sotrud.ru 1 2 3




Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Арлюкская средняя общеобразовательная школа»


Неделя математики в школе

(методическая разработка)


Учитель:

Мурасова Валентина Сергеевна,

учитель математики

МОУ «Арлюкская СОШ»

2010


Якушкина Елена Дмитриевна,

учитель математики

МОУ СОО № 95

п.Мундыбаш


Кемерово 2009

1. Введение 3

2. Реферативная часть 5

3. Неделя математики 8

4. Заключение 12

5. Литература 13

Приложение 1 15

Приложение 2 29

Приложение 3 34

Приложение 4 39

Приложение 5 53

Приложение 6 61

Приложение 7 63


Введение

Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса математики является хорошо организованная внеклассная работа. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект.

Как показывает педагогическая практика, наиболее приемлемыми и часто используемыми формами внеклассной работы по математике являются математические кружки, факультативы, олимпиады. Но регулярные занятия по данным формам интересны и доступны далеко не всем детям. А в условиях школы с малой наполняемостью классов количество учащихся просто не позволяет по существующим нормам наполняемости вести учителю либо кружок, либо факультатив. Нужны такие виды деятельности, которые были бы интересны не только сильным учащимся. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое главное для ученика – чувство личной значимости. Можно и нужно говорить о полезности такой деятельности, которая, с одной стороны, стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность учащихся, с другой – несет в школу праздничность и дух состязательности. Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя.


Предметная неделя по математике является комплексной формой работы по предмету, своеобразным итогом работы ученика, парадом детской фантазии и творчества. Для школ с малой наполняемостью классов - это еще и возможность проявить себя в той или иной степени для каждого, пусть даже плохо успевающего ученика. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов. Это пример плодотворного сотрудничества учителей разных циклов, так как в таких школах довольно часто учитель математики всего один.

Но проанализировав результат проведения школьной недели математики и, сравнивая фактический результат с представлением о желаемом, получаем проблему обновления содержания недели математики в школе с привлечением

новых форм участия школьников, нового обширного информационного материала, умело подобранного, не входящего в рамки школьного учебника.

Цель:

Составить методическую разработку «Школьная неделя математики».

Задачи:

1.Изучение информационного материала, его анализ и обработка.

2. Подготовка методической разработки «Неделя математики в школе»

3.Стимулирование интереса учителя к хорошо организованной внеклассной работе по предмету.


Реферативная часть

Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным”
.

Б. Паскаль

Активизация внеклассной деятельности по математике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предмету, но и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний. Одной из форм внеурочной работы по предмету является неделя математики. Учитель математики не может ограничивать рамки своей деятельности только обучением детей в классе. Чтобы быть хорошим и воспитателем учащихся, необходимо не только прививать им данную сумму математических знаний, но и навыки коммуникативной культуры и будить активную творческую мысль.


Программа и имеющееся в распоряжении учителя время не всегда дают ему возможность останавливаться на уроках на важных и интересных вопросах математической науки, и необходимость внеурочной предметной деятельности очевидна. Внеклассные занятия с учащимися повышают и квалификацию самого учителя. Ни к одному уроку учитель так много не готов как к внеклассному мероприятию. Если учитывать исключительно интерес, с которым школьники относятся к этим формам учения, то любой учитель, умело организуя работу, будет вознагражден ее результатами.

Внеклассная работа по математике  формирует и развивает способности  и  личность ребёнка. Управлять  этим процессом - значит не только  развивать  и  совершенствовать  заложенное в человеке природой, но формировать  у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так  как  каждый  человек воспитывает себя  прежде всего сам,   здесь   добытое   лично  - добыто на всю жизнь.

Неделя математики проводится с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Тематические предметные недели способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближают учителя и ученика.

Вопросы и задания предметной недели подобраны и составлены так, что будут по «зубам» не только отличникам по математике, но и любителям других дисциплин. Все смогут проявить себя в лучшем свете, и вряд ли кто останется безучастным и скучающим. Веселые познавательные игры, КВНы, конкурсы значительно оживят изучение такой строгой, «сухой», а для многих даже и «страшной» дисциплины, какой является математика, научат ребят пользоваться полученными знаниями, терминологией, разовьют их память и логику.

Математические вечера – одна из интересных и действенных форм внеклассной работы, распространенная в качестве итогового мероприятия предметной недели.

Подготовить хороший Математический вечер – дело трудоемкое, но когда накоплен определенный опыт, существует банк внеклассных мероприятий, есть методические рекомендации по проведению подобных вечеров, то тогда работа организаторов значительно облегчается.


Независимо от формы содержания и структуры математического вечера можно выделить его основные этапы:

        Сбор участников вечера. Каждому, прежде чем попасть на итоговое мероприятие предметной недели, необходимо «завоевать право на участие», решив задачу, или ответив на вопрос. Затем пришедшие знакомятся с содержанием оформления зала, выставок и принимают участие в играх.

        Содержательный этап вечера. Проведение тематического спектакля, КВН-ы, театрализованные конкурсы знатоков.

        Развлекательный этап. Небольшой концерт типа «капустник» объёмом в 5-6 номеров.

        Подведение итогов недели. Награждение победителей и активных участников конкурсов.

        Дискотека. (Необязательный этап).

Проведение предметных недель в школе вызывает у учащихся повышенное внимание и желание поучаствовать. Ведь помимо формирования и развития интереса к математике у самого широкого круга ребят, соревнования “Предметные недели” сплачивают, школьников, делая настоящей командой, развивают творческие способности.

У организации недели математики в школе должны быть следующие оправдавшие себя принципы:


  1. Углубление и расширение учебного материала.

