sotrud.ru   1 ... 30 31 32 33



в новом здании прошла первая премьера — опера 
Бизе «Кармен». В это же время театр сменил свой 
статус — вместо Иркутского театра музыкальной 
комедии он стал называться Иркутским музы-
кальным театром.
ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР
Именно Дмитрий Скоробегов в свое время при-
гласил на работу главным режиссером Ната-
лью Печерскую, которая сформировала и воспи-
тала большинство нынешнего состава труппы. 
«На тот момент (в 1987 году) главному режиссе-
ру музтеатра Корсакову было уже 65 лет, и все по-
нимали, что нужно искать нового человека на эту 
должность. Я обратился в министерство культуры 
РСФСР с просьбой найти мне молодого режиссе-
ра, — рассказывает Дмитрий Скоробегов. — Че-
рез некоторое время мне позвонил из Москвы 
начальник отдела музыкальных театров Минис-
терства культуры РСФСР Александров и посове-
товал Печерскую. Он сказал мне тогда: «Я никогда 
не рекомендую на должность главного режиссера 
женщину, но Печерская — исключение». Я встре-
тился с ней в Москве, переговорил и пригласил 
посмотреть наш театр. Она прилетела, посмо-
трела несколько спектаклей и дала согласие. Че-
рез несколько месяцев она приехала уже окон-
чательно и поставила свой первый спектакль на 
иркутской сцене — «Сильву». Она очень хорошо 
вписалась в коллектив, взяла на себя всю художе-
ственную  работу:  репертуар,  подбор  актеров,  по-
становки. Я ей старался не мешать и во всем под-
держивать».
▼ РОК-ОПЕРА «ЮНОНА» И 
 ПЕРВАЯ ПРЕМЬЕРА — 
«АВОСЬ», ПОСТАВЛЕННА 
ОПЕРА БИЗЕ «КАРМЕН» 
СОВМЕСТНО С ТЕАТРОМ 
ПРОШЛА В НОВОМ 
«ПИЛИГРИМЫ»
ЗДАНИИ
Наталья Печерская была главным режиссе-
ром и художественным руководителем театра 
до 2005 года. Получилось, что она проработала 
главным режиссером дольше всех в истории те-

атра — 18 лет. За это время были поставлены де-

сятки замечательных спектаклей, многие из ко-
торых не сходят со сцены по сей день и собирают 
полные залы. «Парижские анекдоты», «Прекра-
сная Елена» и «Мадам Фавар» Оффенбаха, «До-
рогая Памела» Самойлова, «Кармен» Бизе, «Тра-
виата»  Верди,  «Скрипач  на  крыше»  Бока,  «Дон 
Паскуале» и «Браво, мама!» Доницетти — клас-
сика ей удавалась великолепно. Но не менее за-
мечательно она ставила и спектакли иных жан-
ров: рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», 
«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и, конечно, 
«Юнона» и «Авось» Рыбникова, поставленный 
совместно с театром «Пилигримы». Этот спек-
такль — абсолютный рекордсмен театра, в апре-
ле этого года он был показан публике уже в 300-
й раз и до сих пор посмотреть эту романтическую 
историю собирается полный зал. Многие теа-
тральные критики, да и артисты, до сих пор счи-
104

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ. СИБИРЬ





тают, что Наталья Печерская — лучший режиссер
ТЕАТР С ИМЕНЕМ
что был у музыкального театра.
В 2001 году в честь своего 60-летия музыкаль-
Сегодня она работает главным режиссером 
ный театр вновь сменил свое официальное на-
 ИРКУТСКОМУ ТЕАТРУ 
Ивановского музыкального театра, хотя иног-
звание. Постановлением губернатора Иркутской 
МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ 
да посещает Иркутск. В 2008 году она постави-
области Бориса Говорина Иркутскому музыкаль-
НИКОЛАЙ ЗАГУРСКОИЙ 
ла на иркутской сцене мюзикл «Хелло, Долли», а 
ному театру было присвоено имя народного арти-
ОТДАЛ 35 ЛЕТ СВОЕЙ 
в ноябре приезжала поздравить театр с юбиле-
ста РСФСР Николая Матвеевича Загурского.
ЖИЗНИ
ем. «Когда я пришла работать в Иркутский му-
Николай Матвеевич Загурский родился в 1912 
зыкальный театра, мне хотелось сделать из него 
году в Иркутске. Окончил иркутскую среднюю 

