sotrud.ru 1

Выступление перед мастер-классом. Ракобольская Н.Н. –руководитель ШМО начальных классов.

Что такое мастер-класс, его задачи и цели.

“Я знаю как – я вас научу” – таков девиз образовательного мастер-класса.

Мастера своего дела,  действующие специалисты, делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими. По сути дела мастер-класс это передача действующей технологии!

Такой способ взаимодействия обладающего признанным авторитетом мастера и учеников, который обеспечивает передачу мастером ученикам опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Учителю необходимо постоянно учиться, Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс. Фактор “взаимо” здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта.

Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер–класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.

Алгоритм технологии мастер – класса


  •  кратко характеризуются основные идеи технологии;

  •  описываются достижения в работе;
  •  доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;


  •  определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

Представление системы учебных занятий:

  • описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;

  • определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

Проведение имитационной игры:

  • учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

  • слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

Моделирование:

  • учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;

  • мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;

  • мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия

Рефлексия: проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Начальная школа МОУ-СОШ №8 работает по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков. 

Задачи: Одна из важнейших задач - воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.


Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Содержание: более богатое, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. Обогащено содержание обычных, общепринятых в школе предметов - русского языка и чтения, математики и трудового обучения. Большое значение имеет самостоятельная деятельность учащегося по получению знаний.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

Тема мастер-класса «Соединение науки с практикой - главная тенденция современного образования». В своём выступлении Колычева О.В. расскажет о том, как в начальных классах даются детям научные понятия через имеющиеся у них знания, расширяя их и показывая значимость научных сведений в жизни.

Мастер-класс состоит из трёх разделов:


    1. Вступление, в котором обозначается проблема и намечаются пути её решения.

    2. Практическая часть, где идёт диалог учителя со слушателями.

    3. Заключение, выводы.

Во время выступления Ольга Владимировна будет предлагать вопросы для обсуждения. Просим принять активное участие в практической части мастер-класса.


Самоанализ проведенного мастер-класса учителя Колычевой О.В.


Считаю, что тема мастер-класса актуальна, так как развитие науки оказывает огромное влияние на жизнь в современном обществе. Обществу нужна грамотная, всесторонне развитая личность, поэтому знакомство с научными понятиями начинается с первого года обучения в школе. Знания детей расширяются, уточняются, а самое главное, показывается важность приобретения знаний для взрослой жизни.

Материал мастер-класса соответствует требованиям УМК Занкова, так как программа направлена на всестороннее развитие личности и учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую.


Временные рамки выдержаны. Структура соответствует требованиям. Использован теоретический, практический материал и ИКТ, что позволило раскрыть тему и добиться достижения целей мастер-класса.

Надуюсь, материал выступления будет использован коллегами в своей работе.


Отзывы о мастер-классе, проведенном учителем начальных классов МОУ-СОШ № 8 Колычевой О.В.


Иночкина Л.В.-учитель начальных классов МОУ- СОШ №3.

Затронута важная тема для обсуждения. Интересный практический материал, позволяющий формировать научные понятия и применять их в жизни. Учитель доступно и ярко раскрыла тему мастер-класса. Для себя узнала много интересного, обязательно использую в своей работе. Заинтересовала программа РО Занкова и её задача – научить детей мыслить, рассуждать, добывать знания.


Соседова Г.В. – учитель биологии МОУ - СОШ №8.

Заинтересовала методика подачи научных сведений в начальных классах. Очень важные понятия усваиваются детьми легко, запоминаются на всю жизнь. Знания, полученные в начальной школе, помогут расширить кругозор в среднем звене.

Мастер-класс проведён профессионально, чётко прослеживается и подробно раскрывается тема. Речь учителя яркая, эмоциональная, что показывает заинтересованность педагога и его эрудицию, знание темы.

Интересна практическая часть, которая продемонстрировала эффективные приёмы работы с учащимися. Убедилась, что учитель Колычева О.В. работает в соответствии с новыми требованиями ФГОС в начальной школе.