sotrud.ru 1


Киноцентр «Родина», Петербургская Федерация Кинопрессы

представляют цикл программ

«ГРАНИ МИРОВОГО КИНО»


МАРТ-АПРЕЛЬ 2009 года


Ретроспектива «100-летие польского кино»


Министерство Культуры РФ, Генеральное консульство Республики Польша в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургское объединение киноклубов Федерации киноклубов РФ, СПб МКФ «Фестиваль Фестивалей» и киноцентр «Родина» при поддержке Петербургской Федерации Кинопрессы проводит ретроспективный показ фильмов, посвященный 100-летию польского кино. Нет особой нужды напоминать, что в период своего наивысшего расцвета в 60-е годы прошлого века «польская киношкола» была одной из самых интересных в Европе, обогатив мировое кино рядом выдающихся мастеров и целой россыпью истинных шедевров. Подавляющее большинство фильмов, представленных в ретроспективе, относятся именно к 60-м годам. ПФК обращает внимание зрителей на самые редкие из них, включив их в программу «Грани мирового кино».


Мы надеемся, что наша программа получит своевременный отклик в средствах массовой информации.


Все фильмы будут демонстрироваться на 35-мм пленке со вступительным словом киноведа.


Все материалы и предложения присылайте нам по адресу: pfkspb@mail.ru


ФИЛЬМЫ ПРОГРАММЫ


28 марта, 17:20

«Охота на мух»

Польша, 1969, цветной, 109 мин.

Режиссер: Анджей Вайда

В ролях: Зыгмунт Малянович, Малгожата Браунек, Ханна Скаржанка, Юзеф Перацкий, Даниэль Ольбрыхский, Ирена Дзедзиц

Признанный лидер «польской киношколы» Анджей Вайда никогда не боялся браться за самые острые и неоднозначные темы, причем решал их в самых разных жанрах. Однако и в его творчестве этот фильм, представляющий собой сатирическую комедию нравов, стоит особняком. Картина, снятая по сценарию молодого фельетониста Януша Гловацкого, была настолько проникнута горьким сарказмом при показе нравов польского общества, что вызвала у многих почитателей «главного польского романтика» весьма неоднозначную реакцию, вплоть до упреков в погоне за молодежным кино и неуместным обличительным пафосом. Вместе с тем Вайда уже показал зарождение «мещанского болота» в «Невинных чародеях» (по сценарию Ежи Сколимовского), а затем проследил процесс «вырождения былых идеалов» в «Охоте на мух», телефильме «Слоеный пирог», позднее – в «Без обезболивания» и «Девочке Никто». Без этого фильма представлении о творчестве выдающегося мастера было бы неполным. Картина впервые демонстрируется на большом экране Петербурга.


Премия «Золотая гроздь» для Ханны Скаржанки за лучшую второплановую роль на II Фестивале в Лагове-1970.


1 апреля, 19:00

«Как далеко отсюда, как близко»

Польша, 1971, цветной, 94 мин.

Режиссер: Тадеуш Конвицкий

В ролях: Анджей Лапицкий, Густав Холоубек, Майя Коморовска, Ева Кшижевска, Эдмунд Феттинг, Алиция Яцхевич, Здзислав Маклакевич


Одним из первых польских писателей, занявшихся кинорежиссурой – и самым крупным из них – стал выдающийся прозаик Тадеуш Конвицкий. Автор сценариев таких фильмов как «Мать Иоанна от ангелов» и «Фараон» Ежи Кавалеровича, «Хроника любовных приключений» А. Вайды и других он дебютировал в режиссуре в 1958 году фильмом «Последний день лета» и снял всего шесть с половиной фильмов, но по праву считается одним из ведущих мастеров «польской киношколы». Дело в том, что Конвицкий не пытался экранизировать свои произведения, но старался создать на экране их киноэквивалент, пользуясь средствами искусства кино. Череда кинообразов порой в его фильмах настолько необычна и прихотлива, что затрудняет его контакт с неподготовленным зрителем, доставляя другим подлинное эстетическое наслаждение. Особенность Конвицкого и в том, что все его фильмы, как и проза – это погружение в собственное прошлое, воспоминания, где обрывки событий, черты людей, память о впечатлениях, сменяют друг друга, для того чтобы попытаться понять, чем же была прожитая жизнь. В этом фильме оживает детский мир героя, затем его военные воспоминания, пронизанные горечью невозвратности. Как писал критик Ежи Плажевский: «Темой фильма Конвицкого является Конвицкий. И эта прекрасная тема, тема моего поколения, история Поляка».


2 апреля, 19:15

«Особые приметы»

Польша, 1964, черно-белый, 71 мин.

Режиссер: Ежи Сколимовский

В ролях: Ежи Сколимовский, Эльжбета Чижевска, Анджей Жарнецкий, Тадеуш Минц, Марек Пивовский



В самом начале 1960-х годов в польском кино произошел «бунт сценаристов», ознаменовавший приход в кинорежиссуру целого ряда знаменитых писателей и заложивший основу польского авторского кино. Если Конвицкий был самым маститым из них, то Сколимовский был самым молодым, хотя уже имел за собой сценарии фильмов «Невинные чародеи» А. Вайды и «Нож в воде» Р. Полянского. Поэт, актер, художник Ежи Сколимовский, окончив режиссерский факультет киношколы в Лодзи, для своей дипломной работы «Особые приметы» сам написал сценарий, исполнил главную роль и был художником-декоратором. В этом и двух последующих фильмах Сколимовский рисует портрет своего альтер эго в кризисные, решающие моменты, когда он ищет свой жизненный путь, не мирясь с окружающим его миром. Молодой поляк Анджей Лещиц, перед тем как уйти в армию, пытается провести ревизию прожитой жизни. Оказывается, он где-то учился, но без интереса, искал друзей, но неудачно, имел жену, но не знал ее, он не злой и не добрый – он никакой, без особых примет. Ощущая никчемность своей жизни Анджей решается ее изменить. Картина впервые демонстрируется на большом экране Петербурга.

