sotrud.ru   1 ... 2 3 4

4 класс (60 часов + 8 часов резервного времени)




Содержание

Деятельность учеников на уроке (основные виды, формы, способы действий)

Сопровождающая внеурочная деятельность, ее вид

Наша планета среди других небесных тел.

Небесные (космические) тела: звёзды, планеты, спутники планет, кометы, метеоры, галактики и др. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла на Земле.

3 часа

Описание небесных тел с помощью таблиц, столбчатых, площадных и круговых диаграмм.

Работа с информационным текстом:

Посещение планетария: «Небесные явления, звездный мир и пр.»

(научно-познавательная)

Взаимное движение Земли, Солнца, Луны. Наблюдатель на Земле: явления смены дня и ночи, смены фаз Луны, лунных и солнечных затмений.

7 часов


Наблюдение дневного движения Солнца по небосводу, смен фаз Луны.

Работа с текстом: сочинение сказки о происхождении Солнца. Различение сказочного и научного объяснения явления.

Построение гипотез о взаимном движении небесных тел для объяснения наблюдаемых явлений: движения Солнца по небу, смены фаз Луны, солнечных и лунных затмений.

Моделирование взаимного движения небесных тел в космическом пространстве. Пространственная децентрация – рассмотрение изменения внешнего вида наблюдаемого объекта при изменении позиции наблюдателя.

Тренировка в чтении и составлении таблиц, схем, диаграмм.

Проект-презентация «Сборник сказок о Солнце и Луне»

(художественно-эстетическая научно-познавательная, проектная)

Представление о Всемирном тяготении: проявления земного тяготения, взаимное притяжение Солнца, Земли, Луны. Системы Птолемея и Коперника. Планеты Солнечной системы. Их масса, размеры, скорость движения и др. свойства. Устройство Солнечной системы.

4 часа


Практическое исследование магнитного, электростатического и гравитационного притяжения.

Анализ объяснительных схем.

Тренировка в чтении и составлении таблиц, схем, диаграмм.

Работа с информационным текстом:

Проект «О чем может рассказать таблица» (моделирование Солнечной системы)

(научно-познавательная, проектная) – см. интегрированный модуль «О чем может рассказать таблица» - «Новая начальная школа»)

Луна - спутник Земли и ее влияние на Землю.

Искусственные спутники Земли и их значение для решения хозяйственных задач. Представление о слоях земной атмосферы.

2 часа

Моделирование орбит искусственных спутников Земли.

Анализ диаграмм, характеризующих явления приливов и отливов. Моделирование (объяснение) явления приливов и отливов Мирового океана.

Информационный поиск (справочники, сеть Интернет)





Земля – планета Солнечной системы. Общее представление о форме и размерах Земли. Наблюдаемые явления, подтверждающие шарообразность Земли (затмения, движение за горизонт, кругосветные путешествия).

Глобус – модель Земли. Северное и южное полушария. Линия экватора. Полюса. Расположение материков и океанов на глобусе.

Земля – планета, на которой есть жизнь. Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода, живые существа, почва.

4 часа

Моделирование формы Земли.


Работа с информационным текстом:

Анализ глобуса как модели Земли. Сравнение карты мира и глобуса.

Использование глобуса для нахождения местоположения объекта.





Наклон земной оси как причина зональности. Карта природных зон. Растения и животные зоны Арктики, тундры, лесной зоны, степей, пустынь России. Климат. Взаимосвязь живых существ с неживой природой и между собой. Приспособленность растений и животных к условиям своего существования. Влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы, примеры труда и быта людей. Природная(ые) зона(ы) родного края.

8 часов

Построение и проверка гипотез о связи наклона земной оси с распределением света и тепла на поверхности Земли.

Исследование в лаборатории «Земная ось»

Проектирование зональности.

Подготовка устного выступления перед одноклассниками.




Природное сообщество – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ, взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных, животные – распространители плодов и семян растений.

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение и развитие животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные). Забота зверей о потомстве.

Лес, луг и водоём родного края (названия водоёмов). Растения родного края (не менее 5 примеров с названиями и краткой характеристикой). Животные родного края (не менее 5 примеров с названиями и краткой характеристикой).

Правила поведения в природе.

Профилактика и первая помощь при перегреве. Профилактика и первая помощь при укусах насекомых и клещей.

5 часов


Описание природных сообществ леса, луга, водоёма родного края с помощью классификаций, схем, таблиц, столбчатых, площадных и круговых диаграмм (на основе наблюдений).

Работа с моделью «Цепи питания»

Работа с определителем животных.