единый организм, ансамбль, который владеет 

школу в предместье Марата, затем Новосибир-
всеми необходимыми качествами артистов му-
ское хореографическое училище. В течение де-
зыкального театра, — рассказывает она. — Ар-
сяти лет работал актером в театрах музыкальной 
тист должен хорошо петь, играть и двигаться. В 
комедии в различных городах СССР: Новосибирс-
этом смысле ему труднее актеров других теа-
ке, Алма-Ате, Казани, Свердловске, Чите. В 1939 
тров. И моя задача была в том, чтобы слить в од-
году, формируя труппу Горьковского театра музы-
ном человеке все эти качества. Насколько уда-
кальной комедии, его директор Леонид Сагайдач-
лось это сделать? Оценивать мою работу не мне
ный пригласил из Читы молодого артиста Николая 
в чем-то я собой довольна, в чем-то нет. Созда-
Загурского. В составе этой труппы Загурский вер-
вать такой организм — дело очень длинное, и я на 
нулся в свой родной город и остался работать в пе-
это в Иркутске потратила 18 лет. Сейчас в Ива-
реименованном театре. Иркутскому театру музы-
новском музыкальном театре, где я работаю 
кальной комедии он отдал 35 лет своей жизни.
главным режиссером всего четвертый сезон, 
«Он был не только прекрасным актером, но и 
прохожу все это во второй раз».
хорошим режиссером. В Иркутском театре му-
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ. СИБИРЬ

105





зыкальной комедии он поставил 17 спектаклей. 
Наибольший общественный резонанс получил 
 ДМИТРИИЙ 
спектакль «Королева красоты» Новикова в его по-
СКОРОБЕГОВ 
становке, который имел большой успех не только 
РАССКАЗЫВАЕТ 
в Иркутске, но и на гастролях в Куйбышеве, Пензе, 
О МУЗЫКАЛЬНОМ 
Алма-Ате, Караганде, Целинограде», — рассказы-
ТЕАТРЕ ТАК, КАК 
вает Дмитрий Скоробегов.
БУДТО РАБОТАЛ В НЕМ 
В октябре 1961 года Загурский был назна-

ВСЕГДА, И ВСЕ СОБЫТИЯ 

чен директором театра и более 15 лет руководил 
РАЗВОРАЧИВАЛИСЬ 
им, продолжая быть активно занятым в репер-
НА ЕГО ГЛАЗАХ.
туаре в качестве артиста и режиссера. «Имен-
но Загурский внес наибольший вклад к развитие 
нашего театра, других вариантов на имя для те-
атра просто не было, — говорит заведующая ли-
тературной частью музтеатра Людмила Него-
да. — Этот человек был связан корнями с театром. 
Кстати, в следующем году Загурскому исполняет-
ся 100 лет».
СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
Сегодня Иркутский музыкальный театр им. Н.М. 
Загурского продолжает активно развиваться. В 
его штате числятся почти 350 человек: 38 соли-
стов, 27 балетных, 24 человека — хор, 47 — ор-
кестр,  при  театре  также  есть  рок-группа  из  трех 
человек и джазовый коллектив из пяти человек.
Театр может гордиться тем, что в его труппе 
работают народные артисты России Елена Воло-
шина, Николай Хохолков, Владимир Яковлев, за-
служенные артисты Елена Бондаренко, Вячеслав 
Варлашов, Виктор Лесовой, Николай Мальцев, 
106

