sotrud.ru 1


ЗАЯВКА

на участие во Втором Всероссийском конкурсе авторских программ, учебно-методических материалов и виртуальных ресурсов по повышению родительской компетенции на тему: «Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе!»


ФИО автора образовательной программы/материалов:____________________

_______Осипчук Елена Гифатовна_____________________________________


Название образовательной программы/ материалов:____Родительский лекторий. Учимся вместе. _______________________________________________________


Конкурсная номинация (п.1.3 Положения о Конкурсе)____физическое лицо_

__________________________________________________________________

Срок реализации образовательной программы/материалов_______3 года_______

Образовательное учреждение, реализующее образовательную программу/ материалы (полное наименование)___муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 муниципального образования город-курорт Геленджик______________________________________

Информация об авторе образовательной программы/материалов

Образование: высшее

наименование образовательного учреждения (полностью)__ муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 муниципального образования город-курорт Геленджик_______________________

специальность (по диплому)_____история_____________________

квалификация (по диплому)_____историк, преподаватель истории и соц.-полит. дисциплин_____________________________________________________________

место работы______ МОУ СОШ № 12 г. Геленджика_________________________

занимаемая должность____заместитель директора по НМР, учитель истории и обществознания________________________________________________________


квалификационная категория______высшая___________________

педагогический стаж______17 лет___________________________________

стаж работы со школьниками_____17 лет____________________________

стаж работы со школьниками в системе дополнительного образования детей______________________________________________________________

дата рождения_____25. 07.1969г.______________________________

Контактный телефон, электронный адрес__89628528283, раб. 886141 63386, gifatovna_lena@mail.ru __________________________________________________


Дата заполнения 7.03.2011г. Подпись________________


СПРАВКА

о реализации авторской программы / учебно-методических

материалов


Образовательное учреждение (наименование)___ муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 муниципального образования город-курорт Геленджик__________________________________________________________________

действительно реализует образовательную программу/материалы (название)________

_______Родительский лекторий. Учимся вместе_________________________________________

разработанную (ФИО автора)_____Осипчук Елена Гифатовна____________________________

Срок реализации программы/материалов______3 года_________________________________

Срок реализации программы/ материалов в данном учреждении_____3 года ___

Востребованность образовательной программы/материалов, наиболее значимые результаты ее реализации_____Данные материалы входят в программу родительского лектория, который в МОУ СОШ № 12 реализуется с 2008 года. Участие в лектории психолога школы, практические советы, доступные формы изложения материала с опорой на анкетирование учащихся и учителей, использование мультимедийных презентаций, актуальность тематики лекториев делают их популярными среди родителей. Большой интерес вызвала у родителей теория «возрастных задач». Памятки для родителей, которые оказались очень востребованными ими, помогли сравнить уровень развития и воспитания собственных детей с возрастным, выявить проблемы и поставить задачи воспитания на ближайшее время и в перспективе. Практика проведения Лекториев показала, что укрепляется связь родителей со школой, минимизируются конфликтные ситуации в школе между родителями и учителями, между родителями и учащимися, повышается уровень педагогической культуры родителей, которые принимают участие в жизни школы.


Информация об учреждении:

Фактический адрес____353490, Краснодарский край, г-к. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Горная, 23.________________________________________________________________________

Телефон___8(86141) 63386__________________________________________________________

Электронный адрес:_____ musosh_12@rambler.ru ______________________________________

ФИО руководителя учреждения (полностью)________________________________________

_________Турецкая Елена Лазаревна________________________________________________

Подпись руководителя учреждения

М.П.


II Всероссийский открытый конкурс авторских программ, учебно-методических материалов и виртуальных ресурсов по повышению родительской компетенции на тему:

«Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе!»


Управление образования муниципального образования город-курорт Геленджик

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 муниципального образования город-курорт Геленджик

дата образования и организационно-правовая форма;

353490, Краснодарский край, г-к. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Горная, 23


Родительский лекторий. Учимся вместе


353490, Краснодарский край, г-к. Геленджик,

с. Дивноморское, ул. Кошевого, д.12

Осипчук Елена Гифатовна

т.: 89628528283, 8(86141)63386

Лозовая Ольга Николаевна


Геленджик, 2011

Цель: повышение родительской компетентности через проведение родительских лекториев, содействие государственной политике по укреплению института семьи, создание единого образовательно-воспитательного пространства сельской школы для обеспечения полноценного развития детей и подростков, стимулирование родителей к максимально активному участию в жизни ребенка, в его достижениях в процессе образования и творческом саморазвитии.


