sotrud.ru 1

Преподаватель технологии Рысева Юлия Владимировна


Школа-гимназия№2 г.Хромтау

Урок технологии (5 класс)

Тема: "Овощи. Приготовление овощного салата"

Цели: дать представление о пищевой ценности овощей, значении их в питании человека; сформировать знания и умения по технологии приготовления овощных блюд. Воспитывать трудолюбие, потребность в творческом труде, актуальность, эстетические чувства при оформлении готовых блюд.

Ваше настроение до урока (2 слайд)

Задачи:
(3 слайд)


  • получить новые сведения о знакомых овощах

  • познакомиться со способами первичной обработки овощей

  • узнать способы приготовления блюд из овощей

  • научиться приёмам нарезки овощей

  • приготовить салат «Винегрет»

Межпредметные связи: история, биология, математика, русский язык.

Методы обучения: рассказ, беседа, игра, практическая работа.

Практическая работа: приготовление салата «Винегрет».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ножи для нарезки овощей, овощерезки, разделочная доска; продукты для приготовления и дегустации салата «Винегрет», предметы для сервировки стола.

На доске выписаны термины: овощи, соломка, кубики, ломтики, кружочки, первичная обработка. Таблицы: «Способы нарезки овощей», «Первичная обработка овощей» технологические карты приготовления салата

План урока: (4 слайд)

    1. Отгадай!

    2. Знакомые-незнакомцы

    3. Викторина

    4. Способы первичной обработки овощей

    5. Способы нарезки овощей

    6. Физминутка для глаз

    7. Винегрет

    8. Что запомнили?

    9. Пословицы и скороговорки о еде


Ход урока

1) Организационный момент.


2) Целеполагание. Чему научимся на уроке? Что узнаем нового?

3) Планирование

4)Итоговая часть

Вступительное слово учителя. Этот урок будет интересен и полезен тем, что вы узнаете о пищевой ценности овощей, значении их в питании человека, сами приготовите салаты, сервируете столы и оцените вкус приготовленного блюда.

Планирование

1. Отгадай! Кроссворд на тему «Овощи» (5 слайд)

1. Щеки розовы, нос белый, в темноте сижу целый день, а рубашка зелена, вся на солнышке она (редиска).

2. Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка).

3. Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка (тыква).

4. Лежит меж грядок, зелен и сладок (огурец).

5. Маленький, горький луку брат (чеснок).

6. Сверху зелено, внизу красно, в землю вросло (свёкла)

7. Скинули с Егорушки золотые перышки. Заставил Егорушка плакать без горюшка (лук).

8. Красный нос в землю врос (морковь).

9. Её тянут бабка с внучкой, кошка, дед и мышка с Жучкой (репа)
Учитель демонстрирует различные овощи, учащиеся называют их, выясняют, какие овощи знают, какие нет. Овощи – основной источник витаминов, минеральных веществ, углеводов. Почти все овощи обладают лечебными свойствами, вызывают аппетит, улучшают усвояемость пищи. Овощи нужно есть ежедневно. Овощи малокалорийны, в них нет жира, поэтому полезны всем. Все мы любим овощи, и не задумываемся, откуда они пришли к нам, с каких времен появились.

Чем полезны овощи? (6 слайд)

Основные группы овощей (7 слайд)


  • КОРНЕПЛОДЫ ( перечислите)

  • КЛУБНЕПЛОДЫ (перечислите)

  • ЛИСТОВЫЕ ( перечислите

  • ТЫКВЕННЫЕ (перечислите)
  • БОБОВЫЕ (перечислите)


  • ПАСЛЕНОВЫЕ(перечислите)

  • ЛУКОВИЧНЫЕ (перечислите)

  • ПРЯНОСТИ(перечислите)

Знакомые незнакомцы (8 слайд)

4 ученицы делают сообщения о помидоре картофеле (9 слайд), капусте (10 слайд), моркови (11 слайд), о луке, чесноке(12 слайд), редисе (13 слайд) , перце (14 слайд).

