sotrud.ru 1

Бянкина Наталья Валерьевна,


учитель изобразительного искусства, в/к,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»

Великого Новгорода/

Всё, что находиться во взаимной связи

должно преподаваться в такой же связи.

Каменский

Совершенствование межпредметных связей

в учебном процессе.
На предмет изобразительного искусства учебным планом предусмотрен всего 1 час в неделю. Поэтому передо мной остро встал вопрос: "Как сделать школьный курс изобразительного искусства интересным, нужным, любимым?". Ответ нашёлся почти сразу: "Через реализацию межпредметных связей (МПС) с предметами основного и дополнительного образования."

МПС - важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. В педагогической науке идея МПС родилась давно и связана с поиском путей отражения целостности объективного мира в содержании учебного материала и в формах организации обучения.

Успех обучения во многом зависит от количества необходимых взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способность учащихся быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные знания. В формировании этой способности межпредметным связям (МПС) принадлежит важная роль. Всякое обучение сводится к образованию новых связей, ассоциаций. Новые знания вступают в многообразные связи с уже имеющимися в сознании сведениями, которые были получены в результате обучения и опыта. Л. С. Выготский экспериментально установил, что предшествующая мыслительная деятельность, способствовавшая формированию обобщений, "не аннулируется и не пропадает зря, но включается и входит в качестве необходимой предпосылки в новую работу мысли".

Человеческая память не только запоминает и сохраняет знания, усвоенные ранее, но и воспроизводит их тогда, когда это требуется. На основании этих особенностей обучение и должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного не должна ограничиваться лишь внутрипредметными связями, МПС дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межпредметных ассоциаций весь предмет или явление действительности.


МПС - это:


  • важнейший дидактический принцип;

  • составная часть учебно-воспитательного процесса;

  • важное условие совершенствования образовательно-педагогического процесса.


Данный блок уроков разработан по программе интегрированного курса «Искусство» 1 – 9 классы (Сокольникова Н.М., Бакланова Т.И., Степакова В.В., Шпикалова Т.Я.). Данные уроки проводятся во 2 классе.

В программу включена авторская методика моделирования процессов интеграции на двух уровнях. Первый уровень – «ключ», помогающий осуществить внутренний художественно-эстетический синтез различных видов искусства и творческой деятельности учащихся. Второй уровень – интеграция тематических блоков, помогающая реализовать междисциплинарный синтез на примере планирования сквозных тематических блоков уроков.

Данный блок уроков рассчитан на тесное сотрудничество учителей музыки, изобразительного искусства.

В результате реализации данного блока уроков дети должны освоить и применять в своей дальнейшей творческой деятельности понятие «силуэт», знать русские народные традиции встречи Нового года и Рождества. Контроль за реализацией данного блока уроков можно осуществлять в форме организации выставки творческих работ, проведении блиц-опроса с использованием сигнальных светофоров для обратной связи, решения кроссворда.
Цель:

  • Раскрыть понятие «силуэт» через различные виды искусства.


Задачи:

  • Познакомить детей с созданием образа в искусстве, используя понятие «силуэт».

  • Формирование навыка работы по созданию выразительности силуэта, используя различные материалы, техники.

  • Прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать чувство патриотизма и гордости за русские национальные корни.


Материалы для учителя:

Таблица «Архангельские вырезные пряники»; фотографии пряничных досок, пряников; дидактическая игра «Узнай по силуэту», детские работы – пряники; новгородский сувенирный печатный пряник; наборное полотно с цветными карточками; карточки с различными видами орнамента для графического диктанта; наборное полотно с карточками различных цветов; рецепт приготовления архангельской козули, распечатанный на листке для каждого ученика; презентация «Пряничное ремесло в России».


Материалы для учащихся:


  • солёное тесто; доска; стеки; тряпочка; светофор; листок в клетку; авторучка; силуэт пряника, вырезанный из картона коричневого цвета на одном из предыдущих уроков.

  • силуэт пряника из картона с вариантом самостоятельно составленного орнамента; гуашь; тонкая кисть; палитра; баночка для воды; заготовка из солёного теста.