Работа с простой определительной таблицей (растений или животных).

Составление цепей питания.

Работа с конструктором-оформителем книги.


Проект «Лес, луг, водоем родного края» - практическое исследование на природе (см. интегрированный модуль «Лес, луг, водоём» - «Новая начальная школа»).

Работа с текстом: сочинение сказки о животных в водоеме. Различение сказочного и научного объяснения явления.

(художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, научно-познавательная, проектная)

Вращение Земли вокруг оси как причина смены дня и ночи. Смена дня и ночи на Земле. Сутки.

1 час

Наблюдение дневного движения Солнца по небосводу.

Моделирование суток (день равен ночи, день короче ночи и т.д.)




Происхождение крупных мер времени (год, месяц, неделя).

Времена года, их особенности. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае (особенности погодных явлений, сезонные явления в жизни растений и животных, труд людей).

2 часа

Моделирование изменения соотношения продолжительности дня и ночи при изменении положения Земли относительно Солнца (для разных позиций наблюдателя – на полюсе, на экваторе, между экватором и полюсом).

Работа с информационными источниками.


Счет времени по Луне и по Солнцу. Эра календаря. Многообразие календарей. Летосчисление. Лента времени.

Календарь, которым мы пользуемся. Праздники: Государственные (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День России, День Государственного флага России, День народного единства, День конституции), религиозные, профессиональные, семейные.

4 часа


Моделирование способов летосчисления.

Работа с анимированной схемой «Эра календаря».

Составление годового круга. Работа с анимированной схемой «Годовой круг.»

Изготовление личного календаря на год (работа с практикумом «Сделай свой календарь»).



Проект «Наш годовой круг» (научно-познавательная, общественно-полезная, проектная)


Способы получения знаний о прошлом.

Следы прошлой жизни. Ископаемые остатки древней жизни. Культурный слой. Способы определения датировки находок.

2 часа

Практическая работа по изучению ископаемых остатков и находок из культурного слоя.

Работа с информационным текстом.




Наше прошлое. Находки стоянок древнего человека. Жизнь древних людей.

Возникновение общества – группы людей, которых объединяет общая культура и которые связаны совместной деятельностью.

Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Права и обязанности человека перед обществом. Конституция – основной закон государства. Права ребенка.

3 часа

Работа с разностилевыми информационными текстами: интерпретация смысла текста, определение позиции автора.

Выдвижение гипотез о происхождении археологических находок, их подтверждение и опровержение с помощью информационных текстов.


Конкурс плакатов «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

(общественно-полезная, проектная)

Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху Древней Руси.

Князья и дружинники, крестьяне и ремесленники, их труд. Древние профессии. Сражения князей друг с другом. Борьба с монголо-татарами. Страна городов. Города Золотого кольца России: Ярославль и др. (по выбору).

Работа скульптора Герасимова по восстановлению портретов людей.

4 часа

Работа с разностилевыми информационными текстами: интерпретация смысла текста, определение позиции автора.

Выдвижение гипотез о происхождении археологических находок, их подтверждение и опровержение с помощью информационных текстов.

Работа с историческими текстами (летопись).

Работа с исторической картой.

Работа с осью времени (соотнесение года и века, тысячелетия)

Посещение краеведческого (исторического, археологического) музеев – жизнь, быт людей в прошлом.

Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху Московского государства.

Присоединение Сибири, коренные народы Сибири.

Петр 1 Великий. Жизнь Государя как пример служения Отечеству.

Оборона Севастополя – пример героической борьбы народа России с иноземными захватчиками. Великие люди России: Н.И.Пирогов – изобретатель гипсовой повязки, наркоза и первой помощи пострадавшим. Правила первой помощи, предложенные Пироговым. Оказание первой помощи в наше время (при лёгких травмах - ушиб, порез, ожог, - и обморожении). Действия при появлении болезненных ощущений. Телефон скорой помощи.

4 часа

Работа с разностилевыми информационными текстами: интерпретация смысла текста, определение позиции автора.


Работа с историческими текстами (летопись).

Работа с исторической картой.

Децентрация - рассмотрение события глазами очевидца и свидетеля, современника и потомка.

Практическая работа по исследованию свойств гипса.

Тренировка в оказании первой помощи.

Работа с осью времени (соотнесение года и века, тысячелетия)


Выставка работ из гипса.

(художественно-эстетическая научно-познавательная, проектная)

Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху СССР.

Великие люди России: Н.И.Вавилов – учёный-путешественник. Коллекция семян, собранная Вавиловым. Подвиг ленинградцев в Великой Отечественной войне. Сохранение драгоценной коллекции для потомков.

