sotrud.ru 1

Локомотивы и вагоны (о понятии "научная школа")

Понятие научной школы широко используется в научном обиходе, вузовской практике, при характеристике деятельности известных ученых. Положительно-оценочная коннотация этого понятия, престижность иметь научную школу для ученого, важность показателя «наличие научных школ» для аттестации вузов приводит в последнее время к высокой частотности этого словосочетания и, как следствие, к определенной девальвации этого понятия.

Представляется, что научная школа - это не любая совокупность учеников профессора, не любой коллектив, работающий по руководством профессора, это не любая кафедра, на которой есть аспиранты и научный руководитель.

Руководство курсовыми и дипломными, магистерскими работами также не свидетельствуют о научной школе - даже если много лет студенты пишут работы по единой проблематике.

Кафедра, лаборатория, исследовательский центр, несколько кафедр - это организационная база научной школы, материальная база школы, но еще не сама школа.

У отдельного профессора может быть собственная научная проблемная группа, исследовательское направление, но это вовсе не всегда следует называть школой. Понятие научной школы необходимо поднимать, а не снижать до уровня каждого научного руководителя или заведующего кафедрой, имеющего аспирантов или соискателей.

Нам представляется, что подлинная научная школа прежде всего не должна быть административной единицей. Признание этого факта может многое сразу же поставить на свои места. Тогда это действительно научная школа. Для действительной научной школы важно признание ее руководителя и значительного количества его учеников, их достижений за пределами той организационной структуры, в которой непосредственно работает руководитель школы или его основные ученики.

Это должна быть обширная группа ученых разного возраста, статуса, ученых званий, должностей и территориальной расположенности, действующая в едином научном направлении в течение десятилетий. Научная школа - это научный коллектив, объединение исследователей вокруг проблемы и путей ее решения.

В данной статье мы рассмотрим известные нам критерии отнесения того или иного коллектива к рангу ведущих научных школ, в разное время предлагавшиеся нашим университетом, министерством и отдельными учеными.


  • Воспитание в коллективе школы не менее 5 докторов по научному профилю школы (за все время) включая руководителя, подготовившего докторов наук.

Критерий, несомненно, верный - доктора должны быть, количество докторов - не менее пяти - представляется эмпирически правильным.

  • Наличие вместе с руководителем не менее трех докторов наук, работающих в данном научном учреждении на постоянной основе по общей тематике.

Требование, чтобы научная школа признавалась только там, где в одном учреждении с руководителем работает определенное количество подготовленных им докторов (например, не менее трех), мы считаем некорректным - это не обязательный признак школы. Тем более признак работы на постоянной основе не является обязательным. Ученики могут работать в разных местах, важно, чтобы они сохраняли проблематику и методику школы, регулярно печатались в издаваемых школой тематических изданиях. Научная школа должна распространяться за пределы кафедры, факультета, вуза, но при этом сохранять тематику исследований, конференций, сборников. Межрегиональный характер школы - важнейший ее признак.

  • Подготовленные руководителем или его учениками доктора наук внутри школы.

Этот критерий мы относим к числу обязательных - школа должна иметь докторов наук, подготовленных руководителем, они должны работать внутри школы, но вовсе не обязательно должны работать внутри одного учебного заведения.


  • Базой научной школы должна быть кафедра, возглавляемая ученым - руководителем школы. Другими словами, научная школа должна быть при кафедре.

Этот критерий не представляется нам обязательным, хотя, как правило, научные школы формируются в вузах именно вокруг кафедр. Руководитель должен работать на какой-либо кафедре, но он может не заведовать этой кафедрой, может быть на почасовой оплате. Весь смысл школы в том, что она выходит за пределы учреждения, имеет межрегиональный характер.

Основа для школы: руководитель, имеющий несколько десятков защитившихся аспирантов и соискателей по общей тематике

  • Наличие регулярных монографических изданий.

Это важный критерий для научной школы. Монографии должны выходить регулярно, и не только по докторским диссертациям, где это предусмотрено самой процедурой защиты.

