sotrud.ru   1 ... 40 41 42 43


Технология, 4 класс. Методическое пособие

зачитываем на с. 65 список материалов, инструментов и при-
способлений  для  следующего  урока:  ватман,  цветная  бумага, 
цветной  картон,  упаковочный  картон,  клей,  карандаш,  линейка, 
угольник,  фальцлинейка,  ножницы,  макетный  нож,  шило,  кисть 
для клея.
Ученики  убирают  рабочие  места:  укладывают  пластилин  в 
коробку;  соскребают  стекой  пластилин,  оставшийся  на  подклад-
ной доске; протирают стеку и подкладную доску салфеткой; моют 
руки.
Введение в тему следующего урока
сообщаем, что на следующем уроке детям предстоит участво-
вать  в  конкурсе.  зачитываем  на  с.  58  содержание  конкурса:  «вы 
хорошо  знаете  план  местности  села  Мирного,  который  позволит 
вам  принять  участие  в  конкурсе  на  тему  “Макет  села  Мирного”. 
обсудите,  какие  здания  и  сооружения  будут  в  вашем  макете, 
каким  будет  пейзаж.  воплотите  замысел  сначала  в  рисунках, 
отберите лучший».
составляем с детьми план работы над проектом и записываем 
его на листе бумаги. Пример плана: 
1.  сбор  информации  о  зданиях  и  сооружениях  (во  внеурочное 
время).  Поясняем  содержание  информации:  виды  зданий  и  соо-
ружений,  основные  типы  зданий,  рисунки  и  фотографии  зданий 
и  сооружений.  напоминаем,  что  источниками  информации  могут 
быть  энциклопедии,  справочники,  пособия  для  детей  и  родите-
лей, интернет. 
2.  выполнение  различных  вариантов  эскизов  в  упрощенной 
схематичной  форме  и  выбор  среди  них  наилучшего  (во  внеуроч-
ное время в кружке «Техническое моделирование»).
3.  защита  лучшего  варианта  эскиза  (во  внеурочное  время  в 
кружке «Техническое моделирование»).  
4.  Планирование  работы  в  группах,  распределение  работы 
между собой (на первом уроке).
5. изготовление макета (на первом уроке).

6.  доработка  макета  и  корректирование  проекта  (на  втором 

уроке). 
7. оценка результатов работы над проектом (на втором уроке).
Разбиваем  класс  на  две  группы,  назначаем  ответственных, 
которые  будут  координировать  работу  внутри  групп.  каждая  из 
групп будет разрабатывать свой проект макета села Мирного.
88
þþþþþþþþþþ_þþþþþþþþþ_4_ þþþþþ_2012_block.indd   88
14.08.2012   12:20:07


Методические рекомендации к урокам
Дополнительная информация для выполнения проектов 
существуют различные виды зданий и сооружений. Зданиями 
принято  называть  наземные  сооружения,  имеющие  внутреннее 
пространство,  которое  предназначено  для  удовлетворения  раз-
личных потребностей человека. к зданиям относятся жилые дома, 
школы,  театры,  больницы,  заводские  корпуса  и  др.  наземные 
сооружения, не имеющие внутреннего пространства, а также под-
земные  сооружения  называются  инженерными  сооружениями 
(колодцы,  мосты,  радиомачты,  резервуары,  плотины,  набереж-
ные,  станции  метро  и  др.),  поскольку  их  строительные  конструк-
ции требуют специальных инженерных расчетов.
основные типы зданий по назначению подразделяют на граж-
данские
  (жилые  и  общественные),  промышленные  (производ-
ственные,  обслуживающие,  вспомогательные)  и  сельскохозяй-
ственные.
  как  промышленные  здания  (химические,  металлурги-
ческие, машиностроительные, транспортные и др.), так и сельско-
хозяйственные (животноводческие фермы, теплицы, птицефермы 
и  др.),  в  свою  очередь,  подразделяют  по  характеру  выполняемых 
в  них  производственных  процессов  для  обслуживания  различных 
отраслей промышленности.
Промышленные  здания  (заводы,  фабрики,  электростанции 
и  др.)  создают  с  использованием  новейших  достижений  техни-
ки,  прогрессивных  инженерных  конструкций,  новых  строитель-

