sotrud.ru 1


МДОУ ЦРР Д/С №17

ЛЕПКА В ДОУ.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ.



Дорошенко Е.Ф

21.01.2009



Содержание.


  1. Обучение лепки детей дошкольного возраста. 3

  2. Материалы для занятий лепкой в ДОУ. 4




  • Особенности работы с глиной. 4

  • Пластика. 5

  • Тестопластика. 6

  • Бумажная масса. 6

  • Поделки из мятой бумаги. 7

  • Нетрадиционные виды работы с пластилином. 8
    3.Окраска вылепленных предметов. 9
    4.Заключение. 11
    5. Литература. 12



«В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета».

И.Я. Гинцбург

1.Обучение лепки детей дошкольного возраста.

Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин - из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. Малыш еще плохо держит в руках ложку, но отведите его в песочницу, и он слепит вам такой пирожок или кулич, что вы подумаете: «Какой талантливый ребенок! Он умеет лепить». Лепка, пожалуй, самый естественный для человека изобразительный творческий процесс. Ведь и Бог, задумав человека, вылепил его.

Основой познания детьми реального мира является ознакомление их с окружающей жизнью, миром предметов и явлений. Дети учатся видеть и понимать прекрасное в природе, искусстве.

Взрослые формируют отношения детей к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, число, величину предметов, их пространственные соотношения, замечать характерные признаки предметов, понимать и определять сходство и различие, разнообразие форм.


Полученные в процессе обучения знания закрепляются в речи, уточняются в разнообразной деятельности, отражаются в игре, рисунке, лепке. Воспитатель показывает детям, как знакомые им предметы и явления передаются в различных видах искусства, как поэт передает впечатления о жизни в стихах, как художник отражает предметы и явления в живописи, графике, а скульптор - в монументальной и станковой скульптуре, в игрушке. Маленькие художники многое узнают об искусных мастерах, которые создали эти предметы, обращают внимание на то, какие интересные формы придал скульптор своему произведению, и конечно, хотят сами что-нибудь слепить, потрогать руками тот волшебный материал, из которого получаются такие замечательные скульптуры.

Создавая собственную маленькую скульптуру, ребенок непосредственно познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Однако не стоит рассматривать виды изобразительной деятельности совершенно изолированно друг от друга. Например, на занятиях по рисованию малыш может изобразить замечательный летний пейзаж с пушистыми облаками, ярко-зеленой травой. На аппликации, продолжив развивать тему, вырежет и склеит цветок, а на лепке на этот волшебный цветок приземлится пчела или стрекоза, сделанная из пластилина. Таким образом, тесная взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности позволит ребенку использовать в творческой работе весь арсенал полученных на занятиях знаний и умений для изображения окружающей действительности.

Чтобы научиться более точно передавать форму и строение предметов, ребенок должен обучаться многим техническим приемам лепки, способам передачи строения предметов. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы реального мира, выражать свое отношение к миру и его явлениям.


Чтобы научить ребенка лепить, воспитатель должен сам тренироваться в лепке, освоить все технические приемы работы с глиной. Самостоятельная неоднократная лепка воспитателем предмета позволяет ему продумать всю методику обучения, избежать серьезных затруднений в работе, заранее предусмотреть, какая помощь может понадобиться детям, и быть в состоянии помочь каждому.


2.Материалы для занятий лепкой в ДОУ.
Для лепки в детском саду могут быть использованы мягкие пластические материалы - глина, детский цветной пластилин, технический пластилин. Также возможно использование нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления - это тесто и бумажная масса. Каждый из перечисленных материалов обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при создании детских творческих работ на занятиях по лепке.
Особенности работы с глиной.
Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки в детском саду является глина. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определенной степени твердости, а затем окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и, работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание формы предмета в целом, в то время как при работе с детским цветным пластилином, окрашенным в активные цвета, дети зачастую лишь приближенно передают форму, удовлетворяясь яркостью цветового решения, цветовой выразительностью. Из глины и технического пластилина дети лепят с большей последовательностью и внимательнее следят за превращениями куска пластичного материала в готовый предмет.

