sotrud.ru 1

Повторительно-обобщающий урок


Тема: «Взаимодействие людей в обществе»
Цель: Обобщить и систематизировать знания по темам «Социальное взаимодействие», «Социальный контроль», «Девиантное и деликвентное поведение».
Задачи:


  • С помощью наглядных примеров установить связь теории с жизненными ситуациями;

  • формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;

  • показать значение самоконтроля в благополучии и стабильности общественной жизни;

  • продолжать развивать у учащихся умение работать в группе, выражать собственные мысли, говорить аргументировано, вести дискуссию.



Эпиграф: «Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок» А.Н. Толстой
План урока
1.Социальное взаимодействие.
2. Конфликты и способы их разрешения.
3. Девиантное и деликвентное поведение.

4. «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

5. Как ужиться в обществе?


Ход урока


  1. Учитель: В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с актами социального взаимодействия или социального поведения. Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов индивидов, направленных друг на друга.


Вопросы:

    • Относятся ли к социальному взаимодействию следующие ситуации?

- мужчина уступил женщине место в автобусе;

- один человек спросил у другого, который час;

- пошёл дождь, и все раскрыли зонтики;

- проехала машина и облила прохожих грязью;

- вы заплатили продавцу за покупку.



    • Подумайте, о чём идёт речь: деятельности или поведении?

- сверхурочная работа;

- участие в школьной викторине;


- помочь старушке донести сумку;

- спасти утопающего;

- одеваться со вкусом.
Работа в группах: Согласны ли вы со следующими суждениями?


  • Дисциплинированное поведение – это результат принудительного, нежели добровольного подчинения нормам общества.

  • Человек, долгое время пребывавший в социальной изоляции, а затем вернувшийся в общество, стремится щепетильнее следовать общепринятым нормам.

  • Большинство людей в присутствии окружающих стремятся не нарушать общепринятые нормы, но как только убеждаются, что за ними никто не наблюдает, всячески их нарушают.

  • В обществе, где действуют строгие нормы, и государство строго следит за их неукоснительным выполнением, люди с большим желанием подчиняются законам.


«Рецепт № 1»: Благополучие социального взаимодействия зависит от каждого отдельного

человека, от уровня развития его самоконтроля!
2. Учитель: Одной из форм социального взаимодействия является конфликт. Что понимают под

этим словом?

(это столкновение сторон за одинаково значимую ценность)
Дана модель: Конфликт, порождённый соревнованием за реальные блага, выигрыш.

Какие из данных ситуаций подходят под указанную модель?
- футбольный матч;

- драка;

- этнический конфликт;

- столкновение покупателя с продавцом;

- дуэль.
Учитель: Какие существуют способы разрешения конфликтов?

(компромисс; переговоры; посредничество; арбитраж; применение силы)

Какой из этих способов самый действенный? самый лёгкий?

Работа в группах: Разрешение конфликтных ситуаций.


  • Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия?

  • Приведите примеры разрешения конфликтной ситуации из личного опыта.
  • Что для человека важнее в межличностных отношениях: доказательство своей правоты или хорошие человеческие отношения?


  • Вас оскорбили. Вам хочется ответить грубостью, хотя вы считаете это недостойным. Как человек может научиться быть более терпимым? Поможет ли это при разрешении конфликта?


«Рецепт № 2»: Не стремитесь к лёгкому разрешению конфликтов. Стремитесь к

разрешению без последствий!


  1. Учитель: На уроках мы говорили с вами о девиантном и деликвентном поведении.

Что это такое? Приведите примеры.

Чем одно отличается от другого?

Часто ли подобные типы встречаются в жизни?
Работа в группах: Объясните, почему?


  • Девиантным может оказаться самый невинный, на первый взгляд, поступок, например, курение?

  • Во всех странах женщине сложнее сделать карьеру, чем мужчине?

  • «Группой риска» в плане отклоняющегося и противоправного поведения являются подростки?

  • Оказывает ли внешний жёсткий контроль влияние на уровень девиантного и деликвентного поведения?



«Рецепт № 3»: Девиантное и деликвентное поведение не одобряется обществом, так как

угрожает его стабильности и безопасности!


  1. Учитель: Сказки – кладовая девиантного и деликвентного поведения. Наверно, поэтому

они так и интересны.
Работа в группах: Выберите из предложенных сказок как можно больше девиантных и

деликвентных поступков.


  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

  • «Лягушка – царевна»

  • «Золушка»

  • «Морозко»

(другие варианты: «Теремок», «Колобок», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
«Рецепт № 4»: Живи реальностью: ты – не Иванушка-дурачок и не Емеля на печке!


  1. Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрели с разных сторон взаимодействие

человека и общества. Оно не всегда складывается легко и успешно, подчас нам


очень тяжело понять окружающих, тяжело быть непонятыми и непринятыми

обществом. Однако, «убежать» от людей нельзя, человек – существо

социальное. Как писал А.Н. Толстой: «Счастье личности вне общества

невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и

брошенного на бесплодный песок». Значит, надо учиться жить и уживаться в

обществе! А «рецепты» для этого мы вывели с вами на сегодняшнем уроке.

( ещё раз повторяются «рецепты»)

Итог урока: Задача каждого индивида – наладить

максимально полезное взаимодействие

с обществом.

Использованная литература:
1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание» учебник для 11 кл.

2. Кочетов Н.С. Поурочные планы к учебнику «Обществознание» 11кл.

3. Боголюбов Л.Н. «Человек и общество. Обществознание» учебник

10 – 11 классов.

4. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс.

Задания для работы в группах
1
Согласны ли вы со следующим суждением:

«Дисциплинированное поведение скорее результат принудительного, нежели добровольного подчинения нормам общества»?


2


  • Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия?




3
Объясните, почему?



4


  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»


Задания для работы в группах

1
Согласны ли вы со следующим суждением:

  • Человек, долгое время пребывавший в социальной изоляции, а затем вернувшийся в общество, стремится щепетильнее следовать общепринятым нормам.



2
Приведите примеры разрешения конфликтной ситуации из личного опыта


3
Объясните, почему?


  • Во всех странах женщине сложнее сделать карьеру, чем мужчине?


4


  • «Лягушка – царевна»


Задания для работы в группах
1
Согласны ли вы со следующим суждением:

  • Большинство людей в присутствии окружающих стремятся не нарушать общепринятые нормы, но как только убеждаются, что за ними никто не наблюдает, всячески их нарушают.

2


  • Что для человека важнее в межличностных отношениях: доказательство своей правоты или хорошие человеческие отношения?


3
Объясните, почему?


  • «Группой риска» в плане отклоняющегося и противоправного поведения являются подростки?


4


  • «Золушка»


Задания для работы в группах
1
Согласны ли вы со следующим суждением:


  • В обществе, где действуют строгие нормы, и государство строго следит за их неукоснительным выполнением, люди с большим желанием подчиняются законам.



2


  • Вас оскорбили. Вам хочется ответить грубостью, хотя вы считаете это недостойным. Как человек может научиться быть более терпимым? Поможет ли это при разрешении конфликта?


3


  • Оказывает ли внешний жёсткий контроль влияние на уровень девиантного и деликвентного поведения?


4


  • «Морозко»