sotrud.ru 1

Интегрированный урок «И в час пирушки»


(6 класс, математика, литература, технология)




Март 2012 год

Основные дидактические цели и задачи:


  • углубление и расширение знаний по предметам;

  • повышение учебной мотивации и познавательного интереса учащихся через нестандартный подход к обучению;

  • интеллектуальное и творческое развитие учащихся, привитие интереса к литературе, математике и трудовой деятельности;

  • повышение общей языковой и математической культуры как части общечеловеческой культуры;

  • развитие коммуникативных и речевых умений, формирование толерантности и благоприятного психологического микроклимата.

Тип урока: интегрированный урок литературы, математики и технологии.

Технология: интегрированного обучения.

Оборудование:

  • портреты,

  • оборудование к технологической части урока,

  • старинная поваренная книга,

  • необходимые продукты.

Основные этапы урока:

1) Организационный момент:

Приветствие, вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока, психологическая подготовка к восприятию темы.

2) Актуализация, повторение и обобщение ранее изученных знаний:

Эвристическая беседа о А.С. Пушкине, как о знатоке и ценителе русской и зарубежной кухни с элементами изучения его творчества.

3) Рассказ о древнерусских единицах измерения и решение практической задачи перевода этих мер в современные;

4) Практическая работа по кулинарии с использованием рецепта старинной поваренной книги 1859 года.

5) Заключительный этап:

Заключение: после практической части урока организуется дегустация приготовленных блюд.

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

Ход урока

1) Организационный момент

2) Литературная часть урока


Учитель:

У нас с вами, ребята, сегодня очень необычный урок. И тема урока очень необычная. Мы назвали наш урок … “И в час пирушки”… Это слова из произведения нашего великого поэта А.С. Пушкина. У нас с вами сегодня интегрированный урок. Что это значит? Это не просто урок литературы, или урок математики, или урок труда. А все три, казалось бы, такие разные, такие непохожие уроки можно объединить, связав их с именем А.С. Пушкина. Мы с вами достаточно много говорили о Пушкине как о писателе, о поэте, историке. Читали его замечательные стихи, повести, пьесы. Говорили о нем, о его окружении, о его детстве, лицее, о тех людях, которые любили его, и которых любил он. Говорили о нем как о выдающемся явлении, как о гении, о творце. А вот сегодня мы с вами поговорим о Пушкине как о простом человеке. Что такое литература? Это вся наша жизнь. И великий Пушкин прежде всего, конечно же, человек. О чем конкретно будем говорить, подскажет название нашего урока. Так вот, что пили да ели во времена Пушкина? Что любил за столом сам поэт? Какую кухню он предпочитал: богатый, роскошный, затейливый, так называемый, барский стол или более простой, деревенский, крестьянский.

Только ли праздное любопытство вызывает этот вопрос? Ведь еда – важнейшая часть общей культуры человечества, которая к тому же отражает национальные особенности. Поэтому важно знать и эту сторону наших предков. Старые кулинарные книги говорят о том, что в оные времена у нас на Руси понимали толк в этом деле. Вот как писал неизвестный автор “Ручной книги русской опытной хозяйки” почти 200 лет тому назад, в начале 18 века: “Не порицая ни немецкой, ни французской кухни, я думаю, что для всех нас во всех отношениях здоровее и полезнее все наше родное, русское, то, к чему мы привыкли, что извлечено опытом. В каждом доме должна быть кулинария отечества, кулинария родного края, кулинария своего рода и семьи”.

Для предков А.С. Пушкина – Ганнибалов и для семьи поэта ритуал приготовления и приема пищи был одним из главных в жизни. Секреты барской кухни передавали по наследству, а поварами служили специально обученные этому важному делу дворовые. Как правило, пища приготовлялась под неусыпным контролем хозяйки имения, иногда в особых случаях приготовлением отдельных блюд или напитков руководил барин. Чтобы удивить гостей каким-нибудь диковинным блюдом, его готовили по различным печатным или рукописным книгам. В доме предков Пушкина таких книг было несколько. Однако в те времена многие господа самых разных рангов с удовольствием сами сочиняли руководства, как готовить сладкое, вкусное, аппетитное из того, что дает человеку природа. Не избежал этой моды и один из сыновей арапа Петра Великого Петр Абрамович Ганнибал. Двоюродный дед А.С. Пушкина тоже сочинил для своего дома подобное руководство. Александр Сергеевич не раз бывал в гостях у двоюродного деда, с удовольствием вкушал яства его кухни.