Задачи:

- повышение родительской компетенции в области толерантности и воспитания личным примером;

- изучение семьи обучающихся, личностных качеств родителей, уровня их компетентности в отношениях с детьми и подростками;

- актуализация проблем семьи и родительской компетентности, являющихся фундаментальной основой полноценного детства;

- налаживание тесного взаимодействия семьи и школы через проведение родительских лекториев;

- выявление педагогов, мотивированных на совершенствование профессиональной деятельности в области работы с родителями по повышению уровня педагогической и психологической компетентности.

Концептуальные подходы (методики, программы):

личностное развитие ребенка, компетентностный подход, основоположником которого является Д.Равен и его исследовательский труд «Компетентность в современном обществе», возрастной подход к процессу формирования ключевых компетентностей, сотрудничество школы и семьи в организации досуга и отдыха детей.

Основные мероприятия и механизмы реализации: родительские лектории, консультирование, классные родительские собрания; социальное информирование; посещение семьи; родительские конференции; дни открытых дверей; КТД и другие.

Кадровое обеспечение: лекторская группа, состоящая из педагогов, осуществляющих инновационные подходы в воспитании, психолог школы, социальный педагог.

Финансовое обеспечение: не предусмотрено.

Схема управления сопровождением с указанием участников:




Достигнутые результаты:

- выявлены зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями;

- повысилась родительская компетентность в области толерантности и воспитания личным примером;

- изучение семьи обучающихся, личностных качеств родителей, уровня их компетентности в отношениях с детьми и подростками;


- актуализация проблем семьи и родительской компетентности, являющихся фундаментальной основой полноценного детства;

- налаживание тесного взаимодействия семьи и школы через проведение родительских лекториев;

- выявление педагогов, мотивированных на совершенствование профессиональной деятельности в области работы с родителями по повышению уровня педагогической и психологической компетентности


I. Введение.

Современное образовательное учреждение является важным институтом воспитания подрастающего поколения. Сегодня приоритет отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности. Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны – усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, повышается социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие – рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь. Поэтому одной из важнейших задач школы сегодня – совершенствование воспитательной деятельности, более полная реализация воспитательного потенциала содержания образования. Однако поставленные задачи не будут в полной мере реализованы без эффективно налаженной работы с родителями. Именно от взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания детей зависит эффективность воспитательной системы.

Сегодня во многих образовательных учреждениях остро стоит проблема взаимоотношения с родителями. Низкая посещаемость родительских классных и общешкольных собраний, нежелание родителей участвовать в жизни класса и школы, работе Управляющего совета, низкая информированность родителей о жизни школы и многие другие проблемы – следствие как негативных социальных явлений, так и неумение администрации, классных руководителей взаимодействовать с родителями в современных условиях, авторитарный стиль взаимоотношений учителя с родителями, отсутствие целенаправленной работы методистов по повышению компетентности во взаимодействии с семьей.


Основными направлениями взаимодействия школы и семьи являются:

- создание условий для успешности родителей;

- активное вовлечение родителей в воспитательный процесс классного коллектива и школы, использование их интеллектуального и практического опыта;

- сотрудничество в организации досуга и отдыха детей;

- создание условий для развития родительских общественных объединений.

Успешность взаимодействия школы с родителями зависит и от заинтересованности педагогического коллектива школы в повышении педагогической культуры родителей. В решении задач воспитания детей школа и родители должны стать единомышленниками. Этому поможет организация разнообразных форм взаимодействия с родителями:

- родительские лектории;

- консультирование;

- классные родительские собрания;

- социальное информирование;

- посещение семьи;

- родительские конференции;

- дни открытых дверей;

- КТД и другие.

Для организации и проведения родительского лектория, собрания необходима тщательная подготовка: разработка плана мероприятия, предварительное анкетирование родителей и учащихся по теме встречи, формулирование вопросов для обсуждения, приглашение школьного психолога или другого специалиста, подготовка памяток в виде рекомендаций для родителей.

Основная цель родительских собраний – поиск совместных путей решения возникающих проблем, связанных с обучением и воспитанием детей.

II. Лекторий для родителей.

Предлагаю вашему вниманию беседу с родителями на родительском лектории «Вечные ценности: о родительской любви».

- Свой рассказ хочу начать со старинной украинской легенды из книги В.А. Сухомлинского «Письма к сыну».

