sotrud.ru 1 2 3 4




С. И. Львова

О. М. Александрова

Л. М. Рыбченкова

РУССКИЙ ЯЗЫК

Демонстрационный вариант итоговой проверочной работы по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы


Пояснения к демонстрационному варианту
Назначение демонстрационного варианта итоговой проверочной работы по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику итогового контроля по русскому языку в 6 классе и широкой общественности составить представление о структуре и содержании будущих вариантов проверочной работы, о форме предъявления материала и уровне сложности заданий. Критерии оценивания экзаменационной работы позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности ответов.

Эти сведения дают возможность учащимся выработать стратегию подготовки к итоговой проверочной работе по русскому языку.

Демонстрационный вариант итоговой проверочной работы по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы




Демонстрационный вариант

Блок 1

Часть 1


Прослушайте текст и выполните задания 1.1 – 1.3.

Выполняя задания 1.1 и 1.2, кратко сформулируйте ответы на предложенные вопросы. К заданию 1.3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите кружком номер правильного ответа.




Текст для прослушивания

Что называется природным комплексом? Природный комплекс – это сочетание растений, животных, воздуха, водоёмов, почв, горных пород на определённой территории. Все части природного комплекса тесно связаны друг с другом и зависят друг от друга.


При изменении одного компонента природного комплекса изменяется весь природный комплекс. Например, при уничтожении комаров, а их многие считают вредными насекомыми, сократится количество рыбы, которая питается их личинками. Кроме того, станут беднее почвы, куда после гибели комаров возвращаются необходимые для питания растений микроэлементы. Следом погибнет растительность и животные, изменится климат территории.

А вот ещё один пример. Для того чтобы восстановить численность лосей в одном из заповедников США, здесь в начале XX века были уничтожены все волки. К чему же это привело? Лоси начали буквально уничтожать растительность заповедника. С исчезновением молодых деревьев из него ушли бобры, потому что лишились своего главного корма. Созданные бобрами искусственные водоёмы высохли, а в них находили себе пищу медведи-гризли. В заповеднике стало меньше и других обитателей – лисиц, койотов, ворон и даже мелких птиц.

Всё это убедительно доказывает, что все компоненты природного комплекса тесно взаимосвязаны между собой.

1.1


Какова тема прослушанного текста?

_____________________

Варианты ответа:

Природный комплекс.

Взаимосвязь частей природного комплекса.

1.2


Какова основная мысль прослушанного текста?
__________________________________________

ответ: В природе (природном комплексе) всё взаимосвязано, при изменении одной её части изменяются и другие.

1.3


Какое из высказываний можно использовать как доказательство основной мысли прослушанного текста?
1) Животные и растения, которые населяют какой-то участок суши или водоёма, имеют общие или сходные требования к условиям существования.

2) В 1958 году уничтожение воробьёв в Китае привело к размножению

саранчи, в результате чего резко уменьшились урожаи, и в стране

наступил голод.

3) Горы обычно образуют скопления, имеющие сверху вид или


правильных рядов, или беспорядочно разбросанных гор.

4) Преобладающая часть пресной воды до сих пор практически недоступна

человеку, поскольку она существует в виде ледников.
ответ: 2

Часть 2
К каждому заданию 2.1 – 2.7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите кружком номер правильного ответа.


2.1


Какое утверждение является верным?



1)

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам и лицам.

2)

Грамматическими являются ошибки, допущенные в правописании слов.

3)

Имя существительное, глагол, наречие – изменяемые части речи.

4)

Глаголы в формах условного (сослагательного) наклонения обозначают действия, которые возможны при каком-то условии.

ответ: 4


2.2


В каком ряду оба слова состоят из 7 звуков?



1)

перешьют, поставь

2)

съездить, обжечься

3)

мальчик, съешьте

4)

маячить, разрежьте

ответ: 2

2.3

В каком ряду оба существительных образованы суффиксальным способом от прилагательного и имеют нулевое окончание?



1)

смелость, свежесть

2)

переплётчик, недруг

3)

желтизна, водопад

4)

соавтор, котёнок

ответ: 1

2.4


В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?


1)

тёплый приём, чистая посуда

2)

дырявая память, туманный намёк

3)

холодный ум, глубокий анализ

4)

железная воля, каменный дом

ответ: 2

2.5


В каком предложении есть словосочетание

х

«количественное числительное + имя существительное»?


1)

Двухсотлетие города отметили на прошлой неделе.

2)

Мы уже дважды встречались с этим удивительным человеком.

3)

Примерно два раза в год семья Ивановых выезжала на отдых в Подмосковье.

4)

Встреча с врачом состоялась на второй день нашего пребывания в санатории.


ответ: 3


2.6


В каком примере просьба выражена глаголом повелительного наклонения?