Викторина (15 слайд)

  • У каких овощей едят корни, клубни? (морковь, свекла, картофель, лук, редис…)

  • У каких овощей едят листья? (капуста, салат, укроп, петрушка, щавель, сельдерей…)

  • У каких овощей едят цветы? (цветная капуста)

  • У каких овощей едят плоды? (томат, огурец…)

  • У каких овощей едят семена? (горох, фасоль, кукуруза…)

  • С каких овощей срезают кожицу? (картофель, репа…)

  • С каких овощей соскабливают кожицу? (молодой, картофель, морковь, петрушка)

  • Какие овощи едят мытыми? (все)

В процессе беседы выясняем с учащимися, какие блюда можно приготовить из овощей:

  1. Способы первичной обработки овощей (16 слайд)

Изучаем этапы первичной обработки:

  • Отбирают (сортируют)

  • Тщательно моют (иногда просушивают)

  • Очищают от кожуры (если необходимо)

  • Нарезают или натирают на терке, или измельчают другим способом (?)

подпись: переборка подпись: мойка подпись: очистка подпись: промывание
  1. Способы нарезки овощей (17 слайд)


Знакомимся со способами нарезки:

Какие формы нарезки овощей вы видите?

подпись: брусочки подпись: кубики подпись: соломка подпись: ломтики подпись: кружочки подпись: дольки подпись: кольца  и т.д.

Рассказ о механизмах и приспособлениях по очистке, нарезке овощей разной формы, о предприятиях общественного питания, профессии «повар».

Способы приготовления блюд из овощей (18 слайд)

Варка

Обжаривание

Тушение

Запекание
- Овощам принадлежит важное место в питании человека. Они содержат почти все необходимые для организма питательные вещества. Поэтому из овощей люди научились делать салаты.

Салаты – это не только запах лета, тепла, это источник витаминов, которые необходимы людям, особенно зимой, поэтому ни один обед не должен обходиться без салата.

- Что такое салат?

19 слайд. Салат – это холодное блюдо из одного или нескольких видов овощей (без свеклы), в состав которого входит заправка сметаной или майонезом. Свекла входит в разновидность салата – винегрет.

Найди продукты для салата (20 слайд)

Прежде, чем приступить к практической работе, повторяем с учащимися правила личной гигиены, правилами безопасности труда.


Техника безопасности (21 слайд)

1. Во время приготовления пищи проветривать помещения.

2. Овощи нарезать только на доске, не отрывая высоко нож от нее.

3. Передавать ножи и вилки только ручкой вперед

4. Режущие инструменты держать только во время работы лезвием вниз, не ходить по помещению с ножом в руках.

5. По окончании работы инструменты класть на определенные места.

Правила санитарии (22 слайд).


  1. Следить за личной гигиеной, быть всегда аккуратным и опрятным. Приступая к работе надеть передник и косынку, засучить рукава

  2. Ногти на руках должны быть коротко острижены, руки вымыты с мылом и щеткой, насухо вытерты полотенцем. Во время приготовления пищи следить, чтобы руки всегда были чистые.

  3. Следить за чистотой посуды и инвентаря, за чистотой рабочего места и помещения.

  4. Пользоваться отдельными досками для сырых и вареных продуктов.

  5. Пробовать пищу отдельной ложкой, а не той, которой готовят.

  6. Перед обработкой пищевых продуктов проверять их качество по внешнему виду, цвету, запаху и вкусу.

Физминутка для глаз (23 слайд)

Не поворачивая головы (голова прямо) делать круговые движения глазами по стрелке, вверх, вниз, вправо, влево. (Повторить 4 раза).
IV. Практическая работа

Дежурный, пользуясь памяткой и карточкой, приготовил инвентарь и посуду.

Карточка дежурного.

Инвентарь и посуда (2 бригады): ложки-6шт., ножи-4 шт., доски ОВ-4 шт., доски «Хлеб»-2 шт., тарелки-4 шт., салатница-2 шт.

Памятка дежурного.

До занятия:

  1. Подготовить рабочие места.

  2. Проверить санитарное состояние учащихся.

  3. Получить у учителя инструктивные карты и карточку-перечень для сортировки стола.

После занятия:
  1. Убрать и проверить помещение.


  2. Сдать учителю посуду, инвентарь, документацию.

Учитель сообщает, что готовить будут салат «Винегрет» иностранного происхождения. Царь Петр I привез его из Голландии, хотя сейчас этот салат считается русским салатом.