Литература для учителя:

  • Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль «Академия развития «Академия и Ко», 1998

  • Кайдаш С. Все любят пряники. Москва «Малыш», 1991

  • Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе. Москва «Просвещение», 1985

  • Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва «Просвещение», 1979


Литература для учащихся:

  • Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Тетрадь творческих заданий для учащихся. 2 класс. Москва, 1998.

  • Степакова В.В. Мы, дизайн и архитектура. Тетрадь для учащихся. 2 класс. Москва, 1998.

  • Шпикалова Т.Я. В мире народного творчества. Тетрадь для учащихся. 2 класс. Москва, 1998.

  • Бакланова Т.И. Сокольникова Н.М. Родной мир музыки. Тетрадь для учащихся. 2 класс. Москва, 1998.


«Ключ» к интеграции разных видов искусства


Художественно-выразительные средства.

Язык искусства.

Изо

Народное и декоративно-прикладное искусство

Дизайн.

Архитектура.

Силуэт

Силуэт как средство создания образа в живописи, графике и скульптуре


Силуэт как средство передачи главных характерных видовых признаков в декоративном образе

Силуэт – средство создания объекта в дизайне


Тематический блок уроков «Святки»





Музыка

Изо

Народное искусство

Народное искусство

Дизайн

Тема уроков

«Святки»

Теневой театр.

Лепка новогодних пряников

Украшаем пряники

Конструи-рование маски-личины к святкам

Выразительные средства

Музыкальные жанры. Календарные песни как жанр народной музыки. Тропарь как жанр церковной музыки.

Силуэт, линия, пропорции.

Силуэт, рельеф, форма, пропорции

Силуэт, цвет, форма, пропорции

Силуэт, цвет, форма, фактура, пропорции

Технология и муз. материал

Колядки, Рождественский тропарь, П. Чайковский «Времена года: декабрь Святки». Н. Римский-Корсаков «Ночь перед рождеством».

Графика (карандаш, гуашь)

Лепка (тесто)

Пряник, гуашь

Сочетание различных материалов (Бумага, мох, кора, мочало, ткань и т.д.)


Народное и декоративно-прикладное искусство.

1-й урок.

Тема:
Лепка новогодних пряников. Архангельские козули.

Цель:


  • дать представление о пряничном ремесле в России прошлого века, развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведений народных мастеров.

Задачи:

  • Углубление знаний о «помощнике» народного мастера – силуэте, закрепление знаний о видах орнамента.

  • Формирование навыка лепки из солёного теста.

  • Прививать любовь к традициям русского народного творчества.

Материалы для учителя: таблица «Архангельские вырезные пряники»; фотографии пряничных досок, пряников; дидактическая игра «Узнай по силуэту», детские работы – пряники; новгородский сувенирный печатный пряник; наборное полотно с цветными карточками; карточки с различными видами орнамента для графического диктанта; наборное полотно с карточками различных цветов; рецепт приготовления архангельской козули, распечатанный на листке для каждого ученика.

Материалы для учащихся: солёное тесто; доска; стеки; тряпочка; светофор; листок в клетку; авторучка; силуэт пряника, вырезанный из картона коричневого цвета на одном из предыдущих уроков.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний по теме «Орнамент». Графический диктант.

  3. Закрепление знаний по теме «Силуэт». Дидактическая игра «Узнай по силуэту».

  4. Знакомство с новым материалом: беседа о пряничном деле в России.

  5. Разминка кисти рук. Русская народная игра «На блины».

  6. Постановка творческого задания, составление плана работы под руководством учителя.

  7. Самостоятельная работа учащихся / индивидуальная работа с учащимися.

  8. Домашнее задание к следующему уроку.

  9. Физкультминутка.
  10. Подведение итогов – фронтальный опрос.


  11. Закрепление изученной темы:

  • блиц-турнир (обратная связь через сигнальные светофоры)

  • кроссворд

  1. .Оценка работ учащихся (самооценка).

  2. Завершение урока. Ребус.

  3. Уборка рабочего места.

Рекомендации по ходу урока:

1. На доске красочно оформленная ель с шарами.