Одним из достоинств глины является то, что она попадает ребенку в руки в том состоянии, которое позволяет сразу начать лепку.

Навыки, полученные при лепке из глины, могут быть легко перенесены на лепку из пластилина, а такие необходимые при работе с глиной приемы, как примазывание при соединении деталей, заделка трещин, почти не нужны при работе с пластилином.


Подготовка к работе с глиной занимает большой промежуток времени. Сухие камни глины следует залить водой так, чтобы вода закрыла глину. Через 4-5 часов лишнюю воду, не впитавшуюся в глиняные камни, надо слить, а глину оставить стоять 8-12 часов, после чего следует хорошо промесить ее руками, так как в глине могут встречаться мелкие травмирующие детали, камешки, опилки, и даже кусочки стекла.

Оставшуюся глину необходимо собрать в один ком, завернуть в мокрую плотную ткань, а затем поместить на небольшой пластмассовый поднос или тарелку и следить, чтобы на дне после смачивания ткани оставалось немного воды. Ткань эту нужно 2-3 раза в неделю простирывать. Новую глину или глину после нескольких перемесов следует проверить на годность для лепки. Для этого нужно скатать из нее столбик и медленно согнуть в баранку. Хорошая глина не дает трещин, или дает мелкие, едва заметные трещинки.

Готовые изделия из глины сушат на воздухе. Не следует невысохшие работы ставить на батареи центрального отопления, в печь или класть в духовку, так как, высыхая неравномерно и быстро, глина трескается, изделия разваливаются на куски. Лучшая сушка - воздушная. На данный момент в торговой сети представлено достаточно много различных видов глины (быстросохнущие, не требующие обжига). Весь этот богатый арсенал позволяет педагогам развивать интерес к лепке и занятию творчеством.

Пластика.

На прилавках магазинов появился, не так давно, новый материал для работы с детьми - пластика. Он предназначен для занятий в ДОУ лепкой, и является аналогом глины, имеющим ряд положительных сторон, не присущих глине:


  • Имеет светло-серый цвет, а при высыхании становится почти белым и не требует в дальнейшем грунтовки. При росписи -краска ложится ровно, сохраняя яркость цветов.
  • Данный материал не требует подготовки, так как продается уже в готовом виде в вакуумной упаковке.


  • Пластика - материал очень пластичный, податливый, при этом не требует специального оборудования для сушки и обжига.




  • с различными материалами, а особенно будет удобно использовать пластику для изготовления атрибутов для сюжетно-ролевых игр.



Тестопластика.

Одним из доступнейших материалов для развития детского творчества в лепке является тесто.

Рецепт теста для детского творчества

Вам потребуется: мука пшеничная — 1 часть, соль (каменная, не «Экстра») — 2 части, растительное масло — 2 столовых ложки, вода — Уг стакана.

Муку и соль перемешать, постепенно добавить воду и масло. Тесто месить долго, до получения однородной массы. Затем положить в холодильник, примерно на 3 - 4 часа. Хранить тесто в холодильнике, в полиэтиленовой пленке, периодически промешивая.

Приемы и технология работы с тестом во многом похожи на работу с глиной. При лепке из теста необходима сырая салфетка для заглаживания неровностей и стыков. Однако есть определенные отличия - тесто не столь эластично, изделие большой толщины очень плохо высыхает (внутренняя часть остается сырой и ломкой). Поэтому для теста больше подойдет работа над небольшими скульптурами или над рельефом. Сушить тесто лучше всего в естественных условиях, положив на солнце. Однако, если это необходимо, можно воспользоваться духовкой. Изделия из теста сушат на медленном огне, иначе на поверхности могут появиться трещины.

Бумажная масса.


