sotrud.ru 1 2 ... 38 39

• Друг – краткая форма слова другой (друг другу,
• Ami [«droug»] est la forme courte de l’adjectif autre
сам-друг и т. д.).
– Толковый словарь русского языка
[«drougoï»].
– Dictionnaire explicatif de la langue russe
ДРУГОЙ ГИД
L’AUTRE GUIDE

Х р о н и ка к у л ьт у р ы / Ch ro n i q u e c u l t u re l l e
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – ПАРИЖ / SAINT-PETERSBOURG – PARIS
Экспресс-информация • 9/10 – 2008 • Information express



«Другой гид»

Экспресс-информация

II
2008 № 9/10
«IMPRESSIONIST & MODERN ART», SOTHEBY’S
Каталоги
аукционной
фирмы
1950-х годов «Супрематическая компози-
вой супрематизма, по Малевичу, было ис-
Sotheby’s по сравнению с другими
ция» наряду с другими произведениями бы-
кусство чистого цвета и регулярных гео-
аналогичными изданиями издавно
ла приобретена Стеделийк Музеумом, а в
метрических форм. Живописец считал, что
текущем 2008 году она была возвращена
его открытие вело свое происхождение от
отличаются особенно высоким каче-
наследникам художника в рамках достиг-
новаторских течений кубизма и футуризма.
ством. Из прикладных подручных ма-
нутого с ними соглашения. В силу исклю-
Однако в супрематизме он сделал пора-
териалов-однодневок они превраща-
чительной событийной биографии и высо-
зительный по радикальности шаг, отказав-
ются в достаточно серьезные полез-
ких художественных качеств «Супремати-
шись от какого бы то ни было предметного
ные справочные пособия для наибо-
ческая композиция» обладает уникальным
изображения и тематического сюжета.

лее ответственных журналистов и да-

культурным и историческим значением.
Среди других топ-претендентов это-
же историков искусства. Ноябрьский
«Супрематическая композиция» с ее вели-
го аукциона называют в первую оче-
колепным сочетанием геометрических цве-
аукцион этого года Art Impressionist &
редь работы Эдгара Дега и Эдварда
товых форм в исчерпывающем виде являет
Modern в Нью-Йорке, на котором
Мунка, а также обширную коллек-
собой то, что Малевич считал вершиной
изысканным образом представлено и
цию замечательных полотен Бориса
художественного выражения и вершиной
наше отечественное искусство, в этом
«интуитивного творчества». Здесь, равно
Григорьева, в том числе один из со-
положительном смысле превосходит
как и в других основных работах Мале-
вершеннейших вариантов портрета
многие другие похожие продажи: по-
вича 1915–18 годов, поражает виртуозная
выдающегося русского поэта Нико-
мимо одного основного толстого то-
сбалансированность и тонкое взаимодейст-
лая Клюева.
вие регулярных красочных элементов. Ма-
ма изданы и два дополнительных на-
Игорь ОБОДОВ
левич полагал, что самое ценное в новой
рядных содержательных альбома, це-
живописи – энергия цвета, формирующая
ликом посвященных именно русским
правильные
очертания
геометрических
Илл. на обложке (см. оборот):
художникам. Первый из них отведен
плоскостей. Именно в красочном напря-
Казимир Малевич. Супрематическая
целиком единственной работе, шедев-
жении композиций заключалась «живопис-
композиция. Холст, масло, 1916.
ру из шедевров, «Супрематической
ная сущность», но эта сущность на протя-
Илл. справа внизу:

жении веков, утверждал художник, была

композиции»
Казимира
Малевича
Борис Григорьев. Пастух в холмах
несправедливо подчинена изображению ве-
(1916). Среди богатого документаль-
щей и повествовательных сюжетов. Осно-
(Клюев-пастырь). Холст, масло, 1920.
но-изобразительного
и
текстового
материала там выделяется исследова-
ние серьезного специалиста по аван-
гарду Александры Шатских; фраг-
мент из него см. ниже:
Картина «Супрематическая композиция»
известна всему миру как первостепенная
работа одного из самых сложных нова-
торских художественных течений двадца-
того века, инициированного великим рус-
ским авангардистом Казимиром Малеви-
чем. Пятьдесят лет эта картина хранилась
в коллекции амстердамского Стеделийк
Музеум (Stedelijk Museum), где экспониро-
валась как знаковое произведение русского
авангарда и классический пример новатор-
ского искусства XX века. «Супрематиче-
ская композиция» была выставлена в рам-
ках 16-й государственной выставки в Мос-
кве в 1920 году – первой персональной (мо-
нографической) выставке художника. Экс-
позиция, носившая название «Казимир
Малевич: его путь от импрессионизма к
супрематизму», в полной мере продемонст-
рировала вклад авангардиста в художест-
венную культуру XX века. В 1927 году
Малевич посетил Варшаву, а затем и Бер-
лин, где с помощью объединения прогрес-
сивных немецких архитекторов русскому
авангардисту была предоставлена возмож-
ность познакомить европейского зрителя
со своим беспрецедентным стилем на Боль-
шой Берлинской выставке. Не получив
продления визы, Малевич уехал из Гер-

мании в июне 1927 года в СССР, временно

поручив свои работы, в том числе и «Суп-
рематическую композицию», заботам сво-
их немецких друзей, среди которых был и
архитектор-новатор Хуго Херинг. Малевич
рассчитывал вернуться в Европу и продол-
жить выставочные гастроли, однако сде-
лать это ему так никогда и не довелось. В
мае 1935 года художника не стало. В конце



следующая страница >>