во  время  его 
путешествия к берегам Турции и Малой Азии, подарило миру более 30 полотен с видами 
Стамбула и Босфора.  Картины  Айвазовского неоднократно выставлялись на выставках в 
Турции.  В  настоящее  время  полотна  Айвазовского  украшают  Президентский  дворец  и 
известные музеи Турции. 
 
 
 
 
 
 
«Море — это моя жизнь».  
 
 
 
 
 
  И. К.  Айвазовский 
 
 
Иван Айвазовский. Автопортрет, 
 1874. Галерея Уффици (Флоренция, Италия) 
 
Иван  Константинович  Айвазовский  (1817  –  1900)  всемирно  известный  художник-
маринист, коллекционер и меценат. Айвазовский писал в основном морские пейзажи. За 
свою долгую творческую жизнь художник создал более шести тысяч картин. Он побывал 
во многих странах Европы, Ближнего Востока, Азии и Африки.  
Ещё  при  жизни  его  окружала  всемирная  слава.  С  1846  г.  в  России  и  за  границей  было 
организовано  120    персональных  выставок.  Айвазовский  также  состоял  в  европейских 
академиях  художеств:  Рима,  Парижа,  Флоренции,  Амстердама  и  Штутгарта.  Он  был 
награждён  многими  орденами  и  получил  звание  адмирала  и  академика  Петербургской 
Академии художеств (1844 г.). 
Иван    Айвазовский  родился  29  июля  1817  года  в  Феодосии  (город  на  берегу  Чёрного 
моря). С детства он любил наблюдать за жизнью моря и рисование стало его любимым 
занятием. Он окончил Симферопольскую гимназию и поступил в Академию художеств в 
Петербурге. Академию Айвазовский закончил с золотой медалью.  


У  Айвазовского  была  абсолютная  память.  Когда  он  путешествовал,  он  делал  рисунки 

карандашом,  а  потом  дома  в  своей  мастерской  писал  свои  марины  по  памяти, 

исключительно точно передавая различные состояния моря. 
АЙВАЗОВСКИЙ И ТУРЦИЯ 
Знакомство  с  Османской  империей  началось  весной  1845  года,  когда  художник 
отправился  в  путешествие  к  берегам  Турции  и  Малой  Азиию  Айвазовскому  очень 
понравился  Стамбул.  После  окончания  экспедиции  он  написал  большое  количество 
работ, в том числе и с видами столицы Османской империи. 
В  1856  году  Айвазовский  второй  раз  приехал  в  Стамбул.  Турецкий  султан  Абдул- 
Меджит  I,  в  коллекции  которого  уже  была  одна  картина  Айвазовского,  очень  тепло 
встретил  художника.  В  знак  преклонения  перед  его  творчеством  султан  наградил 
русского художника орденом «Нишан Али» IV степени. 
В  третий  раз  Иван  Айвазовский  побывал  в  Стамбуле  в  1874  году.  Тогда  одна  из  его 
картин была подарена султану Абдул-Азизу. Полотно настолько понравилось правителю
что  он  разу  же  заказал  художнику  10  картин  с  видами  Стамбула  и  Босфора.  Во  время 
работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с 
ним, в результате им было написано не 10, а около 30 картин. Перед отъездом художника 
на  родину  был  устроен  официальный  прием  к  падишаху.  Айвазовского  наградили 
орденом Османии II степени. 
Не прошло и года Айвазовский опять едет к султану и везёт ему в подарок две картины: 
«Вид  на  Санкт-Петербург  с  моста  Святой  Троицы»  и  «Зима  в  Москве»  (эти  картины  в 
настоящее  время  находятся  в  коллекции  дворца-музея  Долмабахче    в  Стамбуле). 
Картины Ивана Айвазовского неоднократно выставлялись на выставках в Турции. В 1880 
году состоялась выставка в здании русского посольства в Стамбуле. Тогда же художник 
был награждён алмазной медалью.  
В  1888  году  в  Стамбуле  состоялась  ещё  одна  выставка,  организованная  Левоном 

Мазировым  (племянником  И. К. Айвазовского),  на  которой  были  представлены  24 

картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз 
на  эти  годы  приходится  первый  выпуск  османской  Академии  художеств.  В  работах 
выпускников  Академии  прослеживается  манера  письма  Айвазовского:  «Гибель  корабля 
„Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али 
Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина. 
В  1890  году  Айвазовский  был  в  Стамбуле  в  последний  раз.  В  этот  приезд  он  был 
награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом «Меджидие» I степени. 
В  настоящее  время  несколько  известных  полотен  Айвазовского  находятся  в  Турции.  В 
Военном  музее  в  Стамбуле  находится  картина  «Корабль  на  Черном  море»  (1893  г.), 
картина  «Корабль и лодка»  (1889 г.) хранится в одной из частных коллекций.  Более 20 
картин Айвазовского выставлены во дворце-музее «Долмабахче» и «Топкапы». 
В Анкаре полотна Айвазовского украшают Президентский Дворец (картина «Тонущий во 
время шторма корабль»  / 1899) и Посольство Российской Федерации. 





 
 
 
 
 
 
 
Башни на скале у Босфора                                                    Босфор в лунную ночь. 1874 г. 
МОРЕ И РУССКАЯ ПОЭЗИЯ 
Фёдор Достоевский писал:  "Буря… г. Айвазовского… изумительно хороша, как все его 
бури,  и  здесь  он  мастер  -  без  соперников…  В  его  буре  есть  упоение,  есть  та  вечная 
красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре…" 
 
                                               
 

 
 
                                                                Девятый вал" 
Айвазовский. 1850 г. 

Так ныне, океан, я жажду бурь твоих - 

Волнуйся, восставай на каменные грани, 
Он веселит меня, твой грозный, дикий рев
Как зов давно желанной брани, 
Как мощного врага мне чем-то лестный гнев…  
Евгений Баратынский (1800 – 1844) 
                      Море 
... Когда же сбираются темные тучи, 
Чтоб ясное небо отнять у тебя - 
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, 
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... 
 
 
 
 
 
 
Василий Жуковский (1822) 
 
 
Ассоциация русской культуры в Анкаре 
 
 



Текст № 4  
 
"Песенки" Вертинского 
 
 
Уровень: 
В1 
 
Объём текста:          475 слов 
 

Александр  Николаевич  Вертинский    -  известный  русский  актёр,  композитор,  певец, 
создатель  нового  музыкального  жанра  –  «песенки  Вертинского».  Некоторое  время  его 
имя  было  запрещено  на  родине,  его  пластинки  и  стихи  не  издавались;  но  строки  его 
песен знали и напевали.  
 
Вертинский    родился  в  1889  году  в  Киеве  в  семье  адвоката.  Когда  
маленькому Александру исполнилось  3 года, умерла его мать, а через два 
года  и  отец.  Пятилетний  Саша  остается  сиротой.  Его  воспитанием 
занимается тётушка. 
 
В  гимназии  он  учился  плохо,  хотя  с  ранних  лет  он    интересовался 
литературой и много читал. Увлечение театром принесло ему  множество 
знакомств  среди    бродячих  артистов,  поэтов,  певцов.  Именно  тогда 
Вертинский  решил  для  себя,  кем  он  будет,  чем  будет  заниматься.    Для 
осуществления мечты он переезжает в Москву.  
 
В Москве он слушает лекции актерского мастерства, поёт в маленьком театре за «борщ и 
котлеты».  В  это  время  он  знакомится  с  Владимиром  Маяковским.  В  1913  году 

Вертинский  пытается  поступить  в  Московский  Художественный  Академический  театр, 

даже  попадает  в  «пятерку»  претендентов,  но  Станиславскому  не  понравилось,  что 
Александр картавит.   
 
Вертинский  снимается  в  эпизодах  в  немых  фильмах.  Свои  первые  песни  «Маленький 
креольчик», «За кулисами» Александр посвящает Вере Холодной, звезде немого кино, в 
которую был влюблён.  
 
В начале I мировой войны он работает медбратом. Потом возвращается в театр, но уже со 
своим  оригинальным  номером  «Песенки  Пьеро».  Образ    Пьеро    принес  Вертинскому 
славу, это был успех, о нём стали говорить. Начинаются гастроли и концерты.   
 
В ноябре 1920 году Вертинский бежит из революционной Москвы.  Турция –  начальная 
точка  бродячей  жизни  Вертинского  по  миру.  В  Константинополе  Александр  сначала 
выступает в маленьком кафе «Чёрная роза» с цыганскими песнями, потом даёт концерты 
в  загородном  саду  «Стелла»,  который  посещают  русские.  Там  он  знакомит  публику  со 
своим  репертуаром  и  тем  самым  становится  популярным.  Его  приглашают  на 
официальные  банкеты  и  праздники.  Его  песни  слушают  аристократы  и  дипломаты. 
Султан Мехмед VI приглашает Вертинского во дворец, и за свои песни артист получает в 
подарок от султана ящик «личных султанских» сигарет. 
 