  • Бумажная масса потребует от педагога определенной подготовки к занятию. Однако данный материал позволит расширить представление детей о возможностях хорошо знакомой бумаги и позволит использовать в работе.

Рецепт изготовления бумажной массы. Вам потребуется: газеты, миксер (желательно), большая миска, одна столовая ложка клея ПВА, смешанная с одной столовой ложкой клейстера (Внимание! Использовать обойный клей — НЕЛЬЗЯ), кружка, сито.


Бумажную массу необходимо готовить с клеем и клейстером. Один клейстер не даст нужной прочности, а массой с одним клеем трудно лепить. Если нужна особо прочная масса, можно добавить древесные опилки.


  1. Сложить газету в несколько слоев, нарезать или нарвать ее на квадраты 1,5/1,5.

  2. Бумагу можно положить в миксер, покрыть водой и смешивать небольшими порциями. Можно замочить горячей водой и через 3 часа размесить руками для получения массы.

  3. Из полученной массы необходимо сцедить лишнюю воду. Положить массу в сито, добавить столовую ложку смеси клея с клейстером.

  4. Хорошо вымесить все вместе. Постепенно добавлять клеящую смесь, пока масса не начнет немного липнуть. Хранить готовую бумажную массу в полиэтиленовом пакете в холодильнике.

Бумажную массу можно использовать в работе над декоративными панно, рельефами, для украшения детских костюмов. Накладывать массу нужно на картонную основу, постепенно увеличивая толщину слоя, максимальная высота которого может составлять 1,5 см. Высыхая, работа становится легкой, что позволит оформить ее, например, как картину.

Поделки из мятой бумаги.

Работа с мятой бумагой является промежуточным звеном между лепкой и ручным трудом, и организовывается с детьми от 3-х лет. Тематика и сложность поделки определяются наличием ручных умений.

Формы организации работа с мятой бумагой могут быть

различными:

  • специальные занятия по ручному труду;

  • часть занятия по ознакомлению с окружающим, природой, развитию речи, например, после рассматривания картины «Курица с цыплятами», изготовление соответствующих игрушек;

  • сотворчество педагога и детей вне занятий;

  • индивидуальные задания с целью развития и совершенствования мелкой моторики, определенных навыков и умений;
  • творческие проекты.


Материалом для выполнения поделок может быть бумага белая и цветная, для ксерокса, оригами, офисная, упаковочная, кофра. Она не должна быть слишком толстой и жесткой, чтобы с ней могли справиться пальцы ребенка. Слишком мягкая бумага при неоднократном сминании и разглаживании порвется, однако в некоторых работах («Цыплята» и др.) могут быть использованы даже бумажные салфетки, которые придадут поделке мягкость, пушистость.

Подготовка бумаги проводится непосредственно на занятии. Она едина для изготовления любой поделки:

  • лист бумаги взять двумя руками, смять в комок и аккуратно разгладить ладонями, возвращая первоначальную форму листа;

  • перевернуть лист на другую сторону, смять и вновь разгладить;

  • смять лист в комок, сильно сжать в кулаке одной, затем другой рукой и снова разгладить с обеих сторон;

  • если поделка изготавливается из нескольких листов, их сначала нужно подготовить (смять) и лишь потом склеить;

  • для украшения своей поделки детям младшего дошкольного возраста лучше давать готовые детали аппликации или предлагать дорисовать их фломастерами. Старшие дошкольники смогут это сделать самостоятельно;

  • помимо обычной бумаги для оформления и дополнения поделок может быть использована гофрированная, фактурная бумага, так называемый бросовый материал;

  • при выполнении коллективных композиций целесообразно заранее подготовить место для размещения поделок и отдельные детали окружающей среды (дом, деревья, пруд и т.д.).


Нетрадиционные виды работы с пластилином.


Пластилин - мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную ему форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:

долго лежавший пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;


в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной или другой основе со временем появляются жирные пятна. Говоря о пластилине, мы должны вспомнить и вид изобразительного творчества с использованием пластилина - пластилинография.

