sotrud.ru 1 2 3 4

Примерное тематическое планирование 1 к курсу «Окружающий мир» Е.В.Чудиновой и Е.Н.Букварёвой

1 класс (60 часов + 6 часов резервного времени)




Содержание, часы

Деятельность учеников на уроке (основные виды, формы, способы действий)

Сопровождающая внеурочная деятельность, ее вид

Природа – то, что нас окружает, но не создано человеком. Естественное (природные объекты) и искусственное, сделанное руками человека (изделия). Изготовление стекла из песка, бумаги из древесины, продуктов питания из растений и животных продуктов (мяса, яиц, молока), резины из каучука, одежды из шерсти животных и растительных волокон.

3 часа

Работа в группах (знакомство с первыми правилами групповой работы).

Различение объектов, предложенных для рассмотрения в групппе, по признакам, называние признаков объекта словами, группировка (классификация) на естественное и искусственное.

Знакомство со способом выражения сомнения (вопроса) и способом выражения несогласия (общеклассная дискуссия).

Получение опыта наблюдения и описания разнообразных изделий (стекло, бумага, вязаные и меховые изделия, продукты питания, др.).

Работа с текстом: понимание смысла текста со слуха.




Дикорастущие и культурные растения. Части цветкового растения (корень, стебель, лист, плод с семенами).

Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей.

5 часов


Классификация растений на культурные и дикорастущие. Получение опыта наблюдения, различения, описания частей растения, пригодных для приготовления продуктов питания и других изделий (фрукты, овощи, семена). Работа в группах – создание плакатов «Растения леса и луга, поля и огорода».

Различение трав, деревьев и кустарников.

Рисование травянистого цветкового растения простым карандашом (с указанием - обведением цветными линиями разных частей растения).


Экскурсия на пришкольный участок вместе с родителями (научно-познавательная,

общественно-полезная)

Дикие и одомашненные животные. Роль животных в жизни людей.

3 часа

Классификация животных на диких и одомашненных. Сравнение домашних животных и их диких родственников по признакам.

Работа с информационными источниками (первое знакомство с разными способами получения ответов на вопросы – спрашивание, поиск в справочниках для детей, на карте материков с изображениями животных, запрос в сети Интернет – демонстрация учителя)

Классификация групп собак по их хозяйственному значению (охотничьи, компаньоны, ездовые, служебные, пастушьи). Описание собак по признакам. Отнесение пород к одной из выделенных групп.

Прослушивание и драматизация (разыгрывание по ролям) «дошкольных» сказок и потешек о домашних и диких животных:

«Идёт коза рогатая», «Волк и семеро козлят» и т.п. (художественно-эстетическая)

Признаки рассматриваемых объектов (цвет, форма, сравнительные размеры, запах, вкус, пр.). Органы чувств и их работа: глаза (зрение), уши (слух), нос (обоняние), язык (вкус), кожа (осязание).

3 часа

Различение объектов по признакам, описание природных объектов и изделий - называние ощущений, получаемых разными органами чувств, точными словами, получение опыта дифференцировки разнокачественных ощущений.


Органы чувств человека и животных. Животные – «чемпионы» по зрению, слуху, осязанию, обонянию, вкусу.

Слабовидящие и слабослышащие люди, их трудности, помощь им других людей.


2 часа


Работа с текстом: понимание смысла текста со слуха. Игры «в лягушек и мух», «орлов и мышек» - действенная интерпретация услышанного (преобразование полученных знаний в правила игры).

Децентрация (попытка встать на точку зрения другого) - посмотреть на мир «глазами» животных, слабовидящих и слабослышащих людей.

Объект как совокупность признаков. Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты.

Деревья в городе (селе).

3 часа


Практическая работа по описанию признаков лаврового листа.

Практическая работа по описанию листьев, коры, внешнего вида разных деревьев. Разичение видов деревьев, растущих в городе (селе) – 4-5 видов по выбору учителя, например: сосна, береза, тополь, ель, липа.

Рисование засушенных листьев (обведение по контуру, штриховка по наложенному сверху листу бумаги - жилкование), внешней формы деревьев (треугольная, шарообразная крона и т.д.).

Экскурсии (прогулки): «Деревья в городе (селе). Забота о них.»

(научно-познавательная,

общественно-полезная)

Объект как совокупность признаков. Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты.

2 часа

Парная работа с конструктором собак – составление портрета собаки по ее описанию (понимание необходимости планирования описания).