ных  материалов.  крупные  промышленные  комплексы  занимают 

иногда  территорию  протяженностью  в  несколько  километров. 
Промышленные  предприятия  проектируют,  как  правило,  в  отда-
лении  от  населенных  пунктов  с  учетом  господствующих  ветров  и 
вблизи железных дорог. здесь архитектор работает вместе с тех-
нологом.  Промышленные  здания  больших  пролетов  требуют  осо-
бых перекрытий и форм конструкций, поэтому архитектор работа-
ет и в контакте с инженером-конструктором.
Гражданские  здания,  как  жилые  (жилые  дома,  гостиницы, 
общежития),  так  и  общественные  (школы,  магазины,  театры, 
спортивные  комплексы  и  др.),  в  зависимости  от  местоположения 
могут быть городского или сельского типа.
Общественные  здания  (административные,  детские,  учеб-
ные,  культурно-просветительные,  торговые,  коммунальные, 
учреждения здравоохранения и др.) в соответствии с назначением 
обладают  специфическими  планировочными,  объемно-простран-
ственными и конструктивными особенностями, специальным обо-
89
þþþþþþþþþþ_þþþþþþþþþ_4_ þþþþþ_2012_block.indd   89
14.08.2012   12:20:07


Технология, 4 класс. Методическое пособие
рудованием.  научно-исследовательские  институты  и  проектные 
мастерские  разрабатывают  проекты  отдельных  групп  обществен-
ных зданий (зрелищных, учебных, лечебных, спортивных и т. п.).
общественные здания сооружают в комплексе с жилыми дома-
ми. на территории микрорайона создают подъезды к домам, озе-
ленение, площадки для детских игр, спорта и отдыха.
здания  культурно-бытового  назначения  по  принципу  удобства 
обслуживания делят на четыре группы:
— первичного  обслуживания  (детские  комнаты,  самодеятель-
ные прачечные), их располагают в непосредственной близости от 
жилого дома или в нем;
— учреждения  повседневного  обслуживания  (детские  ясли, 

сады,  школы,  продуктовые  магазины,  кулинарии,  приемные  пун-

кты  прачечных,  парикмахерские,  мастерские  по  ремонту  обуви  и 
одежды и т. п.) размещают недалеко от жилищ;
— учреждения  периодического  использования  (столовые, 
кафе,  гастрономы,  универмаги,  почта,  банки,  кинотеатры,  клубы, 
стадионы, бассейны) могут находиться вне микрорайона;
— общегородские  учреждения  (административные  учрежде-
ния, театры, музеи, большие стадионы и т. п.) располагают из рас-
чета на определенное число жителей.
небольшие  бытовые  и  торговые  предприятия  объединяют 
в  одном  здании  — общественно-торговом  центре  микрорайо-
на.  детские  дошкольные  учреждения  и  общеобразовательные 
школы — в  отдельно  стоящих  зданиях,  строящихся  по  типовым 
проектам.
Тема «Проект коллективного создания макета  
села Мирного» (2 урока)
Задачи уроков: 
— расширение знаний о мире вещей, созданных руками чело-
века;
— формирование потребности в творческом труде; 
— развитие конструкторско-технологического мышления;
— формирование УУд: поиск и выделение необходимой инфор-
мации  из  словаря  учебника,  справочного  материала,  энцикло-
педии,  интернета;  рациональное  размещение  на  рабочем  месте 
материалов,  инструментов  и  приспособлений;  планирование: 
90
þþþþþþþþþþ_þþþþþþþþþ_4_ þþþþþ_2012_block.indd   90
14.08.2012   12:20:07


Методические рекомендации к урокам
составление  плана  и  практических  действий;  осознанное  и  про-
извольное  построение  речевого  высказывания  в  устной  форме; 
осуществление  совместной  продуктивной  деятельности  (распре-
деление  общего  объема  работы,  приобретение  навыков  сотруд-
ничества  и  взаимопомощи);  формирование  социально-ценност-
ных  личностных  и  нравственных  качеств:  потребность  помогать 
другим; уважение к чужому труду и результатам труда.

Методы и приемы организации учебной деятельности учащих-

ся:  работа  с  учебником  и  дополнительным  материалом,  наблю-
дение  за  практической  работой  учащихся,  организация  парной 
и  коллективной  работы,  самостоятельная  практическая  работа, 
наблюдение за практической работой обучающихся.
Ход уроков
1-й, 2-й уроки
Анализ  технологической  последовательности  изготовле-
ния изделия
зачитываем план выполнения проектов. Просим сказать, какую 
работу  предстоит  выполнить  на  уроках  согласно  составленному 
плану.  (ожидаемые  ответы:  «на  первом  уроке  надо  спланировать 
работу  в  группах  и  распределить  работу  между  собой,  сделать 
здания,  сооружения»;  «на  втором  уроке  —   доработать  макет  и 
откорректировать проект, оценить результаты работы».)
Предлагаем  группам  прочитать  на  с.  58  содержание  работы, 
уточнить план работы над проектом, выполнить проект. 
þþþþþþþþþþ_þþþþþþþþþ_4_ þþþþþ_2012_block.indd   91
14.08.2012   12:20:07