«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе. Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату…Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели ее в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам мать выходила из темного сарая.


Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке».

Пришли, разделись, искупались. Сын убил мать, вынул из ее груди сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

Такова легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских. «Если в сердце сыновьем загорелась искра, в тысячу раз меньше материнской любви, - говорит украинская народная мудрость, - то тогда эта искра горела бы всю жизнь человеческую неугасимым пламенем».


Человечество существует потому, что существует материнская любовь. Нет ничего святее и бескорыстнее любви Матери: всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна по сравнению с нею, - я думаю, что в этих словах В.Г. Белинского нет ни капли преувеличения.

В основе любых достойных человеческих отношений лежит любовь. Например, любовь к Родине рождает патриотизм, уважение к своим предкам, любовь к ближним – сострадание и доброту, порядочность, любовь к избраннику – целомудрие и преданность, любовь к детям – жертвенность и ответственность.

Родительская любовь должны быть мудра и терпелива. Недостаточно только родить ребенка, подарить ему физиологическую жизнь, надо суметь открыть ему пути к любви, к внутренней свободе, вере и совести, ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья.

Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Только тогда находится общий язык, и изживаются противоречия между двумя поколениями. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться ненавязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской любви.

Среди учеников 5-х и 6-х классов я провела анкетирование. Был задан вопрос: «Какими вы хотели бы видеть своих родителей?»

В 5а классе 16% ответили: «Какие они есть».

80% - «Добрыми и ласковыми»:

«Я хочу видеть своих родителей добрыми, чтобы они любили своих детей…»

«Я хочу видеть своих родителей счастливыми, веселыми, добрыми, заботливыми»

«Я хочу видеть своих родителей добрых, не злых, чтоб на меня не кричали и не били ремнем»

«Я хочу видеть своих родителей повыше, добрыми»

«Я хочу видеть своих родителей: чтоб они не ругали за уроки и можно есть, что хочешь, и покупали сок персиковый, яблочный».


В 6б классе:

«Я хочу, чтоб мои родители были: всегда веселыми, всегда красивыми и самыми лучшими родителями в мире».

«Меня все устраивает в родителях, но хотелось бы и еще немногого. Чтобы родители одинаково любили старшего и младшего ребенка».

«Я хотел бы, чтобы мои родители были добрее. Чтобы они разрешили мне дома держать собаку большой породы!!!»

12% - «Я хочу, чтобы родители никогда не ссорились, не ругались, жили лучше, дружнее, чем сейчас»

50% - «Меня и так устраивают мои родители»

25% - «Добрыми, отзывчивыми»

В 6г классе:

45% - «Я хочу, чтобы мои родители такими же и оставались»

37% - «Добрыми, хорошими, ласковыми»

«Я хотел бы видеть своих родителей, чтобы они не ссорились и не ругали нас»

«Чтоб они были больше дома».

На вопрос: «Какими бы вы хотели видеть своих детей?» получены следующие ответы:

В 6г классе:

«Умными, грамотными, счастливыми, красивыми, трудолюбивыми, храбрыми, послушными, не воровали, учились хорошо, веселыми, не болели, добрыми, уважали взрослых людей, любили своих родителей, не наркоманами, помогали родителям, любили школу, слушались, культурными, вежливыми, любили читать, не жадными, с характером.

В 66 классе:

«Общительными; дружными; богатыми; спортивными; не ленивыми; с юмором; спокойными; не курили и не пили; здоровыми; отличниками; поменьше знали матов, а больше русских слов; чтоб защищали младших и всегда добивались своих целей; чтобы были похожи на меня; благодарные, дружные; любили семью...»

Итак, ребенок нуждается в понимании и уважении к себе, как к личности. Каждый ребенок, а особенно подросток, должен видеть перед своими глазами образец любви, на основе которого он впоследствии может строить свои чувства по отношению к окружающим его людям. Чтобы развиваться верно и творчески, он должен иметь в своей семье очаг любви, единомыслия и счастья. Если он не научиться любви в семье своих родителей, то где же ему этому научиться. Если ребенок в детстве не привыкнет искать счастье во взаимной любви, это может привести к его поиску в дурных и злых влечениях. Не случайно многие школьники хотели бы воспитать своих будущих детей таким образом, чтобы они их любили. Возможно, в этом есть немного эгоизма, однако желание быть нужными и любимыми - естественное желание каждого нормального человека. Может, эта потребность диктуется недостатком теплых чувств, которые они не дополучили от своих родителей. Оно и понятно. Центром любви в семье, примером и образцом для подражания для ребенка является мать. Но у нее порой физически не хватает времени заниматься в должной степени своим чадом. Слишком много на ней лежит обязанностей: домашнее хозяйство, работа, а если еще и муж не является единомышленником в общем деле воспитания, а лишь односторонним потребителем сил и внимания, то ребенок фактически лишен правильного понимания любви и воспитания этого высокого чувства.


