sotrud.ru 1

"Наброски с куклы-игрушки"


Цели:


Оборудование урока:

  • образцы народных игрушек,

  • репродукции с изображением народного костюма,

  • сувенир-матрёшка из ткани,

  • альбом, карандаши, краски,

  • раздаточный материал

  • презентация

План урока:

1. Организационный момент
2. Беседа об истории народной игрушки.
3. Анализ образцов народной игрушки.
4. Практическая работа над эскизами матрешки, описание созданной матрешки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Беседа об истории народной игрушки

У матрёшки синеглазой

С балалайкою в руках,

Сарафан расшит тесьмою,

Весь в лазоревых цветах.


Раскрываешь расписную,

Глядь - а в ней ещё одна,

И похожа на большую -

Распрекрасная краса!


Только милая девица,

Развернув гармонь слегка,

Песню распевает лихо.

А за ней ещё одна.

На трещётке, изловчившись,

Такт весёлый отстучит,


Половинкою раскрывшись,

К нам меньшую пригласит.

Пять красавиц расчудесных,

В сарафанах, что в цветах,

В красках солнечных небесных!

Учитель: Действительно, разговор пойдет о деревянной кукле, которая нравится и детям, и взрослым.
Ребята, героиней нашего урока – матрешка
Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом «матрёшка»? Запишите на черновиках

(Ответы учащихся: игрушка; кукла, сделанная из дерева; русская красавица; детская игрушка; сувенир и т. д.)

Учитель: Матрешка – уникальная русская игрушка, которая стала символом нашей страны, наряду с русской березкой и русским самоваром.

А знаете, ребята, что матрешка имеет удивительную историю?




У каждого народа свои замечательные куклы. Подобно людям, некоторые из них стали знаменитыми на весь мир. Одна такая перед вами – русская матрешка. Вот они «подружки, сидящие друг в дружке»: все веселые, нарядные, деревянные русские куклы модницы, известные теперь во многих странах мира
Первую матрёшку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так.
В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму. Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и  сарафане с черным петухом в руках
Кукла получилась на удивление русской, так и хотелось назвать ее русским именем – Дуняша, Маняша, Матрена, Матреша. Так и стали новые игрушки матрешками
На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году наша матрешка получила золотую медаль. Формочки для матрёшек вытачивались из берёзовых и липовых чурок.
Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол.
Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха.

Учитель : Вы прослушали рассказ о том, как появилась первая матрёшка. Что узнали нового? А все ли слова вам были понятны?
Что такое эскиз? (Эскиз – предварительный набросок к картине, рисунку)
Подберите синонимы к слову «искусный». (Способный, даровитый, талантливый)
Испокон веку славились русские люди как искусные мастера.

Здравствуйте! Я родилась в старинном русском городе Сергеев Посад, ныне Загорск. Я настоящая русская красавица, на мне простой русский наряд: Сарафан, кофта, передник, платок. Единственное украшение это нитка красивых бус. Форма моя добротная, крутобокая, устойчивая А я Полхова – Майданская матрешка. Ну, подружка, по форме и краске тебе со мной не тягаться. Из всех матрешек я самая нарядная и праздничная. Я тоньше, выше и стройней тебя, голова у меня чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. И краски я люблю яркие, аниловые: синие, алые, зеленые. Платок на мне яркий – красный, юбка фиолетовая, фартук расцвел чудо букетом, на зеленой ветке цветы, бутоны, ягоды, фрукты. Хорошая я полюбуйтесь на меня (слайд 8)А я родилась в Семенове, и люблю ярко – красные цветы, между которыми вьются ветки с бутонами

Учитель: И еще мы познакомимся со словами «контурка» – тонкий рисунок, выполненный черной краской, завершение рисунка – «обводка».

Задание:
Ребята, мы познакомились с матрешками, которые придуманы в разных местностях нашей России. А давайте придумаем матрешку из нашего города Лесосибирска, который находится в Сибири. Давайте подумаем, как может выглядеть наша сибирская матрешка – шапочка, шубка, варежки. И мы будем творить свою сказку – особый прекрасный мир: матрешка – снегурочка, матрешка – сибирячка. Чтобы матрешки получились веселыми и красивыми, нужно самим зарядиться весельем.

Загадка: «Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна. Разбираю, собираю… То их восемь то одна». (Матрешка).
В заключение приводим просмотр детских работ и анализируем их художественные достоинства, к анализу привлекаем самих ребят

  Домашнее задание: написать сочинение «Описание созданной мною матрёшки»


Тема урока: Выполнение эскизов кукол.

Класс 6

Цели:

- Расширять представления учащихся о деятельности театра, учить изготовлению кукол и костюмов для театра, используя различные материалы;


- Развивать творческое и ассоциативно- образное мышление;

- Формировать интерес к деятельности художника в театре,воспитывать заинтерисованность в итогах творческой деятельности.

Зрительный ряд: Рисунки, иллюстрации книг , театральные афиши к спектаклям детского театра.

