sotrud.ru 1 2 ... 8 9










МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА –

ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК»

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВЫПОЛНИЛА: воспитатель высшей категории

Ерёмина
Елена Васильевна

п. Буранный



Содержание:


Введение .

Глава 1.


  • Почему необходимо параллельно развивать память и внимание.

  • Как работает внимание ребенка в 6 – 7 лет.

Глава 2.

  • Загадки памяти.

  • Способы запоминания (инструменты памяти).

Глава 3.

  • Развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Глава 4 (работа на практике).

  • Занятия по развитию речи с использованием

мнемотехники.

Заключение.

Приложение.

Введение

Во всех умственных занятиях, даже во многих профессиях, чувствуется необходимость вверять памяти, более или менее совершенным образом, разные понятия и познания. Недостаточно развитая природная память является причиной продолжительных трудов и, часто бесполезных, усилий.


В частном случае ученик, одаренный хорошей памятью, имеет всегда превосходство над своими товарищами, не столь счастливыми в этом отношении, и всегда заслуживает похвалы учителей, успевая больше при экзаменах и конкурсных испытаниях, и то с гораздо меньшим трудом.

Но, употребляя известные способы и приемы, можно часто в скором времени достигнуть таких результатов, до каких во многом не в состоянии дойти даже люди, наиболее одаренные памятью.

Большинство людей не понимают, что приемы запоминания представляют собой лишь малую часть того, что нужно знать для эффективного запоминания. Большое значение имеют: формирование навыка запоминания, достигаемое путем последовательной отработки каждого отдельного приема, выполнение дополнительных психотехнических упражнений, направленных на развитие визуального мышления и устойчивости внимания, тщательный контроль питания, от которого зависит не только работоспособность мозга, но и здоровье человека вообще.

Мнемотехника или искусство укреплять память имеет эту цель и позволяет удерживать максимум познаний в минимум времени и с минимумом труда.Можно положительно сказать, что от низших до высших классов, ученики, который воспользуется мнемоникой, всегда одержит верх при экзаменах и испытаниях. Кроме того, в следующих занятиях, как занятия адвоката, учителя, проповедника, актера и т.п. наконец, в разных научных и промышленных, увеличение силы памяти будет всегда очень полезным.

Существует стойкое заблуждение, что, занимаясь мнемотехникой можно легко перегрузить свой мозг информацией. Распространению такого мнения способствовала книга А.Р.Лурия «Маленькая книжка о большой памяти», где тогда еще молодой психолог описывал возможности памяти мнемониста Шерешевского. Тот, якобы, жаловался на постоянные головные боли. Сейчас трудно судить от чего болела голова у Шерешевского. Зато совершенно определенно можно сказать, что мозг практически невозможно перегрузить информацией, так как информация появляется в вашем мозге только в момент ее припоминания. До этого момента информации в мозге нет.


Основание мнемонике положил еще греческий философ Пифагор, который и назвал ее мнемотехникой, (искусство памяти), а занимающиеся ею были названы мнемонистами. Ею удачно воспользовался Симонид, а за ним и Цицерон, который даже написал трактат о мнемонике, в котором говорит, что «он многим обязан этой науке, и что она необходима для всякой памяти, как самой лучшей, так и самой плохой».

Изучение мнемоники более всего распространено в Германии, а затем в Англии и Франции. У нас в России редко даже, кто знает о ее существовании.

В своей работе я хочу рассказать об использовании мнемотехники для развития памяти, внимания, мышления; показать основные упражнения, игры, которые помогают эти психические процессы, предложить цикл занятий с использованием мнемотехники. Толкование всех этих понятий будет приведено в главах данной работы.


ГЛАВА 1.

Почему необходимо параллельно развивать память и внимание

Большая часть того, что мы видим и чувствуем почти сразу же забывается, потому что мы относимся к этому с незначительной степенью внимания. Говорят, что слабая память – это слабое внимание, а привычка поверхностного, на постоянного наблюдения – двойник памяти. Внимание играет важную роль в отборе и переработке новой информации, перед тем как она отправится в архивы памяти. Например, во время чтения мы воспринимаем зрительные стимулы (напечатанные буквы); одновременно поступает сообщение по осязательному каналу (мы на чем – то сидим, прикасаемся к книге, держим в руках карандаш или закладку), кроме того, из вне доносится до нашего слуха шум транспорта, тиканье часов, разговор соседей за стеной и т.д. Некоторая часть этой информации для нас важна, а остальная нет.

