sotrud.ru 1

Вариант 3

А 1.
В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный звук?

1)дОчиста 2)партЕр 3)призЫв 4)тотчАс

А 2. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить КАМЕНИСТЫЙ?

1)И упало каменное сердце на мою еще живую грудь.

2)Эти сооружения возникли в период перехода от деревянного зодчества к каменному.

3)Мы шли долго в темном лесу по извилистой каменной тропке.

4)В жаркие июльские дни, когда каменный город изнывал от солнца, в парке царила тишина и прохлада.

А 3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1)прочитая рассказ 3)в две тысячи пятом году

2)менее значительный 4)поезжай домой

А 4.Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Изучая растения средней полосы,

1)у меня появился интерес к этой проблеме.

2)некоторые из них используются для озеленения участков.

3)они были собраны в гербарий.

4)обратите внимание на их отличие от растений других зон.

А 5.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1)Кафе-столовая открылась рядом с вокзалом.

2)Опоздавшим ученикам следует объяснить всем нам, что произошло.

3)Согласно инструкции, представленной в учебнике, при определении спряжения глагол следует поставить в форму инфинитива.

4)Баллада «Людмила», приносящая славу Жуковскому, является вольным переложением баллады немецкого поэта Г.Бюргера.

Прочитайте текст и выполните задания А 6 – А 11

(1)…(2)А вот. Например, человек и морская свинка утратили эту способность в ходе эволюции. (3)Так что людям необходимо получать вместе с пищей по 50-100 мг витамина С в сутки. (4)»Аскорбинка» участвует во всех видах обмена веществ, обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капилляров, способствуя укреплению костной ткани зубов. (5)При недостатке витамина С у человека развивается цинга: десны становятся слабыми и начинают кровоточить, так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани. (6)… цинга часто поражала мореплавателей, долгое время лишенных свежих овощей и фруктов.


А 6.Какое из приведённых предложений должно быть первым в этом тексте?

1)Аскорбиновая кислота, или витамин С, участвует в организме во многих ферментативных реакциях.

2)Витамин С необходим для синтеза белка соединительной ткани животных – коллагена.

3)На фармацевтических фабриках аскорбиновую кислоту получают из дешевого доступного сырья – глюкозы.

4)Организмы растений и многих животных умеют сами производить аскорбиновую кислоту.

А 7. Какое из приведенных ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1)Одним словом, 3)Поэтому

2)В силу того что 4)Вопреки этому

А 8. Какие слова не являются грамматической основой в одном из предложений?

1)людям необходимо получать (3) 3)не образуются волокна(5)

2)десны становятся слабыми и начинают кровоточить(5) 4)цинга поражала(6)

А 9. Укажите верную характеристику( 5) предложения.

1)сложносочинённое

2)сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью

3)сложноподчиненное

4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

А 10.Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЛИШЕННЫХ из 6 предложения.

1)страдательное причастие 3)деепричастие

2)прилагательное 4)действительное причастие

А 11. Какое слово в тексте имеет значение «система однородных клеток и продуктов их жизнедеятельности»?

1)пища (3) 3)ткань (4, 5)

2)витамин (3) 4)десна (5)

А 12.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела бараба(2)ая дробь, нежда(3)о началась атака неприятеля.

1)1 2) 2 3)2, 3 4) 1, 2, 3

А 13.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?


1)в..тряной, ул..жить, передв..гать

2)хл..потать, уц..леть, по..виться

3)м..лосердие, заб..вляться, гор..зонт

4)ун..жать, вр..менной, перен..мать

А 14.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)в молчани.., на ступен.., о Марь..

2)ч..рный, ноч..вка, подожж..т

3)ц..ган, ц..рк, круглолиц..й

4)мощ.., роскош.., плащ..

А 15.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква и?

1)накле..шь, невид..мый

2)колебл..шь, завис..мый

3)верт..шь, схвач..нный

4)смотр..шь, обруч..нный

А 16.В каком варианте указаны все слова, где пропущена Е?

А.претерп..вать 1)А, Б, Г

Б.привередл..вый 2)А, Б, В

В.алюмини..вый 3)В, Г

Г.успока..ваться 4)А, В

А 17.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется и?

Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: н(1) видит добрых он, куда н(2) обернется, а первый сам н(3) с кем н(4) уживется.

1)1, 2 2)2 3)2, 3 4)3, 4

А 18.В каком предложении все выделенные слова пишутся раздельно?

1)Он вошёл, (не)смотря по сторонам, (от)того что ему было стыдно.

2)Я получила письмо (от)того лейтенанта, с которым мы (в)месте летели в Москву.

3)Я обиделась на тебя (за)то, что ты опоздал, (при)том на целый час.

4)Благодарю тебя (за)то поздравление, которое ты прислал, (не)обидевшись на моё молчание.

А 19.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия.

Заморосил мелкий дождик ( ) и весь видимый горизонт обложило тучами.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.


3)Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

А 20.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я тут же расстался с Марьей Ивановной (1) поручив её Савельичу (2) и дав ей письмо к моим родителям (3) и она уехала.(А.Пушкин.)