Оборудование урока:Тонированая и белая бумага, краски, кисти, тряпочки.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Беседа о роли куклы в спектакле.

3. Самостоятельная работа . Выполнение эскиза куклы к белорусской народной сказке “Пых”.

4.Выставка работ. Анализ и оценка итогов художественного творчества учащихся.

5.Подведение итогов урока.

Ход урока:

1.Проверить наличие учащихся на уроке, подготовку рабочего места и материалов.

2.Беседа: Рассматривая кукол и демонстрируя их движения , обсуждаем с детьми, для чего необходима кукла –артист. ( Ответы детей). Кукла – это общенный образ живого существа: человека, оленя, голубя и т.д. Куклы бывают разные, вызывать смех и слезы,благодаря иносказктельности, сказочности в кукольном театре можно создавать спектакли, которые невозможно поставить в других спектаклях.

Театр – это искусство коллективное, и создают спектакль много людей. Это и актеры, и режиссеры, и постановщики, и осветители, и ,конечно же, художник- кукольник.

Художник работает над спектаклем не только для того, чтобы поразить нас красотой декораций или кукол. Его задача сложнее-нарисовать, а затем вылепить куклу, которая соответствовала бы содержанию пьесы, раскрывали характер героя.

3. Самостоятельная работа . Выполнение эскиза куклы к белорусской народной сказке “ Пых”.

4.Выставка работ. Анализ и оценка итогов художественного творчества учащихся.

5.Подведение итогов урока.

Литература: Л.А. Сиверцева. Школьный театр кукол.Мн. Народная асвета,1988г.


ПЫХ

Белорусская сказка


  Жили-были дедка, бабка да внучка Аленка. И был у них огород. Росли в огороде капуста, свеколка, морковка и репка желтенькая. Захотелось однажды дедусе репки. Пошел он за ней. Идет-идет, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики звенят.
  Прошел дед грядку с капустой, прошел грядку со свеколкой, прошел грядку с морковкой… А вот и репка растет.
  Только наклонился, чтоб репку вытащить, да вдруг с грядки кто-то как зашипит на него:
  - Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, дедка? Не по репку ли пришел?
  Испугался дед и бежать. Бежит мимо морковки, бежит мимо свеколки, аж пятки сверкают. Еле живой до хаты добежал. Сел на лавку, отдышаться никак не может.
  - Ну что, дед, принес репку?
  - Ох, бабка, там кто-то страшный сидит. Я еле ноги унес!
  - Полно, дед! Я сама пойду, уж, верно, репку принесу…
  И пошла бабка в огород.
  Шла-шла бабка мимо грядки с капустой, мимо грядки со свеколкой, мимо грядки с морковкой. Идет бабка, торопится.
  А вот и репка.
  Нагнулась бабка, чтоб репку вытащить, а из грядки как зашипит на нее кто-то:
  - Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, бабка! Не по репку ли пришла?
  Испугалась бабка да бежать. Бежала-бежала она мимо морковки, мимо свеколки, мимо капусты.
  Еле-еле до хаты добралась. Села на лавку, тяжело дышит, отдышаться не может.
  - Ой, дедка, твоя, правда! Кто-то там страшный сидит и пыхтит. Еле-еле ноги унесла!
  Поглядела на дедку с бабкой внучка Аленка, пожалела их и говорит:
  - Я принесу репку!
  Пошла Аленка в огород. Идет-идет, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики звенят.
  Прошла Аленка грядку с капустой. Прошла грядку со свеколкой, прошла грядку с морковкой…
  А вот и репка растет.
  Только наклонилась она, чтоб репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то:
  - Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, Аленка! Не по репку ли пришла?

  Засмеялась тут Аленка и как крикнет звонким голосом:

  - Так, так, так! Это я, Аленка! Бабке с дедкой за репкой пришла.
  А на грядке кто-то снова как запыхтит:
  - Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
  Нагнулась Аленка над грядкой, чтоб разглядеть, кто там такой страшный сидит, и вдруг увидела: лежит на грядке какой-то колючий клубочек, глазками-бусинками поблескивает и пыхтит:
  - Пшш-ппы-ы-хх!
  Засмеялась девочка:
  - Ах ты, ежик, ежик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?
  А ежик вытянул кверху острую мордочку и опять:
  - Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
  Потянула Аленушка репку раз, потянула другой, и третий и вытянула репку. Да такую большую! Круглую да желтенькую.
  Сладкую-пресладкую. Взяла Аленка репку, ежика в передничек положила – и домой. Бежала мимо морковки, бежала мимо свеколки, бежала мимо капусты. Быстро-быстро бежала! И мигом к своей хатке прибежала. А навстречу ей дедка с бабкой вышли. И спрашивают:
  - А где же репка?
  - А вот вам репка!   Обрадовались тут дедка с бабкой:
  - Ну и внучка у нас! Ну и Аленушка! Молодец девочка!
  - А как же зверь этот, Пых страшный? Не испугалась ты его?
  Раскрыла тут Аленка передничек.
  - А вот вам и Пых!
  То-то смеху было!