sotrud.ru 1


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ

КРАСНОПЕРЕКОПСКОЙ РАЙГОСАДМИНИСТРАЦИИ

ТАВРИЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

І-ІІІ СТУПЕНЕЙ


Изучение уровня сформированности норм поведения, адекватных поликультурному обществу


выступление

на методическое объединение

классных руководителей


Подготовила

учитель начальных классов

Шишкина Екатерина Валерьевна


с.Таврическое – 2011


Важнейшей проблемой современного общества является преодоление напряжения в межнациональных и межконфессиональных отношениях. В этих условиях особую актуальность приобретает поликультурное воспитание детей и молодежи, поиск путей и механизмов формирования поликультурной личности в процессе обучения и воспитания.

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий.

Фундаментальной задачей поликультурного развития личности является формирование ее мировоззрения, ценностного сознания и системы базовых знаний. При этом важное значение имеет усиление интегративных механизмов современного образования, способствующих гармонизации общественных процессов в духе взаимного диалога и толерантности.

Младший школьный возраст – это наиболее важный этап в этнической социализации ребенка, когда наиболее активно идут процессы формирования его национального характера, норм поведения, вкусов, традиций и обычаев своего народа. В этом возрасте дети открыты для взаимодействия с другими народами, легко усваивают их языки и традиции. Цель образования: закрепить эти природные особенности ребенка и создать основу для их дальнейшего развития.



Формирование у учащихся норм поведения, адекватных поликультурному обществу, предусматривает работу в таких направлениях:

- Формирование в сознании младших школьников целостной картины социоприродного и поликультурного мира через познание природы и общества родного края, страны, мира.

- Обеспечение восприятия детьми окружающей действительности через призму национальной и иных мировых культур.

- Усвоение общечеловеческих и этнокультурных норм поведения, адаптация к жизни в поликультурном мире, определение места и роли личности в окружающем мире.

- Формирование эколого-экономической и валеологической культуры, навыков безопасной жизнедеятельности, в том числе и на основе приобщения к народной мудрости и национальным традициям.

- Воспитание чувства патриотизма, национального самосознания, уважения к культуре своего и других народов, любви и бережного отношения к природе родного края.


Поликультурное образование необходимо реализовывать через следующие содержательные линии:

1) изучение исторического и культурного развития своего народа, его культурных ценностей (обычаев, обрядов, вероисповеданий), знакомство с традициями народного воспитания и морально-этическими нормами;

2) усвоение знаний о других культурах, осознание общего и особенного в образе жизни культурных ценностях и ориентирах разных народов, воспитание к ним уважительного отношения;

3) усвоение знаний о межкультурном и межнациональном взаимодействии в поликультурной среде как неизбежной реальности и необходимости прогрессивного развития общества.


При планировании воспитательной работы по формированию поликультурной личности важно изучить поликультурную подготовленность учащихся, уровень сформированности у них норм поведения, адекватных поликультурному обществу.


Основные показатели поликультурной подготовленности учащихся:

• знание о поликультурном пространстве, факторах его формирования и функционирования;


• эмоциональное отношение к реалиям поликультурной среды в целом и к конкретным ее представителям;

• поведение, отражающее уважение к иным культурам и их носителям, стремление к конструктивному диалогу.


В каждом показателе необходимо определить уровни: высокий, средний, низкий - и критерии их определения.


Уровень знаний о поликультурном обществе оценивается как высокий, средний и низкий исходя из следующих критериев:


• высокий уровень - знания носят глубокий характер, учащийся знаком с проблемами поликультурного пространства, диалога культур и свободно оперирует фактами, а также свободно ориентируется в информационном пространстве поликультурного общества и критически относится к получаемой информации;


• средний уровень - знания носят бытовой характер и не опираются на фундаментальные представления о сути современного поликультурного общества и процессах его становления; самостоятельную активность для получения информации о поликультурной среде учащийся не проявляет и не видит в этом необходимости;


• низкий уровень - знания о поликультурности современного мира отсутствуют и не имеют актуальности для учащегося, отсутствует и критический подход к получаемой информации, относящейся к особенностям поликультурного пространства.


Эмоциональное отношение к представителям иных культурно-этнических общностей оценивается по уровням: высокий, средний, низкий по следующим параметрам:


• высокий уровень - критическое осмысление иной культуры, эмоциональная оценка которой имеет рациональные основы и определяется уверенностью в том, что все социокультурные общности имеют право на существование во всех их проявлениях, причем личностно значимым является сохранение своей социокультурной идентичности;

• средний уровень - эмоционально-положительное принятие иных культурно-этнических ценностей и их проявлений без критического анализа и в ущерб своей личной социокультурной идентичности, что приводит к потере личной социокультурной идентичности и, как следствие, уменьшает потенциальные возможности понимания ценностных оснований иных социокультурных общностей;



• низкий уровень - преимущественное эмоционально-отрицательное восприятие иных социокультурных общностей, подчеркивание особой роли своей социокультурной группы, что сводит к минимуму мотивацию к знакомству и изучению иных культур, а следовательно, для индивида теряется роль многообразия культур в развитии цивилизации.


Уровень сформированности норм поведения, адекватных поликультурному обществу: высокий, средний и низкий - оценивается по следующим критериям:


• высокий уровень - нормы поведения основываются на ценностях взаимного уважения представителей различных социокультурных общностей и терпимости, что обеспечивает возможности бесконфликтной продуктивной деятельности в поликультурном обществе и создает предпосылки для развития личности;


• средний уровень - в поведении личности проявляется уважение к представителям одних культур и негативное отношение к другим, что определяет выборочное положительное и отрицательное отношение к поликультурной среде и становится условием развития конфликтов;


• низкий уровень - в поведении проявляются националистические тенденции, учащийся склоняется к ценностям шовинизма, фашизма, национализма, что блокирует сотрудничество с представителями различных социокультурных общностей и создает предпосылки к развитию конфликтов.


Можно с уверенностью сказать, что учащиеся, которые будут участвовать в поликультурной образовательной деятельности, смогут демонстрировать высокий уровень знаний о поликультурной среде и диалоге культур, проявлять высокий уровень эмоциональной и поведенческой культуры, смогут критически оценивать поликультурную реальность, быть более терпимыми к проявлению иных социокультурных групп, а также иметь первоначальный опыт проектирования своей деятельности на стыке культур в будущем.