sotrud.ru 1 2 3 4






Районная научно - практическая конференция

«В мир поиска, в мир творчества, в мир науки – 2012»

Секция «Химия»

Тема работы: «Чипсы, кока – кола и здоровье»


Работу выполнили: обучающаяся 9 «А» класса

Семенова Алина Игоревна;

обучающийся 8 «А» класса

Андрейчук Сергей Владимирович

МКОУ СОШ № 10 г. Бирюсинска

Руководитель: учитель 1 квалификационной категории

Федотова Марина Владимировна

г. Бирюсинск. 2012
АННОТАЦИЯ

на исследовательскую конкурсную работу для участия

в Районной научно - практической конференции

«В мир поиска, в мир творчества, в мир науки – 2012»
Секция «Химия»

Тема работы: «Чипсы, кока – кола и здоровье»
Работу выполнили: обучающаяся 9 «А» класса Семенова Алина Игоревна;

обучающийся 8 «А» класса Андрейчук Сергей Владимирович

МКОУ СОШ № 10 г. Бирюсинска

Тема исследования очень актуальна в настоящее время т.к. чипсы и кока – кола являются наиболее популярными продуктами у молодежи. Тема раскрыта полно, последовательно. Обучающимися выдвинута гипотеза: чипсы и кока - кола - искусственные продукты, содержащие различные вредные вещества, которые могут негативно сказаться на здоровье человека. Указана проблема для исследовательской работы. Прежде чем приступить к работе обучающиеся поставили перед собой цель исследования, определили задачи, объекты и предметы исследования. При выполнении работы использовались следующие методы: проведение социологического опроса среди школьников; проведение химического анализа чипсов и кока – колы; работа с литературными источниками; работа с информацией интернет ресурсов; методы систематизации и обобщения теоретического материала; сравнительный анализ и оценка пищевых добавок в газированных напитках, чипсах. Обучающиеся составили план работы по данной теме


1.Изучить, проанализировать литературу по проблеме.

2.Провести анкетирование обучающихся для выяснения их отношения к проблеме.

3.Рассмотреть теоретические вопросы:

- История создания чипсов и кока – колы;

- Способы производства чипсов;

- Характеристика веществ, входящих в состав чипсов и кока – колы;

- Влияние чипсов и кока – колы на организм подростков.

4.Изучить методики для проведения эксперимента

5.Провести эксперимент

6.Подготовить презентацию по теме.

7.Подготовить выступление на НПК.

8. Выступить с данным материалом на классных часах, внеклассных мероприятиях.

Материал содержит историческую справку о происхождении чипсов, кока – колы. Описана технология изготовления чипсов, химический состав и приносимый вред для организма. В исследовательской работе описаны методики проведения опытов, исследования химического состава чипсов, проведены качественные реакции, подтверждающие состав кока – колы и чипсов, произведены математические расчеты калорийности чипсов. Все необходимые опыты проведены правильно, согласно инструкции и технике безопасности при проведении работ с реактивами. Проведен социологический опрос среди обучающихся школы, по результатам которого составлены диаграммы. В результате исследования подведены итоги, т.е. сделаны выводы. Описаны использованные ресурсы изучения по данной теме. Рекомендую провести просветительскую работу в школе среди обучающихся с целью пропаганды здорового образа жизни на уроках биологии, внеклассных мероприятиях и классных часах.
Научный руководитель: Федотова М. В. учитель химии МКОУ СОШ № 10 г. Бирюсинска

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение с. 3

2. Основная часть с. 4

2.1.Чипсы:

2.1.1. История появления картофельных чипсов; с. 4

2.1.2 Технологии приготовления картофельных чипсов; с. 5

2.1.3 Вещества, входящие в состав чипсов; с. 6


2.1.4 Влияние чипсов на организм человека. с. 7

2.2. Исследовательская часть «Анализ чипсов»:

2.2.1 Обнаружение маслосодержащих веществ; с. 8

2.2.2 Приготовление водной вытяжки для качественного

определения растворимых компонентов; с. 9

2.2.3 Качественное определение катионов натрия; с. 9

2.2.4 Качественное определение хлорид – ионов; с. 9

2.2.5 Качественное определение крахмала; с. 9

2.2.6 Определение калорийности продукта. с. 9

2.3. Напиток кока – кола:

2.3.1 История появления напитка кока – кола; с. 10

2.3.2 Вещества, входящие в состав кока – колы; с. 11

2.4. Исследовательская часть «Качественный анализ кока – колы»:

2.4.1 Реакция, подтверждающая наличие углекислого газа; с. 12

2.4.2 Качественная реакция, доказывающая наличие ортофосфорной

кислоты в растворе; с. 12

2.4.3 Взаимодействие ортофосфорной кислоты с металлическим магнием;с. 12

2.4.4 Взаимодействие ортофосфорной кислоты с карбонатом кальция; с. 12

2.4.5 Изменение окраски универсальной индикаторной бумаги в

растворе кока – колы; с. 13

2.4.6 Химическая реакция, подтверждающая наличие сахара в растворе. с. 13

2.4.7 Опыты, о свойствах кока – колы из литературных источников:

Взаимодействие колбасы и кока – колы; с. 13

2.4.8 Очищаем загрязненные монеты; с. 13

2.4.9 Очищаем чайник от накипи. с. 13

2.5 Влияние Кока - колы на организм человека. с. 13

2.6 Статистические данные опроса обучающихся. с. 15

3. Заключение с. 17

4. Список использованной литературы с. 18

5. Приложения с. 19

1. ВВЕДЕНИЕ

В наш стремительный век мы все спешим куда- то: кто на работу, кто в школу, кто в детский сад. Часто на ходу жуем, порой не задумываемся о том, какие последствия ожидают нас и наш желудок. Для выявления актуальности проблемы в первую очередь обратимся к реалиям жизни современных школьников. В ходе данного исследования, из бесед с обучающимися было выяснено, что большинство из них лишены полноценного питания. В школьной столовой хорошо кормят, но после шести уроков все равно хочется кушать, поэтому после уроков многие наши одноклассники идут домой мимо магазина «Березка», где можно купить все, в том числе чипсы и кока - колу. Большинство детей обожает чипсы и кока - колу – и это факт: они готовы есть их вместо обеда и ужина и хрустеть ими по дороге из школы домой. В чем же секрет такой притягательности? Не редко можно увидеть, как ребятишки из нашей школы на перемене бегут в магазин, покупают чипсы и кока- колу, а затем, очень довольные, кушают эти продукты. На телевидении всё чаще появляются красочные рекламы о сухариках, жевательной резинке, газированной воде. В магазинах и киосках в яркой, привлекающей внимание упаковке, продаются различные чипсы по доступной цене для школьников: «Чипсы Хомка – хрусти громко», «Чипсы Lays: захрустишь – не устоишь». Чипсы – любимое лакомство детей, незаменимые спутники при просмотре телевизора, посещении кинотеатра и дружеской прогулке на природе.


Актуальность данного исследования заключается в том, что множество людей, в том числе и дети, страдают заболеваниями пищеварительной системы. Причиной этих заболеваний порой является отсутствие полноценного, сбалансированного питания, частое употребление чипсов, кока- колы и других продуктов. Проблема исследования состоит в том, чтобы узнать о чипсах и кока – коле как можно больше с точки зрения химического состава данных веществ, понять их назначение как продукта питания и выяснить отрицательное действие чипсов и кока – колы на организм детей и подростков.

Гипотеза исследования: Чипсы и кока - кола - искусственные продукты, содержащие

различные вредные вещества, которые могут негативно сказаться на

здоровье человека.

Цель работы: Исследовать качественный состав кока – колы, чипсов и показать влияние

их ингредиентов на здоровье, выступить с результатами исследования

на классных часах, на уроках биологии, внеклассных мероприятиях.

Задачи работы: Провести качественные реакции, доказывающие наличие вредных

веществ в кока – коле и чипсах, рассчитать калорийность чипсов,

подобрать информацию о действии их на здоровье человека.

Среди обучающихся 5-9 классов провести анкетирование о чипсах,

кока – коле и частоте их употребления.

Выработать рекомендации по употреблению продуктов питания,

содержащих определенные пищевые добавки.

Объект исследования: чипсы и кока – кола.