1)

Вам нетрудно открыть окно?

2)

Открыли бы вы окно!

3)

Откройте, пожалуйста, окно!

4)

Вы не откроете окно?

ответ: 3

2.7


В каком предложении грамматическая основа выражена именем существительным и именем прилагательным?


1)

Солнце медленно опускалось за горизонт.

2)

Работу они выполнили хорошо.

3)

Книга – источник знаний.

4)

Красив лес осенью!

ответ: 4


Часть 3
Отвечая на задания 3.1 – 3.3, вставляйте вместо пропусков пропущенные буквы, знаки препинания или цифры, как это требуется в заданиях.


3.1


Вместо пропусков вставьте в тексте пропущенные буквы.

Картофель второй хлеб. Об этом в ст__рину говорилось на Руси. Ун__версальное р__стение д__вно пр__вратилось в лакомство и кулинарные рецепты посв__щены пр__готовлению пр__красных блюд из картошки. Отв__рить её в воде – излюбленный способ ро__иян.


Четыре года назад адмнистрац__я Кемеровской обл__сти пр__влекла вн__мание к картофелю и об__явила конкурс на лучший пам__тник ему. В таком конкурсе пр__нимают участие десятки совреме__ых скульпторов.

Друзья не пр__небрегайте картофелем! Он является полезным ценным и п_тательным продуктом!

3.2


Вставьте в тексте (задание 3.1) пропущенные знаки препинания.
Ответ к заданиям 3.1 и 3.2:

Картофель - второй хлеб. Об этом в стАрину говорилось на Руси. УнИверсальное рАстение дАвно прЕвратилось в лакомство, и кулинарные рецепты посвЯщены прИготовлению прЕкрасных блюд из картошки. ОтвАрить её в воде – излюбленный способ роССиян.

Четыре года назад адмнистрацИя Кемеровской облАсти прИвлекла внИмание к картофелю и обЪявила конкурс на лучший памЯтник ему. В таком конкурсе прИнимают участие десятки совремеННых скульпторов.

Друзья, не прЕнебрегайте картофелем! Он является полезным, ценным и пИтательным продуктом!


3.3


В данном ниже тексте вместо пропусков вставьте цифры.
В тексте задания 3.1 использованы: _____ числительных,

_____ местоимений.
Ответ: 2 числительных, 5 местоимений.

Часть 4


Прочитайте текст и выполните задания 4.1 – 4.6

(1)Дело было в Крыму. (2)Один приезжий мальчик пошёл на море ловить удочкой рыбу. (3)А там был очень высокий, крутой скользкий берег. (4)Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные острые камни и испугался. (5)Остановился и с места не может сдвинуться. (6)Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и даже дышать боится.


(7)А внизу, в море, рыбак ловил рыбу. (8)И с ним в лодке была девочка, его дочка. (9)Она всё видела и поняла, что мальчик трусит, и стала смеяться, показывать на него пальцем.

(10)Мальчику было стыдно, но он ничего не мог с собой сделать. (11)Он только стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко. (12)Он даже снял шапку и стал ею махать около своего носа.

(13)Вдруг подул ветер, вырвал у мальчика из рук удочку и бросил её вниз.

(14)Мальчику было жаль удочки, он попробовал ползти вниз, но опять у него ничего не вышло.

(15)А девочка всё это видела.(16) Она что-то сказала отцу, тот посмотрел наверх и что-то сказал ей.

(17)Вдруг девочка спрыгнула в воду и зашагала к берегу. (18)Взяла удочку и пошла обратно к лодке.

(19)Мальчик так рассердился, что забыл всё на свете и сломя голову покатился вниз.

(20)– Эй! Отдавай! Это моя удочка! – закричал он и схватил девочку за руку.

(По А.И. Пантелееву)
Задания 4.1 – 4.2, 4.6 выполните, опираясь на содержание прочитанного текста. К каждому заданию 4.1 – 4.5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите кружком номер правильного ответа. В задании 4.6. запишите краткое высказывание.


4.1


Что заставило мальчика победить свою трусость?


  1. Намерение казаться смелым и решительным в глазах девочки.

  2. Жадность и боязнь того, что девочка заберет его удочку.

  3. Стремление быстрее уйти домой.

  4. Желание узнать, о чём говорили дочь и отец.

ответ: 2

4.2


В какой момент испугался мальчик?


  1. Когда ветер вырвал из его рук удочку.

  2. Когда увидел, что девочка смеётся над ним.

  3. Когда почувствовал, что очень устал.

  4. Когда увидел внизу под собой острые камни.

ответ: 4



4.3


К какому типу речи относится текст?



1)

повествование с элементами рассуждения

2)

рассуждение с элементами описания

3)

повествование

4)

описание



следующая страница >>