sotrud.ru 1 2 ... 6 7

МОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа»

Курьинского района

Алтайского края








Педагог–психолог Болдырева Надежда

Михайловна



Объяснительная записка

В настоящее время резко увеличивается число детей с отклонениями в психическом развитии, причем эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ. Педагоги сталкиваются с серьезными проблемами обучаемости таких детей.

Массовый характер указанной тенденции является одной из причин остроты постановки проблемы так называемых «трудных» детей, испытывающих затруднения, как в обучении, так и в социализации. Такие дети часто попадают в классы коррекционного обучения или вообще оставляют школу, но много их обучается и в обычных школах. Чаще всего это дети из неблагополучных в разных отношениях семей, лишенных реальных жизненных перспектив, которые, сталкиваясь с неблагополучной атмосферой дома и в школе, быстро приобретают опыт жизненных неудач. При неуспехах в школе и отсутствии поддержки дома у них закрепляется низкая самооценка, еще больше нарушается их успеваемость и поведение, и в результате искажается вся система их ценностей и жизненная ориентация. Порой выход они находят в протестном поведении, что может проявляться в форме лени, упрямства, демонстративного поведения, вплоть до асоциальных поступков, что часто сопровождается алкоголизацией и наркотизацией. Следует отметить, что те же явления могут наблюдаться не только у детей из неблагополучных семей, но и у детей, семьи которых с виду вполне благополучны.

Английские психологи Хевитт и Дженкинс выделяют две большие категории «трудных» детей:

- дети с так называемыми «социализированными формами» антиобщественного

поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства, и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных
групп друзей или родственников, к которым они принадлежат:

- дети с не социализированным антиобщественным агрессивным поведением,
которые, как правило, находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и
со своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства,
проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости и мстительности.

Общую картину подобных нарушений развития можно охарактеризовать как дезадаптацию детей и подростков, проявляющуюся в их неспособности не только полноценно учиться, но жить и действовать в нашем обществе. Современный дезадаптированный подросток часто не имеет адекватных социальных и учебных навыков, характеризуется низкой самооценкой, но уже сформировал психологические барьеры в восприятии учебной и социально ориентирующей его информации. Сталкиваясь с проблемами несоответствия ожиданиям взрослых в школе или в семье, он может попытаться для разрешения конфликта изменить ситуацию или приспособиться к ней. Однако, не встречая понимания и помощи со стороны взрослых, он не знает, как это сделать, предпринимает неудачные попытки" протестовать и вызывает отрицательную реакцию окружающих, что усугубляет или закрепляет его неадаптивное поведение, которое в дальнейшем и становится его защитной реакцией при любых трудностях.

Если ребенок неуспешен в школе вследствие определенных его недоразвитии, то при попытках справиться с трудностями у него вырабатываются неэффективные защитные реакции, которые закрепляются в форме демонстрации им реакций безразличия или протеста. Родители и учителя, не понимая трудностей ребенка и не находя причин его неадекватного поведения, осуждают его, усиливая давление и контроль. В результате самооценка ребенка и его интерес к учебе падают, и складывается порочный круг: несформированность навыков деятельности ребенка ведет к неуспеху, что порождает тревогу, снижает самооценку и способствует закреплению роли неудачника. Для того, чтобы разорвать этот порочный круг дезадаптации и вернуть ребенка на путь развитая, необходимо использовать Системный подход, предполагающий работу психолога с целостной взаимосвязанной системой «родитель - ребенок-учитель».


Поэтому в основу программы оказания реальной помощи ребенку заложено рассмотрение взаимоотношений и взаимодействий между ребенком, родителем и учителем с точки зрения единой целостной взаимосвязанной системы, в которой все участники взаимно обусловливают состояния и поведение друг друга. Для изменения состояния этой системы программа предусматривает одновременное воздействие на все ее элементы, а также на связи между ними, обусловленные типом сложившихся взаимоотношений. Это осуществляется путем проведения психологом работы отдельно с детьми, родителями и педагогами, а также путем коррекции их коммуникации.

Исходя их этого, выделяются следующие блоки программы:

- просветительская работа с педагогическим коллективом; - коррекционно-развивающая деятельность с учащимися;

- профилактическое мероприятие с родителями.

Цель программы:

Формирование благоприятной социальной среды (школа, семья), обеспечивающей соответствующее возрасту общее, интеллектуальное, психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, социально - нравственного поведения, обеспечивающего учащимся успешную адаптацию к школьным условиям и обучению.