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ. СИБИРЬ




Владимир Попов. Но и артисты, не имеющие пока 
званий, также высоко ценятся публикой. Многие 
зрители перед походом в театр специально инте-
 В ПРОШЛОМ 
ресуются составом, который будет играть в этот 
ГОДУ ИРКУТСКИЙ 
вечер, чтобы увидеть своих любимых артистов: 
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР 
Александра Айдарова, Владимира Антипова, 
ИМ. Н.М. ЗАГУРСКОГО 
Александру Гаращук, Светлану Лунюшкину, Юлию 
ПОЛУЧИЛ СТАТУС 
Пихтину, Анну Рыбникову, Евгения Иганса, Алек-
«НАЦИОНАЛЬНОЕ 
сандра Баязитова и многих других.
ДОСТОЯНИЕ-2010» ОТ 
Солисты балета — Мария Стрельченко, Юрий 
МЕЖДУНАРОДНОЙ 
Щерботкин, Сергей Полухин, Наталья и Вячеслав 
АКАДЕМИИ КУЛЬТУРЫ И 

Гладких, Татьяна Садовая — под руководством ла-

ИСКУССТВ (Г. МОСКВА).
уреата международных и всероссийских конкур-
сов хореографов Людмилы Цветковой также до-
стигли больших высот в своей работе.
С тех пор как из театра ушла Наталья Пе-
черская, художественным руководителем теа-
дожников. Петербургские режиссеры Владимир 
тра является его директор Владимир Шагин. «В 
Подгородинский, Юрий Александров, Сусанна 
последние годы мы пересматриваем свой ре-
Цирюк, Василий Бархатов — все они ставили у 
пертуар, — говорит он. — Мы стали ставить боль-
нас, — рассказывает Людмила Негода. — Лауре-
ше рок-опер, мюзиклов, работаем с зарубежны-
ат национальной премии «Золотая маска», ре-
ми авторами. А за счет выпускников театрального 
жиссер Людмила Налетова впервые постави-
училища заметно помолодела труппа».
ла на иркутской сцене оперу «Евгений Онегин», 
Завлитчастью Людмила Негода, говоря о по-
которая пользуется большим успехом. За счет 
литике театра, указывает на то, что реперту-
этих  разных  и  выдающихся  имен  в  театре  ро-
арная часть стала отличаться большим раз-
ждается настоящее разнообразие спектаклей. 
нообразием. «Иркутская публика за это время 
Сегодня постановки театра все яркие, интере-
посмотела спектакли настоящих величин в 
сные и запоминающиеся».
мире музыкальных театров, режиссеров и ху-
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ. СИБИРЬ

107




ТРАДИЦИИ  [TRADITIONS]

В СТИЛЕ ЭТНО

Что объединяет дизайнеров и модельеров? Желание быть признанными 
публикой, скажете вы, и, конечно, не ошибетесь. Стремление к совершен-
ству, ответите вы, и, разумеется, будете правы. Но иных мастеров, помимо 
этого, объединяет обращение к своим корням, традициям, истокам. Одним 
словом, этника.

Третий год подряд Иркутск становится площадкой, объединяющей дизайне-

ров и модельеров, для которых этническая тема — главная составляющая их 

творчества, визитная карточка и основное направление. Международный фе-
стиваль-конкурс этнического костюма «Подиум ЭТНО. Содружество» в этом 
году собрал мастеров из Приангарья, Бурятии, Хакасии, Монголии и города 
Томска. Количество участников с каждым годом растет. Все больше россий-
ских и зарубежных мастеров обращаются к традициям национального костю-
ма и стремятся попасть на фестиваль. Нынче 32 модельера представили свои 
коллекции, а знатоки моды заявили, что эти модели в скором времени появят-
ся на улицах и станут общедоступны.
108

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ. СИБИРЬ




Сцена Иркутского драматического театра име-
ни Н.П. Охлопкова на один вечер превратилась в 
подиум, по которому, вопреки законам моды, де-
филировали не профессиональные модели, а сту-
дентки иркутских вузов. Таково еще одно прин-
ципиальное отличие «Подиума ЭТНО» от других 
показов. Неважно, какая у модели внешность, 
главное — ее умение через наряд показать красо-
ту и самобытность национальной культуры. Сме-
шение стилей и традиций в одежде подчеркивало 
и то, что в славянских сарафанах на сцену выхо-
дили восточные модели, а русские девушки дефи-
лировали в нарядах с этническими азиатскими 
элементами. И те и другие смотрелись одинаково 
гармонично. Традиционные наряды русских, бу-
рят, эвенков и хакасов, современные строгие ко-
стюмы с этническими элементами, сарафаны и 
эпатажные вечерние туалеты были представле-
ны иркутской публике начинающими и професси-
ональными модельерами.
Как и во всяком другом конкурсе, на «Подиу-
ме ЭТНО» учреждены номинации. В этом году их 
было три: «Традиционный национальный костюм», 
«Этностиль в современном костюме» и «Дебют» — 
специальная номинация для юных творцов, впер-
вые заявивших о себе на фестивале. Устроили 

