sotrud.ru 1

Ленда Д. А.прямая соединительная линия 1


Метафизика чакр

О древней модели психики человека 2.0



В книге вы найдете:

  • Авторское толкование учения о чакрах в рамках материалистического мировоззрения




  • О связи чакральной модели и метафизической модели древней индийской философии санкхья



прямая соединительная линия 5

2прямая соединительная линия 2прямая соединительная линия 3прямая соединительная линия 4прямая соединительная линия 6прямая соединительная линия 8012


Оглавление


Оглавление 2

Предисловие 3

Немного метафизики 5

О системе чакр как древней модели психики человека 9

О нормальных способностях человека в рамках чакральной модели 11

Сознательная устойчивость 11

Осознанные действия 11

Осознанные реакции 11

Осознанное размышление 12

Интуиция 12

Творческие способности 12

Осознанное восприятие абсолютной информации 12


Заключение 12

Приложение 1. О системах санкхья и йога ( текст из книги [3]). 14

Список рекомендуемой литературы 16




« Человек есть то, что должно превзойти»

Ф. Ницше

Предисловие


Человеку свойственно моделировать окружающую его реальность. Это его свойство, вероятно, живо столько же, сколько времени обладает человек разумом. Уже на стенах пещер, где селились древние люди, были найдены рисунки животных – примитивные модели окружающей реальности. Древний мир дал примеры построения моделей всей вселенной. В частности, такова модель звездного неба, созданная Архимедом.

В современных людях это свойство начинает проявляться с раннего детства. Девочки играют в куклы, мальчики забавляются машинками. Да и сама игра, по сути, являет собой модель – модель реального жизненного процесса или явления. Свойства мозга человека таковы, что моделирование повышает эффективность процесса мышления. Позволяет увидеть «невидимое» ранее.

Я прочитал немало информации о чакрах. Мне встречалась информация, кажущаяся достоверной и совершенно фантастическая, представляющаяся ложной. И я пришел к заключению, что в древности чакры рассматривались как модель психики человека. Модель, описывающую человека как форму жизни с определенными свойствами, являющимися отражением ряда абстрактных метафизических принципов.

Разумеется эта модель –не более чем модель. Она имеет все недостатки присущие моделям – сужает спектр свойств, присущих объекту, частично искажает его свойства. Но зато она позволяет сконцентрировать внимание исследователя на наиболее важных свойствах человеческого существа. Таким образом – теряя в широте и глубине, выигрываем в удобстве использования и предсказательной силе.

Я обнаружил еще один интересный момент, касающийся чакральной модели. Некоторые из древнеиндийских философов, по видимому полагали, что все во вселенной устроено по одному плану на основе неких универсальных принципов. Среди этих базовых принципов - элементы Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир. Они проявляют себя во всех объектах материальной вселенной. Похожих воззрений на единство всего придерживался, кстати, и Леонардо да Винчи. И человек, являющий собой лишь один из слоев бытия, не являлся по их воззрениям исключением.


Насколько применимой является эта модель в настоящее время? Безусловно, она является достаточно примитивной. В настоящее время с развитием информационных технологий появилась возможность создавать гораздо более сложные модели. Тем не менее, она позволяет сконцентрировать внимание пользователя на некоторых аспектах реальности, для постижения которых по другим источникам ушло бы гораздо больше времени. Это ее основное достоинство. Она успешно объединяет универсальность охвата и фрактальность, позволяющую применять ее к различным уровням реальности. Хотя при описании построений моей версии модели использовались термины Маг и Бог, она полностью остается в рамках материалистического мировоззрения. Эти термины используются для большей выразительности и образности и взяты из мифологии.

Эта книга дополняет материалы, изложенные в другой моей книге – «Раджа йога. Искусство самоконтроля». При ее написании я ставил себе целью показать возможность толкования учения о чакрах в рамках материалистического мировоззрения.

Рекомендую читателю, интересующемуся вопросом чакр, также ознакомиться с книгами [1]-[4]. Это прекрасные русскоязычные издания, на высоком академическом уровне освещающие вопросы, связанные с чакральной моделью. С позиций ортодоксальной науки. Если бы в свое время я с ними ознакомился, то эту брошюру я бы писать не стал. Моя книжка короче, но менее точно подает информацию. Поэтому тот, кто захочет быстро получить представление о чакрах с позиций материалистического мировоззрения, прочтет мою брошюрку, кто же ищет глубины, обоснованности и доказательности – пусть читает вышеуказанные книги.


