sotrud.ru 1

Урок биологии с элементами интеграции с географией.


Тема: «Великое переселение» (Семейство Пасленовые).

Цель: формирование знаний об основных систематических группах покрытосеменных растений; об основных признаках цветковых растений различных семейств и классов.

Задачи: знакомить уч-ся с отличительными признаками растений семейства пасленовых; показать значение растений этих семейств для человека; формировать умение составлять морфологические описания растений; вовлечь уч-ся в мировое историческое и культурное пространство, путем изучения путей появления культурных растений;

воспитывать самостоятельность.
УМК: мультимедиакомплекс, учебник, тетрадь, модель цветка крестоцветных и пасленовых (картофеля), физическая карта мира, корзина с плодами ( томат, картофель, семена подсолнечника, плоды сладкого и горького перца, пакетик семян петунии…), учебный видеофильм к теме урока (признаки растений семейства пасленовых, разнообразие растений семейства), презентации, подготовленные учениками.

Структура урока:

I. Орг. момент - 1мин. Раздаются карточки разных цветов - красные, зеленые, желтые - каждому уч-ся на парту, напоминаю для чего они, обращаю внимание на то, что таблица в тетради начерчена на предыдущем уроке и сегодня ее продолжим заполнять и т. п.

II. Проверка знаний уч-ся

III. Изучение нового материала

I. Закрепление, итоги урока.

V. Домашнее задание.
Ход урока:

I.-
Здравствуйте, ребята!

Я хочу, чтобы вы запомнили этот урок, сегодня мы узнаем что-то новое и интересное. А для этого мы попробуем совершить путешествие. Предлагаю вам побыть сегодня репортерам. И записывать важную информацию в таблицу.

Отправляясь в дальний путь, что необходимо взять с собой? (- багаж) Правильно. А ваш багаж это знания, которые пригодятся в пути.

II. Проверка знаний:

Индивидуальная – по карточкам-заданиям разного уровня сложности

Фронтальная работа с уч-ся класса:

- на магнитной доске расположены карточки таксонов в разном порядке предлагаю ученику исправить ошибку, мною допущенную (перепутан порядок единиц классификации);

Вопросы: назовите основную единицу классификации;- самую крупную единицу классификации;

- рассматривая модель цветка крестоцветных, вспоминаем и записываем формулу цветка;

Отгадываем криптограмму (актуализация знаний):


1. Растения, которые выращивает человек для получения пользы. (культурные)

2. Он бывает простой или двойной, как у крестоцветных, состоит из лепестков венчика и чашечки. (околоцветник)

3. Их в цветках крестоцветных четыре. (лепестки)

4. Самый распространенный род культурных растений семейства крестоцветных. (капуста)

5. По количеству семян у крестоцветных такой тип плода. (многосемянной)

6. Одной почкой из подвала

Мы наелись до отвала:

Половину ее во щи,

Чтобы были щи не тощи;

А другую половинку-

В пирожковую начинку.

Стебель – кубышка,

По вкусу – кочерыжка. (кольраби)
III. Какое слово получилось ребята? – Колумб. Какое отношение имеет этот человек к нашему сегодняшнему уроку и … к этой полной корзинке, в которой так много полезных растений? (клубни картофеля, кабачок, помидор, семена подсолнечника, сладкий и горький перец…)

Сйчас мы это узнаем и с вашей помощью тоже.

Напоминаю, что вы сегодня репортеры – люди, которые внимательно слушают, записывают, задают вопросы. А записывать вы будете в таблицу (основа с предшествующего урока)

Класс

Семейство


Строение цветка

Плод

Представители семейства

Значение

Что-то очень интересное























Итак, какое отношение имеет господин Колумб к сегодняшнему уроку и еще кое-что важное нам поможет понять Кристина (презентация №1» Великое переселение» подготовлена уч-ся самостоятельно, учитель только консультировал)

Спасибо.

Среди растений «перебравшихся» через океан много представителей семейства пасленовых: картофель, томат, перец сладкий, табак. Можем ли мы представить свой рацион без этих растений? Особенно без картошки?..

Ученые, занимавшиеся историей картофеля в Европе, много спорили о том, кто первый перевез питательные клубни через океан.

