sotrud.ru   1 2 3 4

3 класс (60 часов + 8 часов резервного времени)




Содержание

Деятельность учеников на уроке (основные виды, формы, способы действий)

Сопровождающая внеурочная деятельность, ее вид

Знакомые маршруты. Дорога в школу и домой, прогулки по району: дороги в магазин, библиотеку, на почту. Безопасность в пути. Светофор, дорожные знаки, правила дорожного движения. Поведение на улице, перекрестках, площадях, игровых площадках.

3 часа

Описание маршрута как последовательности остановок. Прокладывание маршрутов. Различение дорожных знаков.

Работа с практикумом «Дорожные знаки».

Игровое моделирование безопасных перемещений.

Работа с практикумом «Безопасные маршруты»

Работа с практикумом «Городские маршруты» - выбор видов транспорта и маршрута передвижения на основе транспортной схемы.

Работа с информационным текстом: составление определений.

Планирование эксперимента.

Конкурс плакатов по ПДД (художественно-эстетическая, общественно-полезная)

Направления движения. Горизонт. Стороны горизонта. Солнце и Полярная звезда, как ориентиры при определении направления движения. Местные признаки для определения направления движения (расположение мхов, лишайников и водорослей на стволах деревьев, рост веток у одиноко стоящего дерева, расположение муравейников и др.).

5 часов

Различение и понимание относительности движения влево и вправо, вперёд и назад. Наблюдение движения Солнца, Луны и звёзд по небосводу.

Определение сторон горизонта по Солнцу, тени, Полярной звезде, местным признакам.

Определение нужного направления движения с помощью ориентировки в системе направлений (сторон горизонта).

Работа с информационным текстом: поиск незнакомых слов, составление инструкции, составление списка вопросов к тексту.

Работа со словарём.


Игра по ориентированию на природе со старшеклассниками и взрослыми.

(спортивно-оздоровительная, военно-патриотическая).


Открытие мира. Древние мореплаватели – первые составители картосхем. Компас.

2 часа

Работа с информационным текстом: поиск незнакомых слов, сокращённых слов в словарной статье. Различение справочного текста и текста-повествования.

Определение сторон горизонта с помощью компаса. Составление инструкции по работе с компасом.




Древние и современные картосхемы. Картосхема – вид местности сверху, условные обозначения. Карта и план. Масштаб.

Разномасштабные карты. Москва – столица нашей Родины. Изображение Москвы на разномасштабных картах. Достопримечательности Москвы, их история: Красная площадь, Кремль, Большой театр и др. Герб Москвы.

3 часа

Рассмотрение разномасштабных картосхем и анализ их применимости для решения разных задач.

Работа с лабораторией «Масштаб».

Определение расстояния на картосхеме по указанию масштаба.

Практические работы по определению направления движения, составлению картосхем разного масштаба («лилипутской» и «великанской» картосхемы).


Разновозрастной проект «Путешествие по карте Москвы» (художественно-эстетическая, военно-патриотическая, научно-познавательная, проектная)

План класса.

План квартиры. Опасные места в квартире. Основные правила профилактики пожара, правила обращения с газом, электроприборами, водой.


2 часа


Практическая работа по составлению плана парты с помощью палетки.

Составление плана класса.

Составление плана квартиры с указанием опасных мест (газовая плита, электроприборы, розетки, трубопровод, окна, балконы). Работа с конструктором плана комнаты.

Составление плана участка местности. Работа с конструктором плана местности.

Проект «Почтовый ящик» - изготовление почтового ящика на основе плана класса.

(общественно-полезная, проектная)

Карта мира. Материки и океаны, их названия, расположение на карте мира. Многообразие жизни на планете. Достопримечательности разных континентов. Жизнь людей на разных континентах.

2 часа.

Тренировка в чтении картосхем.

Работа с информационными источниками (справочники, сеть Интернет).

Практическая работа по определению путей перелётов птиц.

Работа с информационным текстом: составление плана, поиск незнакомых слов, соотнесение разных информационных фрагментов, составление списка вопросов к тексту, анализ эпиграфа, формулирование главной мысли.