Избирательность внимания помогает нам настроиться на нужную информацию (текст книги) и отбросить все остальное (сенсорные ощущения, посторонний шум, разговоры и т.д.). В результате столь тщательного отбора «хранилища» памяти пополняются с толком, и туда не попадает ненужный «хлам».


Все неудачи, которые мы привыкли «сваливать» на плохую память, чаще всего оказываются лишь недостатками внимания (неумение сосредоточиться, вовремя переключиться, неумение рассматривать и наблюдать и т.д.).
ОТЧЕГО ЗАВИСИТ ХОРОШЕЕ ВНИМАНИЕ

(основные свойства внимания)
Внимание полностью отключается, когда мы спим, но когда мы бодрствуем, оно задействовано все время. И если говорят об отсутствии внимания, имеют в виду не отсутствие внимания вообще к чему бы то ни было, а отсутствие внимания к конкретному предмету, явлению и т.п.

Внимание – многомерное психологическое явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы всех его составляющих: концентрированности, объема, устойчивости, переключаемости и распределяемости. Если хотя бы одно из перечисленных свойств внимания ослаблено, это неминуемо скажется и на работоспособности вашего ребенка, и на его школьных успехах.

Перечисленные характеристики внимания представляют для нас особенный интерес в связи с поставленными целями (развитие памяти и внимания у дошкольников).
Концентрированность внимания

Концентрация – это конкретная направленность «лучика» внимания, выхватывающего из массы объектов только один (или небольшое количество), словно фонарик, освещающий один или несколько предметов в темноте.

Внимание устроено так, что мы можем воспринимать информацию только из одного источника. Поскольку внимание наше ограничено, мы должны использовать его разумно и настраиваться на самый важный для нас источник информации, «отфильтровывая» все ненужное. Эти два взаимосвязанных процесса (отбор существенный и отбрасывание несущественной информации) и составляют основу концентрации.
Объем внимания

Следующее важное свойство внимания – его объем, т.е. способность запечатлеть определенное количество объектов за короткий промежуток времени. Согласно ряду исследований, объем внимания взрослого человека достигает в среднем примерно 4 – 5, максимум 6 объектов за 0,1сек; у ребенка он равен в среднем 2 – 3 объектам. При этом берутся объекты, не связанные между собой.


Более ста лет назад существовал любопытный и несложный способ определения объема внимания. Для этого использовалась тарелка, помещенная в центр подноса. На тарелку бросали горсть черных бобов, и испытуемому необходимо было сразу же назвать их количество, не считая. Как раз в умении охватить единым взглядом и удержать во внимании всю картинку и раскрывается хороший объем внимания.

Имеются сведения, что похожий метод использовали в Японии для подготовки разведчиков высокого класса. На столе раскладывали десяток различных предметов и прикрывали их платком. На несколько секунд платок приподнимали, и обучающийся должен был без промедления перечислить все увиденные предметы. Постепенно число предметов увеличивалось до нескольких десятков, при этом время их демонстрации сокращалось. После нескольких лет серьезных тренировок разведчик мог по памяти восстановить сложную карту или несколько страниц текста, увиденные им всего лишь один раз.
Распределяемость внимания

С объемом внимания тесно связана и его распределяемость. Можем ли мы одновременно сосредоточиться на нескольких предметах? По этому вопросу существуют различные мнения. Одни утверждают, что лучший способ выполнить много дел – это делать сразу только одно дело. Другие ссылаются на то, что, к примеру, Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабевающим вниманием несколько партий. Такая «маневренность» подтверждает, что наше внимание способно одновременно находиться в нескольких информационных потоках. Распределяемость внимания дает нам возможность совершать одновременно несколько действий или следить за несколькими независимыми процессами, не упуская их из своего внимания.

