sotrud.ru 1

Математика


Учащиеся второго класса должны:
Первый уровень

знать:


уметь:


Состав каждого однознач­ного и двузначного числа в пределах 20 (табличные случаи сложения и соот­ветствующие случаи вычи­тания). Разрядный состав двузначных и трехзначных чисел и соотношения меж­ду разрядными единицами.

Названия геометрических фигур (угол, многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, окружность).

Читать, записывать и срав­нивать любые числа в пре­делах 1000. Складывать и вычитать любые числа в пределах 100 и в пределах1000 для случаев, сводимых к действиям в пределах 100.

Распознавать и чертить эти геометрические фигуры

используя циркуль, линейку, угольник.

Единицы длины (см, дм, м) и соотношения между ними. Единицы времени (ч, мин, с) и соотношения между ними.

Измерять длину отрезков, чертить отрезки заданной

длины. Определять время по часам.

Структуру задачи (условие, вопрос).

Решать простые и составные задачи на сложение и

вычитание, записывать их решение выражением и по действиям, использовать в процессе решения задач схемы.

Определение умножения. Названия компонентов и результата умножения. Таблицу умножения однозначных чисел (с числами 9 и 8).

Читать числовые равенства на умножение. Соотносить

числовые выражения и равенства на умножение с предметными и схематическими моделями. Интерпретировать понятие «увеличить в …» на различных моделях (предметной, вербальной, схематической и символической).

Переместительное свойство умножения.


Использовать это свойство при вычислениях и для сравнения выражений.


Второй уровень
Знать последовательность чисел от 0 до 100, уметь читать, записывать и сравнивать их. Знать таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка). Уметь находить сумму разность чисел в пределах 100. Решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

Окружающий мир

К концу 2 класса обучающиеся должны:

знать: понятия: звезда, планета, спутник, созвездие; рав­нина, холм, гора, овраг, водоем, океан, море, озеро, река, бо­лото, пруд, водохранилище; семья, родственники, Родина, го­сударство, столица, конституция, права, обязанности; город, поселок, транспорт, средство связи, музей, профессия; пра­вит безопасного и культурного поведения в природе, быту, обществе; способы сохранения и укрепления здоровья;

уметь: объяснять какие объекты окружающего мира от­носятся к живой и неживой природе, к изделиям человека; чем отличаются разные формы суши и разные виды водоемов: чем человек отличается от животных; какие черты характера делают человека красивым; чем важны для здоровья и чем опасны солнечные лучи, воздух, вода; что такое родной край; положительные и отрицательные воздействия человека на природу, других людей;

приводить примеры объектов неживой и живой природы, изделий человека, естественных и искусственных, пресных и соленых водоемов, форм суши, государственных законов и праздников, городов России, объектов городского хозяйства и культурных центров, наземного, водного и воздушного транспорта, профессий, симметричных и несимметричных предметов окружающего мира; народов, населяющих родной край, и наиболее многочисленных народов России; называть государственные символы, столицу государства, достоприме­чательности родного города (поселка);


вести наблюдения в природе, в быту, в городе; обобщать знания в простых схемах и таблицах;

осознать: значение Солнца, воды для всего живого на Зем­ле; что на Земле мало чистой питьевой воды и ее необходимо экономно расходовать, что человек не должен загромождать землю промышленными и бытовыми отходами;

человек красив своими душевными качествами, поведе­нием, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к ок­ружающим людям, животным, к природе; что они являются членами семьи, общества, гражданами своей страны; все про­фессии важны и нужны; что жизнедеятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять ее;

Россия — многонациональное государство, где все наро­ды равны между собой, и надо уважительно относиться к куль­туре, обычаям, языку других народов; край, где они живут - их малая родина, которую надо беречь и любить; что в горо­дах и поселках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей.

Русский язык

Обучающиеся должны знать:
пары согласных по глухости - звонкости;

названия частей слова, способы их нахождения (измене­ние слова, подбор родственных);

изученные орфографические правила написания (спосо­бы действия для выбора правильных букв): безударных глас­ных, парных по глухости-звонкости согласных, непроизно­симых согласных в корнях слов, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков;

виды предложений по цели и интонации.
Умения, формируемые в процессе обучения

Речевые. Слушать речь одноклассников на уроке, оцени­вать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хо­рошей речи»; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого по­ведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; соблю­дать нормы употребления и произношения слов, помещен­ных в словаре учебника «Как правильно говорить?».


Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными це­лями, и использовать для решения практических задач.

Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, са­мостоятельно пользоваться толковым словарем учебника.

Создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чём или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, по­желания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями и произносить их С соот­ветствующей интонацией.

Отличать текст от группы предложений, объяснять, различие. Определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что? - в ясных случаях, при ее словесной выраженности), отражать их в заголовках. Наблюдать за раз­витием мысли и последовательностью сведений при её раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.

Подробно письменно пересказывать тексты повествова­тельного характера объемом 45-55 слов (после речевой и ор­фографической подготовки); проверять и улучшать написан­ное (с опорой на памятку).

Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, сло­весную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые сред­ства, а после написания проверять и совершенствовать (с опо­рой на памятку).
Языковые (фонетико-графические и грамматические).

. Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их ха­рактеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв. ..

. Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также не­правильного обозначения мягкости' согласных и звука [й']), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения.


Различать слова, по их функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим сло­вам-названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает ? что сделал ? что делала ? или что сделала? и т.п.

. Подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похо­жими») корнями (рис, рисовая - рисовать; гора, гористая ­горе, горевать), от изменений одного и того же слова (река, речной у реки, на реке).

. Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки).

Замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных слу­чаях и значение (запеть, заговорить - значение начала дей­ствия, вбежать, влететь - движение внутрь чего-то; хвостик, ушки, серенький - уменьшительно-ласкательное и т.п.). Пра­вильно образовывать слова с заданными морфемами, выби­рать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словооб­разовательных норм (типа кормилки, тихота, учувствовали), встречающиеся в детской речи.

. Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).

. Давать предложениям характеристику по цели и инто­нации; правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.
Орфографические.

. Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными. Использовать разделительные зна­ки ь и ъ при обозначении звука [й'] (сначала без их выбора, а потом осуществлять выбор).

. Обнаруживать орфогpаммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны.

Замечать буквы, на месте которых сочетается две орфог­раммы (например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени лег, Анюта), в безу­дарном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звон­кости (лезть, кость).


Указывать на месте орфограмм безударных гласных и пар­ных по глухости-звонкости согласных варианты букв: а/о, е/и, д/т и т.п.,_из которых осуществляется их выбор.

. Применять изученные правила и решать орфографи­ческие задачи на месте безударных гласных и парных по глу­хости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи;

на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ). Гра­мотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-, -еньк-, -оньк, -ник-, -тель-.

Пользоваться орфографическим словарем учебника.

Использовать прием письма «с окошками» для созна­тельного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой еще не изучен.

. Списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.

. Писать слова с непроверяемыми орфограммами: апельсин, арбуз; 'береза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжет, жужжит, завтрак, заяц, здоро­вье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, ка­стрюля, кефир, килограмм, кипеть, класс,колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, лапша, лестни­ца. лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь,молоко, морковь, мороз, обед, огурец, пассажир; печенье, пирог, помидор, праздник, Россия, русский,сахар,сковорода, сме­тана, сосиски, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, яб­локо, ягода, язык.

Читательские умения

НАВЫК ЧТЕНИЯ

Осмысленность чтения

Формирование следующих умений, определяющих осмысленность чтения:

  • выявлять в тексте слова и выражения, значение ко­торых непонятно, и осознавать потребность в выясне­нии их смысла;


  • пользоваться сносками и школьным толковым сло­варем;

  • отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

- определять эмоциональный характер текста;
- выделять опорные (наиболее важные для понима­ния читаемого) слова;

  • опираться на авторские ремарки для характерис­тики персонажей;

  • определять мотивы поведения героев путем вы­бора правильного ответа из ряда предложенных;

  • уметь прогнозировать содержание читаемого;

  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

  • формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками: выбирать наиболее точ­ный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголов­ку и составлять высказывания по заданному заголовку;

- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

-определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте;

-определять характер книги (тему, жанр, эмоцио­нальную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Правильность чтения:

плавное воспроизведение написанного без искаже­ний звуко-буквенного состава слов в соответствии с ор­фоэпическими нормами.

Скорость чтения:

К концу учебного года — 50-60 слов в минуту. Фор­мирование способа чтения «по догадке».

Выразительность чтения:

Обучающиеся должны уметь:

- повышать и понижать голос в соответствии со зна­ками препинания и характером содержания;

-соблюдать паузы — длинные и короткие — в зави­симости от смысла читаемого;

- передавать эмоциональный тон персонажа, произ­ведения;

- выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

- пользоваться силой голоса для постановки логи­ческих ударений и передачи характера текста.


РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ

Школьники должны уметь:

-выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора;

-определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, по­учение и др.;

-выявлять авторское отношение к персонажам;

-определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование;

-характеризовать персонажи, определять соб­ственное отношение к их поступкам;

- выделять эпизод из текста;

- озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
- восстанавливать деформированный картинный план;

- подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
- составлять картинный план;
- пересказывать с опорой на картинный план;

- последовательно перечислять картины или со­бытия произведения (подготовка к составлению плана);

-составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;

- заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;

- правильно называть книгу (автор, заглавие);
- составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;

- ориентироваться в книге;

- работать с содержанием (оглавлением);

- ориентироваться в группе книг (5-6 книг).

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся должны:

-расширить базу видо-жанровых и тематических литературных впечатлений;

-осознавать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личнос­ти автора);

- воспринимать точность, богатство, выразитель­ность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, оли­цетворением, эпитетом, сравнением);

- получить элементарные понятия о рифме и лири­ческом герое.


Развитие творческих способностей

Обучающиеся должны уметь:

- говорить с разной интонацией (повышать и пони­жать голос, делать логические ударения, паузы, соблю­дать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из
смысла высказывания);

- читать по ролям;

- инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме жи­вых картин и развернутой драматизации;

- графически иллюстрировать прочитанное;

- составлять словесное описание сюжетного фраг­мента из эпического произведения;

- готовить творческий пересказ в форме дополне­ния текста.