1)1, 3 2)2, 3 3)3 4)1, 4

А 21.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

1)1, 2, 3, 4 2)1, 2 3)3, 4 4)1, 3

А 22.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

1)По улицам лежали груды углей и торчали закоптелые стены без крыш и окон.

2)Герман стоял в одном сюртуке не чувствуя ни ветра ни снега.

3)Звон ножей и вилок слился с шумным говором гостей Кирилла Петрович весело обозревал всю трапезу и вполне наслаждался счастием хлебосола.

4)На дворе у Кириллы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат и составляли одну из главных забав покровского помещика.(А.Пушкин.)

А 23.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Речная вода обладает удивительным свойством: трудно отличить настоящие берега и заросли от их отражения в воде.

1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3)Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чем говорится во второй части.

4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой.


А 24.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

1)1, 2, 4 2)2, 4 3)1, 4 4)1, 3

А 25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

К вечеру пошел дождь (1) и (2) пока мы ехали по проселку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

1)1, 3 2)2, 3 3)3, 4 4)1, 2, 3, 4

А 26.В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1)История души героя – это история души романтика, который осознаёт неисполнимость его романтических мечтаний.

2)Нельзя отождествлять образ, который создан поэтом, с самим поэтом.

3)Лермонтов часто изображает внутренний мир персонажа с помощью пейзажа, который выполняет и психологическую функцию.

4)Исследователи говорят о внутренней конфликтности стихотворений Лермонтова, в основе которой лежит столкновение мечты и реальности.

А 27. Прочитайте текст.

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

В каком из приведенных предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибирь занимает две пятых пространства Азии, и поэтому в планах экономического развития России этому региону уделяется большое внимание.

2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.


3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

Прочитайте текст и выполните задания А 28 – А 30; В 1 – В 8; С 1.

(1)Прочитал статью, в которой моральный облик нескольких молодых людей поставлен в зависимость от материальной обеспеченности (богатые папа с мамой, папина «Победа», лишние карманные деньги…).

(2)Но мне кажется, что материальная обеспеченность не связана с уровнем морали никоим образом.

(3)Моральный облик человека зависит от его воспитания.(4)Тургенев был очень богат, Толстой был граф, Диккенс не бедствовал.(5)С другой стороны, Бетховен и Рембрандт умерли в бедности.(6)Купца Третьякова или богача Савву Мамонтова я не упрекнул бы в аморальном поведении, так же как нищих писателей А.Грина и Велимира Хлебникова.(7)Бывают бедные жулики и обеспеченные люди образцового поведения, так же как богатые подлецы и бедняки, исполненные благородства.

(8)Итак, моральный облик человека зависит от его воспитания.(9)Качество воспитания зависит от культуры, умения и моральных принципов воспитателей.(10)К воспитателям относятся как отдельные люди (родители, учителя, друзья), так и общество в целом с его орудиями воспитания: искусство всех видов, печать, радио, церковь.

(11)Моральный уровень общества или времени (века) зависит от господствующих в данное время моральных принципов.(12)Например, одним из моральных (а если быть точным – аморальных) принципов двадцатого века во многих странах стал подмеченный, предсказанный и разоблачённый ещё Достоевским принцип: «Всё дозволено».(13)Его воздействию подвергаются люди самого различного материального положения.(В.Солоухин.)

А 28.В каком предложении выражается авторское отношение к зависимости морального уровня общества от материальной обеспеченности?


1)1 2)7 3)9 4)11


А 29.Какие типы речи представлены в тексте?

1)описание

2)рассуждение

3)повествование и описание

4)повествование и рассуждение


А 30.Укажите предложение, в котором используется однокоренные антонимы.

1)2 2)3 3)10 4)12


Часть 2.



В 1.
Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В 2.Из предложений 1-3 выпишите все местоимения.

В 3.Из предложения 9 выпишите словосочетание со связью согласование.

В 4.Среди предложений 1-3 абзаца найдите в составе сложного односоставное безличное предложение. Напишите его номер.

В 5.Среди предложений 2-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

В 6.Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.

В 7.Среди предложений 1-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи вводных слов. Напишите его номер.

В 8.Прочитайте фрагмент рецензии, в котором анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.


Текст построен на ___ : о чём бы ни говорил автор, он неизменно сталкивает моральный и материальный факторы, моральное и аморальное поведение, богатых и бедных людей. Для этого он широко использует ___ , в том числе и однокоренные. Текст не изобилует тропами. На лексическом уровне автор сознательно неоднократно использует ___ , так что иногда они выглядят как речевые ошибки. Синтаксические средства очень убедительны. Так, в третьем абзаце он приводит сразу три коротких ___ . Для связи предложений используются и ___ (в тексте их три) . ___ расширяют информационный фон, придают тексту доказательность.

1)эпитет

2)антонимы


3)синонимы

4) антитеза

5) ряды однородных членов

6)лексический повтор

7)нераспространённое предложение

8)неполное предложение

9)риторический вопрос

10)вводные слова


С 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора (рассказчика). Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.