Задачи:


  1. повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с трудными детьми (проведение семинара);

  2. обогащение воспитательного опыта родителей, касающегося предупреждения конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях и их разрешения (проведение родительского собрания);

  3. оптимизация процесса взаимодействия трудных подростков с социальной средой (с родителями, сверстниками, учителями и др.); формирование навыков саморегуляции (проведение коррекционно-развивающих занятий);

  4. осуществление систематического отслеживания процессов взаимодействия в системе «педагог - ученик», «ученик - ученик», «ученик - родитель» путем наблюдения и бесед.

Таким образом, к основным принципам содержания программы, отбора методов, форм и средств работы относятся следующие:


- Обеспечение комплексного характера психолого-педагогических воздействий, что позволяет учитывать все уровни жизнедеятельности ребенка (уровень социальных взаимодействий и общения, уровень самосознания и др.).

- Системный подход, предполагающий рассмотрение взаимодействий и взаимоотношений между детьми, родителями и учителями с точки зрения единой целостной взаимосвязанной системы.

Принципы гуманистической психологии и философии образования, предусматривающие организацию сотрудничества всех участников процесса (педагогов, родителей, детей). Предполагается уважение позиции каждого участника.


Основные методические положения.

Центральным моментом программы является комплексный подход, позволяющий охватить факторы различного уровня как условия и причины возникновения категории трудных учащихся. Выделяется внешний - педагогический уровень, обусловленный взаимодействием учащихся и педагогов, недостаточной эффективностью используемых педагогических средств, не учитывающих индивидуальных особенностей ребенка.

Факторы, характеризующие средний уровень, рассматриваются в качестве таких поведенческих реакций как агрессивность и враждебность детей по отношению к окружающему миру и к себе.

Факторы, относимые к внутреннему уровню, определяются как проявление личностных особенностей учащихся: эмоциональная устойчивость или неустойчивость, экстраверсия - интроверсия.

Важным элементом предлагаемой программы является также целостный подход к развитию и коррекции учащихся, предполагающий как учет актуального состояния на всех указанных уровнях, так и возможность коррекционного воздействия одновременно на все сферы их психической деятельности: двигательную, познавательную, эмоциональную.

Важной особенностью программы является выбор средств и методов работы с системой «родитель - ребенок-учитель».

  1. Для работы с родителями в данной программе используется такая форма деятельности как родительское собрание по предупреждению и разрешению конфликтов в детско-родительских отношениях, носящая профилактическую функцию. Тематика этой

    формы работы обосновывается, прежде всего, сложностью взаимоотношений родителей и
    подростков, которые часто сопровождаются повышенной конфликтностью.


  2. Коррекционно - развивающая программа работы с трудными подростками
    разработана для оказания психологической помощи детям, испытывающим трудности в
    обучении и социализации, непосредственно в условиях современной
    общеобразовательной школы. Программа предусматривает выбор таких форм
    коррекционно - развивающей работы и способов ее организации, при которых
    учитываются индивидуально-личностные особенности ребенка и ресурсы его развития.
    Воздействие на ребенка осуществляется в режиме групповой работы в специально
    организованной среде.

3. Работа с педагогическим коллективом школы, предусмотренная данной
программой, реализуется с помощью проведения семинара просветительской
направленности на тему «Особенности педагогического подхода к трудным детям».
Выбор этой формы работы с педагогами обусловлен тем, что позволяет не только
ознакомиться с теоретическим материалом, но и включает в себя практическую
отработку, а также подразумевает наличие обратной связи между психологом и
педагогическим коллективом.

Отслеживание результативности проведения программы психолого-педагогического сопровождения трудных подростков предполагается с помощью наблюдения за динамикой поведения и результатами обучения учащихся; взаимодействием педагогов и учащихся, а также особенностями семейного микроклимата. Возможно применение психологических бесед и некоторых диагностических методик, позволяющих определить указанные параметры.

Итак, предлагаемый вариант психолого-педагогического сопровождения подростков основан на сотрудничестве психолога с классными руководителями, педагогами-предметниками, заинтересованных в стимулировании развития трудных учащихся. Комплекс психолого-педагогических мероприятий должен создать предпосылки для устранения у учащихся неадекватных форм поведения, недоразвития предшествующих возрастных этапов и создать благоприятные условия для раскрытия их способностей. Программа реализуется путем создания для детей искусственной среды в виде психологического тренинга с последующим расширением этой среды до ситуации учебной деятельности. При работе с детьми психолог опирается не только на классных руководителей, но также на родителей и учителей, включая их в систему реализации программы.