Наша Родина – Россия. Достопримечательности России.

Крупные города России (Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Достопримечательности Санкт-Петербурга (Зимний дворец, памятник Петру 1 – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.).

2 часа

Тренировка в чтении картосхем. Работа с информационными источниками. Подготовка устного выступления перед одноклассниками.

Игра-соревнование «Путешествие по карте России».

Работа с информационным текстом: озаглавливание, восстановление значения слова по контексту, поиск незнакомых слов, составление плана, пересказ., формулирование главной мысли, вычитывание информации, составление описания по изображению, составление обзорно-итогового текста.


Клуб «Путешественники» - совместный просмотр фотографий, видеофильмов, прослушивание семейных рассказов о путешествиях по родной стране.

(научно-познавательная, общественно-полезная)

Физическая карта России. Граница России. Моря и океаны, омывающие берега России, крупные реки (Волга, Обь, Енисей, Лена), горы (Урал, Кавказ, Алтай), озера (Байкал, Ладога, Онега).

3 часа

Тренировка в чтении картосхем.

Работа с информационными источниками (физическая карта России, информационные тексты о разнообразии пейзажей России, фото и видеоизображения) – воображаемое путешествие по маршрутам, пересекающим реки, горы и равнины.

Россия на политической карте. Страны и народы мира (общая характеристика) Страны-соседи России (3-4), их столицы, народы, национальные символы, традиции, главные достопримечательности.

1 час

Тренировка в чтении картосхем. Работа с информационными источниками (справочники, сеть Интернет).

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Их национальная одежда, еда, традиции (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам. Дружба детей нашего класса – дружба представителей разных народов России.

2 часа

Тренировка в чтении картосхем. Работа с информационными источниками (справочники, сеть Интернет).

Работа с информационным текстом: озаглавливание, составление плана, формулирование главной мысли.

Проект «Традиции народов нашей страны» - с участием родителей как носителей национальных традиций.

(художественно-эстетическая, военно-патриотическая, научно-познавательная, общественно-полезная, проектная)


Изолинии на карте. Обозначение высот и глубин на карте. Водоёмы: озеро, пруд, река, ручей. Их обитатели. Передвижение по рекам. Безопасность при купании. Поведение на воде.

2 часа

Изображение высоты на плане.

Определение с помощью изолиний на картах водоемов мест, пригодных для купания и движения судов. Составление инструкции по безопасному поведению на воде. Работа с ЦОР «Прогулка по летнему водоему».

Однодневный поход. Проект – книга «Достопримечательности родного края» (работа с конструктором-оформителем книги) – см. интегрированный модуль «Путешествие по родному краю» - «Новая начальная школа»).

(художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, военно-патриотическая, научно-познавательная, проектная)

Экскурсия на метеостанцию. (научно-познавательная)

Конкурс агитационных плакатов по охране редких растений и животных своего региона. (художественно-эстетическая, научно-познавательная, общественно-полезная)

Изолинии на карте.

Туристическая картосхема. Родной край – частица России. Название своего региона. Важнейшие природные объекты и достопримечательности: музеи, театры, спортивные комплексы и др.

Правила поведения на экскурсии.

Синоптические карты. Прогнозирование погоды.

Климатические карты. Особенности распространения животных и растений в природе. Ареал. Охраняемые животные и растения. Красная книга. Заповедники и национальные парки России, их роль в охране природы. Охраняемые растения и животные родного края.

3 часа

Определение местной погоды с помощью синоптической карты.

Описание местообитания животных и растений по картам с обозначением ареалов. Работа с информационными источниками (справочники, сеть Интернет).


Составление маршрута однодневного похода с помощью туристической картосхемы (определение протяженности маршрута, направления движения, времени движения, числа остановок, составление раскладки – работа с ЦОР «Раскладка»).

Освоение правил поведения в природе на экскурсии в парковую зону, в походе.

Работа с информационным текстом: озаглавливание, формулирование главной мысли, вычитывание информации.


