о т р е д а к ц и и
1
СПИСОК
ДЛЯ ЧТЕНИЯ
П ремьер-министр россии Владимир Путин В одной
из своих предвыборных статей предложил составить список из
100 книг, которые должен прочитать каждый выпускник россий
ской школы. он привел в пример ведущие американские универ
ситеты – в них еще в первой половине ХХ века в рамках движения за изуче
ние западного культурного канона составлялся примерно таких же размеров
свой «список для чтения».
Надо сказать, нечасто в политических мальски образованных ценителей
статьях или предвыборных выступле
русской словесности, но даже сколь
ниях (да чего там говорить – практи
либо значительную их часть.
чески никогда) встретишь столь четко Но дело не в формальном списке
сформулированный тезис о том, что в конце концов. дело в постанов
каждому школьнику надо дать обя
ке вопроса. Надо читать! Причем бо
зательный объем гуманитарных зна
яться тут императива вовсе не надо,
ний, которые составляют «основу са
слишком запущено сегодня дело не
моидентичности народа». Нечасто просто с сохранением русской куль
политики в качестве важного компо
туры, но даже с элементарной гра
нента своей предвыборной програм
мотностью: грамматические ошиб
мы выделяют пункт о повышении в ки сплошь и рядом встречаются уже
образовательном процессе роли та
в законопроектах, в официальных
ких предметов, как русский язык, бумагах.
русская литература, оте чественная а сколько было сказано гневных
история. В данном случае постанов
слов и написано почти слезных
ку этих вопросов таким кандидатом, просьб лучших представителей на
как Владимир Путин, можно толь
шей культуры о том, что изъятие со
ко приветствовать и поддерживать. чинения из школьной экзаменаци
Причем вне зависимости от полити
онной (и соответственно, учебной)
ческих пристрастий: по таким вопро
практики губительно не только для
сам по сути (не по частностям) просто русского языка, но и для страны
не может быть споров.
в целом. и этот отчаянный вопль пе
конечно же, само составление «спи
дагогов наконецто услышан. оста
ска 100 книг» могло бы стать увле
ется надеяться, что в нашей школе
кательнейшим процессом с привле
еще сохранились те кадры, которые
чением самых авторитетных в гума
смогут заняться возрождением ка
нитарных областях знаний людей. Но чественного преподавания русского
не только. Почему не сделать его пре
языка и литературы.
дельно широко открытым для всего
народа. Выбор книг – вместо дебили
зирующих, бес конечных и бессодер
жательных развлекательных телеви
зионных программсплетен. Чтобы
2
1
процесс выбора книжек для детей
0
2
увлек родителей посильнее тупых се
/
ь
риалов. Чтобы сами они взяли в сво
л
а
р
бодное время книжку с запылившей
в
е
ся полки. и прочли. как когдато.
ф
/
конечно же, даже для самого поверх
u
.r
ностного ознакомления с русской
р
и
литературой 100 книг будет мало.
м
й
и трудно себе представить конечный
и
к
с
список таких произведений, кото
с
у
р
рый устроил бы не то что всех мало

Члены ПоПеЧИтельского совета
вербИцкая л.а.
богДанов с.И.
вИнокуров с.Ю.
Дзасохов а.с.
Председатель попечи
Председатель наблю
Начальник управ
Заместитель
тельского совета, пре
дательного совета
ления президента
председателя
зидент Международной
Российского обще
Российской Федерации
Комиссии Российской
ассоциации препода
ства преподавателей
по межрегиональным
Федерации по делам
вателей русского языка
русского языка и
и культурным связям
ЮНЕСКО
и литературы, президент
литературы, проректор
с зарубежными
СанктПетербургского
СанктПетербургского
странами
государственного уни
государственного
верситета
университета
ДоброДеев о.б.
Игнатенко в.н.
ИларИон
Генеральный директор
Генеральный
(алфеев г.в.)
ФГУП «Всероссийская
директор
Митрополит Волоко
государственная теле
ИТАР–ТАСС
ламский, председатель
визионная радиовеща
Отдела внешних цер
тельная компания»
ковных связей Москов
ского патриархата
костомаров в.г.
лавров с.в.
мИхалков н.с.
Президент Государ
Министр иностранных
Президент Российского
ственного института
дел Российской
фонда культуры
русского языка
Федерации
им. А.С. Пушкина