Важной целью психологического вмешательства является в первую очередь осуществление воздействия на стиль взаимоотношений взрослых с ребенком. Это позволяет:

- изменить состояние ребенка, создав поддерживающую среду, в которой осуществляется коррекция и развитие недоформированных функций;

- изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях, и создать позитивные ожидания взрослых относительно положительных изменений ребенка.


Групповая работа

Среди различных методов психотерапии расстройств поведения у подростков предпочтение отдается групповой психотерапии. Работать с подростками 14-17 лет сложно, однако такие группы имеют высокий терапевтический потенциал так как в этом возрасте группа сверстников играет исключительную роль в жизни подростка, а сами они испытывают значительные трудности, связанные с импульсивностью, половым созреванием, конфликтными взаимоотношениями со взрослыми.

Многие психотерапевты, понимая, что подростки, обнаруживающие нарушения поведения, — жертвы семейной ситуации (например, семья с алкогольными проблемами), считают, что если в семье не произойдет терапевтически значимых изменений, подростку нельзя оказать значимой помощи. Вместе с тем «трудный» подросток может и сам многое сделать для себя. Он испытывает глубокие чувства, которыми ему трудно поделиться со своей семьей. Ему нужна помощь, чтобы выразить чувства тревоги, одиночества, самоуничижения, страха и замешательства, связанного с сексуальными проблемами. Подростку нужно показать, каким образом он может брать на себя ответственность за свою собственную жизнь.

Целью групповой работы с трудными подростками является включение их потенциальных личностных возможностей и сил для восполнения ущербного жизненного опыта и гармонизации индивидуального и социального функционирования личности. Это приводит к повышению возможности продуктивного разрешения внутренних и внешних конфликтов.


В процессе групповой психотерапии решаются следующие задачи:


  1. Осознание базовой потребности в безопасности и принятии, формирование базового
    доверия к миру, обретение состояний психофизического комфорта и расслабления.

  2. Осознание явлений созависимости, идентификация собственных чувств, мыслей,
    потребностей, избавление от страха сильных чувств и избегания близких отношений,
    проработка чувства стыда и сомнения. Принятие на себя ответственности за свои мысли,
    чувства и поведение.

  3. Осознание собственных агрессивных тенденций, дифференцировка приемлемых и
    неприемлемых способов выражения агрессии. Принятие того, что допустимые способы
    выражения агрессии обычно приводят к положительным результатам. Научение новым
    приемам разрядки агрессивности, проработка чувства вины.

  4. Избавление от хронического чувства собственной неполноценности. Повышение
    самооценки, формирование чувства собственной компетенции.

  5. Принятие собственной уникальности (создание чувства собственного «я» с
    соответствующими границами). Получение подтверждения принятия подростка средой
    сверстников, т. е. обретение еще одного «мы», помимо семейного «мы» и «мы»
    формально-школьного уровня.

Поставленные задачи вытекают из теории периодизации возрастного развития Э. Эриксона (1996), где каждая стадия имеет свои незавершенные эмоциональные реакции, оставляющие свой след в формировании зависимой, незрелой личности.


Особенности организации групповой работы

Предлагаемый тренинг можно проводить с подростками 12-16 лет. Организация тренинга предполагает необходимость решения следующих основных задач: набор группы, проведение предварительной диагностики, проведение цикла тренинговых занятий, заключительная диагностика. Решение этих задач осуществляется в форме следующих этапов.

1. Этап набора в группы и проведения диагностического обследования. Диагностическое обследование предполагает выявление таких поведенческих реакций как агрессивность и враждебность подростков по отношению к окружающему миру, а также индивидуально-личностных особенностей: эмоциональная устойчивость или неустойчивость, экстраверсия - интроверсия. Кроме того, необходимо получить информацию о социокультурных условиях развития ребенка в семье и школе, а также о наличии актуального конфликта.


  1. Этап проведения тренинговых занятий, на которых вырабатываются необходимые навыки. Эти навыки закрепляются ситуацией успеха в искусственной тренинговой среде. Тренинг рассматривается как способ формирования поддерживающей и контролируемой среды, в которой возможна коррекция неэффективных и неверно сложившихся навыков поведения, а также формирование новых навыков коммуникации. При этом приобретаемые навыки связываются с возможностями разрешения детьми конфликтов в реальных ситуациях.