Занятия пластилинографией сначала под руководством взрослого, а затем самостоятельное творчество научат детей создавать своими руками интересные тематические картинки, которые они смогут поставить на стол, повесить на стену, преподнести своим близким и друзьям. А самое главное, дети узнают много интересного об окружающем их мире, научатся любить и не причинять вред природе и живым существам, населяющим нашу планету.

Работу в технике пластилинографии необходимо начинать с трехлетнего возраста, используя самые простые приемы (придавливание).

Рекомендации по работе с пластилином:


  1. Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

  2. При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых предметов.

  3. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.

  4. На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

  5. Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок.

В старшем дошкольном возрасте, когда дети освоили все традиционные приемы работы с пластилином, можно предложить лепку на каркасе, в качестве основы можно использовать трехжильный провод.



3. Окраска вылепленных предметов.


Игрушки, сделанные детьми из глины, пластилина, бумажной массы и теста, по высыхании можно раскрашивать водными красками - гуашью, темперой.

При росписи изделий следует учитывать следующие особенности:

■ пластилин, как и глину, возможно окрасить, однако, прежде, чем это сделать, необходимо обвалять изделие в муке, которая впитает в себя жир, а потом уже раскрашивать. Для пластилина подойдет гуашь, едва разведенная водой. Поделку сначала покрывают белилами, а когда белила высохнут, расписывают узорами;


  • работы из теста расписывать лучше едва разведенной гуашью (можно в гуашь добавить немного клея ПВА), после сушки изделия нужно покрыть лаком, чтобы краска не оставалась на руках (работу с лаком воспитатель осуществляет в отсутствии детей);

  • расписывать работы из бумажной массы можно акварельными и гуашевыми красками. Однако следует избегать лишнего количества воды. При желании работу можно покрыть лаком (это делает воспитатель или родитель).

Уже с 3 - 4 лет вылепленные предметы могут быть раскрашены детьми. Раскрашивая лепку, дети тренируются в окраске объемных предметов. Раскрашивать следует только хорошо просохшие игрушки. При раскраске воспитатель объясняет, что нельзя водить кистью по одному месту несколько раз, так как глина (тесто или бумажная масса) размокает и начинает крошиться, а первый слой нанесенной краски снимается. Нужно легко провести кистью полосу и сразу оторвать кисть от глины. Новую полосу нужно вести вплотную рядом. Раскрашивать нужно сначала верхнюю часть игрушки, особенно те места, которые впоследствии потребуют работы кончиком кисти (лицо, перышки, глаза и носы животных, мелкие детали - пуговицы, эмблемы).

Заключение.

Ребенок открывает глаза и созерцает мир - незнакомый, удивительный и таинственный. Малышу еще предстоит ощутить свою принадлежность к этому большому, прекрасному миру, раствориться в нем, но при этом остаться индивидуальностью и стать творческой личностью, созидателем. Без помощи взрослого здесь не обойтись. Именно взрослые должны пробудить интерес к познанию, помочь усвоить опыт предшествующих поколений, научить приемам изучения и отражения окружающего мира.


Наиболее естественным выражением своих впечатлений об окружающем мире для малыша является изобразительная деятельность. Как легко и просто провести карандашом по листу бумаги — и вот перед тобой мяч или цветок. Но куда интереснее суметь сделать собственными руками все, что видишь.

Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.


Литература.


  1. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008.

  2. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги. М.: Изд. «Скрипторий 2003».

  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Карапуз - дидактика», 2007.

  4. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М.: «Скрипторий 2003», 2008.

  5. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. М.: «Скрипторий 2003», 2008.

  6. Белошистая А.В., Жукова О.Г. - М: АРКТИ, 2007.

  7. Рей Гибсон, Дженни Тайлер. Веселое рождество. М.: «Росмэн», 1994.