Надо при учете деятельности школы учитывать отдельно монографии по докторским, связанные с защитой, и монографии, отражающие продолжающиеся научные исследования школы, этапы ее научного развития. Следует приветствовать также коллективные монографии, сама возможность издания которых говорит о единстве проблематики и «сводимости» результатов членов научной школы.

  • Индекс цитирования.

Превышение суммарного (для докторов наук школы) индекса цитирования десяти пунктов в год (за любой из трех последних лет).

Многие ученые скептически относятся к этому показателю, но он принят во всем мире, а во-вторых, если он осуществляется независимой организацией, это вещь, несомненно, объективная и является показателем деятельности научной школы - исследования научной школы должны цитироваться.

Время от времени раздаются голоса, что не следует учитывать цитацию в авторефератах и диссертациях. По моему глубокому убеждению, это абсурд. Именно в научных исследованиях высшего ранга - диссертациях - сразу видно, кто оказывает влияние на науку, а кто нет. Эти ссылки надо учитывать обязательно и в первую очередь. Разумеется, надо подсчитывать индекс цитируемости по статьям и монографиям, а также учебным пособиям. Представляется неправильной практика подсчета индекса цитируемости только по центральным журналам - туда многие ученые попадают случайно, особенно в гуманитарных науках, к тому же именно цитируемость в «нижних ярусах науки» - статьях в межвузовских сборниках, монографиях местных издательств, продолжающихся научных изданиях на периферии - отражает реальную, массовую научную востребованность исследований той или иной научной школы: их работы цитируют те, кто сейчас активно работает в науке, пишет диссертации, и это яркое свидетельство востребованности работ членов данной научной школы.


Превышение индекса цитируемости в 10 единиц в год явно мало для научной школы. Следует увеличить этот уровень до не менее 30 упоминаний в год.

Надо ли особо учитывать ссылки в международных журналах? Надо, но следует быть реалистами - трудов на русском языке за рубежом ученые почти не читают, так что таких ссылок будет мало, и они будут во многом случайными. Это может быть дополнительный признак известности научной школы или отдельных ученых, не более того.


  • Наличие учебных пособий с грифами Министерства, УМО.

Этот параметр не может рассматриваться как основной, поскольку речь идет об учебных изданиях. Научная школа не обязана издавать учебные пособия, это дело преподавателей. К тому же, учебные пособия, претендующие на любой гриф, должны охватывать некоторую науку в целом, а научная школа не может быть школой по науке в целом, она имеет определенную научную специализацию. Однако, если ученые популяризируют свою науку в форме учебных пособий, и эти пособия получают грифы, это может быть дополнительным аргументом в пользу научной школы.

Кроме того, почему учитывать только учебные пособия с грифами? Масса небольших учебных пособий и брошюр, методических разработок в доступной форме раскрывает идеи научной школы для студентов и аспирантов. Их тоже надо учитывать - при условии, что они отражают авторские научные разработки членов научной школы.

  • Публикации за рубежом.

Важный показатель, но его тоже не следует переоценивать - у научной школы может не быть издательских контактов с зарубежными партнерами по характеру проводимых исследований (например, они имеют сугубо национальную ориентированность) или нет средств на такие издания. Развитие школы на российской базе, наличие у школы изданий только в пределах России, никак не может ее компрометировать.
  • Наличие изданий в центральной печати.


Данный критерий тоже не может быть основным. Сейчас в Москве масса издательств и они издают, что угодно. Издатели ездят по провинции и просят книги для издания. А чаще - для переиздания, чтобы не работать много с авторами. Московским издательствам нечего издавать. Сейчас московский адрес издательства - это не критерий научного уровня и качества работы. Местные издания небольшими тиражами часто играют гораздо большую роль в развитии научных школ и науки в целом. Учитывать надо все виды изданий, независимо от места издания.

  • Наличие у школы грантов.

Это важный, но тоже косвенный признак научной школы, так как выделение грантов обусловлено во многом случайными и часто вовсе не научными критериями, а пробивной характер руководителя школы в этом вопросе или просто его связи - тоже большая редкость, и как раз отсутствие пробивной силы у руководителя школы как раз часто является показателем ее реального высокого научного статуса - при наличии высоких научных результатов.

