sotrud.ru 1 2 ... 7 8

Ханука
25 кислева   2 тевета 5766 · 25 декабря 2005   2 января 2006
Пусть свет еврейства наполнит ваши дома и осветит улицу!






2/3
введение

Вам наверняка доводилось видеть большие девятисвечники, кото
наших великих предков, заложивших основы современной цивили
рые религиозные евреи зажигают зимой на центральных площадях
зации.
и улицах городов всего мира — от России до США и от Норвегии до
В последнее время наш народ опять норовят упрекнуть в ненави
Австралии. Ханукия — так называется этот светильник, зажигаемый
сти (как минимум, скрытой) к нееврейскому окружению. Так вот, Ха
с целью донести до сознания людей — евреев и неевреев — знания
нука — один из наших контраргументов: мы не ненавидим — на
о Б жественной поддержке, оказываемой тем, кто вопреки веяниям
против, делимся тем добрым, что в нас есть. Не навязываем, заметь
и модам бескомпромиссно придерживается принципов справедли
те, а делимся!
вости и праведности.
Ханука — праздник освещения темноты улиц. Желаем, чтобы уви
Евреи, согласно закону Торы, не занимаются миссионерством и не
денный однажды светильник, зажег свет в вашей душе, а вы, в свою
навязывают свои религию и культуру другим народам. Но как же
очередь, поделились им с окружающими.
тогда объяснить публичное зажжение ханукии? Очень просто: не со
бираясь никого «приобщать», мы лишь предлагаем окружающим
живой пример для подражания. И в пример ставим вовсе не себя, но
Еврейская община России
Слева. Любавичский ребе: «Благодаря
исполнению заповедей Хануки "Твои дети
(войдут) в Твой самый святой дом" на Земле
появится Третий храм — как знак наступления
Эры Мошиаха».
Справа. «Исполняйте заповедь о тфиллин, и Я

вам ее засчитаю, как если бы вы учили Тору

день и ночь».




РАББИ МЕНАХЕМА МЕНДЛА ШНЕЕРСОНА
из учения ребе
Во многих общинах принято устанавливать ханукальный светильник в
« Л Е В О С Т О Р О Н Н И Е »   З А П О В Е Д И
дверном проеме, напротив мезузы (пергамента со словами Торы, ук
Но среди заповедей Торы, Пятикнижия, есть и «левосторонние». Тако
репляемого на дверных косяках). Мезуза крепится к правому от входя
вой является, например, тфиллин (кусочки пергамента со словами То
щего косяку и обращена внутрь дома, ханукию же располагают напро
ры, помещенные в черные кожаные коробочки). Коробочки тфиллин
тив нее, у левого косяка, ее и задача — светить вовне, освещать улицу,
следует повязать на слабую руку, напротив сердца и на голову, пока
т. е. общественное владение.
зывая тем самым, что в чувствах своих и помыслах мы не забываем о
Правая и левая стороны, частное и общественное владения — поня
Б ге и даже «левое» стараемся направить в доброе русло. Об этой за
тия в мире аллегорий иудаизма довольно значимые. Правая (сильная)
поведи сказано в книгах Пророков: «Увидят все народы земли, что
сторона символизирует силу и способность влиять на окружающий
имя Б га наречено на тебе!».
мир. Левая (слабая) выражает некоторую отстраненность от служения
Об отношении Б га к исполнению евреями этой заповеди мудрецы
Б гу. Понятие частного владения отражает состояние, при котором
говорили: «Исполняйте заповедь о тфиллин, и Я вам ее засчитаю, как
единый Творец и Хозяин мира признается Его творениями. Обществен
если бы вы учили Тору день и ночь». Через заповедь о тфиллин рас
ное владение символизирует разрозненность творений и утрату ими
крывается важное свойство Торы — освещать и освящать не только
истинных ориентиров.

себя, но и влиять на окружающий мир. Таким образом, в заповедях

присутствует и «левосторонний» характер, выражающийся в направ
« П Р А В О С Т О Р О Н Н И Е »   З А П О В Е Д И
ленности на исправление слабого, «левого», в освещении «обществен
Мезузу заповедано укреплять на правых косяках дома, наклонив не
ного владения».
много в направлении входа. Она всякий раз должна напоминать еврею
о Б ге и Его заповедях. Мудрецы говорят, что исполнение заповеди о
Ч У Д О   Х А Н У К И
мезузе включает в себя исполнение всех заповедей. А это означает,
«Правое» свойство заповеди ханукальных свечей — это еще и отраже
что и во всех остальных заповедях присутствует «характер» мезузы:
ние характера ханукального чуда, о котором сказано: «Ты (…) отдал
направленность вовнутрь и приверженность правой стороне.
сильных в руки слабых и многочисленных — в руки немногих (…)
Действительно, в исполнении заповедей предпочтение зачастую от
и тогда пришли сыновья Твои (…) и очистили святилище Твое» (си
дается именно правой стороне. К примеру, если для исполнения запо
ла, направленность на освобождение своих). Но вершиной победы и
веди необходимы руки, то почти во всех случаях следует предпочесть
ее результатом стало «левое» свойство, освещение окружающего ми
правую левой. К тому же, многие заповеди предпочтительнее испол
ра: «И зажгли светильники во дворах святилища Твоего». Потому и
нять внутри помещения — например, молиться.
ставят ханукию у левого косяка двери.



следующая страница >>