Предмет исследования качественный состав чипсов и кока – колы;

- изучение влияния чипсов и кока - колы на здоровье обучающихся.

Методы: Социологический опрос среди обучающихся;

Химический анализ чипсов и кока – колы;

Работа с литературными источниками;

Работа с информацией интернет ресурсов;

Выполнение компьютерной презентации;

Методы систематизации и обобщения теоретического материала;

Сравнительный анализ и оценка пищевых добавок в газированных напитках,

чипсах.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ЧИПСЫ
Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г.Гейне «Человек есть то, что он ест», тем самым, подчеркивая исключительную роль питания в формировании тела, поведении ребенка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов, определяет степень защитной функции организма.

По нормам СанПина предоставлен перечень продуктов, запрещённых для питания детей в детских учреждениях. Среди них оказались кока – кола и чипсы по следующим причинам: многие из них изготавливаются из порошков, они содержат ароматизаторы, красители искусственного происхождения, эмульгаторы, специи или пищевые добавки и, кроме того, они очень калорийные. Недавно группа ученых исследовала действие продуктов с большим количеством жиров и углеводов на животных и пришла к выводу – чипсы могут вызывать привыкание. Дело в том, что, когда из рациона подопытных убирали калорийную пищу, у них начиналась ломка, похожая на наркотическую. Вот почему, однажды попробовав тоненькие кусочки жареной картошки, детишки жаждут их вновь и вновь.


      1. История появления картофельных чипсов

Под термином « чипсы» (от англ. "chips”- ломтик, кусочек) следует понимать плоские по форме продукты, полученные путем отрезания от целого. Впервые чипсы были изготовлены в 1853 году в США для американского мультимиллионера Карнелиуса Вандербильта, при путешествии по стране с ревизией своих предприятий. Во время остановки в городке Саратога-Спрингс он остался недоволен обедом в гостиничном ресторане. Он вызвал к себе повара и публично стал распекать того за не прожаренную, толсто нарезанную картошку. Повар не был лишен чувства юмора, поэтому дал заносчивому миллионеру достойный ответ: он нарезал картошку так тонко, как только мог, и зажарив в масле до хруста, преподнес получившееся блюдо клиенту. Так в результате классовой вражды и родились чипсы. Вандербильту так понравилась закуска, что на все время его пребывания в провинциальном городке повар был лишен выходных, и каждый день упражнялся в филигранной нарезке клубней. На всем дальнейшем пути своего следования миллионер заказывал новое блюдо, постепенно создав на него моду. Первоначально чипсы были блюдом, подававшимся исключительно в дорогих ресторанах. Только в 1890 году чипсы вышли на улицу. Это случилось в США, когда некий предприимчивый американец начал жарить их в своем фургончике-закусочной. Популярность хрустящей закуски быстро росла, и ушлый предприниматель открыл еще несколько точек продаж, которые торговали исключительно чипсами в бумажных кульках. В 1926 году была изобретена упаковка для чипсов из вощеной бумаги. Чипсы быстро стали популярны, поэтому в 1937 году в США был даже создан Национальный институт картофельных чипсов, призванный совершенствовать технологии производства и рецептуру. В 1890 году чипсы сделали шаг из ресторанов на улицу. Торговец из города Кливленда Уильям Тэппенден владел закусочной, в которой готовил и продавал чипсы. С расширением бизнеса он начал продавать их из фургончика на улице. Впервые чипсы подавались покупателям в бумажном кульке, украшенном рекламой заведения Тэппендена. Тэппендена ныне называют "Фордом чипсов".


В 1926 г. был сделан второй важный шаг, когда была изобретена фирменная упаковка для чипсов. Лора Скаддер предложила упаковывать их в вощеную бумагу. В результате, чипсы стало возможным хранить дольше, перевозить на дальние расстояния и продавать без участия продавца, потому, что покупатели могли сами брать пакетики со стойки магазина.

В 1929 г. была изобретена первая машина для промышленного изготовления чипсов. Ее придумал механик-самоучка Фриман Макбет, который продал машину одной из фирм, но отказался от платы за свое изобретение, взамен потребовав, что ему разрешат ковыряться в его машине тогда, когда он этого захочет.