Не случайно большинство опрошенных подростков хотели бы видеть в своих будущих детях понимание и любовь. Как интуитивно мудры наши дети! Вспомните, что испокон веку на Руси желают молодым при создании новой семьи - «Совет да любовь». Не затуманенное и неиспорченное детское восприятие сразу смогло правильно расставить приоритеты: для создания нормальных счастливых семейных отношений нужно, в первую очередь, иметь понимание и любовь.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть: чтобы достигнуть полного понимания, в ребенке с самого раннего возраста надо видеть личность, относиться к нему (а не только к взрослым) с уважением, видя в нем такого же полноценного человека. «Наиболее серьезный недостаток в воспитании молодежи - это, по моему убеждению, забвение того, что сегодняшний ребенок завтра станет взрослым человеком. У многих родителей, да и у педагогов, такой подход к детям, как - будто они вечно останутся детьми. Потом хватаются за голову: не заметили, как ребенок стал подростком, подросток - юношей, а юноша ошеломляет отца и мать своим неожиданным намерением жениться... Видеть в маленьком ребенке завтрашнего взрослого человека - вот в этом, мне кажется, и заключается жизненная мудрость отца, матери, педагога — всех, кто воспитывает детей. Другими словами — надо уметь любить детей. «Дети святы и чисты, - писал А.П. Чехов. - Даже у разбойников и крокодилов они стоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу приличную их чину... Нельзя делать их игрушкой своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами. Лучше не любить, чем любить деспотической любовью».

Деспотическая любовь - это та страшная сила, которая калечит ребенка. Деспотизм родительской любви заключается в том, что «порции любви» спускаются по настроению: если у отца хорошее настроение — в семье царит всепрощение, ребенку все можно, все разрешается, вплоть до того, что маленький отпрыск бьет кулачком бабушку или показывает ей кукиш. Если же настроение плохое — отец издевается над ребенком.


Как легкомысленно поступает мама, обещая забрать дочку из детского сада в три часа дня. Но три часа проходит, а мама не забирает ее домой и только к шести часам приходит, да еще не она сама, а бабушка. Девочка обижается, не может забыть эту нечаянную обиду. Маме и невдомек, что такой пустяк может как-то повлиять на отношения их в семье. А не исключено, что этот эпизод положил начало недоверию и глубокой трещине в отношениях между ней и дочерью. Чему удивляться, если в 16 лет она будет гулять по ночам, огорчать и расстраивать свою мать! Уважая в своем чаде личность, надо постараться привить любовь к себе на основе дружбы и взаимопонимания. В родителях ребенок должен видеть не директора, а немножко любящего, заботливого друга и наставника в жизни. Ведь как удивительно точно сказал поэт и философ Эмерсон: «Хочешь иметь друзей - умей сам быть другом».

Родительская любовь необходима для самоуважения взрослеющего ребенка, хороших его взаимоотношений с другими людьми, положительных представлений о себе самом. Отсутствие ее приводит к нервным и психическим расстройствам, вызывает враждебность и агрессивность по отношению к другим людям.

Наша родительская любовь, тепло и нежность по отношению к ребенку, способность видеть в нем человека, терпение, бережное, ненавязчивое, но неутомимое воспитание, внимание и поощрение, предоставление независимости, доверие и искренность способны творить педагогические чудеса.

Поскольку тяга к самоутверждению является важной особенностью юности, не боритесь с ней, а используйте в воспитательных целях. Предоставляйте юношам и девушкам все больше самостоятельности, все более широкое поле деятельности и выражайте доверие к их самостоятельности, постоянно подчеркивая их собственную ответственность.

Ни под каким видом не задевайте самолюбие ваших взрослых детей. Создавайте для юношей и девушек социально полезные формы самоутверждения: в частности, терпеливо и убедительно доказывайте, что не головоломные испытания и рискованные жизненные пробы, а вся та же упорная учеба, все то же настойчивый труд куда больше способствует формированию столь любимой силы воли.