Планирование описания. Описание по плану домашних животных (или увиденных на улице).

Сбор коллекций, лепка, конструирование – создание выставок детских работ « Породы собак», «Грибы родного края» и т.п. (художественно-эстетическая, научно-познавательная, проектная)

Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора грибов.


2 часа


Планирование описания. Описание предложенных учителем плодовых тел грибов и их изображений в учебнике, на цветных таблицах (съедобные грибы, трутовики) по плану.

Группировка (классификация) грибов на съедобные и несъедобные, трубчатые и пластинчатые. Различение мухомора и бледной поганки по указанным признакам от других похожих грибов. Отнесение плодовых тел грибов, предложенных учителем, к разным классификационным группам.

Совместное составление «Правил сбора грибов» (учитель дополняет и корректирует)

Насекомые, которых можно встретить дома или рядом с домом.

2 часа

Различение насекомых и других мелких животных (по отличительным признакам – 6 ног и насечки на покрове). Работа с лупой. Рассматривание коллекций насекомых.

Планирование описания. Описание по плану.

Группировка (классификация).

Постройки людей: примечательные здания. Примечательные здания родного города (села).

2 часа

Характерные признаки зданий. Описание здания по плану.

Составление загадки-описания для родителей.

Экскурсия по городским (сельским) улицам вместе с родителями.

(научно-познавательная)

Окружающие люди – работники разных профессий: учитель, врач, художник, программист, дворник, продавец и т.д. Признаки профессий. Значение труда в жизни человека и общества.

1 час

Обсуждение стихотворений, посвященных разным профессиям (например, С.Маршака, Дж.Родари, Б.Житкова).

Рассматривание разных инструментов, принесенных учителем (например, классный журнал, компьютерная мышь, микроскоп, рубанок, швабра, набор специй и пр.) определение их профессиональной принадлежности.



«Кто работает в школе?» Обсуждение «школьных профессий» с их представителями – встреча с директором школы, уборщицей, поваром и др.

(общественно-полезная)

Изделия человека (посуда, мебель, другие предметы быта).

2 часа

Групповая работа «Коллекция видов бумаги». Определение связи свойств бумаги с ее функциями. Построение рядов из образцов бумаги по разным свойствам (гладкость-шероховатость, белизна, прочность и т.д.)

Рассмотрение образцов посуды. Классификация посуды на старинную и современную, по функции (для приготовления пищи и для употребления пищи), по материалу (стеклянная, металлическая, деревянная).

Подготовка выставки для школы «Такая разная бумага» (научно, познавательная, общественно-полезная)

Объект как совокупность признаков. Новые объекты для наблюдения и описания. Разнообразие зверей и птиц.

4 часа

Работа с лупой – рассмотрение скорлупы куриного яйца (прочность – защита, поры – для дыхания будущего цыплёнка). Сравнение птичьих яиц и птичьих клювов по разным признакам. Построение рядов по выраженности признака. Характеристика объекта (указание выраженности признака – например, «крупнее, чем..., но мельче, чем...») по его месту в ряду. Обсуждение приспособленности птиц к разным условиям (цвет яиц, вид гнезда, вид клюва и его работа, вид лап и их работа).

Выявление принципа, положенного в основу ряда, на основе анализа признаков членов ряда (по ряду, предложенному учителем или группой учеников).

Сравнение хвостов зверей по разным признакам (работа с цифровыми ресурсам по построению рядов). Сравнение изображений хвостов и изделий, принесенных учителем (метёлка, лопатка, проволока и пр.), построение гипотез о функциях хвостов. Обсуждение приспособленности животных к разным условиям (лазанье по деревьям, быстрое передвижение по открытым пространствам, плавание и пр.). Построение рядов по выраженности признаков. Характеристика хвоста (указание выраженности признака – например, «более пушистый, чем..., но менее пушистый, чем...») по его месту в ряду. Выявление принципа, положенного в основу ряда, на основе анализа признаков членов ряда ( по ряду, предложенному учителем или группой учеников).


Экскурсия в зоопарк или зоомузей. Работа в живом уголке.

(научно-познавательная,

общественно-полезная)

Состояния объектов. Разные физические и эмоциональные состояния человека: усталость и бодрость, грусть и веселье, спокойствие и активность. Разные состояния природы: погода и ее перемены.