Распределение внимания зависит от следующих условий:


  • насколько связаны друг с другом различные объекты;
  • насколько доведены до автоматизма те действия, между которыми должно распределяться внимание.




Переключаемость внимания

Устойчивость внимания не означает его неподвижности, она не исключает его переключаемости. Переключаемость внимания состоит в способности быстро выходить из одного потока информации и включаться в новый в соответствии с изменившимися условиями. Способность к переключению означает гибкость внимания – важное и очень нужное качество, без которого не обойтись. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета на другой. Именно благодаря переключаемости внимания мы быстро ориентируемся в ситуации и сразу же оцениваем, что и в какую сторону изменилось.

Степень переключения у разных людей различна: одни – с легкой переключаемостью – легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других «вхождение» в новую работу является трудной операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий.

Легкая или затруднительная переключаемость зависят от целого ряда условий:

  • содержание предшествующей и последующей деятельности: чем интересней предшествующая и менее интересно последующая деятельность, тем труднее переключение;

  • индивидуальные особенности ребенка, в частности, его темперамент.

В основе рассеянности чаще всего лежит плохая переключаемость.
Устойчивость внимания

Устойчивость внимания определяется длительностью времени, в течении которого удается сохранят сосредоточенность. Экспериментальное исследование показало, что наше внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний равны обычно 2- 3 секундам и доходят максимум до 12 секунд. Например, если держать часы неподвижно на одном и том же расстоянии от испытуемого, то ему будет казаться (если он их не видит), что тиканье то приближается, то удаляется.

Если бы наше внимание непрерывно подвергалось колебаниям, то никакая умственная работа вообще не была бы возможна. Но оказывается, что само включение умственной деятельности, постигающей новые стороны какого – либо предмета или явления, делает внимание устойчивым. Однообразие притупляет внимание, монотонность гасит его.


Таким образом, объединение разнообразного материала в более или менее стройную систему, выстроенную вокруг одного центра, составляет основу устойчивого внимания ( а вместе с тем, и развития логического мышления).

Устойчивость внимания зависит от следующих моментов:


  • особенности материала;

  • уровня трудности материала;

  • степени понятности материала;

  • степени интереса субъекта к данному материалу;

  • индивидуальных особенностей личности (способностей при помощи сознательного волевого усилия удерживать свое внимание).

Подробно и основательно ознакомившись с основными свойствами внимания, мы теперь можем вывести полную «формулу» хорошо развитого внимания. Она обозначает тот ориентир, к которому необходимо стремиться. Время от времени сопоставляя достижения своего ребенка с этим ориентиром, вы сможете корректировать и направлять свои педагогические действия в должное русло.

Итак, хорошо развитое внимание – это:

  • внимание с широким объемом;

  • хорошо распределяемое; быстро переключаемое между 2- 3 видами деятельности; с достаточно высокой концентрацией устойчивое к внешним раздражителям.

Внимание, хорошее в одном отношении, может быть не столь совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация внимания может соединяться со слабой переключаемостью (как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность ученых) и т.д. Отсюда вывод: если что –то плохо, это не означает, что плохо все!!!
Как работает внимание ребенка в 6 - 7 лет

Что же умеет ваш ребенок, как устроено его внимание на момент поступления в школу? Внимание 6 -7 летнего ребенка формируется в основном благодаря игре, которая считается ведущим видом деятельности периода дошкольного детства. Присмотритесь, с какой сосредоточенностью и вниманием ваш малыш складывает мозаику или пазлы с любимыми диснеевскими героями, раскрашивает картинки или что – нибудь мастерит из деталей конструктора. Он может увлечься таким занятием на довольно долгий период времени, позабыв обо всем на свете.


Психологами замечено, что к 6 годам ребенок во время игры уже в 2 -3 раза реже, чем в 3 - 4 летнем возрасте, отвлекается (на другие игрушки, случайно появляющиеся в поле зрения объекты – раздражители и т.д.). этот факт говорит о том, что в отношении тех действий, которые вызывают очень сильный эмоциональный отклик, - радость, удовольствие, заинтересованность, удивление – ребенок уже достаточно рано проявляет способности сосредоточенности и концентрации. В этом случае психологи говорят о непроизвольном внимании, т.е. не требующем определенного волевого усилия.

