sotrud.ru 1 2 ... 56 57

Нижегородский государственный архитектурно-строительный 

университет 
Кафедра менеджмента и маркетинга 
 
 
 
 
 
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 
СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖМЕНТ 
ОРГАНИЗАЦИИ»  
 
Авторы-составители:  
д.э.н. профессор Панов А.И., д.э.н., профессор Трифилова А.А.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Нижний Новгород 
2008 


СОДЕРЖАНИЕ 
Введение………………………………………………………………….4 
Часть 1 Технологии обучения…………………………………………..4 
Лекции……………………………………………..……………………..4 
Семинары…………………………………………………….………......5 
Обучение в небольших группах………………………………………...6 
Проекты…………………………………………………………………..9 
Деловые игры…………………………………………………………….9 
Кейсы……………………………………………………………………12 
Часть 2. Технология изучения кейсов………………………………...12 
Методы работы с кейсами……………………………………………..12 
Задачи кейсов в учебном процессе……………………………………14 
Подготовка к обсуждению в аудитории………………………………15 
Подготовка письменного анализа кейса……………………………...19 
Подготовка устного ответа…………………………………………….22 
Рекомендации по анализу кейсов……………………………………..25 
Часть 3. Кейсы для анализа ситуации………………………………...26 
Кейс 1. Цели организации – 1…………………………………………26 
Кейс 2 . Цели организации – 2………………………………………...26 
Кейс 3. Цели организации – 3…………………………………………27 
Кейс 4. Цели организации – 4…………………………………………27 
Кейс 5. Выбор стратегии фирмы «Марс»…………………………… 
.Кейс 6.«Евросеть»……………………………………………………..36 
Кейс 7. Нижегородский масложиркомбинат…………………………41 
Кейс 8. Рынок каучука…………………………………………………47 
Кейс9. Стратегия фирмы Кармен»………………………………….52 
Кейс10. Стратегия фирмы «ИКЕА»………………………………….63 
Кейс11. Новая стратегия корпорации «ГАЗ»………………………..73 
Кейс 12. Стратегия фирмы «Прома»…………………………………76 
Кейс 13. Стратегия развития компании «Силвер»…………………..85 
 


Кейс 15. Конкурентная стратегия турфирмы………………………...87 

Кейс 16. Принятие решений в компании……………………………..89 
Кейс 17. Турфирма: стратегия поведения на рынке…………………90 
Кейс 18. Выбор управленческого решения…………………………..91 
Кейс 19. Таксомоторная компания……………………………………93 
Кейс 20. Управление бригадой………………………………………..95 
Кейс 21. «Сатурн»……………………………………………………...97 
Кейс 22. Страховая компания «Автострах»………………………….99 
Кейс 23. Компания «Орион»…………………………………………103 
Кейс 24. Анализ проблем компании…………………………………104 
Кейс 25. Выбор управленческого решения………………………….105 
Кейс 26. Корпорация «ФИАТ»……………………………………….106 
Кейс 27. Фирма «Вискас»…………………………………………….108 
Кейс 28. Стратегия «СУ-155»………………………………………..109 
Кейс 29. Иностранная компания на российском рынке……………112 
Кейс 30. Конкурентная стратегия компании «Старатели»…………117 
Кейс 31. ЗАО «Инкомет».....………………………………………….128 
Кейс 32. ОАО «Пьезо»……………………………………………….136 
Заключение……………………………………………………………144 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Введение 
 
Эффективное  обучение  студентов  по  специальности  «менеджмент 
организации»  требует,  наряду  с  традиционными,  новых  подходов  и 
решений.  Речь  идет  прежде  всего  об  использовании  в  учебном  процессе, 
наряду  с  лекциями  и  семинарами,    так  называемых  активных  методов 
обучения. 
 
По  данным  американской  статистики,  в  США  до  5-летнего  юбилея 
доживает  лишь  половина  фирм,  а  до  15-летнего  -  30%.  Младенческая 
смертность  компаний  -  результат  отсутствия  элементарных  знаний  и 
навыков управления, считают эксперты.  
 
 
 
Задача  бизнес-образования  -  сделать  программы 
обучения  более  гибкими:  приблизить  их  к  потребителю  и  не  отойти  от 
академизма.  Большое  значение  приобретет  самостоятельная  работа 

слушателя. Менеджмент XXI века будет меняться, и учебные заведения в 

связи с этим будут постоянно менять свои программы.  
 
 
Количество теорий и алгоритмов деятельности так велико, что 
важно  не  само  их  наличие,  а  умение  усвоить  и  применять  их  системным 
образом.   Поэтому  важную  роль  играют  сегодня  методы  приобретения 
соответствующих  навыков  и  их  поддержания  в  актуализированном 
состоянии.  Пример  -  умение  стратегически  мыслить  становится  более 
важным, чем сами стратегические теории. 
 
 И  дело  здесь  не  в  том,  чтобы  восполнить  устаревшие  знания  или 
навыки,  а  в  том,  чтобы  изменить  устаревшие  стереотипы.  А  для  этого 
обязательно  нужен  внешний  взгляд,  групповая  работа,  развитые  навыки 
рефлексии.  
Дисциплинарный 
подход 
становится 
все 
более 
неадекватным  для  бизнес-образования.  На  его  смену  будут  приходить 
системные,  интеграционные  формы  обучения.  На  смену  функциональной 
парадигме управления будет приходить процессная. 
 
Более  широко  будут  использоваться  активные  методы  обучения, 
причем  не  только  с  использованием  саsе  study,  но  и  на  базе  реальных 
 



следующая страница >>