Старайтесь, чтобы ненасыщаемыми для вашего сына или дочери стали нематериальные потребности и интересы, а духовные, облагораживающие человека.

Наконец, чтобы в этом сложном возрасте между вами и вашими взрослыми детьми не возник непроходимый барьер, научитесь уважать их. Научитесь смотреть на проблемы глазами своего сына или дочери. И слушать то, что они вам говорят. Интересуйтесь их Интернет-увлечениями, играми, в которые они играют в сети Интернет.

В произведении А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» в главе «Кресты» ярко описан образец истинной родительской любви, достойной подражания, местного дворянина к своим взрослым сыновьям. В своей любви мудрый отец не требует от детей сиюминутной и формальной благодарности за их рождение, воспитание и вскормление. Он хотел только «Насадить в их душе дружбу, но не обязанность, не должность или рабское повиновение». Об этом он так говорит: «Но не воображайте в себе, что я хотел бы исторгнуть из уст ваших благодарность за мое о вас попечение или же признание, хотя слабое, ради вас мною соделанное... Итак, изжените из мыслей ваш, что есите под властью моею. Вы ничем не обязаны. Не в рассудке, а меньше еще в законе хощу искати твердости союза нашего. Он остается в вашем сердце. Горе вам, если его в забвении оставите! Образ мой, преследуя нарушителя союза нашея дружбы, поженет его в сокровенности его и устроит ему казнь несносную, дондеже не возвратиться к союзу. Еще вещаю вам, вы мне не чем не должны. Воззите на меня. Яко на странника и пришельца, и если сердце ваше ко мне ощутит некую наклонность, то поживешь в дружбе, в сем наивеличайшим на земле благоденствии. Если же оно без ощущения прибудет - да забвени будет друг друга, яко же нам не родитися. Даждь, всещедрый, сего да не узрю, отощед в нерда твоя сие предваряй! Не должны вы мне ни за вскормление, ни за наставление, а меньше всего за рождение».

Да, такая родительская любовь построена не на песке, которой размоет первый бурный поток жизненных трудностей. Она жертвенна, как всякая истинная любовь, не требовательна и не размена, мудра и терпелива. Она не боится оказаться в одиночестве, потому, что понимает, если ее постигнет одиночество и невзаимность, значит, она сама была глупа и скудна, значит, не смогла научить любить того, кому себя посвятила.


Учиться любви самим родителям и учить своих детей суждено всю жизнь изо дня в день. Главное - набираться мудрости, быть искренним и жертвенным. Иначе страшные последствия не только для родителей, но и для общества в целом может принести слепое и эгоистическое родительское чувство. И наоборот, какие блага и радости для всех окружающих способна подарить мудрая родительская любовь, взрастившая в человеке лучшие духовные качества и раскрывшая в нем удивительную способность любить! Народная мудрость учит: о душе человеческой заботься тогда, когда ребенок лежит не вдоль, а поперек кроватки!

Если взрослые добиваются от детей того, чего не делают сами, их требования не находят отклика в сердце дочери или сына. И наоборот, если отец и мать в глазах ребенка приближаются к нравственному идеалу, и это видно из анкет пятиклассников, шестиклассников, то каждое их слово, похвала или поощрение имеет для них особый вес, каждое их требование выполняется охотно - из любви и уважения. «Трудно привести к добру нравоучениями легко – примером». Сенека.

...Ребенок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что и заставлю делать других то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похоти, что я избегаю труда для других и ищу только удовольствия, что я горжусь, тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаз) не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому во что не верю, и тысячи тысячи таких поступков... и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями.

Не удивительно, что ребенок 6 класса написал в своей анкете: 1. «Главное без комплексов, не влюбчивы, пусть двоечники, но таланты. Они будут отличными друзьями - ведь связи в жизни это главное. Хитрость и улыбка на лице, логическое мышление - это мои дети!

2. Пусть мама не так часто влюбляется. Отца мне не нужно, пошли они на фиг. А так все ок. Моя мать идеал!!!» или «Я хочу, чтобы они поменьше ругались сами...»


Проявляются последствия такого воспитания или в том, что дети воспринимают безнравственное поведение родителей или в том, что или отец, или мать теряют их любовь, уважение.

Одна из самых сильных потребностей человека – потребность в любви, в симпатии со стороны окружающих его людей. Для ребенка это так же важно, как удовлетворение его биологических потребностей.

