sotrud.ru 1

ВЕЛИКАЯ СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА


учитель начальных классов МОУ «СОШ №4 р. п. Линёво»

Искитимского района Новосибирской области.
Урок по природоведению

4 класс (1-4)
ТЕМА
: В зоне лесов (обобщение).
ЦЕЛИ:


  1. Обобщить знания детей по теме «В зоне лесов», расширять кругозор детей.

  2. Воспитывать бережное отношение к природе.

  3. Развивать умение ставить цель, планировать свою работу, работать в группах, использовать справочную литературу.


ОБОРУДОВАНИЕ:

Схемы-опоры, карточки с заданиями, памятки «Как вести себя в лесу», «Как правильно развести костер», плакаты детей, иллюстрации растений и животных, толковый словарь, фланелеграф, карта природных зон, интерактивная доска.
ХОД УРОКА

  1. Организационный момент




  1. Сообщение темы, постановка цели урока


Отгадайте загадку: Есть у меня зеленый друг

Веселый друг, хороший.

Он мне протянет сотни рук

И тысячи ладошек (лес).
Покажите на карте зону лесов. Какие бывают леса? Покажите тайгу, смешанный, широколиственный лес.

Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березки, темные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одно из замечательных задач, которыми наделена наша Родина – лес.

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «В зоне лесов».

Как вы понимаете слово обобщение? Что мы должны знать по этой теме?

  1. Климатические особенности

  2. Растения

  3. Животные

  4. Роль леса в жизни человека и животных

  5. Взаимосвязь между растениями и животными

  6. Охрана леса.




  1. Обобщение изученного

Представьте себе, что мы хотим совершить экскурсию в лес. Это будет прогулка с остановками.


Что мы должны вспомнить, прежде чем отправиться в путь? (правила поведения в лесу). Дети зачитывают памятку «Как вести себя в лесу?».
1 остановка «Бюро погоды»

Что такое бюро? (работа с толковым словарем)

Какие климатические особенности в зоне тайги? В зоне смешанных лесов? В зоне широколиственных лесов?

Погоду предсказывать могут не только ученые-метеорологи, но и растения и животные.

Отгадайте, какая погода будет, если:

- рыба не клюет – она сыта

- пчелы сидят в ульях и громко гудят

- муравьи не спешат на работу, закрывают все ходы

- опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки

Назовите приметы хорошей погоды.
2 остановка «Зеленый друг»

Различные деревья любимы нами. Вот послушайте, ребята, что они, сами о себе говорят (сообщения детей).
3 остановка «Лесная аптека».

Что обозначает слово аптека? (работа с толковым словарем)

Ребята, в аптеку пришли телеграммы и письма. Давайте прочитаем их.

А) «Ребята, помогите! Сильно заболел мой брат Кай. У него ангина. Он простыл, пока был у Снежной королевы. Подскажите, какие растения помогут ему». Герда.

Б) «Я ногу поцарапал, когда бежал к друзьям, но я совсем не плакал, я вылечился сам. Какое лекарственное растение я использовал?». Чипполлино.

В) «Дорогие ребята! Пишут вам зверята из жаркой Африки. Недавно к нам приезжал доктор Айболит. Он оставил много лекарственных растений. Но от одного растения мы потеряли рецепт. Посылаем вам изображение этого растения. Напишите, пожалуйста, что это за растение и от каких заболеваний его надо применять?» Одуванчик.
4 остановка «Остроглаз»

Лес не будет настоящим лесом, если в нем не живут птицы, звери, насекомые. Послушайте сообщения, которые приготовили ребята.

5 остановка «Маленькие тайны природы».


Как вы считаете, может ли лес существовать без птиц? Почему? А без хищников? Почему? Какая связь существует между растениями и животными?

Составь цепи питания (групповая работа)

1 группа кора дерева гусеницы муравьи медведь

2 группа листья дерева жук-короед дятел ястреб

3 группа ягоды земляники улитка лягушка уж лиса

4 группа травянистые растения олень волк
6 остановка «Охрана природы»

Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, жизнью дерева.

Какое значение имеет лес в жизни человека? (дети отвечают по моделям на фланелеграфе).
Послушайте справку об экономической роли леса:

А) 1 га лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов; 1 га хвойного леса – 5 кг; 1 га можжевелового леса – 30 кг.

Б) 1 га дубового леса продуцирует в год 830 кг кислорода, березового – 725 кг, соснового – 540 кг

В) 1 га хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 т, лиственного леса – 50-70 т пыли

Какой вывод можно сделать?
Решите экологические задачи (групповая работа):

А) Можжевельник в сутки выделяет 30 кг ароматных веществ, убивающих бактерии, а береза 2 кг. Во сколько раз больше фитонцидов в сутки выделяет можжевельник, чем береза?

Б) Небольшой хвойный лес отфильтровывает в год 35 т пыли, а такой же лиственный лес 70 т. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе?

В) Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из 3-х хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью?

Г) Из 25 000 видов растений 1/10 часть находится в угрожающем положении. Сколько видов растений на земле на грани исчезновения?

4) Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истреблялось. Почему? (дети отвечают по схемам-опорам о вреде и о защите леса).



  1. Итог урока

Какую цель мы ставили? А теперь мы проверим, как вы усвоили данную тему.

Тест. Верны ли данные высказывания?

- Если высказывание истинно, напишите И. Если ложно – Л.

Лес разрушает почву.

Леса бывают лиственные, хвойные, смешанные.

Фитонциды – вредные вещества, которые вырабатывает лес.

Лес не может существовать без птиц и зверей.

Лес защитник воздуха.

(Если дети правильно ответят на все вопросы, то у них получится слово ЛИЛИИ).

Рефлексия.
Выберите высказывание:

Урок привлек меня

Показался интересным

Взволновал, заставил задуматься

Навел меня на размышления.
Домашнее задание: составить кроссворд на тему:
1 группа – растения 3 группа – птицы

2 группа – звери 4 группа – насекомые.