В 1937 г. в США создали особую исследовательскую организацию Национальный Институт Картофельных Чипсов (The National Potato Chip Institute), которая занялась научными изысканиями в этой сфере. Одной из задач исследователей жареной картошки стала борьба с излишне агрессивными продавцами. Один из них рекомендовал своим покупателям пользоваться чипсами для мытья, как мыльной стружкой, а другой опубликовал рецепт уникального блюда: засыпать чипсы в глубокую тарелку, обильно посыпать сахаром и залить сливками.

Сначала чипсы были привилегией элиты и подавались только в дорогих ресторанах. Позже хрустящая картошка стала появляться в демократичных заведениях и постепенно перешла в разряд фастфуда, где пришлась по вкусу детишкам. А сегодня диетологи занесли чипсы в список запрещенной для малышей еды

В нашей стране тоже существовал похожий продукт, правда, он сильно отличался от американского. Первые чипсы в СССР появились в… блокадном Ленинграде. Чтобы как-то разнообразить детям скудную пищу, им давали так называемое печенье – тонкие и соленые пластинки картофеля, подсушенные на печи.


      1. Технологии приготовления

Традиционный путь – это изготовление чипсов из кусочков сырого картофеля. Здесь очень важно качество исходного сырья: далеко не из любых клубней можно приготовить хороший хрустящий картофель. Они должны быть плотными, с невысоким содержанием сахара, без повреждений внутри и с ровной поверхностью. После испарения воды из клубня «сухой остаток» желательно получить объеме 20%, иначе чипсы будут слишком хрупкими. Из 5-6 килограммов качественного картофеля получается 1 килограмм чипсов.


Клубни на производстве отмываются от земли и поступают в картофелечистку, затем — на инспекционный стол. Рабочие на этом этапе отбраковывают клубни с зеленью и глазками, а затем чистят их вручную. Отобранные овощи кладут в овощерезку, отрегулированную на толщину кусочка около 2 миллиметров. Нарезанную массу складывают в корзины и опускают их в бак с холодной водой, чтобы смыть излишек крахмала. С этой же целью корзины после промывки ненадолго помещают в бланширователь.

Эти процедуры необходимы, поскольку крахмал, выделившийся на поверхности ломтиков, в процессе хранения может придать готовому продукту горечь и затхлый запах. Бланшированный картофель опускают во фритюрницу и жарят до золотистого цвета. Масло для жарки, по стандартам большинства производителей, не должно придавать чипсам посторонний запах. Поэтому в большинстве случаев используется оливковое, соевое или пальмовое.

После этого готовые чипсы подсушивают при комнатной температуре, солят, посыпают пряностями и упаковывают. Конечный продукт отличается ярко выраженным картофельным вкусом, причем форма и размеры ломтиков могут быть разными, а у некоторых кусочков подгорают края. Хрустящий картофель впитывает много жира и является очень калорийным продуктом. При неправильных условиях хранения вкус его с течением времени может измениться.

Другая технология подразумевает производство чипсов из молотого картофеля — хлопьев, гранул или крахмала. Исходное качество сырья, предназначенного к экструзии (протиранию и сушке), тоже важно, но именно на этапе производства сыпучих заготовок. Производителя таких «восстановленных» чипсов не волнуют дефекты клубней и неравномерность прожарки.

Тесто из переработанного картофеля замешивается, формуется и высушивается пластинками. По форме они могут быть плоскими, рифлеными, треугольными, круглыми — любыми. Производитель закупает этот полуфабрикат в мешках, а затем поступает с ним, как с сырым нарезанным картофелем: прожаривает во фритюре, куда добавлены соль и пряности. Добавки со вкусом сыра, бекона, сметаны, грибов и прочих привлекательных продуктов могут вноситься, и после обжарки — перед окончательной просушкой.

Чипсы «из пюре» отличаются меньшей калорийностью, чем натуральные. В дешевых пакетах ощущается вкус сухого порошка, но большинство имеет вполне приемлемое качество. У них больше срок хранения, они не сильно пачкают руки и имеют одинаковую форму. Для любителей здорового образа жизни некоторые компании выпускают, например, диетические чипсы — с пониженным содержанием масла.



следующая страница >>