На Руси издавна люди славились гостеприимством. Прочитаем, как встречают долгожданных гостей. Прочитаем хором по слогам, следите сверху вниз за лентой серпантина. (приложение)

Садитесь. (Добро пожаловать)

2. На доске записан код ответов: - «нет»

- «да»

1 ряд – растительный орнамент

2 ряд – геометрический орнамент

3 ряд – зооморфный орнамент

Учитель показывает карточки с изображением разных видов орнамента. Дети записывают ответы на листочках в клетку с помощью кода.

Проверяют работу ученики-помощники с помощью полос с правильными ответами.

3. Дидактическая игра «Узнай по силуэту».

Задачи: закрепить знания о выразительности силуэта, о видах орнамента.

Материалы: карточки с силуэтами элементов геометрического, растительного и зооморфного орнаментов.

Содержание: Игра проходит в форме соревнования между рядами. На магнитной доске перемешаны карточки с силуэтами элементов различных орнаментов. Дети по цепочке выходят к доске и находят нужную им карточку:

1ряд – геометрический орнамент;

2 ряд – зооморфный орнамент;

3 ряд – растительный орнамент.

Побеждает команда быстрее отобравшая все свои карточки.

  • Как вы узнали элементы орнамента? (По силуэту)

  • Что такое силуэт? (Силуэт – изображение фигур и предметов сплошным пятном с выразительными контурами)
  • На прошлом уроке мы говорили о приближающихся праздниках. О каких? (Новый год, Рождество) сегодня на уроке мы попробуем приблизить эти праздники, изготовив пряники.


4. Беседа о пряничном ремесле в России.

Пряники получили распространение на Руси с древнейших времён. Их дарили ко дню рождения, в знак уважения и любви. Пряник использовался в различных обрядах, праздниках. Существовал обычай к каждому значительному дню выпекать строго определённые виды пряников. Так, в Егорьев день (23 апреля) – день первого выгона скота и лошадей - пекли козули – сделанные из ржаного теста фигурки птиц, коров, овец, оленей с ветвистыми рогами. Козули раздавались детям, ставились на окна и даже скармливались домашним животным для того, чтобы скот летом ходил сам домой и лучше плодился.

Пряники, предназначенные для подарков, в почесть, часто делали по специальному заказу очень большими. Некоторые из них были так велики, что весили по нескольку пудов (1 пуд = 16 кг). Чтобы такой подарок доставить по назначению, его везли на санях, а иногда на двух.

Накануне нового года крестьяне многих русских деревень справляли коляды. К этому дню всегда пеклись фигурные пряники в виде птичек, которые так и назывались – колядки.

В некоторых местах пряники имели совсем неожиданное применение: они были предметами игры. Во время ярмарок и базаров люди собирались в группы и кидали пряники (пряники подбирали размером не более 20 см.), выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и, падая плашмя, не разбивался.

Конечно, пряники были излюбленным лакомством. Особенно любили их дети. Для детей делали специальные пряники с изображением отдельных букв, которые служили своеобразной «вкусной азбукой».

Пряничное дело в XVII – XIX веках было очень распространённым народным промыслом. Особенно славились этим промыслом в России города Архангельск, Вологда, Вязьма, Городец, Москва, Тула, Тверь.

Из рода в род, от отца к сыну передавали пекари-умельцы своё мастерство. Существовали разные способы приготовления пряников: лепили, вырезали из теста с помощью металлической формы, делали на тесте оттиски с печатных досок – печатные пряники.


Печатные пряники делали при помощи деревянных форм, которые изготовлялись из твёрдых пород дерева, чаще всего из груши, берёзы, и назывались пряничными досками. Такая доска накладывалась на тесто, и рельефное изображение отпечатывалось на нём. Рисунки были очень разнообразны.


  • Как вы думаете какие образы могли изображать резчики на пряничных досках?

  • С какими образами-символами в народном искусстве мы уже знакомились? (Птица, лев, конь, солнце и др.)

Вырезанные на доске, птицы выглядят живыми и нарядными. (Демонстрация фотографий пряничных досок)

В рельефной пряничной доске с изображением рыбы преобладают линии упругие и волнистые, сообщающие всему телу особую пластическую выразительность.