Немного метафизики

В силу ограниченности инструментария наблюдения и описания окружающей реальности, древние стремились свести все многообразие наблюдаемой природы к смешению нескольких основных, «базовых» факторов или явлений. Различные философы имели разные представления о количестве этих элементов. Одни думали - их три, другие – четыре. В йоговских текстах встречается указание на пять основных первоэлементов Землю, Воду, Огонь, Воздух и Эфир. Этот список элементов показывает их иерархию – каждый последующий элемент в списке является более сложным. Эти первоэлементы были позаимствованы йогами из метафизики системы санкхья, созданной мудрецом Капилой, с кратким изложением которой можно ознакомиться в Приложении 1. Помимо первоэлементов в этой системе есть и другие начала. В частности, Интеллект (буддхи), соответствующий чакре Аджна. А Дух (Пуруша) – Сахасраре. Каждый из первоэлементов соответствует одной из первых пяти чакр.


Раскладка соответствия начал чакрам, табл. 1

Начало

Чакра

Земля

Муладхара

Вода

Свадхистхана

Огонь

Манипура

Воздух

Анахата

Эфир

Вишуддха

Интеллект

Аджна

Дух (Пуруша)

Сахасрара

Древние индусы полагали, что материальная природа может быть объяснена действием трех принципов – гун. Эти гуны – Тамас (инертность), Раджас (активность), Саттва (усложнение, развитие). Эта раскладка предполагает следующую иерархию пяти фундаментальных уровней организации вселенной: Дух (Пуруша, абсолютная, неизменная информация – например, свойство числа 4 делиться на 2, или формулы тригонометрии) Смысл (Абсолютная информация, воплощенная в конкретной информации, например, фраза 2х2=4 может быть написана, проговорена, напечатана) Информация (конкретная, например данные о состоянии конкретного материального объекта или энергетического сгустка, например данные о периодической активности Солнца или знание цвета глаз вашего партнера) Энергия (изменения материи) Материя (включая Пространство). Четыре последних соответствуют Буддхи (интеллекту), Саттве, Раджасу, Тамасу. При этом Дух является вечным и неуничтожимым. Его нельзя разрушить никаким материальным или нематериальным средством. Дух не является элементом материальной природы. Ему соответствует чакра Сахасрара. Тем не менее, существование Духа предполагает существование Материи, ее вечность и неуничтожимость как категории.


Согласно наиболее распространенному классическому варианту санкхьи Пракрити (материальная природа) состоит из 23 начал (таттв). Это число можно представить как 23=5+5+5+5+3. Пять «тонких» элементов, пять органов восприятия, пять органов действия, пять грубых элементов, и интеллект, разум, самосознание. Органы восприятия и действия +разум относятся к гуне саттва, «тонкие» и грубые элементы к гуне тамас. Самосознание несет свойства обеих гун. Раджас дает энергию для производства действий гунами тамас и саттва. Интеллект (буддхи) находится вне гун.

Но мне представляется, что в учении йоги метафизика санкхьи претерпела небольшие изменения. Произошла некоторая перегруппировка иерархии таттв. Согласно философии йоги каждой из 5 нижних чакр соответствует грубый элемент, «тонкий» элемент, и орган восприятия. А поскольку чакра соотносится с определенной областью тела, то ей можно поставить в соответствие орган действия. Например, чакре Вишуддха, соответствует «тонкий» и грубый элементы Эфир, орган действия язык и орган восприятия соответствующий слуху. То есть 4 метафизических элемента.