  2. Этап заключительной диагностики предполагает завершение группового процесса. При этом результаты диагностического обследования в определенной форме сообщаются детям как объективная оценка их новых возможностей. Перенос навыков успешной деятельности на реальную ситуацию подростка проводится за счет формирования у него мотива развития его личности.

Описание групповых занятий

Размер группы: для работы с подростками обычно рекомендуется закрытые группы в количестве 3-8 человек. Продолжительность каждого занятия 1-1.20 минут.

План занятий предусматривает 3 основные части:

1) вводная часть;

2) рабочее время;

3) обсуждение (шеринг).

Вводная часть и обсуждение должны составлять примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена активной психотерапевтической работе.

Вводная часть служит для включения участников группы в работу. Повышается комфортность в группе и устанавливается возможность взаимодействия участников друг с другом, а также связь между всеми занятиями. Все последующие занятия необходимо начинать с краткого обзора предыдущей встречи. Очень важно спросить подростков, не хотят ли они что-нибудь «высказать» (любые чувства, мысли или вопросы) по поводу последнего занятия. Другой очень важный момент — обсуждение того, что подростки попробовали сделать сами между занятиями (например, новые способы поведения).


Рабочее время направлено на выполнение намеченной цели (темы) занятия и зависит от динамики группы.

Обсуждение является важнейшей частью каждого занятия, поскольку позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали во время занятия. Обсуждение затрагивает внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия, новые чувства, мысли и поведение и возможности применении новых знаний.

Внутриличностные процессы включают в себя все, что происходило с подростком на занятии: его мысли, чувства, физические реакции и т. д. Этому уровню отвечают следующие вопросы:


  • Что ты чувствовал, когда рассказывал об этом?

  • Какие мысли возникали у тебя, когда кто-то рассказывал о своих проблемах?

Межличностные взаимодействия включают в себя все, что происходило между членами группы. Этому уровню отвечают следующие вопросы:

  • Как ты считаешь, что происходило сегодня в группе?

  • Что нового ты узнал о других членах группы?

  • На какие новые мысли, чувства и поведение других участников группы ты обратил внимание?

  • Какие новые идеи возникли у тебя сегодня в группе?

  • Что нового ты почувствовал по сравнению с тем, что ты чувствовал перед на
    чалом занятия?


  • Что тебя удивило?

Возможности применения новых знаний.

Чтобы узнать, как подростки собираются применять новые знания, следует задать следующие вопросы:

  • Над чем бы вы хотели поработать на этой неделе (например, стать более уверенным в себе)?

  • Что вы можете попробовать предпринять, чтобы изменить свое поведение (чувства, негативные мысли)?

Обсуждение следует проводить после выполнения каждого упражнения и в конце занятия. Если не уделять должного времени обсуждению, все предыдущие этапы психотерапевтической работы могут утратить смысл. Обсуждение помогает структурировать все достигнутое в процессе занятия. Это дает возможность точно и ясно понять, что произошло, помогает закрепить приобретенный опыт. Выйдя за дверь, подростки должны быть способны сказать: «Я узнал это, это и это, и я собираюсь сделать это. это и это».


Обсуждение предполагает также и составление плана домашнего задания. Групповая работа должна помочь подросткам в их стремлении изменить свою жизнь. В этом смысле имеет значение не только содержание групповых занятий, но и все, что происходит вне них. Работа между занятиями дает возможность закрепить в реальной жизни тот опыт и те навыки, которые подростки получили в процессе работы на занятиях. Предполагается, что подростки выполняют домашние задания в перерыве между занятиями, а на встречах группы рассказывают о результатах своей работы. Содержание домашнего задания ведущий группы (психотерапевт) и участники группы обговаривают вместе. Обычно такая работа заключается в выполнении рада когнитивных, поведенческих и/или эмоциональных задач и упражнений.

Конкретные цели домашнего задания заключаются в том, чтобы:

* научить подростка контролировать свое поведение и ответственно относиться к работе над собой;

ускорить достижение результатов групповой психотерапии;

* выработать уверенность в собственных силах (т. е. дать почувствовать, что они могут работать над своими проблемами самостоятельно так же успешно, как и на занятиях).