Часто пряники делали с досок, на которых были вырезаны надписи: «Сей пряник с мёдом, с перцем, с духами», «Пряник кушать добрым людям во здравие и в почесть».

Пряничные доски выполняли для изготовления одного, двух, четырёх и даже ста двадцати пряников одновременно.

Выпускаются печатные пряники и в Туле. Тульский печатный пряник пекут с начинкой, его не спутаешь ни с каким другим. Не забыли о древнем искусстве и московские пряничники. Один из комбинатов выпускает пряники с изображением Московского кремля. Эти пряники, упакованные в нарядные коробки, не только лакомство, но, как и в старину, хороший подарок, красивый сувенир. У нас в Великом Новгороде тоже выпускают сувенирные пряники (демонстрация).

Вырезные пряники выполняли при помощи металлических форм, которые как бы контуром обводили изображения на тесте. Большие подарочные пряники изготовляли самые искусные мастера вручную, ножом вырезая контур. Эти пряники, обычно сделанные из тёмного теста, обильно украшались затейливыми узорами из белого и розового сахара и даже покрывались специальной позолотой (демонстрация).

Лепные пряники были распространены более всего на Севере. Их лепили руками, иногда даже не из теста, а из простого хлеба. Из-под рук неизвестных крестьянских скульпторов появлялись лошадки, птички, олени. Называли такие пряники в старину «козули». Сегодня мы попробуем сделать такие пряники. Ими одаривали своих друзей к Новому году и Рождеству. Делали такие пряники в Архангельске. С ними ходили колядовать.

Коляда, коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!..

Или сена клок

Или вилы в бок.
Если подадут:

У доброго мужика

Родись рожь хороша:

Колоском густа,

Соломкой пуста!
Если не подадут:

У скупого мужика

Родись рожь хороша:

Колоском пуста

Соломкой густа!
Такие пряники иногда хранили до следующих святок, как залог благополучия.

5. Перед работой сделаем разминку кистей рук.

Русская народная игра «На блины».


Стала Маша

Гостей собирать

Хлопки в ладоши, то левая, то правая рука сверху.

И Иван приди,

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

Кончик полусогнутого указательного пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев левой руки, начиная с большого, и мягко покачивает их.

А Митрошечка:

- Ну, пожалуйста!

Указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой.

Стала Маша

Гостей угощать:

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

И Ивану блин,

И Степану блин,

Да и Андрею блин,


Да и Матвею блин,


Левая рука поворачивается вверх, большой палец правой, нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы гладя блин.

А Митрошечке –

Мятный пряничек.

Большой палец правой руки нажимает на мизинец четыре раза.

Стала Маша

Гостей провожать

Хлопки в ладоши (то правая, то левая рука сверху).

Прощевай, Иван!

Прощевай, Степан!

Прощевай, Андрей!

Прощевай, Матвей!

Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого.

А ты, Митрошечка,

Моя крошечка,

Да ты побудь со мной

Ещё немножечко!

Три первых пальца правой руки ласково оглаживают мизинец левой сверху донизу.

6. Давайте вместе составим план работы. Как лучше изготовить пряник? На доске постепенно появляются карточки с изображением этапов работы.


  1. разомнём тесто, «замесим»

  2. раскатаем тесто

  3. приложим трафарет пряника.

  4. вырежем пряник, используя стек.

7. Теперь работаем самостоятельно по составленному плану. Индивидуальная помощь учащимся по мере необходимости.

Дополнительное задание для тех, кто справился раньше – из обрезков оставшегося теста, сделать лепной пряник.

8. Красивые пряники у вас получились. Только не «запекли» мы их в печи, ещё не украсили цветной глазурью. Это мы сделаем с вами на следующем уроке. А дома вы к этому подготовитесь. Украсьте силуэты своих пряников из картона красивыми узорами.


  • Как вы думаете, какой орнамент вам поможет? (геометрический).

Давайте рассмотрим узоры на пряниках. (таблица)

  • Случайны ли линии и точки в орнаменте?