Наше поведение, реакции, мимика, жесты и слова показывают ребенку, что мы ценим в нем, что в его поступках важно и поддерживается нами. Если наиболее значимым для нас является преуспевание ребенка в той или иной деятельности, и именно это вызывает у нас радость, улыбку, похвалу, то ребенок усваивает, что главное – преуспеть, стать лучшим. Если к тому же мы активно используем состязательный, соревновательный мотив, позволяем себе сравнивать ребенка с другими детьми вместо того, чтобы делать акцент на его собственных достижениях, ребенок теряет продуктивную внутреннюю мотивацию деятельности. То или иное дело для него становится интересным не само по себе, а лишь с той точки зрения, может ли он победить, обогнать других. Отсюда появляются неумение проигрывать, болезненное отношение к критическим замечаниям и многие другие личностные проблемы детей.


III. Ставим и решаем задачи вместе. Возрастные особенности детей.

Что значит успешная школа?

Ответишь не в пять минут.

Здесь учат, как быть человеком,

Не лгать, не кривить душой,

Помогут здесь стать ребенку,

Не кем-то - самим собой.


Здесь хотят, чтоб в детском мире

Царили добро и успех

И солнцем душа светилась,

Зажигая творчеством всех!


Здесь умеют помочь и помогут,

Если боль приключилась вдруг.

Умеют понять и услышать,

Школа – самый надежный друг!

Наградою школе служит


Свет детских восторженных глаз,

Умение мыслить и слушать

И конкурсных блеск наград!


Школа сделает так, чтоб зерна

Таланта большого в детях взошли,

Расцветали и крепли,

как главное чудо земли!


Именно на личностное развитие ребенка направлена современная технология воспитания, которая призвана помочь увидеть личность в другом и в себе. Семья, являясь первичным институтом социализации, играет огромную роль в воспитании. Школа, в свою очередь несет ответственность за сопровождение каждого учащегося в личностном развитии, за усиление воспитательного потенциала культурно-образовательной среды, создание и развитие воспитательной системы образовательного учреждения.

Важно понять, что воспитание – целенаправленное формирование личности в специально организованной системе, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемого. В деле воспитания детей мы должны быть вместе.

В «Государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения» в качестве наиболее важных проблем образования и воспитания представлено формирование установок социальной ответственности, толерантности и патриотизма. Сегодня обновление современной системы образования идет путем введения инноваций в обучение и воспитание детей. Поэтому формирование «инновационной компетентности» учащихся как способности жить в новых условиях, является одной из важных задач и школы, и родителей.

Специфической задачей является анализ проблем возрастного подхода к процессу формирования социальных компетентностей.

Компетенция (от лат. «competeo» — добиваюсь, соответствую, подхожу) — это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлен).

Компетентность — это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Таким образом, компетенция проявляется в деятельности.



В основе возрастной психологии и теории «возрастных задач» лежит идея о том, что жизненный путь человека можно разделить на различные стадии или фазы. Предлагаем деление, принятое в современных Нидерландах: этап дошкольного периода; период начального обучения (4-12 лет); этап юность (12-21/25 лет). В решении возрастных задач здесь выбирается подход, направленный на реализацию конкретных целей и моделей поведения. При этом подчеркивается, что чем конкретнее названы задачи, стоящие перед ребенком, тем легче социальному работнику, психологу, воспитателю, педагогу наблюдать и формулировать навыки и умения, которыми дети, подростки уже владеют, и выделять те, которые еще отсутствуют, и, следовательно, им надо научиться.

Возрастные задачи для детей (4-12 лет).

1. Умение считаться с другими - формировать суждения и планировать действия с учетом интересов других: задать вопрос, договориться со сверстником о встрече, обратиться за помощью, не мешать другому (4-6 лет);планировать свои действия с учетом интересов других, умение советоваться (6-8 лет);иметь свое мнение, формировать суждения с учетом мнений других, поддерживать отношения (8-10 лет);считаться с другими, адекватно реагировать на других (10-12 лет).

2. Независимость - рост независимости по отношению к родителям (воспитателям): умение занять себя, развитие самостоятельности (4-6 лет); иметь собственное мнение, учитывать интересы других, считаться с другими (6-8 лет);самостоятельно справляться со своими делами, обратиться за помощью к взрослым в случае затруднения (8-10 лет);самостоятельно заполнять свое свободное время, планировать свой досуг (10-12 лет).