Формы земной поверхности (горы, холмы, равнины, овраги), их обозначение на картосхемах. Профиль местности.

Водоемы, их разнообразие и обозначение на картосхемах (озеро, пруд, река – русло, устье, притоки, моря, океаны).

3 часа

Описание форм рельефа.

Построение профиля местности по картосхеме с изолиниями. Визуализация форм рельефа по картосхеме с изолиниями и профилю.


Просмотр фильма о жизни океана. (научно-познавательная)

Биосфера – живая оболочка планеты. Животные и растения материков и океанов. Растения, животные, грибы и бактерии. Насекомые, рыбы, птицы, звери и другие животные. Животные – спутники человека. Одомашненные животные.

Хранители жизни – растения. Посадка деревьев. Спилы деревьев ( годичные кольца). Внутреннее устройство плодов растений.

6 часов

Построение и чтение диаграмм и таблиц, иллюстрирующих разнообразие животных. Наблюдения за птицами в городе (селе).

Отгадывание загадок.

Построение и чтение разрезов.


Выставка «Наши питомцы» (портреты домашних животных).

(художественно-эстетическая, научно-познавательная, общественно-полезная,)

Проект «Гнезда, норы, берлоги» (изготовление макетов)

(художественно-эстетическая, военно-патриотическая, научно-познавательная, проектная)


Почва, ее состав. Образование почвы. Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека. Охрана почв.

3 часа

Практическое исследование свойств почвы.

Анализ схем, показывающих процесс образования и разрушения почвы.

Наблюдения за дождевым червем.

(научно-познавательная)

Горные породы (магматические, метаморфические и осадочные).

Слои земной коры. Примеры горных пород и минералов.

4 часа

Построение разреза слоёв земной коры (с помощью пластилинового макета).

Характеристика слоёв и возможных движений земной коры по виду разреза.

Практическое исследование свойств горных пород (глина, песок, гранит, известняк, сланцы – и другие по выбору) и минералов (по выбору).

Оценка твердости минералов по Моосу.

Работа с определителем горных пород.

Освоение тестовой формы проверочной работы.

Экскурсия в карьер, где видны слои земной коры.

(научно-познавательная)

Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, нефть, природный газ, известняк, мрамор, каменная соль). Полезные ископаемые своего региона (2-3 примера).

4 часа

Практическое исследование свойств полезных ископаемых.

Подготовка сообщения для одноклассников.

Работа с информационным текстом: озаглавливание, формулирование главной мысли, вычитывание информации.

Проект «Коллекция минералов и горных пород». Проект «Полезные ископаемые родного края».

(научно-познавательная, проектная)

Изменения рельефа местности под действием сил Природы и под влиянием человека. Особенности форм рельефа родного края. Влияние человека на рельеф местности (в том числе, на примере окружающей местности).


3 часа


Моделирование образования русла и устья реки, родника, кратеров, выветривания горных пород (с помощью природных и искусственных материалов – глины, песка, воды, камней, муки).

Работа с информационным текстом: озаглавливание, формулирование главной мысли, вычитывание информации.

Освоение тестовой формы проверочной работы.




Внутреннее устройство Земли. Движение литосферных плит. Землетрясения. Извержения вулканов.

3 часа

Анализ диаграмм, графиков, таблиц, разрезов, картосхем. Моделирование движения литосферных плит.




Человек на планете Земля и его здоровье. Зависимость продолжительности жизни от питания. Рост и развитие человека. Рацион здорового питания человека.

Потребность человека в чистом воздухе. Бактерии и другие микробы в загрязненном воздухе. Гигиена кожи и органов дыхания.

Заболеваемость в разное время года.

Профилактика заболеваний и травматизма.

4 часа

Оценка рациона питания.

Чтение и построение диаграмм, таблиц и схем с данными наблюдений и экспериментов для формулирования правил сбережения здоровья.

Разновозрастной проект «Здоровая школа». (спортивно-оздоровительная, научно-познавательная, общественно-полезная, проектная)

Интегрированный модуль «Наш класс» - см. «Новая начальная школа».





<< предыдущая страница   следующая страница >>