своеобразный конкурс и среди моделей, учредив 

номинацию «Лучшая модель».
Этническую тематику модельеры обозначили 
в названиях своих коллекций: «Мунхэ булык» (в 
переводе с бурятского «Вечный родник»), «Крас-
ный сарафан», «Славянский ход», «Нити времени», 
«Жрицы солнца», «Возрождение», «Сибирские не-
весты». Трансформация первоисточника, удачное 
ETHNO PODIUM
It is the third year in succession that Irkutsk is becoming the platform uniting fashion design-
ers and modelers, as the ethnic theme is the main component of their creative work, a business 
card of a sort, and the focus of their activity. This year, the International Contest-Festival of Eth-
nic Costumes «ETNO Podium. Concord» gathered together expert masters from the Angara 
region, Buryatia, Khakassia, Mongolia, and from the city of Tomsk. The number of participants 
increases from year to year. More and more Russian and foreign fashion masters take a keen in-
terest in traditions of ethnic folk costumes and aspire to attend the Festival. This time, 32 fashion 
designers and modelers presented their col ections, while the vogue connoisseurs asserted that 
these fashion models would appear in the streets soon and would become general y available.
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ. СИБИРЬ
109





использование элементов традиционного наци-
ва-Сербская. «Мы должны сохранять этническую 
онального костюма в современном наряде были 
культуру, будь то русский или бурятский нацио-
одними из основных критериев, по которым члены 
нальный костюмы, — сказала она. — Народ, кото-
жюри оценивали работы модельеров.
рый сохраняет свои традиции, имеет большое бу-
Кстати, в судейскую коллегию фестиваля-кон-
дущее. И очень здорово, что на этом фестивале 
курса в этом году вошли истинные знатоки мира 
встречаются, знакомятся и объединяются моде-

моды, профессиональные дизайнеры: директор 

льеры из разных регионов».
Дома моды города Улан-Удэ Софья Ни, предсе-
Объединить народы Сибири на подиуме, по-
датель Ассоциации модельеров Иркутской обла-
казать красоту и богатство этнических культур и 
сти Елена Серебрякова, модельер-конструктор 
было главной целью организаторов мероприя-
Александр Арзэ (город Москва) и другие. Пред-
тия. Директор Областного государственного уч-
седательствовала художник-модельер, академик 
реждения «Центр развития и сохранения бурят-
Академии имиджело гии, кандидат философских 
ского этноса» Александр Амагзаев верит в то, что 
наук, доктор исторических наук Лидия Соколо-
фестиваль ждет большое будущее, и с каждым го-
110
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ. СИБИРЬ




дом он будет прирастать новыми талантами. «В 
художница-модельер Анжелика Алсаткина. — Се-
Иркутской области проходит множество межна-
годня многие модельеры используют то, что от-
циональных мероприятий. «Подиум ЭТНО» стал 
шлифовано веками, и меня радует, что юные ма-
очередным таким событием, — подчеркнул Ама-
стера в XXI веке этническую тему переосмыслили, 
гзаев. — Многие этносы присоединяются к нам. 
развили. Они используют традиции и при этом со-
Надеемся, что все это поспособствует возрожде-
здают что-то новое. Взаимопроникновение куль-
нию коренных народов Приангарья».
тур имеет конкретный результат, и мы видим его на 
«Обращение к истокам и своим корням в любом 
этом фестивале. И здесь заглавное слово — этно».
творчестве — это символ выживания нации, са-
моидентификации человека, — говорит бурятская 
Евгения Липина
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ. СИБИРЬ
111

САМОРЕКЛАМА
112
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ. СИБИРЬ




<< предыдущая страница