Известно, что в семье родителей Пушкина были повара и поварихи из дворовых людей. Их отдавали в обучение к опытным мастерам своего дела, принадлежавшим другим помещикам. Родительский дом Пушкина был неважной школой гастрономии и поварского искусства. В лицее стол Пушкина был очень прост. Ежедневные супы да каши да компоты вызвали к жизни вот такие строки, очень ироничные:

Блажен муж, иже
Сидит к каше ближе.

Лицейскими блюдами Пушкин скорее развивал свой аппетит, чем его удовлетворял. Школьный режим позволял ему больше мечтать, чем пировать. В это время он воспевает “Чашу пунша круговую”. Но эта чаша не так часто пилась, как воспевалась. В мечтах юного поэта рисовались роскошные обеды и пиры. Он мечтал, что

… в светлой зале
Веселый круглый стол накрыт,
Дымятся щи, вино в бокале,
И щука в скатерти лежит

По окончании лицея юный поэт втянулся в светский круговорот. В этой суетной, но заманчивой для молодого человека жизни он узнал толк во многом, ранее ему не доступном, в том числе и в изысках богатого пиршественного стола. Об этом очень ярко он скажет в своем стихотворном романе “Евгений Онегин”. Евгений Онегин – молодой человек, литературный герой Пушкина, который принадлежал к тому же классу, что и сам поэт, поэтому пировать они могли за одним и тем же столом. Итак, Онегин

….в санки он садится.
“Пади, пади!” – раздался крик,
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Талон помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним ростбиф окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым.

После возвращения из ссылки из Одессы в село Михайловское Пушкин остается в доме с няней Ариной Родионовной. Она взяла на себя обязанности хозяйки и поварихи – мастерица на все руки. Ее брашна и пития, ее настойки, пастила и варенье поразили друга Пушкина, Николая Языкова. Он даже воспел в стихах ее кулинарное искусство.


Свет Родионовна, забуду ли тебя?
Когда приветами сердечной доброты
Встречала ты меня, мне здравствовала ты,
Когда чрез длинный ряд полей под зноем лета,
Ходил я навещать изгнанника поэта.
Как сладостно твое святое хлебосольство
Наш баловало вкус и жажды своевольство.
С каким радушием – красою древних лет
Ты набирала нам затейливый обед:
Сама и водку нам, и брашна подавала,
И соты, и плоды, и вина уставляла
На милой тесноте старинного стола.

Чем же угощала нянюшка друзей в этот январский вечер?

В романе писателя Ивана Наживина так описывается этот обед: “Обняв своего друга, Пушкин повел его в столовую. Там все было так же скудно, просто и бедно, как и в остальных покоях. Но в то же время все было обжитое. С шутками и смехом приятели уселись за обильно уставленный деревенскими снедями стол, выпили по рюмке водки, закусили маринованными грибками и студнем и с аппетитом взялись за горячие душистые щи с жирной говядиной. После щей лакей подал румяного поросенка с ароматной кашей. Пущин достал запотевшую бутылку золотого вина. Это был подарок Пущина другу. Веселый выстрел – пробка летит в потолок, и золотое, холодное, как лед, вино заиграло в узеньких бокалах

Продуктовые запасы Михайловского были неисчерпаемы. Здесь было все, что требовалось хорошей кухне: куры, утки, гуси, индюшки, овцы, телята, коровы и пчелы. Молока, масла, сметаны, сливок, творогу было преизрядно. Река, озера изобиловали карасями, лещами, раками. О лесных грибах и ягодах: морошке, малине, чернике, смородине и говорить нечего. В памяти людей сохранилось, что поэт с большим удовольствием любил бродить по ближним лесам и собирать грибы. А сколько фруктов каждый год давал большой дедовский сад с его яблонями, сливами, вишнями, грушами!

Другой друг А.С. Пушкина Петр Вяземский рассказывает: “Он вовсе не был лакомка. Он даже, думаю, не ценил и не постигал тайн поваренного искусства, но под иные вещи он был ужасный прожора. Помню, как в дороге съел он почти одним духом двадцать персиков, купленных в Торжке. Моченым яблокам тоже доставалось от него нередко”.