Поднятая целина. Подвиг народа по освоению целинных земель и совершенная ошибка.

Первый полёт человека в космос. Великие люди России: Ю.А.Гагарин – первый российский космонавт. Тренировка космонавтов. Возможности тела человека. Названия частей тела (голова: глаза, нос, рот, уши, веки, брови, темя, затылок, висок; рука: плечо, предплечье, локоть, кисть; нога: бедро, колено, голень, стопа; живот, спина, грудь; пальцы руки: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). Интересные числа, описывающие возможности человеческого тела (пульс, частота вдоха и выдоха, рост, скорость роста в разные периоды жизни, вес, площадь кожи, число зубов, скорость передвижения и пр.). Ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, температурные, мышечные, болевые) и чувства человека. Общее представление о внутренних органах человека и их работе (носоглотка, трахея, бронхи, лёгкие – отвечают за дыхание, рот с зубами, желудок, печень, кишечник – за пищеварение, почки за выделение). Места расположения этих органов в теле человека.

Дальнейшее развитие космонавтики.


4 часа


Работа с разностилевыми информационными текстами: интерпретация смысла текста, определение позиции автора.

Тренировка в различении частей тела человека и ощущений, которые человек испытывает.

Работа с осью времени (соотнесение года и века, тысячелетия).

Анализ способов получения исторических знаний (первое знакомство с историей – наукой о прошлом людей).


Проект « Наша Победа» - сбор материалов и создание книги о родственниках, живших во время Великой Отечественной войны.

(военно-патриотическая, общественно-полезная, проектная)

Наше прошлое и современность. История Отечества. Образование Российской Федерации. Россия сегодня. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. История российского герба и флага. Президент Российской Федерации – глава государства.

3 часа

Работа с информационным текстом: вычитывание информации.

Тренировка в чтении и составлении таблиц, схем, диаграмм.

Работа с физической картой России.






Наше прошлое и современность. Деятельность человека на Земле. Рост численности людей на планете. Развитие цивилизации – важные открытия и изобретения человечества. Потребности человечества в энергии, энергоресурсы Земли.

Энергетические и экологические проблемы современности. Значение атмосферного воздуха для живых существ Земли, проблема загрязнения и очистки воздуха. Проблема уничтожения отходов. Загрязнение воды и ее очистка. Распространение воды на Земле, значение для живых существ и для хозяйственной деятельности человека. Использование и охрана водоемов человеком. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.


Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в том числе, на пример окружающей местности). Хозяйство семьи – часть мирового хозяйства. Посильное участие каждого человека в охране природных богатств: экономия энергии и чистой воды, раздельный сбор мусора, забота о животных и растениях.

6 часов


Расчет семейного бюджета (доходы и расходы, экономия).

Практическая работа по изучению мусора, накапливаемого в квартире.

Исследование в лаборатории «Загрязнение воздуха»

Экологическая оценка действий людей.



Проект «Рост населения Земли и экологические проблемы человечества».

Проект «Лишайники как показатель чистоты воздуха».

Изготовление кормушек для птиц.

Участие в природоохранной деятельности (на выбор: уборка загрязненной территории, озеленение, очистка водного источника, участие в экологическом проекте).

(научно-познавательная, общественно-полезная, проектная)





Рекомендуемые информационные источники:


  1. Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва. Учебники-тетради «Окружающий мир» для 1, 2, 3, 4 класса (в двух частях на каждый год обучения) – М.: Вита-пресс, 2004-2008.

  2. Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва. Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» (на каждый год обучения) – М.:Вита-пресс, 2004-2008.

  3. Цифровые ресурсы по проекту «Новая начальная школа» - сеть «Интернет», Единая коллекция цифровых ресурсов, 2008 г.

  4. «Тайны пространства и времени для младших школьников» - диск с цифровыми образовательными ресурсами, - Изд-во: ЗАО «1С», 2008 г.

  5. «Окружающий мир. Тесты. (1-4)» - диск с цифровыми образовательными ресурсами, - Изд-во: ЗАО «1С», 2009 г.
  6. «Развитие речи. Работа с текстом. (1-4)» - диск с цифровыми образовательными ресурсами, - Изд-во: ЗАО «1С», 2010 г.

  7. Сайт информационной поддержки«www.n-bio.ru»



1 Далее в материалах наклонным шрифтом выделены необязательные для изучения и освоения содержания/способы действий; подчёркнутым шрифтом выделены работы с применением компьютера (цифровые ресурсы, которые можно найти в Единой коллекции и дисках, изданных 1»С», см. список ниже)


<< предыдущая страница