Чакра

Грубый элемент

Орган действия

Орган восприятия

Тонкий элемент

Цвет

Муладхара

Земля

Ноги

Запах

ТЭ Земля

Красный

Свадхистхана

Вода

Половые органы

Вкус


ТЭ Вода

Оранжевый

Манипура

Огонь

Органы выделения

Осязание

ТЭ Огонь

Желтый

Анахата

Воздух

Руки

Зрение

ТЭ Воздух

Голубой

Вишуддха

Эфир

Язык

Слух

ТЭ Эфир

Пурпурный

А значит, здесь имеем как бы проекцию 4 групп метафизических принципов на 5 чакр. Логично поэтому предположить, что чакре Аджна также соответствует 4 вида интеллекта, каждый из которых соответствует одной из этих же самых групп метафизических принципов, а не 3 как в философии санкхья. Это косвенно подтверждаетя тем, что согласно Сарва-упанишаде у человека имеется четыре внутренних органа – интеллект, разум, самоосознание, и память. Первые три совпадают с классической версией санкхьи, четвертая же там отсутствует. В классической версии санкхьи с гунами саттва и тамас соотносятся десять органов и десять элементов соответственно. То есть имеем соответствие 20 элементов двум принципам. Но с учетом вышеуказанной проекции чакр на 4 группы метафизических принципов, более логичным представляется разнесение проекций начал по 5 штук на каждый из 4х метафизических принципов. Органы действия логичнее было бы соотнести с гуной раджас. Тогда имеет смысл выделить отдельный вид манаса, связанного с органами действия. В таком случае, имеем 24 таттвы в Пуруше. А «тонкие» элементы соотнести с Буддхи, лежащим вне гун. Тогда, можно записать 24=(5+1)+(5+1)+(5+1)+(5+1). Такое представление, хотя и не соответствует в полной мере классической санкхье, но, на мой взгляд, более непротиворечиво соотносится с воззрением о чакрах. При этом нужно понимать, что классическая санкхья не единственный вариант санкхьи. В различных источниках встречаются ее вариации. Поэтому тот вариант, что я описал выше, хоть и не является классическим, но все же соответствует базовым принципам этой философии и, возможно, также применялся идеологами йоги.


Если объединить классификации по элементам и гунам + буддхи в моем варианте модели в таблицу, то можно прийти к следующей иерархии уровней начал мироздания, табл. 2:

Тамас

Раджас

Саттва

Буддхи

Земля

Активное начало элемента (АНЭ) Земля

Способность к усложнению элемента (СУЭ) Земля

ТЭ Земля

Вода

АНЭ Вода

СУЭ Вода

ТЭ Вода

Огонь

АНЭ Огонь

СУЭ Огонь

ТЭ Огонь

Воздух

АНЭ Воздух

СУЭ Воздух

ТЭ Воздух

Эфир

АНЭ Эфир

СУЭ Эфир

ТЭ Эфир

Разум материи\Самосознание

Разум активного начала

Разум

Интеллект

Содержимое крайнего правого столбца табл 2 есть как бы проекция Пуруши на Пракрити, которая подразделяется на пять «тонких» первоэлементов и Интеллект. А содержимое левых трех столбцов – это как бы проекция «тонких» элементов и Интеллекта на три гуны материальной природы, которые тоже как бы проекция Пуруши на Пракрити. Каждый из элементов таблицы есть как бы пересечение двух абстрактных метафизических принципов, каждый из которых находится в иерархических отношениях с другими принципами своего столбца или строки. То есть это такая форма детализации проекции Духа на Пракрити.


Этой таблице соответствует таблица классов материальных объектов, соотносящихся по своим свойствам с вышеуказанными началами, табл. 3:

Материя

Энергия

Информация

Смысл

Земля

Потенциальная энергия

Минералы

Бог Земли

Вода

Волна

Растения

Бог Воды

Огонь

Движение

Животные

Бог Огня

Воздух

Взаимодействия

Человек

Бог Воздуха

Эфир

Звук

Йог

Бог Эфира

Пространство

Время

Маг

Бог Пространства

Все вышеперечисленные в предыдущей таблице уровни являются материальными. Их проявления могут быть обнаружены при помощи органов чувств. Названия в таблице являются условными !!!!!! Они подбирались путем поиска объектов или явлений, приблизительно соотносящихся с соответствующим началом из таблицы 2. Подобно чакрам, начала могут слабо соотноситься с конкретными объектами реального мира. Из этой таблицы следует наличие 24+1 уровня иерархии мироздания. 25й уровень – это соответствует Богу Пространства, в полной мере развившему свойства всех 24х уровней. Это совершенное существо, воплощающее единство Пуруши и Пракрити.


Описанные в таблице уровни являются иерархичными. Иерархия в таблице идет сверху вниз и слева направо. Доминирует иерархия по принципам ДухСмыслИнформацияЭнергияМатерия, затем идет иерархия по элементам Эфир …Земля. Таким образом, самый примитивный уровень – элемент Земля, а самый продвинутый – полностью реализовавшийся Бог Пространства.