Премия МКФ в Варшаве, приз МКФ в Арнхейме в 1965 году.


3 апреля, 19:15

«Йовита»


Польша, 1967, черно-белый, 91 мин.

Режиссер: Януш Моргенштерн

В ролях: Даниэль Ольбрыхский, Барбара Квятковска Ласс, Збигнев Цыбульский, Калина Ендрусик, Игнацый Гоголевский, Ига Цембжиньска

Януш Моргенштерн, начинавший ассистентом Анджея Вайды и Ежи Кавалеровича – один из тех, кто составил славу «польской киношколы». Дебютировав в 1960 году фильмом «До свидания, до завтра» о безнадежной любви польского студента к дочери западного дипломата, он стал последним романтиком польского кино. В советском прокате демонстрировался один из лучших его фильмов – военная драма «Потом наступит тишина». Решив экранизировать повесть выдающегося писателя Станислава Дыгата «Диснейленд», он предложил написать сценарий Тадеушу Конвицкому. Главную роль по любимому им роману хотел играть Збигнев Цыбульский, предложивший большие изменения в сценарии и сюжете. Режиссер же доверил роль Марека Аренса, юноши, мечущегося между архитектурой и спортом Д. Ольбрыхскому. Цыбульскому досталась трагикомическая фигура его тренера Ксежака, пытающегося пробудить у молодежи страсть к спортивным успехам. Это была предпоследняя роль в кино великого актера и единственный фильм, где он играл вместе с Ольбрыхским, уже объявленным его наследником. Сам Дыгат остался доволен экранизацией, но критика упрекала режиссера прежде всего облегченной трактовкой роли Аренса, где за отношениями с женщинами терялся мотив конфронтации героя с собственной судьбой. Картина впервые демонстрируется на большом экране Петербурга.


Премия за режиссуру и приз экуменического жюри на МКФ в Сан-Себатьяне в 1967 году.


5 апреля, 20:00

«Пассажирка»

Польша, 1961, черно-белый, 58 мин.

Режиссер: Анджей Мунк

В ролях: Александра Шлёнска, Анна Чепелевска, Ян Кречмар, Марек Вальчевский, Ирена Малькевич, Эльжбета Чижевска, Барбара Хоравянка


Анджей Мунк – один из родоначальников и лидеров «польской киношколы». В отличие от большинства своих романтически настроенных сподвижников Мунк, прошедший школу документального кино, все свои три игровые картины снял в сугубо реалистическом ключе, обращаясь прежде всего не к чувствам, но к разуму зрителей. Мунк погиб в автокатастрофе в разгар съемок фильма по повести Зофьи Посмыш-Пясецкой «Пассажирка». Он успел снять ретроспективную часть фильма, современную же только начал. После долгого отсутствия на роскошном лайнере возвращается в Европу с новым мужем из океана немка Лиза. На последней остановке в Англии на борт поднимается еще одна пассажирка, в которой бывшая лагерная надзирательница Освенцима Лиза с ужасом узнает бывшую заключенную, польскую девушку Марту. Ту самую узницу, которую она так стремилась унизить духовно, сломить ее гордость, уничтожить морально. Пытаясь найти себе оправдание, Лиза все глубже погружается в страшные воспоминания, так что окружающий ее сегодняшний мир начинает казаться ирреальным… Через два года после гибели Мунка его друг Витольд Лещевич принял решение ничего не доснимать к этому материалу, добавив лишь авторский комментарий. В таком виде фильм был выпущен в польский прокат в сентябре 1963 года, а затем появился и в советском кинопрокате.

Приз жюри и премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне-1964, приз Союза итальянских журналистов на МКФ в Венеции-1964, главный приз на Кинофестивале Трудящихся в чешском Готтвальдове-1964, приз польской кинокритики «Варшавская Сирена» 1964 года.

Кроме того, в ретроспективу включены фильмы:



29 марта, 17:30

«Мать Иоанна от ангелов». 1960. Абсолютный шедевр одного из лидеров «польской киношколы» Ежи Кавалеровича по сценарию Тадеуша Конвицкого на основе рассказа Ярослава Ивашкевича. Выдающаяся операторская работа Ежи Вуйцика и лучшая роль в карьере Люцины Винницкой. Спецприз жюри «Серебряная Пальмовая ветвь» на МКФ в Канне-1961.


30 марта, 19:00

«Нож в воде». 1961. Блистательный дебют Романа Полянского по сценарию Ежи Сколимовского с участием Зыгмунта Маляновича, Иоланты Умецкой и Леона Немчика. Премия ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции 1962 года.


31 марта, 19:00

«Как быть любимой». 1962. Психологическая драма выдающегося режиссера Войцеха Хаса по повести Казимежа Брандыса с великолепным актерским дуэтом Барбары Краффтувны и Збигнева Цыбульского. Гран-при, премия за лучшую женскую роль для Б. Краффтувны, премия за лучший сценарий для К. Брандыса на МКФ в Сан-Франциско в 1963 году, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Бейруте-1964.


4 апреля, 19:15

«Любовники моей матери». 1985. Один из лучших фильмов мастера нового поколения польской кинорежиссуры Радослава Пивоварского с участием Кристины Янды.