Однако научная школа должна предпринимать усилия по получению научных грантов, это признак жизнеспособности школы.

  • Наличие академических, лауреатских, почетных званий и наград у членов школы.

Это должно учитываться, но только как второстепенный показатель - как и гранты, это фактор во многом случайный, особенно в нашей стране при постоянной вертикали власти. Награды и почетные звания украшают многих, не имеющих отношения к настоящей науке, но имеющих должности и тесные связи с вертикалью или хотя бы не раздражающие вертикаль, выполняющие ее запросы. Масса настоящих ученых, прославивших нашу страну, всю жизнь не имела никаких наград и званий, однако их научные достижения составляют гордость страны.

  • Организация симпозиумов, конференций (международных и российских).

Научная школа обязательно должна регулярно проводить мероприятия по своей научной проблематике. Но не обязательно предопределять ранг проводимой конференции как самый высокий - она может быть региональной, иногда достаточно научного семинара, но регулярно проводимого, чтобы на него стремились попасть ученые со всей страны.


Однако проведение конференций всегда требует значительных затрат, которые могут оказаться не под силу той или иной научной школе, как и организационные трудности. Научная консолидация исследователей по определенной проблематике может осуществляться школой через выпускаемые межрегиональные и продолжающиеся научные издания, что не менее, а даже более важно для научной школы.

Проведение конференций - важный признак активности научной школы, но не основной, поскольку школа может просто не иметь средств на проведение больших научных конференций. Однако не менее важно проводить регулярные школы-семинары для членов школы, работающих по одинаковым методикам, организовывать собственные проблемные секции на конференциях.


  • Наличие в организации докторского или кандидатского совета по научной специальности школы.

Это необходимо, но тоже как дополнительный показатель - открытие совета может быть не нужно при наличии регионального совета, научная проблематика школы может выходить за рамки той или иной научной специальности.

  • Наличие не менее четырех защит диссертаций в рабочем коллективе школы за последние пять лет.

Ежегодные защиты диссертаций - показатель работоспособности и активности деятельности школы, этот показатель должен считаться ведущим. Не обязательно это должны быть докторские - это обычно событие в деятельности школы, но кандидатские диссертации должны идти постоянно.

Определять минимум защит за пять лет для научной школы - с одной стороны, формализм, а с другой стороны - отчетливый показатель научного роста школы. Защиты могут идти нерегулярно по не зависящим от школы обстоятельствам, поэтому, возможно, лучше увеличить учетный срок до 10 лет - не менее 10 защит за 10 лет.

  • Открытия, патенты.

Для гуманитарных наук этот критерий неприменим, хотя для естественных наук и особенно прикладных направлений науки этот критерий представляется действительно важным.


  • Важнейшие публикации за последние 7 лет (монографии, сборники).

Критерий важный - чтобы школа не остановилась в развитии, она должна постоянно выпускать научную продукцию - кроме диссертаций, обязательно регулярно выпускать монографии (в том числе коллективные) и продолжающиеся тематические сборники. Важнее ранга публикаций их регулярность. Следует всячески приветствовать продолжающиеся научные издания - тематические сборники, регулярные авторские и коллективные монографии в рамках школы. В число важнейших публикаций не следует включать отдельные статьи.

  • Медали и дипломы выставок.

Это зависит от многих обстоятельств и основным критерием являться не может.

  • Членство ученых в различных российских и зарубежных научных организациях.

Этот критерий представляется нам не самым важным - здесь также велика роль случайности. Кроме того, членство часто оказывается весьма формальным и не отражает научных заслуг ученого.

  • Участие в международных проектах.

Это дополнительный признак - участие в проектах далеко не всегда показатель качества научных исследований, часто такое участие носит формальный характер или не дает научной продукции, сводясь к научному туризму или участию в семинаре.

  • Наличие в течение последних трех лет внебюджетных источников финансирования деятельности научно-педагогического коллектива.