Показывая практически нарезку овощей, учитель и ученики готовят салат, пользуясь технологической картой приготовления салата.

24-25 слайд. Технология приготовления салата «Винегрет овощной».

  1. Сваренные картофель, морковь, свеклу очистить от кожицы и нарезать кубиками. Промытые и очищенные огурцы нарезать кубиками, квашеную капусту отжать, лук нашинковать.

  2. Соединить овощи, посолить, заправить растительным маслом .

  3. Винегрет уложить горкой в салатник, посыпать зеленью, украсить овощами.

Текущий инструктаж во время практической работы:


1-ый обход – проверка соблюдения безопасных приемов труда

2-ой обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и последовательности работы

3-ий обход – проверка правильности осуществления у учащихся самоконтроля, помощь отстающим детям

Сервировщики накрывают стол скатертью и расставляют приборы: тарелки, вилки, салфетки. Готовые, красиво оформленные салаты ставят на стол. Ученики садятся за стол, оценивают внешний вид блюда и делят салат на порции.

При употреблении пищи учитель следит за соблюдением правил поведения за столом и правилами пользования столовыми приборами. Мойщики моют посуду, убирают в шкаф. Дежурный сдает учителю инвентарь и посуду.

Заключительный инструктаж


  1. Анализ технологии приготовления и готовых салатов

  2. Отметить активное участие учащихся в приготовлении салата, оценивание каждого

  3. Отметить правильность соблюдения техники безопасности, санитарии и гигиены при работе

Уборка рабочих мест, спецодежды

Закрепление темы.

Ответьте на вопросы (26 слайд)


  • Какие основные группы овощей вы знаете?

  • Какой овощ содержит самое большое количество витамина С ?

  • Какие способы приготовления блюд вы знаете?

  • В чем заключается первичная обработка овощей?

  • Какие формы нарезки вы узнали?

Закончите пословицы о еде (27 слайд)

  • ДОРОГА ЛОЖКА К ………………обеду

  • НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, А…………пирогами

  • СЕДЬМАЯ ВОДА НА …………..на киселе

  • НЕ СОЛОНО ………………..хлебавши

  • ЩИ ДА КАША …………………..пища наша

  • СОЛОВЬЯ БАСНЯМИ …………..кормят


СКОРОГОВОРКИ (28 слайд)

  • КЛАЛА КЛАВА ЛУК НА ПОЛКУ, КЛИКНУЛА К СЕБЕ НИКОЛКУ.

  • СВЕКЛА У ФЕКЛЫ СОХЛА И МОКЛА . СОХЛА И МОКЛА ПОКА НЕ ПОБЛЕКЛА.

  • ПОСАДИЛ ДЕД ЛУК, ОТРАСТИЛ ЛУКУ ЧУБ. УВИДАЛ ЛУК ВНУК, ОБОРВАЛ ЛУКУ ЧУБ.

«Овощи на столе – здоровье на 100 лет» (29 слайд)

4. Итог урока


- Итак, салаты – это легкое, вкусное и питательное блюдо. Салаты подаются к мясным и рыбным блюдам. Природа щедро одарила их ценными полезными веществами и богатством красок.

- Как вы понимаете цитату “Овощи на столе – здоровье на сто лет”?

Пригодятся ли вам эти знания для самостоятельной жизни в будущем?

Выставление оценок

Домашнее задание. (30 слайд)

Подобрать рецепт холодного блюда из овощей и оформить его на альбомном листе

Можно взять рецепт у мамы, бабушки, тети, подруги.
Использованная литература:

  1. «Овощи на вашем столе» Автор: коллектив Из-во: «РИПОЛ КЛАССИК» Москва, 1999г.в
  2. «Овощи» Автор: Высоцкая Юлия Изд-во Эксмо ,2007г.в


  3. «Про овощи» Автор: Юлия Некоркина Изд-во: Вкусная жизнь, Эксмо ,2008г.в

  4. images.yandex

  5. http://www.kalor.ru/table_kalor/17-ovozi.html

  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B2%D0%BE%D1%89%D0%B8

  7. http://www.properchik.ru/

  8. images.yandex.