Если свойства гун должны быть более или менее ясны читателю, то свойства элементов необходимо осветить подробнее. Основное свойство элемента Земля – устойчивость, сохранение формы. Элемента Вода – подвижность, способность изменяться. Элемента Огонь – реактивность, быстрая изменчивость. Элемента Воздух – многовариантная изменчивость, чувствительность. Элемента Эфир – структурная сложность, способность к структурированности, память. Свойство Интеллекта – возможность создавать/изменять программы и модели.

Каждому из грубых элементов соответствует один из видов энергии, информации и реализованной абсолютной информации (смысла). Например, элементу Огонь соответствует вид энергии Движение, вид реализованной информации Животные и вид реализованной абсолютной информации Бог огня. Самый нижний уровень каждого столбца содержит интегрирующий элемент по каждой гуне, который включает в себя потенциальную возможность проявления свойств всех предыдущих элементов. Для материи интегрирующим уровнем будет Пространство, для энергии – Время, для информации - Маг.

Не секрет, что сущность жизни заключается в метаболизме информации. Именно в этом ключе стоит рассматривать уровни столбца Информация. Минерал – материя, несущая информацию. Растение – сущность, способная на изменение информации – действия. Животные способны на сложные реакции. Человека отличает развитое сознание. Йог способен воспринимать программы и модели, действующие в его организме и во внешнем мире, может чувствовать свое подсознание. Маг оперирует с 18 уровнями сверхсознания (6+6+6, по 1 на каждую ячейку первых трех столбцов таблицы), то есть умеет оперировать с первыми 18 уровнями мироздания –гунами. Он создает программы и модели для этих уровней. Отличие Йога от Мага заключается в том, что Йог еще не способен сам создавать весь спектр программ и моделей, а лишь воспринимает уже созданные другими. Каждый более высокий по иерархии уровень является более сложным и лишается какого-либо автоматизма низших уровней. При этом похожие способности могут проявляться и менее развитыми формами материальной природы, но в редуцированном виде.


В рамках данной иерархии под Богом понимается существо, полностью развившее все 18 уровней сверхсознания, то есть обладающее всей полнотой контроля над тремя гунами. Тем не менее, божественные формы жизни также отличаются между собой по сложности и полноте возможностей по оперированию со Смыслом (насыщенностью информации абсолютной информацией). Эти формы жизни выступают как бы мостом между Духом и Материей. Поскольку они материальны, то материя накладывает на них отпечаток и их иерархия может быть выстроена по аналогии с материальными элементами. В отличие от небожественной жизни их роль в природе заключается в метаболизме Смысла, а не обычной информации. Термин Бог здесь выбран по аналогии с индусскими богами, которые были смертными и образовывали иерархию.

Не стоит забывать, что выше была описана лишь примитивная метафизическая модель реальности. И это лишь один из возможных вариантов описания реальности. Возможны другие варианты, также базирующиеся на базовых принципах санкхьи и йоги. Я полагаю, что древние описывали реальность похожими методами. Их мировоззрение допускало существование магов и богов, гун и первоэлементов. Существование магов и богов также можно объяснить и в рамках классической философии санкхьи, но мне кажется, что предложенная мной модель делает это с меньшим числом противоречий, чем классическая. В любом случае, эта модель позволит читателю глубже понять классическую версию санкхьи, за счет более глубокого осознания связи между таттвами.


О системе чакр как древней модели психики человека

Согласно йогическим текстам в человеческом организме скрыта «змеиная» сила Кундалини. Она находится в скрытом состоянии в особой чакре (центре) немного ниже крестца. Эта сила может подняться по позвоночнику к темени через ряд основных чакр, каковых насчитывается 7 (5+1+1 с аджной и теменем). По мнению автора, прохождение Кундалини через чакру обозначает не что иное, как способность контролировать соответствующие чакре психические процессы. Прохождение Кундалини по чакрам (ее подъем) означает контроль над всеми видами ощущений и многими другими психическими проявлениями. Другими словами, это поэтическое описание вхождения в состояние глубокого гипнотического транса с сохранением сознательной активности – йоговского сосредоточения.