  • Какие символы, образы вы увидели? (воды, засеянного поля, солнца)

  • Какую краску в своей работе вы будете использовать? (гуашь)

  • Почему? (гуашь – непрозрачная краска)

  • Какие цвета для украшения пряников вы выберите?(белый, розовый, голубой)

  • Выберите данные цвета из карточек на наборном полотне (один ученик у доски)


До следующего урока пряники станут твёрдыми, и мы их сможем расписать. Для этого вы приготовите к следующему уроку: гуашь, расписанные силуэты пряников из картона, пряники из теста.

А сейчас представим, что пряники готовы и мы можем пригласить гостей.

9.

Физкультминутка.

(стоя около парты)

Мы печём, мы печём

Вкусное печенье

Хлопки в ладоши

И детишек в гости ждём

К нам на угощенье

Развести руки в стороны, как будто встречая гостей

Белую муку берём

Руки в правую сторону

И изюм туда кладём

Руки в левую сторону

Наливаем молока

Наклон вперёд

Будет выпечка сладка

Хлопки в ладоши

Пригласим гостей

Русский поклон



10.

  • Для чего пекли пряники?

  • В каких городах пекли наиболее известные пряники?

  • Какого размера могли быть пряники?

  • О каких способах приготовления пряников вы узнали?

  • В форме кого пекли пряники?

  • Чем пряники украшали?

  • Как назывались пряники с изображение хором, теремов, с шатровыми крышами?

11.

Обратная связь: у детей светофоры, зелёный сигнал – «ДА», красный – «НЕТ».

Теперь вы без труда справитесь с кроссвордом. Открывается створка доски, кроссворд оформлен в виде пряника.

Прочитайте хором ключевое слово кроссворда.(Козуля)

12.

Оцените свою работу на уроке сами. Кто считает, что сегодня хорошо поработал, узнал много нового, вылепил красивый пряник – ВСТАНЬТЕ.

Спасибо. Садитесь.

13.

А кому хочется узнать, как можно испечь настоящую архангельскую козулю?

Вы сможете сделать прекрасный подарок своим друзьям, родным и близким, если воспользуетесь рецептом приготовления архангельского пряника.

А когда вы получите рецепт, сможете узнать разгадав ребус.

Открывается створка доски. На ней матрёшки, выполненные в виде пряников.

Поставь матрёшек по росту, прочитай слово. (Перемена)

14. Уборка рабочего места. Дежурные проверяют.
Народное искусство.

2-ой урок.

Тема: Архангельские козули. Роспись заготовок из солёного теста.

Цель:

  • Продолжить знакомство с пряничным ремеслом в России

Задача:
  • Закрепить представление о роли силуэта в изобразительном искусстве и ДПИ, его выразительности.


  • Формирование навыка работы гуашью и тонкой кистью при выполнении линейного рисунка; совершенствование умений составления геометрического орнамента, используя понятие «ритм».

  • Раскрыть образно-эмоциональное значение орнаментов, их смысл в народном искусстве.

Материалы для учителя: таблица «Архангельские вырезные пряники»; фотографии пряничных досок, пряников; детские работы – пряники; наборное полотно с карточками разных цветов.

Материалы для учащихся: силуэт пряника, вырезанный из картона коричневого цвета на одном из предыдущих уроков и украшенный узорами, пряник из солёного теста, гуашь, кисти, баночка для воды, тряпочка.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний, усвоенных на предыдущем уроке.

  3. Постановка творческого задания. Составление плана работы.

  4. Закрашивание фона пряника, изготовленного из солёного теста на предыдущем уроке.

  5. Выставка силуэтов пряников из картона, украшенных детьми дома.

  6. Подвижная игра-соревнование «Укрась пряник».

  7. Украшение пряника орнаментом.

  8. Физкультминутка.

  9. Закрепление изученного материала.

  10. Выставка работ учащихся. Подведение итогов урока.

  11. Уборка рабочего места.

Рекомендации по ходу урока:

1. Проверка рабочего места к уроку. Выполняют по рядам ученики-помощники учителя.

2. Фронтальный опрос:

  • О чём мы говорили на прошлом уроке?