Александр Вертинский прожил долгую и не очень весёлую 
жизнь за пределами родины. Гастроли по Европе, Америке и 
Азии  принесли  ему  мировую  славу  и  успех  среди  русской 
эмиграции.  
 
Артист  встречался  с  очень  известными  людьми,  дружил  с 
Шаляпиным 
и 
Мозжухиным, 
обедал 
с 
многими 
миллионерами  и  Чарли  Чаплиным,  записывался  на 
пластинки,  снимался  в  кино  и  пел,  конечно,  на  самых 
престижных площадках.  
 

Но  вопреки  этому,  он  очень  скучал  по  России:  «Все  пальмы,  все  восходы,  все  закаты 

мира, всю экзотику далёких стран, всё, что я видел, чем восхищался,  - я отдаю за один 
самый пасмурный, самый дождливый и заплаканный день у себя в России». 
 
После 23 лет эмиграции, в 1943 году Вертинский возвращается на родину с женой, тещей 
и  дочерью  и  сразу  начинает  петь  для  раненых  солдат  и  сирот.  Теперь  он  колесит  с 
гастролями уже не по миру, а по родной стране: от Сибири до Средней Азии. 
 
 После окончания войны он вновь снимается в кино. В конце жизни Вертинский написал 
книгу об эмигрантских странствиях «Четверть века без родины», а книга воспоминаний 
«Дорогой длинною...» осталась незаконченной. 
 
Талантливому  артисту  посвящена  одна  из  витрин  Музея  Одной  улицы  в  Киеве.  Здесь 
представлены  автографы    Вертинского  с  текстами  отдельных  песен,  фотографии, 
коллекция  грампластинок  1930-1950-х  годов,  и  фигура  грустного  Пьеро,  которая  была 
сценическим образом Александра Николаевича. 
 
                                               
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Ассоциация русской культуры в Анкаре 
 
 
 
 
 
 
 



Текст № 5 
 
Места паломничества в Турции 
 
 
Уровень: 
В2 
 
Объём текста:       587 слов 
 
 
 
Мало 
кто 
знает, 
что 
христианство 
 (а 
после 
церковного 1054 
года и 
собственно православие) 
являлось 
основной 
религией 
на 
территории 
современной Турции в III-ХV веках.  Здесь  расположено  большое  количество  храмов, 

Святынь  Древней  Византии,  по  которым  совершаются  паломнические  поездки.  В  свое 

время  некоторые  из  Святынь  в  Турции  посещали  знаменитые  русские,  тем  самым 
оставив свой след в их истории. 
 
 
 
 
Храм Святой Софии 
 
 
Храм  Святой  Софии  Премудрости  Божией,  церковь  св.  Георгия  Победоносца,  храм 
святых равноапостольных Константина и Елены – вот лишь короткий перечень Святынь 
Константинопольской  Христианской  церкви,  связанные  с  русским  присутствием, 
которые не должны оставаться без внимания. 
 
Патриарх Московский Кирилл во  время визита в Турцию в июле 2009 года в своей речи 
сказал:  “У  нас  существует  очень  активный  религиозный  туризм  и  паломничество  в 
разные страны.  И только сейчас русские люди открывают для  себя Турцию как  место, 
где  находится  большое  количество  святынь,  которые  они  хотели  бы  увидеть,  перед 
которыми  хотели  бы  помолиться”,  –  подчеркнул  предстоятель  Русской  Православной 
Церкви. 
 
 
Самой 
знаменитой 
достопримечательностью 
Святынь 
Турции 
является 
константинопольский  Храм  Святой  Софии.  Здесь  крестилась  великая  княгиня  Ольга,  а 
послы  великого  князя  Владимира,  побывавшие  в  Храме,  отзывались  о  нем,  как  о 
совершенном чуде.  



 
В июле 1993 года во время визита Патриарха Варфоломея I в Россию обращаясь к своему 
гостю  и  его  свите,  Московский  Патриарх Алексий  II сказал:  «Нет  таких  слов,  которые 
могли бы выразить чувства благодарности, испытываемое нашим верующим народом к 
святой  Константинопольской  Церкви,  принесшей  на  Русь  спасительную  православную 
веру, определившую все сферы бытия Руси».  
 