3. Учеба - учеба в начальной школе для приобретения умений и знаний, необходимых для функционирования в обществе: работать на уроке совместно с другими детьми и проявлять активность (4-6 лет); приобретать знания, умения и навыки учебы в начальной школе (6-8 лет);старательно учиться, прикладывать силы, терпение к овладению знаниями, уметь самостоятельно учиться (10-12 лет).


4. Дружба - установление и поддержание дружеских контактов со сверстниками: находить друга (друзей) среди детей своего и противоположного пола (4-6 лет);поддерживать дружеские отношения, уметь дружить, считаться с мнением другого, уметь делиться с другим, сочувствовать другому (6-8 лет);самостоятельно разрешать конфликты, иметь постоянного "лучшего" друга (8-10 лег);поддерживать дружбу, уметь дружить с девочками и мальчиками (10-12 лет).

5. Домашние обязанности - взятие на себя части ответственности за ведение домашнего хозяйства и по отношению к братьям и сестрам: убирать свои вещи и игрушки (4-6 лет); помогать по хозяйству дома (ухаживать за животными на даче и т. п. ), заботиться о младших и других членах семьи (6-8 лет);выделение постоянных обязанностей по дому, трудовых поручений (ходить в магазин, мыть посуду и т. д. ) (8-10 лет);помогать на даче и в доме (уборка, стирка и т. д. ) (10-12 лет).

6. Пользование элементарными инфраструктурами - умение самостоятельно пользоваться основными средствами инфраструктуры, такими как общественный транспорт, денежная система, средства коммуникации, средства для проведения свободного времени: включать и выключать телевизор, магнитофон, проигрыватель (4-6 лет);пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном, знать ценность денег (6-8 лет);самостоятельное пользование инфраструктурой (8-10 лет);обладать необходимыми навыками пользования инфраструктурой (10-12 лет).

7. Безопасность и здоровье - умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность для здоровья: быть осторожным на улице, не подвергать себя опасности, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми (4-8 лет); уметь делать выбор (8-10 лет); предвидеть возможные последствия своих действий и своего поведения с точки зрения опасности (10-12) лет.

Возрастные задачи для подростков (13-21 год)

1. Освобождение от зависимости, приобретение автономии - умение становиться менее зависимым от родителей и определять свое место в семье и среди родственников при изменяющихся взаимоотношениях: уметь строить бесконфликтные отношения, договариваться с родителями (13-15 лет);найти свое место в семье, определить свои отношения с родственниками и родителями, уметь решать проблемы без конфликтов (16-18 лет).


2. Здоровье и внешность - подросток должен заботиться о хорошем физическом состоянии, внешнем виде, хорошем питании и избегать излишнего риска: самостоятельно следить за своим весом, физическим состоянием и развитием (13-15 лет);вести здоровый образ жизни, вовремя остановиться при наличии вредных привычек (16-18 лет).

3. Свободное время - устраивать интересные мероприятия, полноценно проводить время, свободное от обязанностей: уметь выбирать для свободного времени нужные, полезные дела, приносящие удовольствие (13-15 лет);полноценно проводить свободное время (16-18 лет).

4. Интимность и сексуальность - открытие для себя возможностей и желаний в сфере интимных и сексуальных отношений: открытие для себя телесных изменений, сексуальности (13-15 лет); половая идентификация, выбор партнера для любви и продолжения отношений с ним (16-18 лет).

5. Учеба или работа - приобретение знаний и умений, дающих возможность выбирать себе работу и хорошо работать по выбранной профессии: учеба, направленная на выбор профессии (13-15 лет); самостоятельный выбор учебы для приобретения профессии, самостоятельность в учебе (16-18 лет).

6. Социальные контакты и дружба - установление и поддерживание контактов и умение оценить, что могут дать контакты с другими, готовность к дружбе, умение доверять другому и вызывать доверие к себе, принятие друг друга: готовность к дружбе, умение показывать свои чувства и видеть, как другие реагируют на твои чувства (13-15 лет);умение оценить другого, контакты с другими, умение выразить свои чувства, ухаживать за другим и т. д., постоянство чувств (16-18 лет).

7. Авторитет и инстанции - принятие факта, что определенные лица и инстанции поставлены над тобой, умение постоять за себя в рамках действующих правил и законов: неподчинение властям, протест против требований (13-15 лет); осознание необходимости подчинения требованиям и властям (16-18 лет).