Раскладка чакр (описание авторское) в иерархическом порядке

Чакра

Свойства

Муладхара

устойчивость\способность к сохранению информации

Свадхистхана

действия\изменение информации

Манипура

реакции (выбор из нескольких возможных действий)

Анахата

мышление (многовариантные реакции - выбор программы\модели)

Вишуддха

память (структурированность, накопление программ\моделей)

Аджна

творчество (создание/изменение программ\моделей)

Сахасрара

связь с окружающим миром\интеграция\ восприятие абсолютной информации (Духа)

Вышеуказанная система воззрений на чакры описывает человека как систему, состоящую из нескольких уровней функциональных подсистем, обрабатывающих информацию. Именно в ключе обработки информации и следует рассматривать чакры.

В этой парадигме, модель отображает информацию об окружающем мире. Программа задает порядок действий во времени и ориентируется на модели окружающей реальности.

Согласно описанной в предыдущем разделе метафизической модели человеку соответствует гуна Саттва, или информация, и элемент Воздух. Это означает, что на уровне Человека впервые достигается максимальная многовариантность информационного метаболизма. Именно в рамках этого уровня мироздания впервые на иерархической лестнице уровней появляется осознанность – то есть способность к сложным, многовариантным реакциям, основанным на выборе и смене программ/моделей. Элементу Воздух соответствует Анахата чакра, или сердечный центр. Не зря, согласно многим оккультным источникам именно этот центр у человека считается наиболее важным.


Животные также способны на осознанность, но эта осознанность у них жестко детерминирована – автоматична. Она обладает очень незначительным количеством степеней свободы. Способности более высокого уровня, например интуиция, проявляются автоматично уже у человека. Их проявление на этом уровне является частичным.

Можно сказать, что все эти способности проявлены у человека, но начиная с вишуддха чакры, соответствующие способности проявляются лишь частично. Как фрактальные подуровни более низких чакр.

Но к этим же положениям можно прийти и без использования вышеописанной метафизической модели, а только исходя из свойств первоэлементов и воззрений классической санкхьи.

На уровне каждой из вышеописанных чакр могут возникать нарушения согласованной работы сознания и подсознания, приводящие к автоматическому неоптимальному функционированию и носящие психогенный характер. В состоянии сосредоточения эти нарушения могут быть убраны. Например, человек может неправильно реагировать на что либо (скажем, бояться мышей). Это состояние связано с неправильной работой Манипура чакры – психических механизмов, управляющих реакциями на внешние воздействия. В состоянии сосредоточения правильное реагирование может быть легко восстановлено – человек перестанет бояться мышей. Таким образом, именно после достижения этого состояния организм человека начинает работать эффективнее. Степень свободы мышления возрастает.

Йоговские источники описывают также и другие чакры, но включение их в вышеописанную модель чрезмерно усложнило бы ее. В вышеприведенной модели указаны наиболее важные чакры и их достаточно для понимания тех представлений об информационном метаболизме, какие по –видимому были у ее создателей.

Общеизвестна привязка чакр к областям человеческого тела. Якобы, это тонкие центры, расположенные в некоторых отделах позвоночника. Я полагаю, что эта привязка возникла благодаря воззрениям об универсальности устройства всех объектов вселенной. Соответственно, искалась область тела, соответствующая появлению одного из первоэлементов, и этой области ставилась в соответствие связанная с этим элементом чакра. На мой взгляд, такая привязка малополезна.


Полезным является взгляд на чакры как на проявления «тонкой материи». Поскольку чакра является центром проявления сразу нескольких свойств, ей трудно поставить в соответствие конкретный орган физического тела. Она может объединять функции нескольких органов и\или их частей. Поскольку у древних исследователей не было более детальных данных об их функциях, они мыслили более общими категориями. Так машину можно описать детально при помощи чертежей всех ее деталей, а можно указать на ее свойство ездить с определенной скоростью.

Но, не следует забывать, что система чакр – не более чем примитивная модель. Передовая лишь по меркам своего далекого времени.


О нормальных способностях человека в рамках чакральной модели


Вышеописанная модель очерчивает круг «нормальных» способностей человека. То есть способностей наиболее обычных, естественных для человека. Тех, которые проявляются максимально широко и полно именно в рамках человеческой формы жизни.