Критерий представляется излишним, так как весьма далек от науки. Поиск источников дополнительного финансирования - показатель административной и коммерческой удачливости руководителя школы или его отдельных членов, но не свидетельство высокого научного уровня школы.
  • Подготовка кадров высшей квалификации за последние девять лет (общее число аспирантов, общее число докторантов, количество докторских и кандидатских защит).


Разумеется, количество кандидатов и докторов наук, подготовленных в рамках научной школы - важнейший показатель ее авторитета и жизнеспособности, критерий, относящийся к основным.

Здесь важным нам представляется следующее:

- регулярность выхода кандидатских и докторских диссертаций - говорит об активности и продуктивности идей школы;

- научная школа готовит не только своих аспирантов, но и аспирантов из других вузов и регионов, что свидетельствует о популярности идей научной школы и ее научном авторитете. Важно учитывать не только количество аспирантов, но и соискателей, которые могут составлять значительную часть защищенных в рамках школы, но обычно почему-то не учитывается.

При этом мы считаем целесообразным учитывать в количественном отношении показатель защит диссертаций за весь период существования школы, поскольку бывают отдельные периоды времени, когда по не зависящим от научной школы обстоятельствам количество защит снижается или вообще защиты не происходят, что никак не означает, что научная школа перестала функционировать.

  • Научные связи с другими организациями.

Такие связи должны быть, но понятие связь нуждается в уточнении: нужны не просто связи - совместные встречи, публикации в сборниках друг друга.. Нужны не связи, а совместные научные проекты, рассчитанные на несколько лет, с планом совместных работ и последовательным осуществлением поставленных целей.

  • Деятельность научно-педагогического коллектива в области открытия новых специальностей, создания новых учебных дисциплин.

Это не обязательно, может рассматриваться как дополнительный признак, поскольку в большей степени связано с учебным процессом, а не с содержанием научной деятельности.

Есть еще ряд признаков, которые, как нам представляется, нужны для статуса научной школы, но в различного рода административных циркулярах не затрагиваются.


  • Ученики у учеников руководителя научного коллектива, работающие по общей тематике.

Это «научные внуки» руководителя, важнейшее условие существования школы.

  • Единство научной проблематики членов школы. Данный признак научной школы не надо понимать буквально: единство тематики - это единство общей проблематики, метода исследования, единство предмета исследования в широком смысле. Чем больше школа в количественном отношении, тем шире будут ее исследования по тематике.

  • Новизна проблематики исследований.

Этот параметр двойственен: исследования должны быть современными, с применением современных методов, с учетом современных научных достижений, но сфера исследования может быть традиционной, классической, в традиционных областях науки. Новизну тематики не следует фетишизировать, но новизна методов и подходов - характерная черта ведущей научной школы.

Школа жизнеспособна, если учитывает современные научные достижения, достижения новых отраслей науки. осваивает новые методики исследований, обновляет содержание своих исследований.

  • Наличие развернутой научной концепции.

Научная школа должна сформулировать свои основные теоретические положения и развернуто изложить их. Желательно, чтобы эта концепция была опубликована или тем или иным способом заявлена научному сообществу.

  • Наличие ВАКовского журнала.

Это признак желателен, но не обязателен.

  • Наличие прикладного использования фундаментальных результатов научных исследований.

Это дополнительный признак, поскольку не все темы и проблемы позволяют прямое прикладное использование полученных результатов. Этот признак представляется нам дополнительным.

  • Организация научной работы студентов.

Публикация работ студентов, проведение для студентов конференций по проблематике научной школы.


Это дополнительный признак, поскольку школа может иметь сравнительно небольшой доступ к студентам (например, не иметь студенческой группы для специализации по не зависящим от нее причинам), но школа должна растить смену из студентов и работать с ними в рамках развиваемой научной концепции.


  • Наличие регулярно выходящих продолжающихся тематических изданий по проблематике школы.