Очень важно ясно и понятно объяснить подростку необходимость выполнения домашней работы. Домашняя работа должна обязательно перекликаться с содержанием занятия. Задания должны быть понятны и должны соответствовать возможностям участников группы.

Важно не забыть обсудить результаты домашней работы на занятии группы.


Занятие № 1 «Вступительное»

Цель: знакомство с членами группы и организация взаимодействия участников друг с другом.

Вводная часть

1. Психологу следует представиться и поприветствовать участников группы. Сказать, что на этом занятии необходимо познакомиться и начать обсуждать, чему каждый хочет научиться в группе.

2. Можно предложить членам группы «поздороваться» друг с другом «необычным» способом:


мизинцем правой руки, мизинцем левой руки, правым локтем, левым локтем, правым плечом, левым плечом, правой пяткой, левой пяткой, правой коленкой, левой коленкой, правым боком, левым боком, спиной, животом, затылком, правым ухом, левым ухом, носами.

При этом следует двигаться хаотично (в режиме «броуновского» движения) в пределах комнаты в сопровождении ритмичной музыки.

3. Далее следует разбить участников группы на пары и попросить их познакомиться: сказать, как их зовут, что означает, как переводится имя. что они думают или чувствуют по поводу предстоящей групповой работы. Попросить их сказать друг другу, как бы они завершили следующие предложения:


  • «У меня лучше всего получается...».

  • «Я горжусь тем, что я...».

  • «Самая трудная ситуация, с которой я успешно справился, — это...».

Через несколько минут необходимо собрать группу и попросить каждого: подростка рассказать, что он(а) узнал(а) о собеседнике/собеседнице. Во время выступления психологу важно поощрять следующие формы поведения.

  • Откровенность. Говорить что-нибудь типа «Спасибо за рассказ о твоем партнере» каждому выступающему. Использовать все свое умение слушать: улыбаться, кивать головой и применять другие невербальные знаки внимания.

  • Обращение друг к другу. Если подросток при выступлении смотрит на психолога или в сторону, необходимо напомнить, что он должен обращаться прямо к тому, о ком говорит.

  • Высказывание по очереди. Если кто-то хочет выступить второй раз, сказать: «Подожди немного, пока не выскажутся те, кто еще не говорил. Потом снова наступит твоя очередь».

В качестве разминки можно попросить подростков построиться по алфавиту! имен, по росту, по цвету волос.

Далее участники группы совместно с психологом вырабатывают «Кодекс группы». Типичными положениями «Кодекса», как правило, бывают следующие.

  • Приходить на занятия группы нужно вовремя.


  • Каждый участник группы имеет право выступить.

  • В группе все обязаны относиться друг к другу с уважением: пытаться не давать оценок, быть искренними в своих чувствах.

  • Во время занятий не допускаются насмешки друг над другом. Каждый защищен от физического насилия.

  • У каждого есть право сказать «нет» или «пропускаю». Но прежде подумать: «Если я скажу «нет», может, я потеряю единственную возможность узнать что-то важное про себя».

  • Каждый имеет право покинуть группу, но «обратной дороги» нет. Если обстоятельства вынуждают преждевременно прекратить занятия, важно сказать об этом другим членам группы.

После выработки основных правил необходимо обсудить вопрос, чем эти правила полезны для группы. Можно написать их на листе ватмана и спросить участников группы, не хотят ли они добавить еще что-нибудь.

Внимание! На первом занятии вводная часть может занимать до половины всего времени занятия.

Рабочее время включает в себя следующие этапы:

  1. Попросить нарисовать свое состояние на момент начала работы группы. Этот рисунок станет первым в галерее рисунков, которые вывешиваются на стене друг под другом, и будут отражать динамику личностных изменений. Провести обсуждение — что общего
    есть в рисунках, что удивило, какие чувства возникли?

  2. Попросить нарисовать свой автопортрет в символической форме, поместить рисунок под рисунком «мое состояние», провести обсуждение. Попросить самостоятельно разбиться на пары и «пообщаться» без помощи рук с закрытыми глазами: поздороваться, познакомиться, обменяться впечатлениями, попрощаться (время выполнения упражнения
    5-7 мин).

  3. Попросить подростков нарисовать свои впечатления «о другом» в символической форме, рисунок поместить под «автопортретом».

Далее проводится обсуждение трудностей, возникших в ходе выполнения упражнений. Домашнее задание: нарисовать «несуществующее животное», придумать для него «несуществующее» название, описать, что оно любит и не любит.



следующая страница >>