sotrud.ru 1

Урок русского языка в 6 классе на тему


«Будь здоров!»
Цели: 1) познакомить учащихся с образованием повелительного наклонения глаголов.

2) развивать умение выделять из текста глаголы в повелительном наклонении,

самим образовывать данную форму.

3) формировать представление о здоровом образе жизни, развивать стремление

быть здоровым и успешным.
Ход урока.

-Здравствуйте!

Именно так мы приветствуем друг друга при встрече. И в этом заложен особый смысл.

Мы желаем человеку здравствовать. Жить здраво, то есть полезно и для себя , и для окружающих. А ещё мы таким образом желаем здравия – здоровья. Это самая главная ценность в жизни человека. Это тема наших рассуждений на сегодняшнем уроке.

Запись под диктовку пословиц:

1.Болен-лечись, а здоров-берегись.2.Живи с разумом, так и лекарств не надо.3.Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Учащиеся выбирают наиболее понравившуюся пословицу и подтверждают её истину примерами из литературных произведений или из своего жизненного опыта.

-Пословицы - это кладезь народной мудрости. В словах какой части речи содержится поучение? ( В глаголах). Подчеркните эти глаголы и подумайте, что их объединяет.

Обобщение о повелительном наклонении глаголов и чтение материала учебника об их образовании.

-Прочитайте «Вредные советы» Г. Остера и выпишите глаголы в повелительном наклонении.

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет,

К старости сама собою

Облысеет голова.

Никогда не разрешайте

Ставить градусник себе,

И таблеток не глотайте,

И не ешьте порошков.

Пусть болят живот и зубы,


Горло, уши, голова,

Всё равно лекарств не пейте

И не слушайте врача.

Перестанет биться сердце,

Но зато наверняка

Не прилепят вам горчичник

И не сделают укол.

-Почему это вредные советы?

-А какие советы вы дадите своим одноклассникам, чтобы быть здоровыми?

Составление предложений с глаголами в повелительном наклонении.

-А вот какие полезные советы предлагаются в известных строках Лебедева-Кумача:

Закаляйся, если хочешь быть здоров,

Постарайся обойтись без докторов,

Водой холодной обливайся,

Если хочешь быть здоров!

Обсуждаем с учащимися о пользе закаливания и занятий спортом.

-Но всё-таки иногда не «обойтись без докторов». Давайте поиграем в игру « Посоветуйте, пожалуйста, мне , доктор».Учащиеся делятся на «пациентов» и «врачей». « Пациенты»

излагают «врачам» о своей болезни, и они рекомендуют конкретное лечение. «Пациент»

обходит нескольких «врачей». Выигрывает тот «врач», который дал самый квалифицированный совет. Потом «пациенты» и «врачи» меняются местами. Условие игры: использование глаголов в повелительном наклонении.

-По данным медиков, свыше половины старшеклассников (52-58%) имеют ограничения к тому или иному виду профессиональной деятельности по состоянию здоровья. Часто встречается патология органов пищеварения и дыхательных путей. У двух третей детей отмечается нарушение осанки, почти половина выпускников страдают близорукостью.

-Давайте представим себя долгожителями и составим собственный свод из 10 заповедей здоровья. Каждый из вас будет в течение 3 минут составлять собственные заповеди. А потом мы соберёмся в большой круг , заслушаем друг друга и как совет старейшин выработаем обобщённый перечень из 10 заповедей, или Рецепт долголетия. Причём чем больше ваших заповедей войдёт в обобщённый перечень, тем выше степень вашей «мудрости». Есть смысл побороться за звание «самого мудрого и здорового долгожителя».


(Индивидуальная, а затем совместная работа).
-А теперь давайте запишем уникальный «рецепт здоровья»:

«Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедроты, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Всё это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути».

(Обсуждение «рецепта»).

-Найдите и подчеркните глаголы в повелительном наклонении.
Обобщение.

-Какую роль глаголы в повелительном наклонении выполняют в речи?

-О чём задумались вы после сегодняшнего разговора о здоровье?

Желаем друг другу: «Будь здоров!»