sotrud.ru 1

Тема


Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода

Цели:

Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных женского рода.

Формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

Развивать творческие способности, умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

Воспитывать чувства красоты, гармонии, чувство любви к родной природе.
Оборудование:

Учебник “ Русский язык” 4класс автор Т.Г.Рамзаева.

Презентация «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода»

Ребусы, карточки с изображением яблока, капусты, мороза.

Разноцветные карточки для рефлексии, М.Р, Ж.Р, С.Р
Ход урока

1. Организационный момент.

Мотивация.

Здравствуйте. Меня зовут…………….

Прикройте глаза и мысленно скажите: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”.

Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи.

- Постановка темы и цели

Нам сегодня предстоит хорошо потрудиться и сделать несколько открытий.

Запишем число. Классная работа

А начнём работу с ребусов.

2. Актуализация.

Словарная работа.

- Какое слово зашифровано? (мороз)

- Запишите в тетради, подчеркните орфограмму.

- Разгадайте второе слово ( яблоко )

Запишите в тетради, подчеркните орфограмму.

- Следующее слово? ( капуста)

Запишите в тетради, подчеркните орфограмму.

- У каждого на столе карточка, перевертите её.

- Определите, какого рода слово на картинке и разойдитесь по группам.

К этой парте подходят ребята, у которых слово М.р, .... С.Р. ... Ж.р.

Работа с пословицами. слайд с посл


У каждой группы задание : составьте пословицы.

М.Р. Береги нос в сильный мороз.


  • как вы понимаете эту пословицу? ( чтобы не заболеть, необходимо тепло одеваться)

С.Р В незрелом яблоке вкуса нет.

  • как вы понимаете эту пословицу? ( если яблоко неспелое, в нём нет витаминов, оно безвкусное )

  • Ж.Р. Без белой капусты животы пусты. Как вы понимаете эту пословицу? ( Исконно русская еда, сытная, полезная, богатая витаминами)

- Найдите прилагательные в ваших пословицах? ( сильный, незрелое, белой)

  • Что обозначают прилагательные?

  • На какие вопросы отвечают?

  • Как изменяются прилагательные?

Работа в тетрадях
-
Запишем пословицу со словосочетанием белой капусты.
Знаете ли вы, что свежие листья капусты прикладывают к ранам, используют при ожогах.

Свежий сок рекомендуют пить при заболеваниях печени, желудка, при зубной боли. Капустный сок нужно выпивать немедленно, т.к. содержащиеся в нём витамины быстро разрушаются. Для укрепления волос, втирают смесь соков свежей капусты и лимона.


  • Прочитайте пословицу, подчеркните прилагательное.

  • Определите род прилагательного.


3. Изучение нового материала.

1. Постановка проблемного вопроса.

  • В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания? ( Слайд )

  • Можем сразу ответить на этот вопрос?

  • Как найдём ответ? Что нужно сделать? ( Слайд)

И.п ? ... ?

Р.п. ? ... ?

Д.п ? ... ?

В.п ? ... ?

Т.п ? ... ?

П.п ? ... ?

  • Просклонять.

Работа в тетрадях

Один у доски. Остальные в тетрадях. Сделать заготовку.

И.п. какая? белая ранняя капуста


Р.п. какой? белой ранней капусты

Д.п. какой? белой ранней капусте

В.п какую? белую раннюю капусту

Т.п какой? белой ранней капустой

П.п. о какой? О белой ранней капусте

- Выделите окончания прилагательных.


  • В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания?

Самостоятельный вывод детей.

Слайд

Ж.Р

Р., Д., Т., П.


Какой?

-ой - ей

- Почему у нас два варианта окончаний? От чего это зависит?

( Если основа слова заканчивается на твёрдый согласный — окончание -ой, если на мягкий - ей).

Работа по учебнику

Откройте учебник на странице .... Прочитайте вывод. Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике?

4. Физминутка
5. Закрепление изученного материала

Прочитайте рецепт

  • Свежую капусту нарезать тонкой соломкой, залить кипятком, выдержать до остывания. Тёплую воду слить. Маленькую свеклу натереть на крупной терке. Из яблок удалить сердцевину и нашинковать. Все соединить, добавить мед, лимонный сок и мелко нарезанную зелень, тщательно перемешать. Приятного аппетита!

  • Назовите словосочетания с прилагательными женского рода, определите падеж.

Работа по вариантам

  • 1 вариант

Запишет словосочетания тёплую воду в Р., Д., Т., П.

2 вариант

Запишет словосочетания маленькую свёклу в Р., Д., Т., П.

Р.п тёплой воды маленькой свёклы

Д.п тёплой воде маленькой свёкле

Т.п тёплой водой маленькой свёклой


П.п о тёплой воде о маленькой свёкле

- Проверте свои работы. Кто затрудняется на доске карточка – помощница.

6 Итог урока

- Какое открытие мы с вами сегодня совершили?


  • - В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания?

6. Рефлексия
- Кто считает, что усвоил новое на отлично! (зелёное яблоко)

  • Кто считает, что поработал хорошо, но мог бы лучше! ( жёлтое)

  • А кто пока испытывает трудности. ( красное)

7. Д\з №315, по желанию составить рецепт витаминного салата .

- Спасибо за урок. Было приятно работать с Вами.