Когда ребенок поступает в школу, происходит очень важная смена его занятий. Игра сменяется учебной деятельностью, которая во многом потребует от маленького школьника новых качеств и навыков, в частности, совершенно другого уровня развития внимания.

Дело в том, что внимание первоклассника на уроках не получает привычной эмоциональной подпитки, которую ему давали игры, и здесь имеет место недостаточная сформированность произвольной формы внимания, которая держится на основе волевого усилия и определяет мыслительное напряжение.

Среди особенностей внимания 6 -7 летнего ребенка психологи в первую очередь отмечают непроизвольность, легкую переключаемость и отвлечение. Это не позволяет ему на первых порах надолго сосредоточиться на одном объекте или действии. Наблюдения показывают, что первые признаки усталости начинают появляться у первоклассника уже через 15 – 25 минут.

Объем внимания первоклассников еще узок. Рассматривая картинку, первоклассники сосредотачиваются по преимуществу на 2 – 3 предметах. Чтобы дети обратили внимание на детали, необходимо показывать картинку несколько раз. Не редко 6 – 7 летние дети делают ошибки в примерах, состоящих из 3 чисел (например, 3+4+2).если вы попросите произнести пример вслух, то 2 числа ребенок назовет, а третье нет. Отсюда вы делаете вывод, что перед вами не ошибка в выполнении действия, а «ошибка внимания»: ребенок просто не схватывает одновременно 3 числа.


Слабо развито у детей, приходящих в школу, распределение внимания. Первоклассники, стоит только заговорить учителю, прекращают свою работу, чтобы его выслушать. А если и продолжают работу, то при этом не понимают ни одного слова из того, что сказал учитель, так как их внимание целиком направлено на то, что они делают сами.

Развитие объема внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка. Внимание сначала опирается на эмоциональное содержание и лишь затем начинает переключаться на мыслительные связи.

Если ребенок не понимает учебного материала, допускает ошибки при выполнении самостоятельных учебных заданий, не умеет начать и последовательно вести работу над заучиванием текстов, выполнением рисунков и т.п., не спешите объяснять это отсутствием способностей, слабостью сообразительности или плохой памятью. Не редко в основе этих распространенных школьных проблем лежат недостатки внимания.

Быстрая диагностика невнимательности


конценрация

объем внимания

устойчивость внимания

распределяемость внимания

переключаемость внимания

ребенок отвлекается от занятия менее чем через 15 мин.

внимание ребенка надолго удерживают лишь очень увлекательные задания

при попытке сознательно удерживать внимание ребенок быстро утомляется

ребенок не справляется с заданиями в 2 - 3 действия


при описании картинки выделяет мало деталей

долго запоминает дорогу в садик (вообще маршруты)

не может работать при слабых шумовых помехах

часто отвлекается на случайные раздражители

из-зи того что легко отвлекается выполнение задания занимает много времени

не умеет выполнять что - либо и слушать одновременно

все время забывает о правильной осанке, когда рисует

допускает много ошибок в заданиях

долго раскачивается и долго успокаивается после подвижных игр

медленно реагирует на вопрос (особенно если чем то занет)

медленно включается в процесс занятия


Заполнить эту таблицу рекомендуется исходя из следующих соображений. В вертикальных столбцах отмечены свойства и типы внимания, чем больше отметок в этом столбце, тем сильнее нуждается в поддержке и развитии то или иное свойство, навык и т.п. Если описываемое явление у ребенка встречается:

  • постоянно – ставьте в соответствующей ячейке таблицы 3 знака «+» (+++);
  • довольно часто – ставьте в соответствующей ячейке таблицы 2 знака «+» (++);


  • иногда – ставьте в соответствующей ячейке один знак «+».

Чем больше отметок в том или ином столбце, тем большей работы требует соответствующий аспект внимания.

Поговорив с ребенком и понаблюдав за ним во время занятий, отметив особенности его поведения в периоды невнимательности, вы самостоятельно сможете определить:

  • основы и причины невнимательности вашего ребенка;

  • свои первые шаги и основные действия для преодоления возникшей проблемы.



следующая страница >>