Этот параметр с нашей точки зрения имеет важнейшее значение - это яркий результат научно-организационной деятельности школы, показатель ее авторитета и жизнеспособности. Издания должны соответствовать проблематике школы, редакционный совет должны составлять ведущие ученые школы, издания должны иметь межрегиональный характер, должна быть строгая периодичность изданий, единые требования к оформлению и содержанию работ - все это несомненно свидетельствует о том, что научная школа непрерывно развивается, не стоит на месте, координирует и объединяет ученых разных регионов вокруг своей научной проблематики и пользуется авторитетом в данной области - раз представители разных регионов публикуются в изданиях научной школы.

  • Приглашение ученых школы с лекциями в другие учебные заведения, за границу.

Важный, но не основной критерий, во многом результат случайности или личных связей ученых.

  • Приглашение ученых школы для оппонирования по кандидатским и докторским диссертациям.

Это должно учитываться, но как косвенный критерий, так как во многом оппонирование бывает обусловлено субъективными причинами, традиционными или сугубо личными научными связями.

  • Выполнение научной школой функций внешнего рецензента кандидатских и докторских диссертаций из других вузов и регионов.

Это никогда и нигде не учитывается, вместе с тем одни научные и учебные подразделения практически не выступают ведущими организациями по диссертациям, в то время как другие буквально изнемогают от внешних отзывов. Поскольку официально направляются диссертации в вуз, а не конкретному ученому, этот параметр представляется нам одним из основных - если школа много дает внешних отзывов, значит, она котируется в данном научном направлении.


  • Вхождение членов школы в профессиональные энциклопедии, справочники, библиографические указатели.

Это дополнительный признак значимости научной школы.

  • Доступность научной информации о достижениях школы.

Издания школы должны быть многочисленны, должны быть популярные изложения концепции для студентов и аспирантов, издания должны продаваться, систематически переиздаваться, должна быть библиотека изданий (например, на кафедре), должны быть электронные и Интернет-версии изданий кафедры.

  • Жизнеспособность школы.

Это длительность существования школы, совмещенная со способностью школы к развитию новых научных идей и направлений, освоению новых научных методов, способность вписаться в новые научные парадигмы.

Если научная школа только тиражирует много лет одинаковые продукты на разном материале, это не признак ее жизнеспособности.

Суммируем наши рассуждения.


Критерии (параметры) отнесения научного коллектива к рангу научных школ


Основные


Каждый из них необходим, а все вместе достаточны, чтобы отнести коллектив к научным школам.

  • Воспитание в коллективе школы не менее 5 докторов по научному профилю школы (за все время) включая руководителя, подготовившего докторов наук.

  • Подготовленные руководителем или его учениками доктора наук внутри школы.

  • Наличие регулярных монографических изданий.

  • Индекс цитирования - не менее 30 в год.

  • Наличие не менее 10 защит диссертаций в рабочем коллективе школы за последние 10 лет.

  • Важнейшие публикации за последние 10 лет (авторские и коллективные монографии, продолжающиеся научные издания, межвузовские сборники).
  • Подготовка кадров высшей квалификации за весь период существования школы.


  • Наличие своих учеников у учеников руководителя научной школы.

  • Единство научной проблематики членов школы.

  • Новизна проблематики исследований.

  • Наличие развернутой опубликованной научной концепции.

  • Наличие регулярно выходящих продолжающихся тематических изданий по проблематике школы.

  • Регулярное выполнение научной школой функций внешнего рецензента кандидатских и докторских диссертаций из других вузов и регионов.

  • Жизнеспособность школы (многолетний характер ее устойчивого существования и развития).

  • Доступность научной информации о достижениях школы.

Дополнительные


Соответствие этим критериям желательно, но не обязательно, они являются показателями, усиливающими значимость научной школы, но не влияющие на ее статус как школы.

  • Базой научной школы должна быть кафедра, возглавляемая ученым - руководителем школы.

  • Цитируемость в международных изданиях.

  • Наличие учебных пособий с грифами Министерства, УМО.

  • Публикации за рубежом.

  • Наличие изданий в центральной печати.

  • Наличие у школы грантов.

  • Наличие академических, лауреатских, почетных званий и наград у членов школы.

  • Наличие в организации докторского или кандидатского совета по научной специальности школы.

  • Медали и дипломы выставок.

  • Участие в международных проектах.

  • Научные связи с другими организациями - многолетние научные проекты.