Главный  храм  Константинополя  –  это  церковь  святого  Георгия  Победоносца.  Здесь 
хранятся  драгоценные  христианские  святыни:  часть  колонны  с  остатками  кольца,  к 

которому,  по  преданию,  был  привязан  во  время  истязаний  Господь  Иисус  Христос; 

древняя  кафедра;  мощи  святителя  Иоанна  Златоуста,  мощи  Григория  Богослова  и 
останки святой мученицы Евфимии.  
 
Среди хранящихся в церкви святого мученика Георгия Победоносца святынь находится и 
почитаемая всеми икона мученицы Матроны, имя которой в святом крещении получила 
блаженная Матрона Московская. 
 
На  территории  летней  резиденции  Генерального  консульства  России  в  Стамбуле 
находится  русский  храм  святых  Константина  и  Елены.  Храм  был  построен  в  летней 
резиденции в Бююк-Дере в 1832 году, но в советское время был закрыт.  
 
 Храм  был  восстановлен  по  инициативе  российского  Консульства  и  6  июля  2009  года  в 
ходе  официального  визита  в  Турцию  Патриарха  Московского  и  всей  России  Кирилла 
прошло его освящение. Храм на территории русского консульства стал первым храмом 
Московского  патриархата  в  Турции.  До  этого  россияне,  проживающие  в  Турции  и 
приезжающие сюда, могли посещать лишь богослужения в других церквях Стамбула. 
 
 
Освящение храма святых Константина и Елены 
 
Турецкий  регион  Каппадокия  является  местом  подвига  святого  Иоанна. Святой  Иоанн 
Русский - один из самых почитаемых святых в Греции. Многие считают святого Иоанна 
заступником за веру Православную. 
 
В  последние  годы  своей  жизни  он был  в  плену  у  турок  в  Каппадокии,  жил  на  скотном 
дворе  и  терпел  издевательства  окружающих.  Турецкий  паша  потребовал,  чтобы  Иван 
перешел  в  ислам,  на  что  тот  ответил:  «Я  верую  в  Бога  моего  Иисуса  Христа,  мне  не 
страшны  пытки  и  мучения,  от  них  моя  вера  становится  еще  крепче».  Этим  ответом  он 
потряс Пашу. Святой Иоанн русский скончался 27 мая 1730 года.  


Местные христиане похоронили его, однако когда через 3,5 года могилу Ивана вскрыли, 

очевидцы  стали  свидетелями  чуда  -  тление  не  тронуло  тела  праведника.  Когда  греки 

бежали  из  Каппадокии,  они  взяли  с  собой  нетленные  мощи  святого  мученика  Иоанна 
Русского,  покровителя  воинов.  Теперь  они  покоятся  на  греческом  острове  Эвбея  и  в 
Пантелеймоновом русском монастыре на Афоне.  
 
В Каппадокии сохранилась церковь, в которой, по преданию, молился святой и место, на 
котором  Иоанн спал. 
 
Говорят  также,  что  в  Каппадокии  (как  и  на  Руси)  проповедовал  апостол Андрей 
Первозванный,  о  котором  повествует  Новый  Завет.  Он  считается  святым  покровителем 
России. 
 
В городе Гюзельюрт (регион Аксарай) находится Храм святого Григория Богослова. По 
мнению историков, в долине Ихлара, недалеко от города и родился святой Григорий. В 
IV  веке  в  его  честь  была  построена  церковь,  а  в  XIX  веке  российский  царь  Николай  I 
подарил  храму  церковную  кафедру.  В  1923  году  православный  храм  был  переделан  в 
мечеть. Сейчас местные власти намереваются вернуть здание христианам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ассоциация русской культуры в Анкаре 
 
 
 
 
 
 
 



Текст № 6 
 
Блюда русской национальной кухни в Турции. Пожарские котлеты. 
 
 
Уровень: 
В1 
 
Объём текста:          434 слов 
 
 
Ни на что не похожая богатая и вкусная руская кухня не оставляет никого равнодушным! 
Особый  интерес  учащихся,  занятых  в  поисковой  работе  по  проекту,  к  теме  русских 
национальных  блюд,  взаимодействие  русской  и  турецкой  культур,  в  том  числе  и  в 
области кулинарии, лёг в основу написания текста.  
 