8. Создание и поддержание в порядке собственных жилищных условий - поиск или создание места для проживания и умение обращаться с домашними или соседями по квартире: уметь подчиняться правилам, установленным там, где живешь (13-15 лет); уметь самостоятельно строить взаимоотношения с теми, с кем живешь (16-18 лет).


Данные возрастные задачи, выраженные в конкретных целях и моделях поведения, представляет собой, своего рода программу, которую можно использовать как своеобразную технологию.


Родителям предлагается специальная памятка о возрастных особенностях детей. После беседы слово предоставляется психологу школы, который отвечает на вопросы родителей, дает советы.

Советы родителям





  1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности в обществе?

  2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи.

  3. Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой, обмен даже с очень развитым ребенком дошкольного возраста не является наиболее эффективным путем к пониманию.

  4. Избегайте длинных объяснений или бесед.

  5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.


В свое время Джон Гауэн (Gowan and Torrance, 1971) предложил целую серию полезных советов родителям, заботящимся об умственном здоровье и счастье своих детей. С помощью этих советов родителям предоставляется возможность сдать своего рода самоэкзамен.

  1. Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

  2. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. (Не следует говорить ребенку, как его произведение можно улучшить: «Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы...» В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош.)
  3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».


  4. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. (Желания и цели детей принадлежат им самим, а родительская помощь может порой восприниматься как «нарушение границ» личности. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в своем стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения.)

  5. Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.

  6. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.

  7. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. Оно, пусть и не скоро, но придет. (В этой связи дневники и автобиографии известных творческих личностей могут помочь ребенку понять, что он не одинок в своей борьбе. Правда, официальные биографии, написанные восхищенными учениками, склонны преуменьшать эксцентричность и отчуждение великих творцов.)

  8. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны — терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.
  9. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного. (Острая словесная карикатура на знакомого может быть очень точной и остроумной—но и очень недоброй.)


  10. Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную (предсознательную) идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих. (Есть некоторые основания полагать, что такие предсознательные фантазии являются полуоформившимся, нестройным истоком интимного творческого вдохновения.

  11. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте крити­ковать первые опыты — как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

  12. Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

  13. Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Таким образом, он сможет стать конструктивным, скорее чем неконструктивным неконформистом. Чем шире мы открываем возможности для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.
  14. Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей. Для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола. Одаренная девочка должна знать сотню детей, чтобы найти одного ребенка, похожего на нее. Если этот сотый ребенок оказывается мальчиком — проблемы не кончаются, поскольку незыблемым правилом школьных и дворовых площадок является однополое группирование. Ей нужна девочка, которой может быть 8 лет, но мыслит она как 11-летняя. Родителям, возможно, придется объездить все окрестности, но это лучше, чем позволить ребенку погрузиться в одиночество и избегать общения.


Знайте, что, если ребенок в начальных классах слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных.

В помощь родителям. Инструкция для родителей.

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке — «-»; если нравится — «+»; очень нравится — «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.


Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

  1. решать логические задачи и задачи на сообразительность;

  2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

  3. петь, музицировать;

  4. заниматься физкультурой;

  5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

  6. читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

  7. делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

  8. играть с техническим конструктором;

  9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

  10. самостоятельно рисовать;

  11. играть в спортивные, подвижные игры;

  12. руководить играми детей;

  13. ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

  14. ходить в магазин за продуктами;
  15. читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;


  16. играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

  17. самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

  18. соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

  19. разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

  20. содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

  21. убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

  22. конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

  23. знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

  24. самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

  25. читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

  26. объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

  27. ухаживать за домашними растениями,

  28. помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

  30. знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

  31. участвовать в постановке спектаклей;

  32. заниматься спортом в секциях и кружках;

  33. помогать другим людям;

  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения;

  35. помогать и самостоятельно шить, вышивать, сти­рать.


Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

Дата__________ Фамилия, имя_______________________________________


Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

  • математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

  • гуманитарная сфера (2-й столбик);
  • художественная деятельность;


  • физкультура и спорт;

  • коммуникативные интересы;

  • природа и естествознание;

  • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.


Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Обработка результатов


Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и, особенно при формулировке выводов, следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.


Использованная литература:


Воспитание школьников, ж, № 4 2002г., с.43-44

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М., Просвещение, 2011.


Мир Детства. Юность. Под ред. Хрипковой М., Педагогика, 1991г.

Сергеева В.П., Маркина О.С. Технология деятельности заместителя директора образовательного учреждения по воспитательной работе. Методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2009.


Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М., Просвещение, 1987г.