Вот список этих способностей с указанием соответствующей чакры:

Сознательная устойчивость

Муладхара

Осознанные действия

Свадхистхана

Осознанные реакции

Манипура

Осознанное мышление

Анахата

Осознанное восприятие программ\моделей (Интуиция)

Вишуддха

Осознанное построение программ\моделей (Творческие способности)

Аджна

Осознанное восприятие абсолютной информации


Сахасрара

Как уже было сказано ранее, эти уровни обладают свойством фрактальности. То есть каждый из них содержит по семь подуровней. При этом в рамках человеческой формы жизни в полной мере работают лишь первые четыре из этих уровней. И в каждом из этих четырех уровней можно выделить по 7 подуровней, соответствующих каждой чакре.

Сознательная устойчивость


Человек, как и всякое живое существо, тяготеет к устойчивости. Поскольку он наделен сознанием, то тяготение к устойчивости задействует сознание. Иными словами, человеку свойственно сознательно стремиться к неизменности своего тела, сознания, привычек, среды обитания. Это один из векторов, определяющих психику нормального человека. Это свойство проявляется в любви к себе, к своей семье, к родине. Гипертрофированным проявлением этого свойства является фашизм. Во всяком человеке изначально заложена информация. Стремление к сохранению этой информации и есть сознательная устойчивость.

Осознанные действия


Способностью к действию также наделены животные и растения. Но лишь человек способен действовать многовариантно, сознательно. За счет осознанности человек способен достигать высокой эффективности своих действий. Многие профессии требуют высокой осознанности действий. Поэтому способный к осознанному действию человек способен стать хорошим профессионалом. Этот уровень способностей является более информационно сложным, чем предыдущий.

Осознанные реакции

Примеры развитой способности к реагированию дает нам животный мир. Человек отличается от животного способностью реагировать сознательно, неавтоматично. Реакции человека намного более многоварианты и менее предсказуемы, чем у животных. Человек способен обуздывать реактивную часть своей психики – эмоции, в то время как животные находятся полностью в их власти. Умение контролировать свои эмоции наделяет человека способностями, которые условно можно назвать деловыми способностями.

Осознанное размышление


Эта способность является наиболее высокой по иерархии в полной мере работающей способностью человеческой формы жизни согласно чакральной модели. Она позволяет человеку быть очень сложной системой. Размышление предполагает многовариантные реакции путем выбора программы или модели. Осознанное размышление предполагает избавление от автоматизма мышления, присущего более низким уровням функционирования психики. Осознанное мышление является наиболее многовариантным и сложным. Наибольшее применение эта способность находит в общественной жизни, поэтому ее можно условно назвать социальной способностью.

Интуиция


Эта способность во всей своей полноте проявляется на уровне Йогов. На более низких уровнях развития она также проявляется в качестве фрактального подуровня уже развитых уровней как интуиция устойчивости, действия, эмоций, размышления. Способность означает навык сознания осознанно воспринимать созданные кем-то программы или модели. Способности эти можно охарактеризовать словом Видение. Важным качеством для проявления этой способности является чуткость. Чуткость к следам и проявлениям моделей и процессов. Не менее важным является понимание языка, на котором реализована программа или закодирована модель. Для проявления этой способности важно наличие развитой памяти.

Творческие способности


В полной мере эти навыки проявляются на уровне Магов. На более низких уровнях развития они также проявляется в качестве фрактального подуровня уже развитых уровней как творчество устойчивости, действия, эмоций, размышления, интуиции. Это навык создания программ и моделей объектов материальной природы. Эти программы и модели могут быть воплощены, а могут быть сохранены впрок. Эти способности являют собой верх материальной природы человека. Для проявления этих способностей важным качеством является изменчивость и умение приспособиться.

Осознанное восприятие абсолютной информации

Полностью эти способности проявляются у божественных форм жизни. На более низких уровнях они также проявляются в качестве фрактальных подуровней. Например, на уровне осознанных реакций этот уровень проявляется как подуровень инстинктивного восприятия вечных ценностей. Эта способность проявляется в виде реакций выбора хороших вещей, понимании искусства, выборе универсальных моделей поведения. Эти способности меньше других связаны с материальной природой, а соотносятся скорее с абсолютной информацией. Хотя на уровне создания программ/моделей воспринятая абсолютная информация находит свое применение в создаваемых программах/моделях. Это наиболее информационно сложный уровень способностей.

