sotrud.ru 1 2 ... 42 43

Т.М. Рагозина

ТЕХНОЛОГИЯ
4 КЛАСС

Методическое пособие
Москва
акадеМкнига/Учебник
2012
þþþþþþþþþþ_þþþþþþþþþ_4_ þþþþþ_2012_block.indd   1
14.08.2012   12:20:01


Удк 373.167.1
ббк 74.200.я71
 
Р14
Рагозина Т.М. 
Технология  [Текст]  :  4  класс  :  Методическое  пособие  / 
Р14 Т.М. Рагозина. — М.: академкнига/Учебник, 2012. — 96 с.
ISBN 978-5-94908-868-5
настоящее  пособие  содержит  рекомендации  по  орга-
низации  уроков  технологии  в  4  классе,  программу  по курсу 
«Технология», 4 класс, методические рекомендации к урокам. 
Методическое  пособие  предназначено  для  учителей 
начальных  классов,  работающих  с  комплектом  учебников 
«Перспективная начальная школа», созданным в соответствии 
с требованиями новых федеральных государственных образо-
вательных стандартов. 
Удк 373.167.1
ббк 74.200.я71
ISBN 978-5-94908-868-5
© Рагозина Т.М., 2012
© оформление. издательство  
«академкнига/Учебник», 2012
þþþþþþþþþþ_þþþþþþþþþ_4_ þþþþþ_2012_block.indd   2
14.08.2012   12:20:01

ПРОГРАММА ПО куРсу «ТЕХНОЛОГИя»   
4 кЛАсс (134 ч) 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебник  для  4  класса  завершает  содержательную  линию 
учебного  предмета  «Технология»,  обеспечивая  программу  по 
технологии,  разработанную  на  основе  требований  федераль-
ного  государственного  образовательного  стандарта  начально-
го  общего  образования  и  концептуальных  положений  развива-
ющей  личностно-ориентированной  системы  «Перспективная 
начальная школа».
Учебник  расширяет  задачи  третьего  года  обучения,  система-
тизирует  и  углубляет  технологические  знания,  совершенствует 
полученные умения и навыки. виды практической деятельности и 
предложенная  последовательность  выполнения  заданий  опреде-

ляются  возрастными  особенностями  четвероклассников.  в ходе 

обучения  постепенно  возрастает  степень  сложности  конструкций 
изготавливаемых изделий, в связи с этим учащиеся получают воз-
можность проявлять творческую инициативу и самостоятельность. 
Программа обучения 4-го года рассчитана на 34 учебных часа, 
1  час  в  неделю.  Учебник  для  4  класса  содержит  больше  тем,  чем 
предусмотрено  учебной  программой,  что  позволяет  учителю 
самому определять, какие темы следует включить в тематическое 
планирование, исходя из своего опыта работы, подготовленности 
четвероклассников,  условий  работы  в  данном  классе,  и  воспол-
нить часы в случае отсутствия условий работы на компьютере. 
в  первой  части  учебника  описана  технология  обработки  при-
родных,  искусственных  и  синтетических  материалов,  полуфабри-
катов и деталей конструкторов. вторая часть посвящена практике 
работы на компьютере. 
структура  учебника  практически  не  изменилась.  название 
каждой  темы  является,  по  сути,  названием  конкретного  изделия, 
которое надо выполнить. Под темой помещен рисунок этого пред-
мета, что позволяет детям видеть его конструкцию.
затем  дается  задание  на  урок  с  указанием  практического 
назначения  изделия.  Такая  информация,  несомненно,  повышает 
значимость изделия в глазах детей, подчеркивает важность рабо-
3
þþþþþþþþþþ_þþþþþþþþþ_4_ þþþþþ_2012_block.indd   3
14.08.2012   12:20:01


Технология, 4 класс. Методическое пособие
ты,  которую  им  предстоит  выполнить,  и  побуждает  школьников 
использовать предметы строго по назначению. 
Перечень  материалов  и  инструментов  для  каждого  урока  при-
веден  в  конце  первой  части  учебника,  на  с.  62–65.  Таким  обра-
зом, дети и их родители в течение недели смогут подготовить все 
необходимое для конкретного урока.

в  4  классе  школьники  используют  материалы,  с  которыми  они 

уже работали в 3 классе, и новые. Это: пластическая масса из соле-
ного теста, крепированная и бархатная бумага, вельвет, канва, шпа-
гат, проволока в цветной изоляции, жесткий пластик, пластины от 
таблеток, пенопластовые лотки и бруски.  в учебнике по-прежнему 
есть  рисунки,  на  которых  приводятся  примеры  использования 
материалов в жизни: пластмасс — с. 8, металлов — с. 17. 
Цель учебника — создать условия для самостоятельной интел-
лектуальной и практической деятельности школьников. задания и 
вопросы  побуждают  учащихся  размышлять,  наблюдать,  исследо-
вать,  задавать  вопросы  друг  другу,  делать  выводы,  обращаться  к 
собственному опыту, высказывать свое мнение, составлять докла-
ды  о  современных  профессиях,  об  использовании  и  применении 
человеком  материалов  в  производстве  и  быту,  об  истории  книго-
печатания,  о  современной  технике  и  пр.  Теоретический  матери-
ал  дополнен  инструкционными  рисунками,  чертежами,  эскизами, 
схемами, шаблонами. Это дает детям возможность во время прак-
тической работы без помощи учителя последовательно выполнять 
технологические  операции,  осуществлять  контроль  в  форме  сли-
чения  способа  действия  и  его  результата  с  заданным  эталоном  с 
целью обнаружения отклонений и отличий. 
как  и  учебники  1–3  классов,  предлагаемый  учебник  способ-
ствует  развитию  речи  школьников  —  в  его  словарь  (с.  66)  вклю-
чены  новые  термины.  сначала  новое  понятие  следует  обсудить. 
Учащиеся  должны  высказать  предположения,  что  оно  означает,  и 
только после этого уточнить его значение в словаре учебника.
четвероклассники  осваивают  новые  операции.  При  работе  с 
бумагой  —  это  отрывать,  отделяя  часть  с  усилием,  дернув;  скру-
чивать,  искривляя  поверхность;  прорезать  насквозь  макетным 

ножом;  размечать  циркулем;  нанизывать  детали  на  нитку.  При 
работе  с  пластической  массой  —  раскатывать,  получая  ровную 
пластину; выбирать стекой; обжимать края заготовки. При работе 
с  текстильными  материалами  —  украшать  изделия  простым  кре-
стом; соединять детали швами «строчка», «потайной»; пришивать 
4
þþþþþþþþþþ_þþþþþþþþþ_4_ þþþþþ_2012_block.indd   4
14.08.2012   12:20:01


следующая страница >>