сОДЕРЖАНИЕ
 Программа по курсу «Технология»  ...........................................3
Пояснительная записка ...........................................................3
Место учебного предмета в учебном плане. 
Ценностные ориентиры содержания образования ..................6
 Личностные, метапредметные и предметные результаты  
освоения учебного предмета ...................................................7
 Планируемые результаты освоения учебной программы  
по курсу «Технология» к концу 4-го года обучения ...................8
содержание учебного предмета  ........................................... 10
 Тематическое планирование и основные виды 
учебной деятельности обучающихся  ..................................... 13
 система заданий, ориентированных  
на формирование УУд ........................................................... 16

 Материально-техническое обеспечение образовательного 

процесса ............................................................................... 18
Методические рекомендации к урокам ................................. 20
Тема «ваза для осеннего букета» ........................................... 20
Тема «Подставка из пластиковых емкостей»  ......................... 24
Тема «головоломка» ............................................................... 27
Тема «игрушка-перевертыш» ................................................ 31
Тема «Ремонт книг»................................................................ 34
 Тема «олимпийский символ из пяти цветных колец» ............. 38
Тема «спортивный значок» .................................................... 41
Тема «каркасные модели из проволоки» ............................... 43
Тема «Лепка декоративного рельефа» ................................... 46
Тема «игрушки-гармошки» .................................................... 49
Тема «бусы из бумаги в технике оригами» ............................. 52
Тема «новогодние фонарики» ................................................ 54
Тема «игрушки из пенопласта» .............................................. 56
92
þþþþþþþþþþ_þþþþþþþþþ_4_ þþþþþ_2012_block.indd   92
14.08.2012   12:20:07


содержание
Тема «Маски из бумаги» ........................................................ 61
Тема «Футляр из ткани» ......................................................... 64
Тема «игрушки из бумаги» ..................................................... 68
 Тема «оформление изделий вышивкой  
простым крестом» ................................................................. 71
Тема «декоративное панно» .................................................. 74
Тема «Подарочная открытка» ................................................. 77

Тема «Ремонт одежды» .......................................................... 81

 Тема «сборка моделей транспортирующих устройств» ......... 83
 Тема «Фигурки из глины или пластической массы» ................ 86
 Тема «Проект коллективного создания 
макета села Мирного» ........................................................... 90
þþþþþþþþþþ_þþþþþþþþþ_4_ þþþþþ_2012_block.indd   93
14.08.2012   12:20:07


Учебное издание
Рагозина Татьяна Михайловна
ТЕХНОЛОГИЯ
4 класс
Методическое пособие
Подписано в печать 13.08.2012. Формат 60х90/16. 
гарнитура Pragmatica.  Печ. л. 6. 
Тираж 1000 экз. Тип. зак. 
издательство «академкнига/Учебник»
117997, Москва, ул. Профсоюзная, д. 90, офис 602
Тел: (495) 334-76-21, факс: (499) 234-63-58
E-mail: academuch@maik.ru      www.akademkniga.ru
þþþþþþþþþþ_þþþþþþþþþ_4_ þþþþþ_2012_block.indd   94
14.08.2012   12:20:07

КУР­СЫ,­СЕ­МИ­НА­РЫ
Из­да­тель­ст­во­ «Ака­де­мк­ни­га/Учеб­ник»­ про­во­дит­ информационные­
се­ми­на­ры,­кур­сы,­со­ве­ща­ния­(в­том­числе­с­использованием­Интернет-
ресурсов)­по­вопросам­введения­стандарта­второго­поколения­на­ос-
нове­УМК­«Пер­спек­тив­ная­на­чаль­ная­шко­ла»,­который­рекомендован­
Министерством­образования­и­науки­РФ­для­использования­при­реа-
лизации­ФГОС­начального­общего­образования.
Территориальные­курсы­и­информационные­семинары­проводятся­
по­ заявкам­ региональных­ органов­ управления­ образованием­ и­ ИПК­
(ИРО).
Заявки­для­приобретения­УМК­«Пер­спек­тив­ная­на­чаль­ная­шко­ла»­
за­счет­бюджетных­средств­необходимо­направлять­в­региональные­
органы­ управления­ образованием.­ За­ счет­ внебюджетных­ средств­
УМК­ «Пер­спек­тив­ная­ на­чаль­ная­ шко­ла»­ можно­ приобрести­ в­ изда-
тельстве­ «Ака­де­мк­ни­га/Учеб­ник»­ или­ у­ наших­ региональных­ партне-
ров.
þþþþþþþþþþ_þþþþþþþþþ_4_ þþþþþ_2012_block.indd   95
14.08.2012   12:20:07


ДЛЯ­ЗАМЕТОК
þþþþþþþþþþ_þþþþþþþþþ_4_ þþþþþ_2012_block.indd   96
14.08.2012   12:20:07



<< предыдущая страница