  • Проведение регулярных конференций и проблемных семинаров по проблематике школы.

  • Наличие ВАКовского журнала.

  • Наличие прикладного использования фундаментальных результатов научных исследований.

  • Организация научной работы студентов.
  • Приглашение ученых школы с лекциями в другие учебные заведения, за границу.


  • Приглашение ученых школы для оппонирования по кандидатским и докторским диссертациям.

  • Вхождение сведений о членах школы в профессиональные энциклопедии, справочники, библиографические указатели.

Излишние


Эти параметры не влияют на статус научной школы.

  • Наличие вместе с руководителем не менее трех докторов наук, работающих в организации на постоянной основе по общей тематике.

  • Открытия, патенты (для гуманитарных наук).

  • Членство ученых в различных российских и зарубежных научных организациях.

  • Наличие в течение последних трех лет внебюджетных источников финансирования деятельности научно-педагогического коллектива.

  • Деятельность научно-педагогического коллектива в области открытия новых специальностей, создания новых учебных дисциплин.

[...]

Существуют ученые-одиночки, которым в принципе не нужна научная школа - для них важна их работа, их достижения и их личный успех. Такие ученые двигают науку, но, как правило, не двигают других людей в науке. Таким ученым тоже нужна всемерная поддержка, но нам представляется, что поддержка школ дает науке гораздо больше, чем поддержка ученых-одиночек.

Ученые, ощущающие себя научной школой, должны заявлять о своей научной школе, формулировать ее положения, представлять ее в научном сообществе как школу. И не стоит этого стесняться. Это важный этап в научном развитии любого ученого и любого научного коллектива и каждого члена такого коллектива.

Ученые, у которых нет настоящей научной школы, обычно болезненно или в лучшем случае иронически относятся к провозглашению какого-либо (не своего) научного направления научной школой, но это не должно смущать ученых, заявляющих о своей научной школе. Руководители факультетов, вузов и научных подразделений должны гордиться, что у них работают ученые, составляющие научную школу, должны способствовать развитию таких школ, морально и организационно поощрять, поддерживать такие научные коллективы, материально способствовать их развитию. И финансирование, если оно имеется (что, увы, далеко не всегда) необходимо распределять в первую очередь среди научных школ. Науку движут научные школы, остальные ученые и небольшие исследовательские группы подтягиваются за ними.


И не надо бояться сравнения результатов различных научных коллективов - именно сравнение показывает реальную, а не фиктивную результативность работы разных научных коллективов.

Определять соответствие заявленной коллективом научной школы критериям научной школы должны ученые советы вузов. Необходимо проводить конкурсы научных школ.

Если заявка научного коллектива на статус научной школы не нашла подтверждения, ученые не должны в связи с этим огорчаться - остается научное направление, проблемная группа, научный коллектив, которые могут со временем перерасти в научную школу. Но для этого надо работать, и не один год.

Ученые советы вузов должны периодически подтверждать статус ведущих научных школ своего вуза, учитывая деятельность школы и за пределами вуза. Например, Ученый совет ВГУ в 1999 г. признал ряд научных школ университета ведущими и в приоритетном порядке финансирует их деятельность, что за последние годы позволило существенно повысить объем и качество публикаций членов большинства из этих школ, привлечь в науку молодых ученых, расширить участие ученых в выездных конференциях.

Научная школа - это локомотив науки. Он должен ехать впереди и тянуть за собой вагоны. Вагон может быть некоторым направлением, научным коллективом, там могут «ехать» представители какой-либо проблемной группы, имеющие своего собственного руководителя и свою тематику, но самостоятельной школы они еще не составляют (по крайней мере, определенное время) и движутся обычно в направлении, определяемом каким-либо локомотивом.

Вузы и государство в целом должны продвигать и поддерживать в первую очередь именно локомотивы, и помогать (морально, организационно, материально) в первую очередь локомотивам. Поедет локомотив - поедут и вагоны, и они тоже вслед за ним доберутся до своей цели. А потом, возможно, и сами превратятся в локомотивы для других.

© И.А. Стернин, 2008