Персонаж пирата Френсиса Дрейка (мини инсценировка, ученик):

«Три тысячи чертей! Как это кто? Я, Френсис Дрейк, известный английский мореплаватель и пират, в 1580 году первым доставил картофельв Европу из английских владений в Северной Америке. В немецком городе Оффенбюрге мне поставлен памятник, и надпись на памятнике это подтверждает!»

- Прошу прощения, уважаемый мистер Дрейк, но европейцы познакомились с картофелем гораздо раньше… Присаживайтесь…

Давайте на примере картофеля познакомимся с признаками семейства Пасленовые. Пасленовые, как и крестоцветные, относятся к классу двудольных растений (Включение мультимедиа, отрывок о признаках семейства – 1мин.30с). После чего обращаемся к модели цветка, выясняем формулу и записываем, (Ч(5) Л(5) Т5 П1)

Плоды ягоды (см. рис174 уч-ка стр. 218) – томат, картофель, паслен, либо коробочка – петуния, белена.


Давайте сделаем паузу и передохнем: мини-игра «третий лишний». Если растение лишнее, то вы встаете и топаете, а если нет, то хлопаете.

Это растения семейства крестоцветных: редька, капуста, картошка, редис.

Это декоративные растения: роза, вьюн,
тюльпан, осот. А сейчас будут только растения, занесенные в красную книгу: Марьин корень, Венерин башмачек, подорожник.

Девочки, выполнявшие задание вначале урока индив. с гербарием, по карточке определителю зачитывают признаки, определенного раст. из сем-ва пасленовых (картофель).
« Картошка – хлебу присошка». « Картофель – хлебу подпорка».

А вот индейцы говорили так: « Еда без чуньо, что жизнь без любви». ( чуньо индейцы называли сначала замороженные, а затем высушенные на солнце клубни картофеля).

А что вы знаете о картофеле? (…)

Но ведь в нашей корзине не только картофель. Сл. Перец, а вот томат, а вот семена замечательного декоративного растения – петунии (рис.с уч-ка 174) А вот … , впрочем об этом нам расскажет Александра ( презентация № 2 «Табачная история» - история появления табака в Старом Свете, его значение)

IV. Закрепление.

Четко, кратко по колонкам таблицы повторяем-проверяем:

-сегодня мы познакомились с семейством…

-относящемуся к классу …

-цветки имеют формулу…

-плоды у них … либо …

-среди них много …, … , … растений.

А что вы записали в последней колонке? (зачитывают по желанию).

Итак, ребята, почему же наш урок назывался «Великое переселение»? ...

Оценки

V. Д.з.

Основное: §. №48, вопр. стр.217, зад в рабочей тетради №171.

Дополнительное (по желанию):

-Мини-сочинение «Если бы Колумб не открыл Америку…»;

-Презентация «Полезные растения семейства розоцветных»;

-Любимый рецепт блюда из картошки (оригинально оформить)


Рефлексия.

Спасибо за урок, ребята. Прошу вас, уходя, оставить на край стола цветную карточку (красная - урок очень понравился, зеленая-, желтая-)

Приложение.
Карточки №1 (выс.слож.) – определи растение гербария с помощью карточки-определителя и научи это делать друга (гербарии раст. сем-ва крестоцветных и одно опережающее – семейства пасленовых). 3-4 человека.
Карточка-задание№2 (средний уровень сложности) Превратите выражение данное ниже, в известную пословицу или поговорку:

« Корневище крестоцветного содержит глюкозы не более чем другой представитель этого же семейства». (Ответ: «Хрен редьки не слаще.») 1 уч-ся.
Карточка-задание №3 (слаб.): Найдите растение семейства крестоцветных, которым соответствует их назначение:

1.Кольраби


Карточка-задание№4 (средний ур-нь):

Найдите на рисунках органы двудольных и однодольных растений. Запишите номера, соответствующие однодольным в левый столбик, а двудольным – в правый.

Карточка-задание №5

Используя как образец диаграмму и формулу цветка колокольчика (вверху), составьте формулы по приведенным на рисунках диаграммам цветков растений.