  2. Привитие учащимся практических навыков.

  3. Сообщение сведений из истории развития математики.

  4. Решение примеров и задач повышенной трудности.

  5. Использование занимательной математики.

На этапе подготовки недели математики (за 10–15 дней до ее начала) объявляется конкурс грамот с математической символикой и номинация, математических кроссвордов, различных поделок по предмету, математических сказок (2–6-е классы), стенных газет, которые могут быть тематическими например, посвященными великим математикам или интересным открытиям) или содержать загадки и удивительные факты и т.д.. Важно, чтобы газеты были красочными и включали разборчивый и доступный текст. Возможно, организовать выпуск газет в виде презентаций на компьютере учащимися старших классов. В проведении недели математики задействованы все учителя математики и смежных дисциплин. Вместе со старшими школьниками они готовят материалы для проведения конкурсов и викторин.


Основные задачи предметной недели: создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика; организовать плодотворное сотрудничество при взаимном уважении друг к другу участников совместной деятельности; поддержать у детей состояние активной заинтересованности овладением новыми, более глубокими знаниями по математике.

Неделя математики в школе

Цель: формирование у учащихся положительных мотивов к учебному труду, привитие интереса к предмету математики, развитие логического мышления, сплочение коллектива учащихся в совместной работе.

Задачи:

1.Создание мотивационной среды к участию в неделе математики.

2.Расширение кругозора учащихся.

3.Проявление школьника в качестве активного участника или хотя бы

активного болельщика.

4.Развитие умения взглянуть на давно привычные вещи с новой, неожиданной точки зрения .

Тематический план проведения недели математики

Этапы предметной недели

Форма проведения мероприятий

Деятельность учащихся по классам

Отслеживание результатов

Подготови-тельный этап

Заседание организационного комитета


Оформительская работа

Обсуждение плана проведения недели, внесение предложений представителями всех классов

Оформление информационных бюллетеней, подготовка презентаций, математических газет, наглядных материалов к мероприятиям, изготовление костюмов,

Наблюдение за деятельностью учащихся

«День истории математики»


Презентация «Из истории развития математики»

Презентация «Ученые-математики»

Мероприятие для 4-6 классов. Проводят учащиеся 8-9 классов

Мероприятие для 7-9 классов. Проводят учащиеся 10 классов

Наблюдение за деятельностью учащихся по ходу мероприятия, изучение продуктов деятельности учащихся.

«День занимательной математики»

Турнир «Самый умный математик»

Приложение 1

Мероприятие для 7 класса.



Наблюдение за деятельностью учащихся


«День занимательной игры»

Игра «Счастливый случай»

Приложение 2

Игра «Поле чудес»

Приложение 3

Мероприятие для учащихся 5 класса


Мероприятие для учащихся 6 класса

Наблюдение за деятельностью учащихся


День массовы х состязаний

«Математическое кафе»

Приложение 4

Игра «Два рояля»

Приложение 5


«Матбой»

Приложение 6

Мероприятие для учащихся 8 класса


Мероприятие для учащихся 9 класса

Мероприятие для учащихся 10 класса

Наблюдение за деятельностью учащихся


Математический вечер

КВН

Приложение 7

Мероприятие для 5-11 классов

Наблюдение за деятельностью учащихся



Подведение итогов

Заседание оргкомитета


Подведение итогов, внесение новых предложений учащимися


Беседы с учащимися, анкетирование учащихся по материалам предметной недели




Заключение

В данной работе рассмотрен один из видов внеклассной работы по математике – предметная неделя.

Из изложенного выше, можно сделать вывод, что неделя математики содержит сценарии разнообразных конкурсов, викторин, игр и других мероприятий, рассчитанных на школьников разных возрастов. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, мероприятия могут послужить отправной точкой в возникновении познавательного интереса. Игровые ситуации активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Участие в неделе математики повысит интерес к математике, внесет разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимет утомление, разовьет внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Главное назначение недели математики – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных задач, воспитание у учеников определенной культуры работы над задачей.


Литература

1. Агеева И.Д.Занимательные материалы по информатике и математике.Методическое пособие.- Москва : «Творческий Центр»,2006.-240 с.

2. Акимова С. Занимательная математика.- Санкт –Петербург. : “Тригон”, 1997. – 608 с., илл.

3.Альхова З.Н.Внеклассная работа по математике- Саратов ОАО «Лицей»,2001-288 с.

4. Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема //Начальная школа. – 2003. - № 1 – с. 44 – 53.


5. Глейзер Г.И. История математики в школе 7-8 кл. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – 240с.

6.Гончаров Л.В.Предметные недели в школе. Математика. Волгоград:Учитель,2002-156 с

7. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл.сре.шк. – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.: ил. ISBN 5-09-000412-9

8. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1978.- 192с.

9. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 1990. – 96 с.: ил. – ISBN 5 – 09 – 002716 – 1.

10. Мазаник А.А. Реши сам. – 2-е изд.перераб. – Мн.: Нар.асвета, 1980. – 239с., ил.

11. Макеева А. Урок занимательной математики. (Задачи с экологическим содержанием)// Математика. – 2000. - № 15 – с. 15 – 16.

12.Степанов В.Д.Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: Кн.для учителя.-М.:Просвещение, 1991.-80 с.

13. Петров В.А. Преподавание математики в сельской школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986, - 186с.

14. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. Кн. для учащихся 7-9 кл.ср. шк. -.: Просвещение, 1990. – 224 с.: ил. – ISBN 5-09-001290 – 3.


Приложение 1



следующая страница >>