Заключение


Выше мы перечислили лишь наиболее важные группы способностей человека согласно вышеуказанной чакральной модели. Но, к этим же способностям можно прийти и без этой модели, только из свойств первоэлементов. Достаточно сделать предположение о доминировании у человека анахата чакры, и затем рассмотреть связи этой чакры с другими чакрами и с самой собой. Как говорится, как кому нравится.

Не следует забывать, что кроме семи основных чакр есть еще и вспомогательные. Каждой из вспомогательных чакр также соответствует какое-то свойство – способность. Однако детальное описание этих чакр выходит за рамки этой книги.

Приложение 1. О системах санкхья и йога ( текст из книги [3]).


«Санкхья представляет собой философию дуалистического реализма, создание которой приписывается мудрецу Капиле. Она признает наличие двух независимых друг от друга первичных реальностей: пуруши и пракрити. Пуруша есть некое разумное начало, у которого сознание (чайтанья) является не атрибутом, а самой его сущностью. Пуруша – это я,совершенно отличное от тела, чувств и ума (манас). Находясь вне мира объектов, оно представляет собой вечное сознание, являющееся свидетелем происходящих в мире изменений и действий, – сознание не действующее и не изменяющееся. Физические вещи – стулья, кровати и т.п. – существуют скорее для других, чем для самих себя. Поэтому должно быть пуруша, или я, отличающееся от пракрити, или первичной материи, но пользующееся (бхокта) продуктами пракрити. Существует много различных я, связанных с различными телами, вследствие чего одни люди счастливы, другие несчастливы, одни умирают, другие живут.

Пракрити есть первопричина мира. Это вечное, бессознательное начало (джада), которое, всегда изменяясь, служит исключительно удовлетворению я. Саттва, раджас и тамас суть составные части пракрити, которое держит их в состоянии покоя и равновесия (самья-авастха). Эти три составные части называются гунами. Они ни в каком смысле не являются ни качествами, ни атрибутами. Они скорее представляют собой три субстанциональных элемента, составляющих пракрити, подобно тому как три веревки, свитые вместе, образуют канат. К заключению о существовании гун мы приходим тогда, когда испытываем удовольствие, страдание или безразлично относимся к тем или иным вещам. Одно и то же сладкое блюдо может или нравиться, или не нравиться, или вызывать безразличное отношение у одного и того же человека в различных условиях. Так же точно один и тот же салат кажется вкусным одному лицу, невкусным другому и безвкусным третьему. Итак, причина и следствие, в сущности, идентичны. Следствие есть проявленное условие причины. Например, в растительном масле как следствие обнаруживается то, что уже содержалось в семени как причине. Все вещи мира суть следствия, которые наделены качествами, вызывающими удовольствие, страдание или безразличное отношение. Поэтому пракрити, или прадхана, являясь первопричиной вещей, должно иметь три элемента: саттва, раджас и тамас, обладающие свойствами вызывать соответственно удовольствие, страдание или безразличие, а также – проявление, активность и пассивность.


Эволюция мира начинается с соединения (саньйога) пуруши с пракрити, что нарушает первоначальное равновесие последней и побуждает ее к действию. Эволюция протекала следующим образом. Из пракрити возник великий зародыш этой огромной вселенной, который и называется поэтому великим (махат). В нем отражено сознание я, и это делает его как бы сознательным. Махат представляет собой пробуждение природы от космического сна и первое появление мысли и называется поэтому также интеллектом (буддхи). Эта творческая мысль должна побуждать развитие мира. Дальнейшая трансформация интеллекта порождает вторичный продукт – аханкару. Функцией аханкары является ощущение "себя" и "моего" (абхимана). Отождествляя себя с этим началом, я считает себя действующей силой (карта), хотя на самом деле не является ею.