Исторические легенды 
 

В начале XIX века особую популярность получили на 

Руси Пожарские котлеты.  
Их  появление  и  название  связывают  с  фамилиями 
самых  разных  людей.  Одни  утверждают,  что 
название  котлет  происходит  от  фамилии  князя 
Пожарского. 
 
 Говорят,  однажды  к  князю  Пожарскому  заехал  Великий  князь  Московский,  и  хозяин 
решил  угостить  его  телячьими  котлетами.  Однако  у  повара  на  кухне  не  оказалось 
телятины,  были  только  куры.  Пожарский  велел  повару  приготовить  котлеты  из  птицы. 
Блюдо  понравилось  Великому  князю,  он  узнал  рецепт,  и  с  тех  пор  начали  готовить 
котлеты из кур, рябчиков, другой птицы.  
 
Другие  связывают  это  название  с  фамилией  жены  хозяина  знаменитого  в  Торжке 
трактира Дарьи Евдокимовны Пожарской. Кстати, ее портрет кисти художника Тимофея 
Веффа  хранится  в  музее  г.  Торжка.  Искусству  их  приготовления  научил  Дарью 
Евдокимовну повар Александр. 
 
По третьей версии изобретателем знаменитых котлет была сама Дарья Евдокимовна.   
 
 Из воспоминаний немецкого посла в России.  
Однажды Русский царь (вероятно Александр I) остановился в городишке Осташкове, где 
для  него  и  был  заказан  завтрак  в  трактире  Пожарского.   В  заказ  были  включены  и 
котлеты  из  телятины. Хозяин  был  в  отчаянии:  достать  телятины  он  не  смог,  а  генерал-
адъютант никаких резонов слушать не хотел. Тогда по совету жены  трактирщик пошел 
на  обман:  сделал  котлеты  из  куриного  мяса,  придав  им  форму  телячьих,  запанировал  в 
кусочках хлеба и подал царю.   
 
Блюдо понравилось. Царь велел наградить трактирщика. Боясь разоблачения, Пожарский 
сознался  в  обмане,  сказав,  что  этому  научила  его  жена.  Царь  наградил  и  Дарью 
Евдокимовну, спросил фамилию хозяев, велел назвать котлеты Пожарскими и включить 
их в меню царской кухни.  
 

Счастливый  Пожарский  заказал  себе  новую  вывеску  с  гордой  надписью  «Пожарский, 

поставщик двора его Императорского Величества».  



 
Возможно,  версии,  связанные  с  именем  Дарьи  Евдокимовны,  более  соответствуют 
истине.  Во-первых,  рубленные  котлеты  распространились  на  Руси  много  позже  времен 
Великого князя Московского, во-вторых, не о трактире ли Пожарской писал в 1826 году 
А.С. Пушкин С.А. Соболевскому:  
 
На досуге отобедай  
У Пожарского в Торжке,  
Жареных котлет отведай   
И отправься налегке. 
РЕЦЕПТ ПОЖАРСКИХ КОТЛЕТ 
Необходимые продукты: 
500 г куриного фарша 
120 г белого хлеба  
1 яйцо  
полстакана молока  
2 столовые ложки сливок  
2 столовые ложки белых панировочных 
сухарей  
4 столовых ложки сливочного масла  
соль, черный молотый перец  
рубленая зелень укропа и петрушки 
Приготовление: 
  Куриный фарш, молоко, растертое сливочное масло, яйцо, сливки хорошо 
перемешать, добавить соль и перец.  
  Полученную массу разделать на небольшие шарики весом 30-40 г, обвалять в 
тёртых белых сухарях, сформовать котлеты.  
  Разогреть в глубокой сковороде растительное масло и обжарить котлеты до 
готовности со всех сторон.  
  Переложить на бумажную салфетку, чтобы убрать излишек масла, затем 
разложить на тарелках и посыпать рубленой свежей зеленью. 
  Подавать Пожарские котлеты можно с жареным или отварным картофелем, 
картофельным пюре, рисовой или гречневой кашей, овощами или зеленым 
горошком. 
 
 
Ассоциация русской культуры в Анкаре 
 
 
 
 


Приготовленные учащимися курсов русского языка Ассоциации Русской Культуры 
Пожарские котлеты с гарниром из варёной картошки со сметаной.  
 
 
 

Учащиеся курсов русского языка Ассоциации Русской Культуры (Турция/Анкара), 
участвующие в приготовлении Пожарских котлет, блюда русской национальной кухни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Ассоциация русской культуры в Анкаре