  • Для чего пекли пряники?

  • Какие виды пряников вы знаете?

  • При помощи чего изготавливали печатные пряники?

  • Какие образы изображали резчики на пряничных досках?

  • В каких русских городах изготавливают пряники?
  • Как называются резные архангельские пряники?


  • Как украшали архангельские «козули»?

3. Сегодня на уроке нам предстоит непростая задача: нужно украсить пряник, изготовленный из солёного теста. Совместно составим план работы на урок. Как вы думаете, что нужно сделать сначала?(раскрасить пряник коричневым цветом).

На доске постепенно записывается план, составленный детьми под руководством учителя.

  1. Раскрашиваем пряник коричневым цветом.

  2. Рассматриваем узоры на силуэтах пряников.

  3. Обсуждаем узоры орнамента

  4. Украшаем пряник орнаментом.


4. Выполняем первый пункт плана. Фон наносим ровным слоем с небольшим количеством воды.

5. Рассмотрим силуэты пряников из картона, которые вы украшали дома. Напомните, что такое силуэт? Сейчас ученики-помощники выберут работы, которые им понравились, и объяснят, почему они их выбрали.

Выбранные детьми работы размещают на магнитной доске. Учитель подводит итоги выступления детей.

  • Какой орнамент вам помогал? (геометрический).

  • Случайны ли линии и точки в орнаменте?

  • Какие символы, образы вы увидели? (воды, засеянного поля, солнца)

  • Какую краску в своей работе вы будете использовать? (гуашь)

  • Почему? (гуашь – непрозрачная краска)

  • Какие цвета для украшения пряников вы выберите?(белый, розовый, голубой)

  • Выберите данные цвета из карточек на наборном полотне (один ученик у доски)

6. Игра-соревнование «Укрась пряник»

Правила игры: на доске три больших одинаковых силуэта пряника (по количеству рядов). Три команды обсуждают узоры и цвета орнамента для своего пряника, выбирают пять человек для росписи пряника. Ученики расписывают пряник поочерёдно выходя к доске. Побеждает та команда, которая быстро, аккуратно и соблюдая традиции росписи, украсит пряник.


7. Самостоятельная работа по украшению пряника орнаментом, по мере необходимости индивидуальная работа с учащимися. Те учащиеся, которые закончили выполнять работу раньше оказывают помощь своим товарищам.

8.

Физкультминутка.

(стоя около парты)

Мы печём, мы печём

Вкусное печенье

Хлопки в ладоши

И детишек в гости ждём

К нам на угощенье

Развести руки в стороны, как будто встречая гостей

Белую муку берём

Руки в правую сторону

И изюм туда кладём

Руки в левую сторону

Наливаем молока

Наклон вперёд

Будет выпечка сладка

Хлопки в ладоши

Пригласим гостей

Русский поклон


9. Обратная связь: у детей светофоры, зелёный сигнал – «ДА», красный – «НЕТ» 10. Работа в паре. Дети оценивают работу своего соседа. Учитель при выставлении отметки прислушивается к мнению учащихся.


  • Чьи работы вам понравились больше всего? (демонстрация)

  • Что бы вы захотели рассказать о пряничном ремесле в России человеку, который ничего об этом не знает?

  1. Уборка рабочего места. Дежурные проверяют.

Мне хотелось бы рассмотреть МПС не только с тех позиций, которые предложены в интегрированном курсе "Искусство" (см. выше), но и в тесной связи с другими предметами общеобразовательного цикла и дополнительного образования.


Важно отметить, что МПС в рамках традиционного учебного плана являются первой ступенькой к интегрированному обучению. Проблема интеграции актуализирует прежде всего универсальные понятия и категории, присущие всем видам искусства.

Межпредметные связи изобразительного искусства с другими дисциплинами.

ИЗО и письмо.

Чистописание издавна входило в цикл предметов искусства. Учителя чистописания одновременно были учителями рисования и черчения. Важно было писать красиво и скоро. В середине XIX в. появляется ряд руководств к обучению скорописи. Были выпущены прописи, дающие образцы красивого делового письма: ведомостей, счетов, расписок, векселей и т. д.