Из аханкары, когда в ней превалирует элемент саттва, возникают пять органов познания (джнянендрия), пять органов действия (кармендрия) и манас, который представляет собой орган познания и деятельности (убхайендрия). Когда же доминирует элемент тамас, аханкара производит пять тончайших элементов (танматра), являющихся потенциями звука, осязания, цвета, вкуса и запаха. Из этих пяти тончайших элементов возникают пять вещественных элементов: эфир(акаша), воздух, огонь, вода и земля в том же самом порядке. Таким образом, в системе санкхьи насчитывается двадцать пять начал. Все они, кроме пуруши, содержатся в пракрити, которое является первопричиной, первоисточником всех других физических объектов, включая ум, материю и жизнь. Пракрити является причиной причин всех объектов. Семь начал – махат, аханкара и пять тонких элементов (танматра) – порождают определенные следствия и в свою очередь сами являются следствиями определенных причин. Одиннадцать чувств и пять физических элементов представляют собой лишь следствия определенных причин, но сами не являются причинами чего-либо, субстанционально отличного от них. Пуруша, или я, не является ни причиной (пракрити), ни следствием (викрити) чего-либо.


Хотя я само по себе свободно и бессмертно, но под влиянием авидьи (незнания) оно смешивает себя с телом, чувствами и умом (манас). Из-за неумения разобраться (авивека) в том, что есть я и что – не-я, возникают все наши горести и страдания. Мы чувствуем себя нездоровыми и несчастными, когда наше тело оказывается чем-либо пораженным и чувствует недомогание, потому что не умеем распознавать разницу между собой и своим телом. Подобным же образом испытываемые нами удовольствия и страдания воздействуют на я только потому, что мы не осознаем разницы между умом и собой. Как только мы полностью осознаем разницу между собой и не-собой, между я и не-я, включающим тело, чувства, ум, интеллект и личность (вивека-джняна), наше я выйдет из-под влияния радостей и печалей, подъемов и упадков жизни, оно найдет тогда покой в самом себе, став бесстрастным наблюдателем событий внешнего мира и не вовлекаясь в них. Это и будет состояние освобождения, свободы от страданий, которое называлось мукти, апаварга, кайвалья. Такого состояния мы можем достичь или при жизни, в этом мире (дживан-мукти), или после смерти, в другом мире (видеха-мукти). Однако простое знание, интеллектуальное понимание этой истины не поможет познать самого себя и тем самым добиться окончательного освобождения от грехов и страдания. Для достижения этого необходимо пройти долгий путь воспитания в духе глубокой преданности и постоянного размышления о том, что я есть чистое вечное сознание, независимое от комплекса ума-тела и установленного порядка вещей с его пространственно-временными и причинными отношениями. Я – это не рожденный и не умирающий дух, сущность которого составляют свобода, бессмертие и вечная жизнь. Характер и методы этого духовного воспитания, необходимого для самопознания, тщательно разработаны философией йога.

Что касается проблемы бытия бога, то философия санкхья отвергает всякую веру в божественное. Согласно этой системе, бытие бога не может быть доказано никоим образом. Да мы и не нуждаемся в боге, чтобы объяснить мир, так как пракрити является достаточно обоснованной причиной мира как целого. Бог как вечный и неизменный дух не может быть творцом мира, ибо для того, чтобы произвести некоторое следствие, причина должна измениться и превратиться в это следствие. Однако некоторые авторы и комментаторы санкхьи пытаются доказать, что эта система допускает существование бога как верховного существа, которое является лишь свидетелем, а не создателем мира…


Йога близко примыкает к санкхье. Система йога разделяет теорию познания и метафизику санкхьи с ее двадцатью пятью началами, но к тому же признает бытие бога.»





Список рекомендуемой литературы




  1. Б.В. Мартынов Упанишады йоги и тантры, С-Пб.: Алетейя, 1999

  2. КЛАССИЧЕСКАЯ ЙОГА ("ЙОГА-СУТРЫ" ПАТАНДЖАЛИ И "ВЬЯСА-БХАШЬЯ") перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого М.: Центр исследований традиционных идеологий Востока "Asiatica", 1992

  3. Чаттерджи С. и Датта Д. Введение в индийскую философию. М., 1955.

  4. Б. Л. Смирнов. Санкхья и йога. М., Болесмир, 2005

  5. Л. М. Беленицкий Технология пути К.: Ника Центр 1998

  6. Говард Гарднер Структура разума. Теория множественного интеллекта М.: Вильямс 2007



В книге рассматривается система чакр – древняя модель психики человека.

Указывается на связь этой модели и воззрениями древних на устройство мироздания.

Излагается систематика основных чакр, а также соответствующих им способностей человека.

Материал изложен с материалистической точки зрения





прямая соединительная линия 10