Разные состояния вещей (изделий человека). Учебник – книга, которую нужно беречь.

3 часа

Описание разных состояний вещи (изделия).

Наблюдение за погодой, фиксация ее состояний.

Рефлексия собственного состояния. Различение состояний других людей. Обсуждение возможности проявления своего состояния (правила поведения в общественных местах).

Анализ выражения своего состояния животными – сравнение выражений эмоций обезьяной и человеком (общее и различное).

Способы проявлений эмоций собакой. Обсуждение правил поведения на улице при встрече с неизвестной собакой.

Практическая работа – изготовление обложки для книги, подклеивание старого переплёта и пр.

Участие в разновозрастном проекте «Поможем школьной библиотеке»

(общественно-полезная)

Процесс как смена состояний объекта. Процесс горения спички. 2 часа

Открытие способа схематической записи процесса.




Процесс как смена состояний объекта. Состояния воды: твёрдое тело, жидкость, газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Вода в природе.

Процесс падения капли.

3 часа

Наблюдение за таянием снега, испарением воды. Выдвижение гипотез о том, как «поймать исчезнувшую» (превратившуюся в пар) воду (на демонстрационных опытах).

Практическая работа по изучению падения капли. Анализ стихотворений. Отгадывание загадок.


Схематическая запись процесса.

Чтение схематических записей процессов.


Межпредметный модуль «Круглый год» - интеграция естествознания, математики, литературного чтения, изобразительного искусства и музыки (научно-познавательная, художественно-эстетическая).

Межпредметный модуль « Поиски клада» - интеграция русского языка, естествознания, математики.

Работа с цифровыми ресурсами.

Подготовка и проведение праздника и соревнования (см. Единая коллекция: «Новая начальная школа»)

(научно-познавательная, спортивно-оздоровительная,

военно-патриотическая)

Процесс как смена состояний объекта. Сезонные изменения в природе. Названия времен года. Явления природы: снегопад, листопад, сезонная линька животных, гроза, перелеты птиц и др.

3 часа

Работа со схемами (оценка схем смены сезонов).

Работа с информационными источниками (поиск стихотворений и рассказов о временах года). Краткий пересказ информационного текста.

Схематическая запись процесса.

Чтение схематических записей процессов.

Работа с цифровым ресурсом «Одень человечка по погоде»

Процесс как смена состояний объекта. Процессы разрушения и роста (кристаллизация) в неживой природе.

3 часа

Анализ схем образования наносов рекой.

Краткий пересказ информационного текста.

Схематическая запись процесса.

Чтение схематических записей процессов.

Лепка форм кристаллов.

Практическая работа по выращиванию кристаллов.

Процесс как смена состояний объекта. Жизнь улицы. Общественный транспорт в городе и селе. Наземный, воздушный и водный транспорт.

3 часа

Группировка транспортных средств по признакам (разные классификации видов транспорта ).

Первоначальное знакомство с правилами культурного поведения на улице (не сорить, быть вежливым, быть осторожным и внимательным).


Процесс как смена состояний объекта. Последовательность событий. Следы животных в городе (селе).

2 часа

Различение следов животных по характерным признакам.

Краткий пересказ информационного текста.

Схематическая запись процесса.

Чтение схематических записей процессов.

Моделирование характера движения по следам.

Весенняя экскурсия в парк, лес (научно-познавательная, спортивно-оздоровительная)

.

Процесс как смена состояний объекта. Последовательность событий. Развитие животных.

3 часа

Составление схемы по тексту.

Работа с информационными источниками (спрашивание, поиск в справочниках).

Краткий пересказ информационного текста.

Схематическая запись процесса.

Чтение схематических записей процессов.

Процесс как смена состояний объекта. Работа тела человека.

3 часа

Практические работы по самонаблюдению (вдох-выдох, сгибание-разгибание руки, работа сердца).

Схематическая запись процесса.

Чтение схематических записей процессов.

Межпредметный проект (окружающий мир, физическая культура) – «Как работает тело человека» (научно-познавательная, спортивно-оздоровительная)

Процессы, происходящие с неживыми объектами и живыми существами. Живое и неживое.

1 час

Сравнение процессов, происходящих с неживыми объектами (изученными на уроках – образование наносов, рост сосулек и кристаллов, разрушение) и живыми существами (рост, развитие, дыхание, питание, размножение, движение).

Классификация объектов, принесеннных учителем, на живые и неживые.





следующая страница >>