На уроках изобразительного искусства я нередко использую в своей работе упражнения из интегрального курса начального обучения "Окоём" С. Ловягина. Эти упражнения не более чем гаммы для начинающего музыканта. Методичные упражнения необходимы для лёгкого исполнения творческих задач. Техничность даёт свободу выражения мысли. Выполняя упражнения чёрной гелевой ручкой, дети подготавливают себя для выполнения более сложных творческих заданий в графике, а также совершенствуют свои каллиграфические навыки.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).

Считаю, что развитию речи способствуют не только уроки конструирования, бумагопластики, лепки, но и проведение физкультминуток с использованием упражнений на выполнение фигурок из пальцев. Темы для таких упражнений подбираются в соответствии с темой урока, что даёт дополнительный стимул для выполнения творческого задания на уроках изобразительного искусства.

Во время физкультпауз часто использую "пальчиковые игры".* Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира _ предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.


Уже на первых уроках ИЗО можно определить степень развития мелкой моторики руки ребёнка и наметить дальнейшую работу по её развитию и корректировке. Думаю, что педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма.

ИЗО и чтение.

Моим хорошим помощником при подготовке к урокам является книга "Занимательное азбуковедение". Загадки, потешки, ребусы, кроссворды и другие задания дают мне возможность проследить связь с уроками чтения. Произведения, изучаемые на уроках родного мира, нередко иллюстрируются на уроках изобразительного искусства.

На моих уроках часто звучат стихи, отрывки литературных произведений в моём исполнении или исполнении детей. Это создаёт великолепный эмоциональный настрой на выполнение творческого задания.

ИЗО и математика.

Применение на уроках различных графических упражнений, графических диктантов помогает в формировании понятий и навыков, используемых на уроках математики.

ИЗО и история.

Знания, полученные детьми, на уроках истории помогают мне в организации учебного процесса. С опорой на них получаются интересные беседы при объяснении учебного материала, повышается заинтересованность детей к теме урока и непосредственно к предмету. Так, например, изучая историю древнего мира, пятиклассники замечательно справляются с темами, связанными с украшениями древних обществ.

ИЗО и география.

Знания, полученные детьми на уроках географии, помогают мне в раскрытии тем разделов "Искусство других народов", "Игрушки разных стран и народов", "Художественные, архитектурные музеи мира" и др.

ИЗО и ОБЖ.

Не лишним вспомнить о правилах и основах безопасности жизнедеятельности на уроках рисования по темам: "На улицах города", "Пожарные", "Половодье" и другие.


ИЗО и краеведение.

Не обхожу вниманием и введение в свои уроки регионального компонента. Считаю, что знание своего родного края, подчёркивает связь теоретических знаний с жизнью, воспитывает чувство патриотизма, любви к родным местам, гордости за национальные традиции и корни. Благодаря тому, что традиции Великого Новгорода очень богаты и своими корнями уходят далеко в прошлое, создаётся обширная база для изучения народного костюма, народных промыслов, древнерусской архитектуры.

ИЗО и физика.

Обучая детей основам цветоведения, затрагиваю вопросы раздела оптики из курса физики.

ИЗО и музыка.

Неоспоримым помощником изобразительного искусства является музыка. Она помогает создать настрой на выполнение работы, почувствовать её эмоциональную сторону. Объединяют эти предметы общие термины и понятия.

ИЗО и черчение.

Ряд уроков, упражнений предполагают развитие пространственного видения предметов. Посредством их идёт подготовка к курсу черчения. На этих уроках очень помогают знания детей о геометрических телах, полученные на уроках математики и геометрии.

ИЗО и дополнительное образование.

Итак, что же такое межпредметные связи для меня, учителя, учителя-практика?


  1. Прежде всего - это важнейший дидактический принцип.

  2. Это обязательное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса.

  3. Составная часть учебно-воспитательного процесса.

  4. Возможность формировать у учащихся высокую мотивацию к изучению школьного курса изобразительного искусства.

А о том, что это действительно так, говорят результаты успеваемости по предмету, участие детей в различных школьных, городских, областных конкурсах.