Итак, ребята, мы вспомнили, чем был богат традиционный русский стол, а теперь остается что-нибудь отведать с этого стола. А попробуем мы сегодня любимое блюдо А.С. Пушкина – “блинцы молочные” с “брусничной водой”. Помните, когда Евгений Онегин первый раз приехал в гости к помещикам Лариным, там ему “несли на блюдечках варенье” и ставили “на столик вощаной кувшин с брусничной водой”. А после визита он насмешливо говорил:

“Боюсь брусничная вода
Мне не наделала б вреда”.

Итак, приступаем! “А где же взять рецепт?” – спросите вы.

Как приготовить блины подскажет сохранившаяся до наших дней “Книга русской опытной хозяйки К. Авдеевой, составленная из многолетних опытов и наблюдений 1859 года”.

Зачитать рецепт: “Взять 5 яиц и штоф молока, яйца смешать с молоком, положить туда три четверти фунта муки, немного соли, и из этого теста печь блины в русской печке, на угольях, но по нужде, можно печь на плите или очаге. Когда перепечешь все блины, обрезать края, и намазать каждый блин маслом, сложить вчетверо, скласть все вместе в форму и поставить пред обедом в печь. Такие блины можно приготовлять разными манерами”.

Трудность в том, что рецепт записан с использованием старых русских мер и нам придется их вспомнить, чтобы рассчитать необходимое количество продуктов.

Начнем с мер длины:

Древнейшими из русских мер являются локоть и сажень. Длина локтя считалась “от локтя до переднего сустава среднего перста”(ткань). 3 Локотя = 2 аршина. Первое упоминание о “сажени” встречается в 1017 г. В летописи киевского монаха Нестора. Сажень = 3 локтям.

Маховой саженью называлось расстояние между концами пальцев распростертых рук (удобно измерять обхват ствола дерева)

Косой саженью – расстояние от каблука левой ноги до конца пальцев поднятой вверх правой руки.

Аршин = 1,5 локтя

Пядь- расстояние от конца большого пальца до конца малого.

Для измерения небольших величин употреблялась длина сустава большого пальца – дюйм (такого размера была сказочная Дюймовочка).


Фут – (по-английски foot – ступня ноги) – средняя длина ступни человека.

Перейдем к мерам веса:

Древнейшей русской весовой единицей считается пуд = 16 кг

(пудовые гири).

В одном из рассказов М.Горького в описании амбара кулака читаем: “На одном засове два замка – один другого пудовей (тяжелее)”

Фунт – (немецкое происхождение) 409 г.

Золотник – 4, 27 г (“мал золотник да дорог”)

О древних мерах емкости сведения до нас не дошли и судить о их величине трудно, известно, что основными мерами были бочка, ведро, штоф, шкалик.

Ведро = 10 штофам = 12 литров

Бочка = 40 ведрам

Мы решили несколько усложнить вам задачу. Для того, чтобы расшифровать рецепт и выяснить, какое же количество продуктов необходимо взять в пересчете на современную систему мер, вы должны применить некоторые математические знания.

Яиц – 5 штук

Молока – 1 штоф (1,2 литра) Ведро = 10 штофам=12 литров

Муки – 3/4 фунта (фунт 2 стакана)

Соли – 1 золотник (4,3 гр.)

Примеры для вычисления количества:

Молоко (л): -0,2*3,8+1,96

Мука (количество стаканов): (-+2)*1

Соль (г): 12,915:(-6,3)+6,35

Мы с вами должны рассчитать количество ягод для “брусничной воды”:

1 фунт брусники истолочь в деревянной ступке, развести 1 штофом воды, процедить, выжать; взять сока 5 стаканов, всыпать сахар 1/2 фунта и вскипятить, при этом нужно добавить то, что придает особый вкус брусничной воде.

Отгадка в ответах данных примеров:

68, 35- 6,28*(7,4+1,6)

Ответ: 11,83

2) 0,05 * 20 + 0,125 * 0,16 + 4*1,8

Ответ: 8,22

Технологическая часть урока проходит под руководством учителя технологии. В этой части урока учитель обучает детей технологии приготовления теста и выпечки блинов, используя старинный рецепт, учит пользоваться электрическими приборами, соблюдая технику безопасности.

5) Заключительная часть урока. После практической части урока организуется дегустация приготовленных блюд.

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.